Возможности телемедицины сегодня

Медицинские технологии

Олег Смирнов:

Добрый вечер! В эфире Mediametrics, программа «Медицинские гаджеты», в гостях Имамов Алексей – управляющий партнер «ВрачиОнлайн». Алексей, добрый вечер!

Алексей Имамов:

Добрый вечер!

Олег Смирнов:

Алексей, мы решили проговорить о великом – о медицине вне границ, о будущем медицины, о телемедицине. Насколько я понимаю, год назад стартовал Ваш стартап или проект «ВрачиОнлайн». Что за год удалось сделать, что реализовали?

Алексей Имамов:

За год мы сделали много шагов в плане развития проекта. Сейчас, если говорить про программное обеспечение, есть мобильное приложение, оно вышло в мае этого года, веб-версия, которая тоже заработала с января. Есть уже трафик, который мы гоним через Яндекс.Директ, через социальные сети. Англоязычная версия у нас появилась, буквально месяц назад мы тестировали и международный трафик. Я сам лично посетил много стран-лидеров – это Америка, Англия, где телемедицина давно уже прочно вошла в каждый дом, был обмен опытом. Хотел бы рассказать некие лайфхаки, иностранные коллеги, конечно, более открыты, когда им пишешь письма о том, что поделитесь опытом, и они спокойно, на дружеской волне приглашают тебя в офис в гости. Я за этот год был в 3 или 4, на мой взгляд, лидирующих стран, где телемедицина лет 10 точно существует довольно плотно. Надо отметить, что большая поддержка со стороны государства идет, национальная система здравоохранения хорошо работает в Англии, у них это развивается ежегодно. Цифра в 10 раз пока превышает те цифры, которые есть на рынке телемедицины в нашей стране.

Олег Смирнов:

В нашей стране эта идея зародилась 1,5–2 года назад, в общем-то, рынок ожидал одного, в итоге получили несколько другую историю про телемедицину. Если говорить про телемедицину врач-врач, история давняя, это еще где-то с 90-х все пошло. То, что получили, скажем, истории софтверные, как digital, который рассчитывал на какую-то глубокую интеграцию с ОМС, и с постановкой ди- не получилось. Закон и все протоколы обслуживания по телемедицине у нас видоизменились. Получилось, что Ваш проект стартовал до принятия закона. На сейчас изменения по принятию закона и вступления в силу его действия как-то скорректировали Ваш бизнес-план, Ваш проект?

Алексей Имамов:

Если смотреть на всех игроков…

Олег Смирнов:

Некоторые просто ушли, вот Mail.ru отказались, решили только с Фармой работать.

Алексей Имамов:

Кто-то занимает нишу и нишуется, то есть не распыляется на большие программы. Кто-то уходит, сворачивается, кто-то понимает, что в чистом виде бренд телемедицина очень маленький, если брать совокупно оборот.

Олег Смирнов:

Он непонятный.

Алексей Имамов:

Он непонятной, то есть мы понимаем, что при партнерстве со страховыми компаниями реализация коробочных решений…

Олег Смирнов:

Чудесный кейс на этой или прошлой неделе анонсировался Кобрендинг Х5, банк и страховая. То есть и телемедицина, по-моему, в баллах «Перекрестка» теперь.

Алексей Имамов:

Я это называю телемедицина и ее геймификация в разных партнерских программах. Я вижу, что пытаются этот продукт в коробочном виде реализовать при продаже турпакетов, турпутевок и каким-то образом влиять на медицинский предрейсовый осмотр водителей. Пытается всеми силами и «Мегафон»…

Олег Смирнов:

Все крупные игроки играют, то есть там все сотовые операторы, они хорошо эту тему подхватили.

Алексей Имамов:

У них доступ к большой базе.

Олег Смирнов:

И крупные холдинги – Яндекс, Сбербанк, «Северсталь» и прочие. Там достаточно много команд, которые глубоко погрузились в софт, в изучение проблематики. Не у всех есть готовый продукт, кто-то не стал выводить. С десяток приложений, я бы не назвал даже это медициной, это либо поиск врача, либо консьерж-услуги, плюс какая-то история про ЗОЖ может фигурировать. Это что-то типа Вашего продукта. Еще в ветеринарию некоторые пошли.

Алексей Имамов:

Я тоже видел, у кого – сейчас не вспомню.

Олег Смирнов:

Неважно, но есть, не будем рекламировать другие истории. Какие перспективы Вы видите, то есть с записью к врачу более-менее понятно, видите ли Вы перспективу, посмотрев Англию, Америку, именно для развития оказания медицинских услуг? Потому что путь DocDoc – это ЕМИАС в коммерческой структуре. Это, наверное, хороший софт, хороший сервис, почему бы и нет, он будет жить, но медицина там проглядывается на чуть-чуть. Если привносить опыт зарубежных партнеров, можно ли это дело как-то подправить, чтобы все-таки появилась медицина в этих сервисах, реальная медицина?

Алексей Имамов:

То, что digital медицина будет гораздо больше интегрироваться в нашу жизнь, это факт. Даже если вспомнить 10 лет назад, как мы пользовались банковские картами, и люди наотрез отказывались. Сейчас мы понимаем, что это и заинтересованность государства, прежде всего, в оптимизации своих расходов на здравоохранение. Использую технологический стек, который позволит скептикам врачам принять уровень проникновения интернета в удаленные города России. Мы смотрели, кто были первыми нашими пациентами на онлайн-консультациях, это подтверждается нашим исследованием рынка, это реально люди из удаленных маленьких городов, такие как, например, Искитим Новосибирская область, либо город, который на карте можно не увидеть, – Актобе в Казахстане.

Олег Смирнов:

Актюбинск бывший.

Алексей Имамов:

Кстати, Крым наш, по-моему, одна из самых первых консультации была как раз из Крыма. Даже из Казахстана у нас была консультация офтальмолога, и пациент был настолько благодарен нашему сервису, что говорит: «В нашем городке такого врача нет». Окулиста в принципе не существует, надо ехать в ближайший райцентр, чтобы получить консультацию специалиста, а тут мы предоставляем…

Олег Смирнов:

У нас и по России за такими примерами далеко ходить не надо, чтобы получить консультацию специалиста, нужно ехать в райцентр.

Алексей Имамов:

Если первоначально брать какой-то срез, люди из удаленных малых городов действительно нуждаются в онлайн-консультации, потому что хотят проконсультироваться. Первое – конечно, получить уверенную помощь в формате консультации специалиста, профессора или доктора, чтобы он выдал какие-то свои рекомендации.

Олег Смирнов:

Здесь мы попадаем в некую ловушку, если мы консультируем Казахстан, вроде бы ничего, а вот по России первичные консультации больше рекомендательного характера, тут диагноз-то ставить, к сожалению…

Алексей Имамов:

Тут диагноз не поставишь. Если брать статистику, где больше данных, Европа, Америка...

Олег Смирнов:

Что у них?

Алексей Имамов:

До 70 % – это обращение к врачу общей практики. Как правило, нужно пациента успокоить, чтобы он не занимался самолечением и не разрабатывал свою психосоматику, чтобы не вычитывал то, что не про него, диагнозы, которые выдает поисковая машина. Врач, в онлайн-консультации успокоив его, дает рекомендательную историю, что Вам нужно лежать, сдавать анализы либо уже записываться на очный прием. Мы понимаем, что ВОПы – врачи общей практики – оказывают полконсультации, которую можно получать в онлайн.

Олег Смирнов:

Наше здравоохранение сейчас тоже активно переводит большинство врачей на врачей общей практики, есть такая тенденция. Врачи к этому не всегда хорошо относятся, но при этом эта тенденция есть. Есть превентивная медицина, которая за рубежом где-то уже фигурирует, и эта история с ЗОЖем, а ЗОЖ у нас сам по себе существует, он где-то в социальных сетях, кто-то с тренером, кто-то без, кто-то следит. А в медицине есть школа здоровья по диабету, еще по каким-то заболеваниям, и, в общем-то, на этом все. Оттуда что-то можно перетащить, именно удаленные консультации и применить для такой диджитализации.

Алексей Имамов:

Принимая опыт зарубежных коллег?

Олег Смирнов:

Да, желательно, у нас пока нестыковочки идут.

Алексей Имамов:

Если смотреть российский рынок, очень сложно завоевать доверие чисто консьюмерской историей, B2C. Тут надо шагать сразу с корпоративным участием, например, Дни здоровья в крупных компаниях посредством каких-то трекеров, вещей, связанных с ЗОЖем. Мы понимаем, что лояльность будет выше, если мы берем корпоративный сектор. К примеру, когда устраивается ЗОЖ, они подтягивают своих родственников, мужа, жену, и вопрос как-то дальше оседает в нужном направлении. Человек соревнуется, и дарятся какие-то подарки, кто больше пройдет пешком – 15000 шагов обязательно проходить ежедневно.

Олег Смирнов:

b2b-шная история, каким-то образом заинтересовать службы HR.

Алексей Имамов:

Это как раз через эйчар-взаимодействие, чтобы в компании, в которой десятки, сотни тысяч сотрудников, через большие корпорации устраивали такие Дни здоровья и людей начинали оцифровывать такими гаджетами, или какие-то программы лояльности существовали в рамках нематериальной мотивации.

Олег Смирнов:

Пробовали по Москве общаться, встречаться? Готовы наши к этим историям?

Алексей Имамов:

Адидас самые активные в этом плане. На нас выходил один из таких сервисов, который устанавливает эти треки, какое-то софтверное решение, и там у них 49% клиентов – это Америка, то есть они изначально там масштабировались, они сейчас заходят на российский рынок, пока сложно с буксами.

Олег Смирнов:

У нас о здоровье заботиться вперед не принято, на диагностику мы идем, когда заболит.

Алексей Имамов:

Да, когда уже что-то тянет либо колет. Но если брать крупные города, много что стало со спортом.

Олег Смирнов:

Бегать стали больше, в парки ходят, это правда.

Алексей Имамов:

Я сам лично на своем примере использую велошейринг, наши городские велосипеды. Нечаянно зашел, посмотрел, оказывается, я уже проехал 200 км за 1,5 месяца, потому что велосипед стоит возле дома, ты можешь спокойно проехать на велосипеде 1,5-2 км до какой-то точки в течение получаса. Инфраструктура растет, люди стали больше заботиться, это видно, становится больше спортивных объектов, появляются спортивные площадки, все преображается.

Олег Смирнов:

Москва хорошо входит в эту тенденцию спортивного города, города здоровья, побороться за чистоту от курева и от прочего – будет вообще шикарно.

Алексей Имамов:

Получается, что сделал Адидас и остальные? Они создают комьюнити в Адидасе, устраивают День бега, бесплатные воркауты, устраивают какие-то городские фестивали, у них есть драм-н-бэйс, они делают пробежки, занятия проводят в Лужниках на открытом воздухе. Через комьюнити они продвигают ЗОЖ, правильное питание и какие-то индивидуальные туры с этим связанные. Если брать опыт зарубежных коллег, все через комьюнити. Начиная с университетов, все в комьюнити, поэтому это хорошая модель, и я думаю, что ее надо брать.

Олег Смирнов:

А финансирование за рубежом как организовано? У нас понятно. Адидас в свое время, когда создавал, активно финансировали. У них сначала было волевым усилием сверху, с определенными нюансами обратного оттока, то есть обратной реакции персонала. Потом они это немножечко переломили, сейчас они практически не инвестируют, то есть у них уже пошло по накатанной, без инвестиций от головной компании. За рубежом это персональная оплата или компания за людей платит?

Алексей Имамов:

Я знаю, что платит все-таки компания. Но также есть определенные метрики, которые позволяют загрузить метрику, посмотреть общий уровень состояния сотрудника. Я сам лично пробовал в компании, психоэмоциональный уровень становится выше, повышается работоспособность. Когда провел месяц в Силиконовой долине, я посмотрел, что они выделяют инфраструктуру в крупных компаниях, медитативные классы, они могут выбрать коуча, не своего мэтра, а из другого отдела, чтобы они не пересекались. В этом плане они создают те условия, которые благоприятно влияют на здоровье сотрудника, есть его показатели, он продает, занимается развитием, непосредственно влияет. Поэтому заинтересованы все-таки компании, они выделяют на это бюджет и деньги.

Олег Смирнов:

У нас компаний, которые активно учувствуют в жизни сотрудника, не так много, к сожалению. Вы – партнер DocDoc, они являются частью одной из крупнейших компаний работодателей, какие-то инсайты знаете интересные, что-нибудь они на себе тестируют из своих сервисов, пошли дальше коммерческого ЕМИАСа?

Алексей Имамов:

Нет у них какого-то космического взлета, какого-то быстрого развития. Сбербанк устраивал тендер как раз на телемедицину, на коробочное решение со страховой компанией, выиграла другая компания. Старая модель у них существует, какого-то прорывного тестирования нет.

Олег Смирнов:

Вы в этом отношении со своим сервисом что-то думаете внедрять?

Алексей Имамов:

Была история, сейчас мы ее как раз откатываем, делаем некое проблемное интервью, спрашиваем, какие есть боли в клиниках, и софтверное решение хотели бы развернуть в B2B, потому что много клиник, как привлечь пациента, как его удержать, как это все автоматизировать, оцифровать.

На сегодняшний момент врач является собственной базой пациента, но он ею никак не управляет. То есть нужно показать реальные цифры, как можно оцифровать и использовать софт, чтобы пациент возвращался, либо возвращался хотя бы ретеншин, был в формате онлайн-поддержки. Потому что кто-то поддерживает отношения в офлайне с врачом, если он уезжает, он всегда знает, что он достал гаджет и может проконсультироваться со своим врачом, используя такой сервис. Мы хотим сейчас идти в сторону B2B, развивать платформу в формате подписки, использование нашей софтверной историей с ежемесячной оплатой. Единственное, нужно понять, какой нужен функционал, потому что это будет градация: крупная, средняя или маленькая клиника, в зависимости от их реальных нужд и что они хотят в первую очередь использовать в плане софта, в плане меню, в плане расписания, которое может интегрировать использование сервиса, которое подключается.

Олег Смирнов:

Уже получилось посегментировать между крупными, средними, мелкими клиниками? Потому что история, на мой взгляд, примерно такая: если врач известный и уже наработанный, то ему новые клиенты не очень нужны, они сами приходят, и если этот врач идет в какую-то клинику, то там десяток таких врачей, клиники загрузку обеспечат. Не сталкивались Вы с таким? Для кого сервис, кому нужен поток новых пациентов?

Алексей Имамов:

Я думаю, что это либо молодая клиника, либо это средняя.

Олег Смирнов:

Крупные обычно ДМСками завалены, они от государственных практически не отличаются.

Алексей Имамов:

Им есть над чем работать, я думаю, что это какая-то сегментация, прежде всего.

Олег Смирнов:

Есть еще клиники первого этажа так называемые, мне непонятно, как все организовано внутри, клиника, где 2-3 специалиста сидят. С одной стороны, хорошо, модель вроде бы для регионов, но непонятно – жизнеспособность там есть или нет?

Алексей Имамов:

У меня есть реальный пример с цифрами. Когда я ездил в командировку в Санкт-Петербург, к потенциальной клинике-партнеру, они говорят, что у нас есть база полмиллиона пациентов, есть 4 клиники в Питере. Не знаю, насколько она считается средней или крупной, такой сегментации мы не делали. Мы говорим, что мы запускаем в партнерство, но при этом мы говорим, чтобы использовать онлайн-консультации, мы делаем кобрендинг внутри себя, что покупая ежемесячную подписку, вы имеете доступ к 50% скидке на сдачу анализов. В таком формате люди начинают покупать подписку, предположим, за 3-5-7 тысяч рублей, в зависимости от анализов, или еще туда могут входить исследования какие-то. Вот таким магнитом является скидка 50%, люди могут покупать, и сама клиника будет использовать наш софт, насколько она крупная, некрупная, имея базу в полмиллиона пациентов.

Олег Смирнов:

Полмиллиона – вроде, база хорошая, понятно, что обращаемость несколько раз в год, но реально пациентопоток, конечно, другой, но как бы полмиллиона база – мелкой не назовешь, это не клиника первого этажа, ближе к средней, к среднекрупной. Что про диагностику говорят? Моя любимая тема – диагностика, превентивная диагностика, исследования. Что про интеграцию диагностических параметров, про медкарты, что на рынке слышно, может быть, что-то есть у зарубежных коллег интересного?

Алексей Имамов:

Про диагностику, что Вы имеете в виду? Какая может быть диагностика?

Олег Смирнов:

Что можно проинтегрировать уже сейчас? Пробовали ли что-то интегрировать, по медкартам, по передаче анализов из клиники в клинику, удалось ли договориться между крупными игроками?

Алексей Имамов:

Этот вопрос объемный, тяжелый. Я знаю, что Ростех пытается, у них задачи стоят государственной важности. В этом ключе пока не идем, мы смотрим, как у коллег. Тяжелая задача, пока никак.

Олег Смирнов:

Есть государственная, понятно, у них задача сделать единую медкарту, но коммерческую историю они не собираются пускать. У DocDoc работа сдвинулась или просто пока анонсы на сайте?

Алексей Имамов:

Я думаю, пока анонсы. Если говорить глобально про DocDoc, пытаются сделать один мощный агрегатор.

Олег Смирнов:

У них есть ресурсы?

Алексей Имамов:

Да, к которому хотят объединить еще 3-5-6 сильных игроков, которые этот рынок будут заламывать, переламывать, формировать в будущем. Они в такой вроде и ожидающей позиции находятся, но и в любой момент они могут собрать всех, чтобы задать новый тренд или новое направление. Поэтому они могут быть в ожидательной позиции.

Олег Смирнов:

На тестах все хорошо, и электронные больничные, и медкарты, но пока руками пощупать нечего. За рубежом электронная карты –это уже действительность или пока экспериментальное движение?

Алексей Имамов:

Уже есть примеры, электронная карта существует, уже очень много есть кейсом. Когда я общался с телемедицинским сервисом в Силиконовой долине, поступило предложение объединить компании, чтобы вместе строить Макдональдс. Они говорят, что капитализация наша увеличивается, и при этом они вышли на ICO и пытались предложить нам часть доли, на которую они претендуют в токенах. Это говорит о том, что американцы по-другому видят весь бизнес, бизнес-модели.

Олег Смирнов:

Может, это так только в Силиконовой долине?

Алексей Имамов:

Возможно, там создана такая история, что все верят, действительно там люди инвестируют в любые проекты. Город Сан-Франциско мне запомнился, что в любом кафе, ресторане все говорят про стартапы, про бизнес, про искусственный интеллект, про технологии блокчейн, про Тесла. Это три самые обсуждаемые темы. Мы отказались от такого предложения. Тем не менее, было интересно получить такую обратную связь. Мы с ними поддерживаем дружеские отношения, периодически созваниваемся, в Москву они в гости прилетали.

Олег Смирнов:

Технологическое какое-то решение у них есть, ноу-хау, что они предлагают?

Алексей Имамов:

Они говорят, что мы приходим в клинику и говорим, что есть софт, платите деньги за использование, банальная типичная подписка.

Олег Смирнов:

Миссы для клиник, пожалуйста, хочешь в коробке, хочешь под ключ, вопрос интеграции. Проблема наших клиник в том, что написано одним, адаптировано под одну клинику, интеграция между собой данных, вот эта история интересна. Как все унифицировать, какими протоколами передавать? Описание болезни, то что касается текстов, там история тяжелая, одно и то же заболевание можно описать по-разному, и тогда начнется путаница между врачами, а дальше пошли компетенции. На форумах, когда полазишь, мамы с детками – чудесные люди: «Сходила в поликлинику, один врач назначил один метод лечения, одну схему, пошла в другую поликлинику – другой врач назначил…» Это абсолютно нормально, потому что один врач видит заболевание так, назначает одну схему, другой врач увидел заболевание вот так и назначил то, что кажется ему…

Алексей Имамов:

С разными препаратами.

Олег Смирнов:

Да, с разными препаратами, и в этом ничего страшного нет. Тут подходим к внешней оценке качества врачей, а это вообще песня. То, что digital в свое время заявлял, что мы будем на основе отзывов. А тут Вам слово, что Вы про это слышали и кто-нибудь сдвинулся в этом отношении? То есть оценка качества врачебной помощи, в принципе, это как раз цифровая часть.

Алексей Имамов:

Мы когда изначально проектировали нашу программу обеспечения, мы предложили рынку выбор. Если мы говорим про оценку консультации врача по системе звездочек, мы видим, что есть независимая оценка пациентов, которые обращались к этому врачу, и у врача есть рейтинг. На основании рейтинга он публичен, он открыт, проведя 10 консультаций, врач видит, что рейтинг его поднимается либо опускается, и это выдача его наверх, если мы говорим про вот такую оценку.

Олег Смирнов:

Она же имеет и обратную сторону, начиная с потребительского экстремизма, не так улыбнулись, либо сходила к одному, дали одну схему… Оба протокола имеют право на жизнь, и в этом ничего страшного нет. Отдавать оценку качества врачебной помощи на сторону потребителя…

Алексей Имамов:

Да, это не то, что совсем не правильно, тут большой вопрос. Как ее оценить, потому что всегда будут горе-пациенты, которым будут все не нравиться, есть капризные, есть мнительные. Поэтому уникального решения, волшебной палочки…

Олег Смирнов:

Волшебную палочку где-то за рубежом видели?

Алексей Имамов:

Не пролетала мимо.

Олег Смирнов:

Как делают за рубежом? Не встречались с таким?

Алексей Имамов:

Судятся сразу. Деньги зарабатывают на этом.

Олег Смирнов:

Тут у них более откатанная система, наша система несколько другая, у нас судиться не очень принято либо принято в крупных случаях.

Алексей Имамов:

Поэтому там, может быть, по-другому, и ментально по-другому они относятся ко всей этой истории. Это как анекдот про полицейского в Америке и в России, если брать про взятки. Полицейскому есть что терять в Америке, а полицейскому в России нечего терять, поэтому он берет взятки.

Олег Смирнов:

У нас сейчас тоже борются. Возможно, мы тоже когда-то победим коррупцию на более высоких, нежели на рядовых позициях. Азиатскую сторону Вы посещали за последний год?

Алексей Имамов:

Хороший вопрос. Мне дали информацию, когда я общался с партнерами, если брать рынок телемедицины, это 50 миллиардов долларов, из них это 2 страны – Америка и Китай. Совсем недавно был тур по Азии, был в Китае, если смотреть там клиники, они все перегружены. Эту историю мы закладываем в рамках нашего развития, может быть, на конец следующего года. Я верю в международный трафик, я верю в наших мигрантов, которые уехали туда, и они нуждаются в консультациях наших русских врачей. Потому что как бы хорошо человек не знал второй язык, он не сможет с врачом объясниться со своими симптомами, а на нативном языке ты сможешь объясниться с врачом и спокойно рассказать. Поэтому существует определенный рекламный инструмент, когда можно таргетировать аудиторию, которая живет в Германии, несколько миллионов наших мигрантов, если брать Европу, Америку, Азию. Конечно, цена. Почему в Америке онлайн-консультация стоит 50 долларов, а очный прием 300 долларов? Очевидно, что тут выгода есть, может быть, дали какой-то толчок телемедицине за счет того, что мы видим цены. Цена за онлайн-консультацию будет выше, если мы понимаем, что есть разные акции за 500 рублей, кто консультирует и за 199.

Олег Смирнов:

Это рынок несформировавшийся, пока еще только щупают его.

Алексей Имамов:

Если брать цифры и брать юнит-экономику в плане нашей телемедицины на российском рынке, она не сходится, она убыточна у всех. Не знаю, что должно произойти, чтобы все касты, которые несут любые компании, которые имеют похожий софт, окупились только за счет онлайн-консультаций, в таком живом виде, выходя на B2C рынок.

Олег Смирнов:

B2C – историй прибыльных вообще пока не видел и не вижу. B2B истории, у которых что-то зарабатывают, безусловно, есть, их не так много, они буквально единичные, но B2B истории работают. И богатый опыт в общении врач-врач, там уже 10-летиями практики наработаны, тут уже получается некий дополнительный инструментарий в виде телемедицины.

Алексей Имамов:

Поэтому если говорить про перспективы развития нашей компании, опять же, есть идеи и гипотезы. Она либо может быть какой-то эксклюзивной, в формате это будет дороже. Это будет вип-сервис с медицинским ассистансом, с сопровождением, с каким-то реально крутым профессором, где консультация может стоить 100 долларов или 200, когда к нему на очный прием расписан. Другой момент, это мощный партнер, такой брендинг, который позволит интеграцию с трех сторон: большого медицинского центра, партнера в виде страховой или фармацевтической компании и нашей платформы.

Олег Смирнов:

Цифрового решения.

Алексей Имамов:

Вот в таком формате мы можем говорить, что компания может развиваться, что дойдет до точки безубыточности по всей модели, если говорить про бизнес цифрами. Это мое видение, и я смотрю рынок, это хорошая история с крупным партнером, который даст какой-то скачок развития.

Олег Смирнов:

У Вас заявлен ВТБ как страховой партнер, это партнер DocDoc или Вы сами договаривались?

Алексей Имамов:

В рамках партнерства мы можем предлагать при онлайн-консультации страховые продукты компании ВТБ, мы с ними заключили партнерское соглашение, через наш сайт идет переадресация. Идея моя была такая, что человек, пройдя консультацию в случае выезда за рубеж, если выяснится при разговоре, может спокойно купить у нас полис ВЗР. Спокойно в одном месте проконсультироваться…

Олег Смирнов:

Находясь уже там?

Алексей Имамов:

Да, находясь там, по ссылке, нажать – все откроется, информативная понятная форма, как оплатить, как нажать.

Олег Смирнов:

Их не смущает, что пациент может находиться в состоянии страхового случая при покупке? Многие страховые говорят о том, что задним числом страховки, я не очень понимаю позицию страховых, возможно, Вы что-то здесь больше знаете. Потому что история, когда ВЗР проплатила за 3 дня либо в текущий момент, многие пытаются судиться, буквально недавно были громкие дела, по ТВ выходило. Позиция страховщиков не очень понятна. Но при этом, насколько я помню, ВТБ телемедицинский коробочный продукт поставил на полки почты России летом прошлого года, если не раньше.

Алексей Имамов:

У ВТБ очень большая филиальная сеть, у них более 25 миллионов клиентов, они могут даже в рамках своих отделений предлагать и сотрудничать с крупными ретейлами, сотовыми связями.

Олег Смирнов:

Удается продавать в цифре именно эти продукты?

Алексей Имамов:

Если говорить много ли мы продаем…

Олег Смирнов:

Нет, вообще. Просто насколько покупатели реагируют на предложение как такового продукта, именно отклик покупателей?

Алексей Имамов:

Именно купив какой-то страховой продукт?

Олег Смирнов:

Да.

Алексей Имамов:

Доверие, лояльность небольшая. У нас максимальная лояльность, когда человек либо напрямую взаимодействует, все-таки у людей есть всегда подозрение: «Что-то тут не то, пойду я либо ногами, либо зайду на сайт».

Олег Смирнов:

Каким способом можно завоевать доверие покупателя, кроме скидок 50%, тут на других мотивах играем. Есть ли какой-то предмет, видение, чтобы увеличить лояльность покупателей к цифровым консультациям, к продуктам страховым, да просто к продаже ДМС. Она, в основном, идет за счет B2B истории, я слышал цифры, что до 50% в B2C ушло по некоторым компаниям, но пока не верю.

Алексей Имамов:

Хороший вопрос, Олег, Вы задали. Я вспомнил про нашу идею, когда мы тестировали и смотрели, для кого это будет максимально быстро и кто может быть не основным, а кому это нужно было еще вчера: это приезжие, это мигранты, это люди, которые здесь находятся в неоформленном официально положении, и им, конечно, куда идти, как раз для них такое спасение. Мы проводили промо-акции, раздачу наших листовок, мы делали День здоровья в нескольких торговых центрах, говорили про уровень глюкозы и о том, что нужно прийти к врачу, либо записаться, либо зарегистрироваться, скачать наше мобильное приложение, чтобы получить результат. Вот эта аудитория будет максимально лояльной.

Олег Смирнов:

Кто своего врача еще не имеет.

Алексей Имамов:

Да, не имеет, он не прикреплен, вот они могут быть. Говорить о каких-то цифрах сейчас…

Олег Смирнов:

Они разные, пока еще все на тестах. Ну что, успехов Вашему проекту, развивайтесь, используйте новые технологии, будем наблюдать, удачи. Спасибо за беседу. Спасибо зрителям. Всего доброго! До свидания.

Алексей Имамов:

До свидания.