Где брать энергию?

Психология

Светлана Ходукина:

Это программа «Час с психотерапевтом Хачатуряном». В студии Гурген Хачатурян и Светлана Ходукина. Мы сегодня будем говорить об энергии, но, поскольку Гурген – психотерапевт, а не биоэнергет или какой-то шаман, то мы будем говорить не с точки зрения того, как восстанавливать свое биополе. Нет, мы будем говорить с точки зрения психологии: как в себе энергию сохранять, не терять, использовать, тратить.

Гурген, приходили к вам пациенты с запросом, что «нет сил». Бывало такое?

Гурген Хачатурян:

Да. Очень часто.

Светлана Ходукина:

То есть, актуальная тема?

Гурген Хачатурян:

Конечно. «Нет сил» – говорят мне люди. В целом, поскольку вопрос лежит не только в психотерапевтической, но еще в общемедицинской плоскости, то первое, что мы делаем – отправляем человека на обследование в эндокринологическом плане, в основном, потому что есть некоторые заболевания, требующие достаточно серьезного лечения, которые могут протекать именно за счет того, что человек чувствует хроническую усталость. Например, тот же самый сахарный диабет очень часто проявляется именно усталостью, низкий гемоглобин может проявляться хронической усталостью, и ряд других заболеваний, на которые следует обращать внимание, могут проявляться только из-за усталости. Поэтому к психотерапевту люди должны попадать уже после того, как исключили все остальное, может быть, не всё очевидное, но, по крайней мере, то, что угрожает непосредственно здоровью.

Светлана Ходукина:

Вообще, проверить свое здоровье, наверное, никогда не лишне. Можно очередной раз напомнить, что диспансеризацию никто не отменял.

Гурген Хачатурян:

Диспансеризацию никто не отменял, да. Лучше проходить регулярные контрольные точки по поводу своего здоровья, для того чтобы точно знать, где именно стоит ждать подвох от вашего организма.

Светлана Ходукина:

Значит, если у человека есть хроническая усталость или он не чувствует в себе энергию, то первое, что стоит сделать, – пройти обследование. Можно прийти к обычному терапевту, не к психотерапевту, и он разберётся, куда надо направить.

Гурген Хачатурян:

Да. Сейчас есть в поликлиниках есть категория врачей, называется врачи общей практики. Очень классные специалисты, многих лично знаю, к которым можно прийти с этим вопросом, и они составят определенный план обследования. Может быть, вы попали в чудесную статистику людей, у которых не хватает витамина D. Этот современный бич, эпидемия нехватки витамина D.

Светлана Ходукина:

Значит, человеку стоит рассматривать вопрос нехватки энергии с точки зрения психотерапии после того как он исключил все заболевания.

Гурген Хачатурян:

Да, все соматические причины, по которым у вас может быть недостаток жизненного тонуса и энергии. Вот если все в анализах хорошо, тогда мы делаем так: «Здравствуйте! Садитесь. Давайте разбираться, что с вами произошло».

Светлана Ходукина:

Будем исходить из того, что приходит человек, который уже исключил эти вопросы.

Гурген Хачатурян:

Тут достаточно тонкий момент. У нас же как обычно происходит? Сначала ты лечишься, как соседка – у нее было то же самое, ты начал пить такие же лекарства; потом ты пошел в аптеку – тебе сказали: пей витамины. После этого ты уже пошел к психотерапевту. Я, действительно, знаю психотерапевтов, которые сразу почему-то говорят, что да, это ЛНПА, но к таким заявлениям я бы предложил относиться скептически или настороженно. Не буду говорить ничего про компетентность такого специалиста. Возможно, он уже и так видит, что это его причина, но я обычно стараюсь не рисковать. Мои коллеги, которые мне доверяют, тоже так обычно не рискуют. Всякий раз, так или иначе, всё происходит после обследования. Без заключения врача идти к психотерапевту не стоит.

Светлана Ходукина:

Возвращаемся к тому, что человек уже обследовался, у него ничего серьезного, что могло бы вызывать такие симптомы, нет никаких причин. Тогда что дальше? Какие могут быть психологические причины? Как человек может помочь себе, если он просто вяленький, приуныл?

Гурген Хачатурян:

Дальше мы. Исключив соматические причины состояния бессилия, мы исключаем психиатрические причины бессилия. Есть такая штука, называется апатико-абулический синдром, когда хронически нет ни что сил, только безволие. Апатико-абулический синдром может быть свидетельством не только состояний, требующих психотерапевтического лечения, но может быть предвестником неприятных психических расстройств, которые точно так же, как и соматические заболевания, требуют фармакологического лечения. То есть, даже если вы всё исключили и пришли к психотерапевту, не удивляйтесь, что психотерапевт отправит вас к психиатру, либо сам будет проводить с вами психиатрическую консультацию для установления подобных диагнозов. Это абсолютно нормально, всё делается ради вашего блага.

Светлана Ходукина:

Чтобы более точно определить причины и помочь человеку.

Гурген Хачатурян:

Да, совершенно верно. Можно годами ходить на психотерапию, разбираться с детством, а у вас либо гормоны щитовидки, либо через год случится дебют какого-нибудь психиатрического заболевания. Поэтому надо относиться серьезно, как и к любым вопросам, связанным со здоровьем. Когда уже все коллеги сказали, что «нашего ничего нет, человек здоров», в этот самый момент под ярким светом софитов открывается дверь, комната заливается ярким светом и появляется в нашей жизни психотерапевт, который говорит: «Ну, давайте поговорим».

Светлана Ходукина:

О чем вы говорите, в среднем? Какие могут быть причины и как проблема может выглядеть вообще? Как человек ее определяет? Когда он с утра просыпается, и уже устал, или когда просто нет мотивации и ничего не хочется делать? Или когда с утра усталый, и днем усталый, и вечером усталый и всегда уставший?

Гурген Хачатурян:

Примерно так всё и происходит. Приходит человек и говорит: «У меня не хватает ни на что сил». Это может быть мать в декрете, отец, сын. Прийти может кто угодно. Как затравочка, аперитив для нашего сознания встаёт вопрос: а в чем, собственно говоря, причина, почему так происходит? Ведь, очень часто бывает так, что у человека нет сил что-то делать, потому что он не хочет этого делать, но боится себе в этом признаться. Пытается себя заставить, и, чем сильнее он пытается заставить себя что-то делать, тем сильнее включается механизм противоборства и тем меньше он это делает. Наше поведение, по большому счету, чаще всего отражает наши реальные мысли.

Светлана Ходукина:

А если человек осознает, что, на самом деле, «я просто не хочу». Вроде, надо, но не хочу. Не хочу я ухаживать за ребенком, устала, например. Но я же не могу себе признаться, что я не хочу. Поэтому ты обходишь эту мысль, и, наверное, может случиться такая беда, что ты сам себя обманываешь. Иначе бы сказал: «Да не хочу», и всего-то делов. Может быть, стало бы уже легче, да?

Гурген Хачатурян:

Может быть, стало бы.

Светлана Ходукина:

Ситуация номер один: может быть, надо понять, что человек не хочет делать, и вообще, может быть, ему это и не нужно делать. Например, можно что-то поменять.

Гурген Хачатурян:

Да, совершенно верно. Потому что именно аспект нужности или ненужности наших дел тоже имеет очень большое значение в нашем психологическом здоровье. Тут вопрос в том, что надо себе в этом признаться – в том, что не хотите вы этого делать, не лежит душа. Если начать раскручивать клубок, то там уже будет столько всего: и обязательства, и «Пацан сказал – пацан сделал».

Светлана Ходукина:

«Кто, если не я?»

Гурген Хачатурян:

Да. В общем, масса нюансов, которые самим фактом наличия в вашей жизни будут высасывать энергию, о которой мы сегодня говорим.

Светлана Ходукина:

То есть, в целом, это понятная дорожка, уже можно разбираться. Понимать: а почему ты решил, что только ты можешь? Может быть, есть другие возможности. Может, где-то можно взять поддержку, попросить и так далее? Наверно, не тот случай, где человек может сам сесть и решить, разобраться. Не знаю, может быть, есть высокоосознанные люди, которые могут заниматься саморефлексией, но их мало. Главное, не прокручивать в своей голове жвачку.

Есть ли еще очевидные причины? Допустим, человеку вроде нравится то, что он делает, нет ситуации, что ему не нравится, но, все равно, почему-то нет энергии.

Гурген Хачатурян:

Да, такое бывает в том случае, когда человек загоняет себя как лошадь на ипподроме. Тут вопрос даже не в том, что есть обязательства или «никто кроме меня», а человек попадает именно в круг, и крутится-крутится-крутится, как в фильме «Мимино». Человек просто не в состоянии остановиться, сделать паузу, сделать перерыв, и банально устает. Человек, может быть, просто устал, и в таком случае на вопрос: «Откуда брать энергию?» есть ответ: «Отдохнуть». Наладить для себя возможность отдыхать, дать себе право, возможность, отдыхать. Ещё очень много постсоветских людей старой закалки, они живут с подсознательной парадигмой: «отдохнем на том свете» или «отоспимся в могиле».

Светлана Ходукина:

Да, или: «можно отдыхать, только если ты болен».

Гурген Хачатурян:

И такое бывает, особенно, у бабушек-пенсионерок. Я вам как-то рассказывал о том, как они доводят себя на дачах до абсолютного исступления. У них сама формулировка «что-то я себя неважно чувствую, дай-ка, я отдохну» содрогает лучшее в душе. Не только лучшее ― многое.

Светлана Ходукина:

Итак, определили ситуацию номер один. Ты делаешь что-то, но на самом деле ты этого делать не хочешь, и поэтому у тебя нет энергии. Твой организм, на самом деле, очень умный, он тебе говорит: «Я не хочу это делать. И ты не хочешь. Зачем мы это делаем? Я обиделся и не буду давать тебе сил, потому что мне это не нравится». Ситуация номер два. Делаешь то, что тебе нравится, но ты забегался, устал, и не даешь, опять же, своему организму возможность посидеть, подумать, поразмышлять, каким-то образом перезагрузиться.

Есть еще что-то очевидное? Или, по сути, проблема делится на такие две ситуации, два направления? Есть ли у нас универсальные советы, или не универсальные, которые могут помочь людям быть более энергичными? Я, например, сейчас скажу. В прошлый раз мои советы оказались актуальными. В Интернете много чего интересного пишут на данную тему, начиная от попрыгать, посмотреть на цвет и впитать энергетику цвета, который тебе нравится. Много фантастического пишут, как повысить энергетику, мне один совет понравился: чтобы быть энергичным, наденьте новые носки (свежие). И все, не надо к психотерапевту.

Гурген Хачатурян:

Вообще, свежее белье – не так уж и плохо, да. Это хорошо.

Светлана Ходукина:

По разным параметрам может быть полезно. Может и вдохновлять, и энергию давать.

Гурген Хачатурян:

Да. В конце концов, может быть, те носки в течение целого года впитывали энергию, и поэтому надо их надеть, обновить энергию.

Светлана Ходукина:

Нет, серьезно. Мне кажется, что можно пройтись по достаточно простым советам, вплоть до совета выспаться. Хотя, может быть, это про отдых.

Гурген Хачатурян:

Вообще, в целом наладить режим дня – это универсальный совет в психотерапии, которому надо следовать.

Светлана Ходукина:

Мне кажется, мы зря не уделяем ему должного внимания, подразумевая, что это очевидная мысль, но людям она, может быть, не очевидная. Наладить режим дня – это...

Гурген Хачатурян:

Режим дня – это режим, при котором вы просыпаетесь и засыпаете примерно в одно и то же время и спите, сколько надо. Главное ― вы спите ежедневно, ночью, лежа и дома. Когда я учился, нам говорили: спать нужно ночью и желательно дома. Поэтому в такой формулировке мы и оставим. Налаживайте режим дня, и не забывайте, что все начинается именно с него.

Светлана Ходукина:

Режим дня, режим питания, физические упражнения. Зарядочка, хотя бы пятиминутная. Пятиминутная зарядка каждый день – это лучше, чем двухчасовая никогда.

Гурген Хачатурян:

Браво! Наверное, вы, действительно, правы. В общем, банальные, набившие оскомину аксиомы, которые тянутся у нас из детского садика или из пионерского лагеря «Артек», надо делать, конечно, потому что подчинение жизни ежедневному укладу даст вам уверенность в том, что все будет. Это даст нам стабильность. Вообще, в целом, есть такая позиция, что, если вы заведете себе какой-нибудь утренний обычай ― не будем говорить слово «ритуал», именно «утренний обычай», ― в этом тоже есть определенный профит.

Светлана Ходукина:

Чистка зубов не подходит под обычай?

Гурген Хачатурян:

Нет, это правила гигиены, которыми не стоит пренебрегать. А вот, например...

Светлана Ходукина:

…поклониться солнцу.

Гурген Хачатурян:

Если вы язычник, то да. Если вы не язычник, вы можете, например, утром сделать какой-то обычай – пять минут пить кофе и читать свежие газеты. У меня был как-то промежуток времени, когда я просыпался, по утрам шли «Черепашки-ниндзя», поэтому я сделал себе такой обычай. Я по утрам смотрел мультик «Черепашки-ниндзя». Я тогда всегда опаздывал на работу. До сих пор, кстати, опаздываю. Да и на эфиры опаздываю. Так вот, тогда я приходил на работу опоздавшим, но бодрым, потому что появилась традиция. Это, действительно, дает некие силы, потому что ты понимаешь, что день начинается плюс-минус идентично. Это заставляет тебя думать о том, что любое дерьмо, которое бы сегодня не происходило, к вечеру обнулится, и утром будут «Черепашки-ниндзя», и все вроде бы как начнется заново, поэтому на надо с собой дальше тащить воспоминания о вчерашних неудачах.

Светлана Ходукина:

Классная мысль! Может быть, даже можно для начала сэкономить на психотерапевте. Не идти разбираться, а попробовать пока использовать такие штуки: наладить режим сна, режим питания, ввести какие-то утренние обычаи в свою жизнь ― приятные пятиминутные мероприятия, которые доставляют удовольствие, и будут давать некоторый ресурс.

Гурген Хачатурян:

Да. А дальше уже начинается психотерапия, направленная на поиск именно ресурсов. Когда у нас не хватает уже сил для чего-то, тут мы начинаем искать ресурсы. Мне кажется, мы как-то об этом с вами говорили – о ресурсах.

Светлана Ходукина:

Это уже отдельная интересная тема, но сейчас мы все равно не поговорим о ней подробно.

Гурген Хачатурян:

Вообще, в целом, хорошо пройти все эти элементы, они связаны между собой. Во-первых, проверить здоровье, во-вторых, разобраться с причинами психотерапевтического характера, по которым у вас нет сил. Почему? Есть события, которые вызывают сильный блок на выполнение. С чем он связан: конкретно с событием, конкретно с вашей личностью? Решаете этот вопрос, разбираетесь с ним и ставите все точки над ё, как бы это смешно ни звучало, закрываете гештальт. Затем начинается уже ресурсная терапия, поиск того самого ресурса, на который вы можете опираться и из которого вы будете черпать энергию для своих достижений.

Светлана Ходукина:

Если сказать коротко, то ресурс – это то, что вас заряжает. Может быть, это общение с людьми. Может быть, есть возможность пятнадцать минут поспать на работе, если нужны физические ресурсы. Может быть, есть что-то, что просто нравится делать.

Гурген Хачатурян:

Сиеста – да, действительно, крутая штука. Очень много ресурсов, например, в инстинктах. Ресурс ищется там. Очень много ресурсов в художественном восприятии мира, в раскрытии собственного творческого потенциала либо, в творческом самовыражении, как в арт-терапии. Можно искать свою силу в собственных набросках наскальной живописи и листах бумаги. Ресурс можно искать в семье, в своей родословной. В общем, везде.

Светлана Ходукина:

По большому счету, ресурс – это то, где ты наполняешься, что тебя заряжает, то есть поискать интересное занятие.

Гурген Хачатурян:

Совершенно верно. Собственное хобби. Например, мне очень нравятся наши с вами посиделки раз в неделю.

Светлана Ходукина:

Ясно, что ресурс – это о том, чтобы поискать свои хобби, увлечения, занятия, проведение времени, которые действительно вам нравятся. Не всё же время делать только то, что нужно, нужно заниматься и тем, что нравится. Это очень важно.

Гурген Хачатурян:

Конечно. Нужно делать то, что вас наполняет чем-нибудь хорошим, и с кем вас наполняет.

Светлана Ходукина:

Гурген уже стал такой озорной, что надо заканчивать эфир.

Гурген Хачатурян:

Все, да? Отправьте меня работать. Вот видите, это и есть тот самый ресурс. Я пришел сюда хмурым...

Светлана Ходукина:

…а ушел озорной. В прошлый раз то же самое было. Я немножко психотерапевт.

Гурген Хачатурян:

Да, потому что у нас есть такой пятничный ритуал – встретиться, пообщаться. Может произойти все что угодно в жизни, и хорошее, и плохое, но не надо забывать про царя Соломона: «И это пройдет». Может происходить все что угодно, но мы встречаемся здесь каждую пятницу.

Светлана Ходукина:

Это означает, что мир стоит, пятничные эфиры проходят.

Гурген Хачатурян:

Пятничные эфиры проходят, и все у нас будет хорошо. Это первый ресурс, он связан именно с цикличностью и повторяемостью. Второй ресурс – общение. Мы пообщались, мы делаем то, что нравится. Я, например, обожаю болтать, и говорил бы, не останавливаясь. Наверное, это многие заметили. В профессии, в работе, поскольку большей частью приходится слушать, не всегда получается болтать. А тут я болтаю, и меня все слушают. Я сижу, смотрю, сколько еще людей, кроме Светланы, на меня смотрит. Это тоже меня наполняет. Вот так, понемножку мы отовсюду ищем ресурсы. И всё, я уже бодр, весел, сейчас еще пойду кофе выпью, и вообще будет хорошо!

Светлана Ходукина:

Отлично! Мне кажется, что получилось классно, лаконично, информативно. Напоминаю нашим зрителям и слушателям, что, если вы столкнулись с проблемой нехватки энергии, то, как сказал Гурген, стоит сначала обратиться к врачу общей практики и разобраться, нет ли каких-то соматических проблем со здоровьем.

На этом мы заканчиваем наш эфир, неожиданно. С вами были Светлана Ходукина и Гурген Хачатурян.