Стоматология сама себя не продаст?

Стоматология

Тэги: 

Дмитрий Ахтуба:

Дорогие друзья, с Вами «Мединвестклуб» с доктором Ахтуба. Сегодня мы будем говорить о стоматологическом маркетинге. Я недавно был спикером на одной конференции по стоматологии и познакомился там с Марией. Мария, очень благодарен тебе, что пришла к нам сегодня в студию. Надеюсь, что наша приятельская беседа понравится нашим гостям. Мария Ефремова – директор по маркетингу группы компаний «Фэнтези» и Алексей Антипин – директор по рекламе и маркетингу компании «НоваДент».

Друзья, я предлагаю сейчас немного поговорить о Вас: кто Вы, что Вы, как Вы пришли к своему сегодняшнему состоянию и откуда идея стать директором по маркетингу в стоматологических клиниках?

Мария Ефремова:

Идея возникла случайно. В целом, я в маркетинге уже больше 20 лет. Это всегда был маркетинг в медиа: я работала в издательском доме «Коммерсант», на радиостанции «Серебряный дождь», на телеканале МТВ, мы делали для радиостанции Relax FM, Сити-FM, «Детское радио». Я везде отвечала за маркетинг, но я иногда хожу к стоматологу. Мой любимый стоматолог – Владимир Александровский. Мы подружились, и Володя меня 4 года назад позвал помочь с продвижением своих клиник. Не могу сказать, что сразу серьёзно отнеслась к его идее, потому что привыкла мыслить очень масштабными категориями, большими аудиториями, не могла всерьез понять, насколько медицина может быть увлекательной. Я попробовала, очень быстро втянулась, очень полюбила медицину, очень понравился коллектив. Очень понравилось то, что это близкая к жизни отрасль, очень благородная, наполненная смыслом и тем, что делаешь жизни людей действительно лучше, а не просто абстрактно сеешь какие-то смыслы в теле- или радиоэфир. Собственно говоря, так произошёл переворот в моей жизни, и я очень счастлива, что я здесь.

Дмитрий Ахтуба:

Отличная история! Алексей, теперь ты нам расскажи, что тебя привело в маркетинг?

Алексей Антипин:

В маркетинг меня привела, можно сказать, случайность. По первому образованию я инженер, никакой не интернет-маркетолог. Поработав какое-то время инженером по профессии, я решил, что меня тянет что-то другое и решил открыть свою компанию. Это была небольшая типография, я изготавливал сувенирную продукцию. Постепенно я понял, что больше и больше времени я провожу в интернете, самая эффективная моя реклама была та, которая шла через интернет. В итоге я понял, что это моё, это то, что действительно приносит мне удовольствие, и я пошел в рекламное агентство.

В рекламное агентство я попал к очень классному специалисту Павлу Рыскову, я считаю, что он, по сути дела, был моим коучем. Он был моим директором и я считаю его своим основным учителем. Проработав у него порядка 1,5 лет, я подошел и сказал: «Павел, извини, но я перерос, мне нужно что-то другое». Он предложил: «Хочешь попробовать себя в другой сфере, медицине?» Когда я работал интернет-агентстве, я неоднократно работал с «НоваДент». Он предложил сходить на собеседование. Я пришел и понял, насколько компания амбициозна, интересна, какие огромные точки роста есть в интернет-маркетинге. Я все больше и больше погружался в эту сферу и понимал, что стоматологическая ниша ― это не паханое поле, которое можно развивать и вносить действительно что-то новое, что-то сильное. Когда я пришел в компанию, был какой-то сайт, какая-то аналитика в Excel. Постепенно я понимал, что они никуда не годятся, что нужно все менять. Настроив первые инструменты по аналитике, мы стали понимать, насколько мы можем расти всё выше и выше. Постепенно мы внедряли более новаторские инструменты и смогли отстроить аналитику в стоматологии. Это ниша, в которой мало кто отстраивает сквозную аналитику. Мы смогли это сделать, мы поняли, на чем мы растем, кто наши пациенты, как мы можем нести им пользу, и за счет этого мы растем и идем очень хорошими темпами.

Дмитрий Ахтуба:

Маша, у Вас тоже сквозная аналитика?

Мария Ефремова:

Нет, чего у нас нет, так это сквозной аналитики. Мы сейчас написали собственный МИС, Медицинскую операционную систему, отличную, на базе 1С. Раньше мы работали на другой, на которой работают 80 % рынка – очень неудобной для интеграции, очень закрытой, неповоротливой. Мы написали свою МИС и сейчас внедряем туда большие маркетинговые блоки, включая и сквозную аналитику Росстата.

Алексей Антипин:

Да, у нас идёт такая же связка, Росстат и 1С. Есть, куда расти, скажем так. Мы еще одну прокладку используем, скажем так.

Дмитрий Ахтуба:

Друзья, Вы говорите «сквозная аналитика». Знают ли наши слушатели, о чем идет речь? Вы можете на пальцах объяснить, что такое сквозная аналитика и для чего она нужна?

Алексей Антипин:

Если говорить коротко, мы понимаем, с чем Вы работаете. Допустим, я пациент. У меня болит зуб и я ввожу запрос: «Вылечить зуб». Далее, после перехода на сайт мы понимаем Ваше дальнейшее поведение.

Мария Ефремова:

Система понимает источник трафика, откуда пришел человек, по какому запросу пришел, какие у него дальше были действия на сайте, готов ли он был заполнить заявку сразу, был он уникален или это уже его второй-третий заход; на какие страницы он пошел, откуда он решил позвонить или оставить заявку, или он ушел, сколько времени пробыл на сайте. Что дальше происходит с пациентом? Если он записался на прием – дошел ли он до кресла, если он дошел до кресла – остался ли он лечиться?

Алексей Антипин:

Дорогие наши пациенты! Мы никуда не передаем информацию, всё делается только Вам во благо!

Мария Ефремова:

Всё делается для того, чтобы понимать, какие источники рекламы эффективные, а какие нет. Персональные данные пациента никак не учитывается, мы всего лишь видим весь путь.

Дмитрий Ахтуба:

Мне очень нравится задавать вопросы про современные тренды. Куда идет рынок стоматологии? Я часто сижу в этой студии с коллегами-стоматологами и у каждого в голове что-то свое. Что скажут маркетологи, куда движется стоматология? Может быть, про интернет-маркетинг что-то скажете?

Мария Ефремова:

Мы про маркетинг хотим поговорить или про медицинскую часть? Или про утопическое будущее?

Дмитрий Ахтуба:

Давайте про то и про другое. Я задал, по сути, два вопроса: что такое стоматология, куда она идёт, как Вы считаете? Давайте, как футурологи. Может, к большой красной кнопке всё придет? К машине, куда пациент засовывает голову, нажимает кнопку и ему вылечивают зубы?

Мария Ефремова:

Сложно сказать, насколько в обозримом будущем он сможет засунуть голову и нажимать кнопку, и будут ли роботы лечить зубы вместо людей. Уже научились гарантированно и качественно выполнять аутотрансплантацию зубов, научились пересаживать, есть подтвержденные опыты, что можно взять здоровый постоянный зуб у ребенка и пересадить взрослому, у которого утрачен зуб.

Дмитрий Ахтуба:

Звучит немного страшновато.

Мария Ефремова:

Моему ребенку в связи с ортодонтическими проблемами удалили здоровенную красивую крепкую пятерку, потому что она никак не помещалась в зубной ряд. Будь у меня отсутствующий зуб – вполне можно было бы им со мной поделиться. Сейчас мы уже начинаем такие услуги оказывать, несмотря на то, что совсем недавно можно было думать, что это какое-то далекое будущее.

Вообще, технологии, на мой взгляд, не так важны, потому что технологии – то, чему можно быстро научиться руками. Появилась цифра, но травматически для пациентов ничего не изменилось; изменилось только то, что услуги стали оказываться более удобно, быстрее, ты быстрее получаешь свою вкладку, коронку. Для стоматологии, наверное, это дешевле, потому что можно заказывать не в люксовой лаборатории, а сделать стоматологический продукт хорошего качества у себя, in-house. Мы по нашим пациентам видим, что тренд на персонификацию, на личное отношение, на учёт потребностей пациента и его семьи в том, как они хотят лечиться. Мне кажется, что это самое главное. Это и маркетинг определяет. Условно говоря, приходит пациент с необходимостью починить рот. Очень важно понять, что ему необходимо. Мы можем предложить ему огромный план лечения за очень дорого и это будет великолепно, так, как нужно было бы, условно, оперной певице первого плана, солистке, которая выступает, поёт, широко открыв рот, и видны все её восхитительные и не восхитительные реставрации. Может быть, человек глубокий интроверт, который пьет много газировки, ест гамбургеры, он прекрасный программист, условно говоря, но тяжелый интроверт – ему не обязательно иметь великолепный фронт, ему нужно, чтобы была очень хорошая функциональность. Ему будет предложено что-то другое и отношения во время лечения будут строиться с ним совсем по-другому. Мне кажется, что тренд в очень углубленной персонификации и предложении лучшего пациенту, не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения его ожиданий, необходимости в жизни. Это мы и эксплуатируем у себя в маркетинге. А Вы что скажете, коллега?

Кто не занимается персонификацией – тот уходит с рынка.

Алексей Антипин:

Наконец-то у нас в России появляется вакансия продукт-менеджера ― человека, который работает непосредственно с качеством продукта. Буквально последние 5 лет люди начали понимать, что это такое. Раньше такая вакансия была только за рубежом.

Мария Ефремова:

Она появилась в агентствах, в крупных брендах.

Алексей Антипин:

Очень часто путают проджект-менеджера с продукт-менеджером, это грань, которая сейчас очень размыта во многих компаниях. В плане персонификации: да, всё идет к тому, кто ей не занимается – тот уходит с рынка. Я думаю, что с рынка будут уходить все частные небольшие клиники, даже несмотря на высокую экспертность врача, ему будет очень сложно конкурировать с крупными корпорациями. Стоимость рекламы сейчас запредельно растет, всё больше и больше, очень многие выходят из контекста, кто не умеет с ним работать и привлекать становится все дороже. Уже и в интернете стоимость рекламы приближается к рекламе по телевизору. Я думаю, что стоимость может падать за счет развития технологии. Вы правильно сказали, что в ЗТЛ, зуботехнической лаборатории данные работы будут стоить дешевле, потому что применяется автоматизация, уже не нужен высокий уровень мастерства человека как мастера-техника, который это делает, за счет этого вполне может происходить падение себестоимости на среднем сегменте.

Мария Ефремова:

Что касается стоимости рекламы, мы как раз на конференции, где познакомились с Дмитрием, говорили о необходимости привлечения первички не шаблонными, а общепринятыми каналами, типа того же контекста или СЕО, на который влиять достаточно сложно.

Алексей Антипин:

Всё зависит от команды и экспертности.

Мария Ефремова:

Да, все верно. Но, в целом, мы же говорим про основную массу игроков рынка, которые не являются гуру с точки зрения рекламы, которую не все стоматологи могут себе позволить, даже работая в клинике не на одно кресло, но и клиники на пять кресел не все могут себе позволить иметь маркетинговый отдел, где есть интернет-маркетолог, полиграфист, пиарщик, СЕОшник. Многие пользуются чем-то на аутсорсе, многие просто жгут бюджет. Для нас принципиально не столько привлечение первички снаружи по интернет-источникам, сколько работа с собственной базой, развитие репутации докторов и клиники и привлечение новой аудитории, новых пациентов по рекомендациям наших чудесных докторов и услуг. Мы основным нашим конкурентным преимуществом взяли для себя точки отличия, то есть мы придумали, что мы будем не такими как все, что мы будет предлагать что-то удивительное, что-то дополнительно к хорошо вылеченным зубам. Это дает нам возможность уникально коммуницировать с пациентами, привлекать пациентов.

Алексей Антипин:

Работа с потребностями пациента – само собой разумеется. В принципе, основное правило маркетинга ― сделать исследование, понять, что действительно нужно вашему пациенту, потребителю, и донести это до него. Это основа основ, ещё Филип Котлер в своих учебниках писал про это, и даже в советских школах начинали обучение с его учебников, и ничего не изменилось. Уже 2019-ый год, и так же он пишет про качество, про то, что нужно понять, что хочет человек и донести до него.

Мария Ефремова:

Или придумать за него, что он хочет ― есть второй прекрасный вариант.

Алексей Антипин:

Как вариант. Если он не знает о услуге, ему нужно рассказать, показать, насколько это круто.

Дмитрий Ахтуба:

Алексей, есть известный пример про слова Форда: если людей спросить, что они хотят, они скажут, что хорошую лошадь, а не автомобиль. Как спрашивать у людей, если они сами подчас не понимают? Известна история с «Нокиа»: у них были большие исследования про кнопочные телефоны, утверждавшие, что смартфонами будут пользоваться 5–7 %, будут пользоваться школьники, гики всякие.

Алексей Антипин:

Примерно то же самое было с Apple: людям смогли показать, что это круто, и люди начали пользоваться. Основная задача маркетолога ― именно привлечь, создать внимание, ажиотаж, потом объяснить, что это, чтобы человек захотел, и объяснить, почему ему это нужно, чтобы человек захотел купить. В стоматологии немного попроще.

Мария Ефремова:

Что Вы продаёте у себя в «НоваДент»? Какая основная идея, которую Вы доносите до потребителя, почему Вы, а не другая клиника?

Алексей Антипин:

Мы – сеть, которая работает именно на качество. Если Вы посмотрите наш сайт, что мы даём, то увидите, что у нас экспертные врачи, средний опыт наших старших специалистов 13 лет. Зайдя на каждого нашего врача, Вы можете увидеть его работы, отзывы, что он себя представляет. Вы идете уже непосредственно к человеку, которого представили, как он выглядит, Вы пришли и увидели этого доктора.

Дмитрий Ахтуба:

Алексей, я не помню ни одну компанию, чтобы они говорили: «У нас начинающие врачи».

Мария Ефремова:

«Доктора только что со студенческой скамьи, работать не умеют, отзывы о нас только плохие».

Дмитрий Ахтуба:

Маша, а Вы как позиционируете себя?

Мария Ефремова:

Наличие докторов на сайте, отзывов и кейсов до и после и так далее ― это, конечно, гигиенический уровень, но мы для себя придумали историю, мы в неё верим и полноценно её отрабатываем. Мы не вполне больница, мы – клуб для детей и взрослых, в который можно прийти за медицинской услугой, но при этом не просто получить лечение, а поучаствовать в приключении. У нас один из внутренних слоганов «Лечение как приключение». Именно поэтому мы очень много внимания уделяем не просто сервису, мы очень много уделяем внимания тому, чтобы действительно обеспечить счастье пациенту. У нас есть второй слоган, который объясняет, кто мы и что мы. Мы говорим так: «Мы лечим детей так же качественно и надежно, как взрослых, а взрослых лечим так же бережно и нежно, как детей». Это сразу объясняет нашей аудитории, зачем они к нам придут. Они придут с маленьким ребенком, который получит такое же лечение, такого же уровня, как если бы он пришел к нам во взрослом возрасте, рассчитывая на очень долговременные результаты. К нему будут применены самые современные технологии, будут самые опытные врачи, по западным протоколам, только доказанные методы и так далее. Если к нам придет взрослый, у которого стоматофобия, плохой опыт, он напуган, вообще не любит стоматолога – мы будем нянчиться с ним так же нежно, как с ребенком.

Дмитрий Ахтуба:

Ребята, у нас получается очень эмоциональная беседа, я вижу, что Вы оба увлечены своей работой, это здорово! Давайте, попробуем посмотреть глазами слушателей на наш разговор и попробовать дать им какую-то пользу. Я –абстрактный слушатель и хочу выбрать себе хорошего стоматолога. На что мне нужно обратить внимание? Я открываю интернет, «найти лучшего стоматолога, косметолога, парикмахера», поиск в любой сфере, и вываливается куча рекламы. Куда мне идти как потребителю, на что обращать внимание?

Мария Ефремова:

В том-то и дело, что мы всё время очень стараемся отличаться. Для нас принципиально важно не вставать в общую когорту с компаниями, которые говорят про себя одно и то же: «У нас врачи с высокой экспертностью, у нас огромный опыт на рынке, мы лечим без боли и слез, у нас самое современное оборудование». Вот эти 4 фразы, так или иначе, во всех рекламных объявлениях, в контексте, по крайней мере. Эти заверения переходят из объявления в объявление, только бренды меняются. Что касается нас, мы, конечно, вкладываем очень скромные деньги в контекст, очень скромные, не сравнимые с тем, какие бюджеты сливают другие клиники. Мы стараемся бренд развивать как таковой, мы вообще постарались не рекламироваться по общим запросам. Во-первых, мне жаль денег, у нас процент от выручки очень скромный. Я считаю, неразумно тратить на весь маркетинг больше 2–3 % от выручки компании, начиная от покупки цветов, зеленых яблок в клинике, и заканчивая контекстом, всей полиграфией, спортивной командой. По крайней мере, у нес не более чем. Мы стараемся развивать бренд, чтобы не конкурировать по запросам «Где поставить имплантат», а конкурировать по запросу, чтобы люди искали нас по бренду, чтобы мы получали дешевый брендовый трафик. Мы стараемся оказывать такие качественные услуги, которые останутся в памяти аудитории, которая будет понимать, где они были сегодня.

Алексей Антипин:

Наверное, ушли от ответа в плане пациента, то есть как пациенту выбрать того самого замечательного врача. Если уж так случилось, что у Вас нет людей, которые могут порекомендовать того самого замечательного, посмотрите на несколько факторов. Первым делом это бренд. Если Вы выбираете стоматологию и не знаете, что это за стоматология, зайдите на их сайт, посмотрите. Сейчас достаточно буквально 30 секунд, чтобы понять, как люди относятся к своей компании, насколько у них все качественно упаковано, что есть внутри; посмотрите их соцсети, насколько ярко они живут, насколько они общаются со своими пользователями, как быстро они отвечают на вопросы в тех же самых соцсетях. Зайдите на YouTube. Мы, например, сейчас стараемся донести полезную информацию для пациентов, не рекламные ролики, а про то, что происходит во время установки импланта или как выбрать брекеты. Обращайте внимание на такие моменты, насколько важен сам пациент клинике. Самое важное: не поленитесь сходить в несколько клиник. Вы пришли, например, в одну клинику, сходите на консультацию, но не спешите выбирать доктора, посмотрите, насколько он Вам подошел или нет. Даже план по лечению: если Вам выдают на каком-то листочке, в нём от руки написано ― это тревожный звонок, стоит сходить в другую клинику. Клиник сейчас много, конкуренция очень большая, и обязательно почитайте отзывы.

Мария Ефремова:

Я хотела про отзывы отдельно поговорить, это очень важно. Важно посмотреть не только на написанные отзывы, но еще и на то, как клиника коммуницирует со своими негативными и позитивными отзывами, как она снимает возражения.

Алексей Антипин:

Очень важно посмотреть реакцию самой клиники на негатив. Может быть в ответ тишина или ответили: «Это ваши проблемы». Когда действительно видят боль пациента, пытаются всеми способами с ним связаться и урегулировать конфликт, ― тогда, я думаю, что стоит задуматься об этой клинике и, возможно, даже если данный специалист Вам не подошел, Вы можете попросить другого врача. Возможно, вам не подошёл чисто человеческий контакт.

Дмитрий Ахтуба:

Очень интересно. Алексей, я услышал от Вас, что очень сложно будет выживать маленьким клиникам. Я плохо понимаю: если есть хороший врач, неужели у него не будет пациентов?

Алексей Антипин:

Я имею в виду врачей, которые стремятся открыть клинику сейчас. То есть происходит последние года три. Если врач болеет своим делом и собирается открыть клинику, но у него нет бренда, нет опыта управления компанией, нет опыта привлечения новых пациентов ― к сожалению, он не выживет на рынке. Крупные компании его просто сожрут. Открыв клинику рядом с крупной сетью, при запуске какой-либо рекламы его даже не заметят.

Мария Ефремова:

Либо он будет рассчитывать на референтный трафик, тот же, что и был у него.

Алексей Антипин:

Сарафанное радио, рекомендации ― всё будет работать, но как долго он сможет платить аренду и работать себе в минус?

Дмитрий Ахтуба:

Задам Вам коварный вопрос. Есть страны, где запрещена медицинская реклама. Как Вы считаете, это правильно или неправильно?

Мария Ефремова:

Мне нормально. Я и в России не отказалась бы, чтобы она была запрещена. Реклама услуг? Нам она не нужна, поэтому я бы не страдала.

Алексей Антипин:

Если бы рекламу запретили?

Мария Ефремова:

Абсолютно. Рекламу в традиционном смысле: объявления, телевизор, наружка.

Дмитрий Ахтуба:

Есть много сетей, у которых в рекламе заведомая ложь. Как так? Есть предложения коронки за 7–10 тысяч рублей.

Мария Ефремова:

Недобросовестная реклама. Может быть, есть смысл вообще запретить любое размещение, чем позволять так мистифицировать.

Дмитрий Ахтуба:

Есть понятие информационной рекламы: доктор Сидоров работает по такому-то адресу с 9 до 12, эта реклама не несет никакой неправильности.

Мария Ефремова:

Продуктовая реклама, возможно, и не нужна, а общеинформационная могла бы быть.

Дмитрий Ахтуба:

Мне, как бывшему стоматологу, очевидно, что некоторые продукты, которые не могут стоить дешевле. Как iPhone, который, условно, стоит 100 тысяч рублей, продают за 10 000, ― понятно, что он либо ворованный, либо проблемный. Так же и стоматология имеет свою себе стоимость. Какое ваше мнение, отношение к такой рекламе? Как Вы считаете, может быть, такую рекламу нужно запретить или ограничить рамками?

Алексей Антипин:

Опять возвращаемся к контексту. Тот же Google Adwords очень правильно делает в этом плане. У них нельзя использовать термины «Акция», «Стоимость», «Запишись прямо сейчас», «Имплантация». В основном идут базовые запросы: стоматология такая-то, работает со стольки до стольки. По большому счету, они идут в правильном русле. То есть, если у тебя острая боль, или ты ищешь, как вылечить ребенка или записаться к детскому зубному, то эту рекламу тебе покажут и ты поймешь по описанию, что это именно то, что тебе нужно. Полностью вырезать ― получится как-то очень критично. Если мы все начнем обращаться сразу в скорую, какого качества услуги в государственных клиниках? Полностью рекламу отключить ― утопия.

Дмитрий Ахтуба:

Может быть, я сформулировал уж слишком жестко, но какие-то ограничения, мне кажется, должны быть.

Алексей Антипин:

Вполне, потому что слишком много недобросовестных.

Мария Ефремова:

Сложно представить себе контролирующий орган, который мог бы за это взяться и грамотно делать. В теории – здорово, а на практике просто сложно себе представить, кто может взяться.

Рекламу медицинских услуг невозможно убрать полностью, но следует ограничивать недобросовестную рекламу.

Дмитрий Ахтуба:

Я недаром задаю этот вопрос. Завтра в Московском региональном отделении «Деловой России» состоится комитет по социальному взаимодействию, его возглавляет Андрей Павлов. Андрей Павлов ― очень интересный предприниматель, большой умница, он владелец и создатель бренда обуви Zenden. Когда я впервые услышал от Андрея фразу, что нужно сократить время работы магазинов, я подумал: наверное, он перегибает палку, как такое вообще возможно? Потом немного подумал: если всех поставить в равные условия, например, обувные магазины работают с 12 до 20, то не будет сложного отраслевого подхода. Его ролики снимает девушка, которая работает в его компании, снимает торговые центры, где нет покупателей, где спят продавцы, и всё происходит в пятницу примерно с 9 до 12. Покупателей нет, но люди выходят, повинуясь владельцу, который боится выпасть из отрасли, если он не будет вовремя открывать магазин. Обычно запрет или предложение запрета исходит от контролирующих органов, а здесь я услышал такую инициативу от самого продвинутого предпринимателя.

Мария Ефремова:

Для некоторых рынков это бы имело смысл, но не для медицины.

Алексей Антипин:

В той же Москве это вообще утопия. Большинство людей работает 5/2 и получается давка в субботу-воскресенье.

Дмитрий Ахтуба:

В своё время, моё первое посещение Европы было связано с дискомфортом.

Мария Ефремова:

Ужасно раздражает, правда же? В 6 часов всё закрывается, в воскресенье ничего не работает.

Дмитрий Ахтуба:

Сейчас там ситуация меняется, но поначалу был кошмар. Я прилетел, как сейчас помню, в Ниццу, где-то хотел перекусить: «Извините, мы откроемся только в 7». Я прихожу к семи: «Вы заказывали столик?» ― «Нет» ― «Ну, извините», и опять я пошел искать пирожки с кефиром. Было жутковато, но, с точки зрения бизнеса и людей, там нет того провокационного маркетинга, о чем мы сейчас говорили, когда у нас всё везде открыто. Мне кажется, такой дикой конкуренцией мы толкаем предпринимателей на несправедливые и нечестные решения в конкурентной борьбе.

Мария Ефремова:

По отношению друг другу? Не знаю, мне кажется они сами себя толкают, собственно, выбор порядочности, личный выбор всегда. Что касается медицины, ограничивать её ― нет. По рекламе ― совершенно согласна, но непонятно вообще, кто может быть тем самым контролирующим органом, который отсекал бы зерна от плевел. Что касается ограничений рекламы – окей, остального – не знаю. На мой взгляд, клиники должны развиваться. Если они не делают ничего вредного, а только полезное, могут работать… Не знаю, сложно ответить на вопрос. По рекламе – да, согласна, ограничения должны быть, но реализацию этого не вижу, как это может быть сделано в реальности.

Дмитрий Ахтуба:

Хорошо. Алексей, Вы как считаете?

Алексей Антипин:

Мы запустили у себя в клинике систему «24 часа» – по-моему, мы очень помогаем людям. Но ночью мы не делаем сложных операций.

Мария Ефремова:

Понятно, острые боли. А как давно вы запустили, расскажите, пожалуйста, и в каком количестве точек по Москве?

Алексей Антипин:

У нас одна точка, но она находится в удобным расположении, мы сделали её в центре, был экспериментальный тест: давайте, сделаем 24 часа. Мы проанализировали, очень мало стоматологий, которые могут оказать такую помощь.

Дмитрий Ахтуба:

Я отправлял к Вам в клинику пару человек. Мне звонят как стоматологу после 21:00 и спрашивают, куда можно обратиться в 12 ночи. Я говорю: на «Курской» есть «НоваДент».

Алексей Антипин:

Зубная боль очень специфическая, отдает в кость. Бывает, что прижало. Можно следовать нормам закона, в 20:00 закрываться, но что делать человеку, если он только в 20:00 после совещания вышел с работы?

Мария Ефремова:

Правильно, я считаю, что все ради потребителя. Мы тоже планируем в этом году открыться в ночь, потому что детям вообще некуда ехать, по сути.

Дмитрий Ахтуба:

Как всегда, 45 минут – кажется много, но на самом деле очень мало, они уже заканчиваются. Я возьму на себя обязательство еще раз встретиться с Вами в этой студии. Вопросы, которые Вы подняли, очень интересные, даже интересно то, что Вы не подняли, то, до чего мы не дошли. Поэтому, Маша, Алексей, приглашаю прямо сейчас.

Друзья, я напомню, что Вы смотрели «Мединвестклуб» с доктором Ахтуба. Если у Вас есть вопросы ко мне или к нашим гостям, буду рад ответить в соцсетях. Если появляются вопросы профессионального характера – также пишите, я постараюсь задать их Маше или Алексею. Спасибо.