Дмитрий Еделев:
Здравствуйте, уважаемые наши слушатели, уважаемые зрители. Сегодня в нашей студии находится Надежда Аркадьевна Пичугина –врач-педиатр, врач-диетолог и врач восстановительной медицины, и мы сегодня поговорим о питании подростков, об особенностях, ну и о некоторых секретах. Здравствуйте, уважаемая Надежда Аркадьевна. А кто такие подростки, если не секрет, откройте тайну?
Надежда Пичугина:
Подростками в нашей стране считаются дети с 10-летнего возраста, это будет более физиологично, и до 15 лет. И на звание подросткового периода очень влияет школьный период, то есть та школьная нагрузка, которая падает на ребенка. Дети идут в 5 класс, у них меняется полностью учебная программа, и здесь на ребенка сваливается дополнительный груз – это перестройка гормональной системы, затем идет перестройка всех других систем, то есть нервная система попадает под самый главный удар перестроечной работы организма ребенка. И здесь внимание и учителям, и в первую очередь родителям, чтобы создать комфортные условия для созревания всех систем ребенка, поэтому самый ответственный период попадает на среднюю школу, то есть когда дети идут в 5 класс, в 6-7 и 8, это самые опасные периоды. И в развитии человека это самый ответственный период, мы, врачи, называем этот период пубертатный, и он очень характеризуется и положительными, и отрицательными моментами.
Если у ребенка создается комфортная ситуация в семье и школе, правильно развиваются все системы, то ребенок вступает в пору повзросления без отставания всех систем. Если же на этот период наложатся какие-то негативные либо социальные моменты, либо ухудшение состояния здоровья, то именно в этот период может зародиться начало хронического заболевания.
Дмитрий Еделев:
Надежда Аркадьевна, когда Вы говорите об особенностях питания, чем в этот период оно отличается от того, что было до 10 лет, и будет, когда им исполнится 18? Все-таки есть особенности питания?
Надежда Пичугина:
Конечно, есть особенности питания, потому что при перестройке гормональной системы активный рост берут на себя трубчатые кости, и в подростковом возрасте дети прибавляют в росте до 10 сантиметров, естественно, такой посыл роста требует больше питательных веществ. Поэтому и построение питания, которое раньше у ребенка было пятиразовым, но порции были достаточно маленькие, и калораж был совершенно другого порядка, соотношение белков, жиров и углеводов тоже было уменьшено, то сейчас нужно кушать намного больше и разнообразнее. Хотя в этот период мы сталкиваемся совершенно с другим, поскольку в подростковый период дети больше обособляются, они группируются и формируют различные сообщества, отдаляются от родителей. И вот именно в этот период родительский контроль очень сильно ослабевает.
И в своей практической работе я чаще всего сталкиваюсь, что дети просыпают и первый урок, а уж тем более завтрак, то есть они отправляются голодными в школу, либо на бегу могут выпить чашку чая, кофе и съесть бутерброд с колбасой. Конечно, для ребенка это недостаточный прием пищи. И через этот продуктовый набор он получит лишь дискомфорт в гастроэнтеральной системе, которая и так претерпевает различные нагрузочные системы, потому что не совсем адекватно созревает связочный аппарат. Увеличиваются в размерах органы, и связочный аппарат претерпевает многие нарушения, мышцы здорово отстают от роста костей. Поэтому на первое место нужно ставить полноценный завтрак, где должны присутствовать сложные длинные углеводы, которые будут давать энергию до следующего перекуса, который хорошо бы сделать часа через 3 после первого завтрака. Но многие дети, скорее, возьмут шоколадки либо чипсы и их съедят. Поэтому культуру питания нужно продвигать в каждой семейной ячейке, и наше общественное питание должно выделять структуру для подросткового питания, где будет формироваться правильный продуктовый набор. Не всегда дети питаются в столовых, либо они могут и хотят есть, но они поддерживают своих лидеров, встают из-за стола и уходят.
Дмитрий Еделев:
А что такое лидер?
Надежда Пичугина:
Как правило, у подростков выделяется тот ребенок, который физически более гармонично и вперед всех развивается, и за ним уже начинают подтягиваться все остальные, но в плане психологическом и поведенческом.
Дмитрий Еделев:
В здоровом питании подростка количество приемов пищи с Вашей точки зрения, как диетолога, как врача, как педиатра, сколько должно быть?
Надежда Пичугина:
Уже можно отходить от пятиразового питания до 4 приемов пищи, но я считаю, этот вопрос нужно решать индивидуально, ведь на развитие ребенка влияет очень много факторов. Первый фактор – это наследственность, второй фактор – это экология, третий фактор – это обязательно питание, следующие факторы – это обязательно правильный ночной сон, который, к сожалению, подростками не выполняется из-за повышенной любви к компьютерам, гаджетам, и почему они и просыпают первые уроки, потому что ложатся спать очень часто только в 3 ночи. Откуда я это знаю? Потому что у ребенка на приеме я собираю анамнез состояния здоровья, и по каждому фактору собираю некое досье на здоровье ребенка. И мне очень важно знать, успевают ли у него вырабатываться гормоны, положенные в ночное время, получается, он не участвует в этом процессе.
Также участвует такой фактор, как водопотребление. Не все школы оснащены, например, кулерами. И когда приходят дети, я их измеряю на приборах, я вижу, что у них обезвоживание организма, либо они водопотребление замещают жидкой калорийной едой. Это могут быть различные сладкие напитки, они не гнушаются газированными напитками не для детей, не для их щадящей слизистой, которая тоже претерпевает изменения в росте, и являются достаточно агрессивными. Поэтому это очень негативно сказывается. Зато простой некипяченой воды в детском организме как раз и не хватает. Хотя в младшем возрасте еще мои учителя все время говорили: взрослые должны смотреть на детей и повторять за ними, потому что дети в младшем возрасте любят пить воду, но взрослея, они приобретают вот эту отрицательную привычку.
Очень важно вовлечение в учебный процесс, где идет самопознание, где развиваются все структуры головного мозга, дети отдельно занимаются и языками, и различным творчеством. И самый последний фактор – это двигательная активность. Я в своей работе стараюсь выровнять баланс согласно возрасту ребенка либо взрослого человека, который также приходит ко мне, то есть некий энергобаланс, и в первую очередь нужно рассчитать, какие у человека должны быть энерготраты для этого возраста. Есть умственные энерготраты, есть физические. Но как опыт показывает, физических энерготрат очень часто подросткам не хватает, это все связано с повышенным увлечением компьютерами и гаджетами, либо это свободное времяпровождение в компании и общении. В принципе, каждому возрасту очень подходит физиологическое развитие тех систем, которые у нас есть, в определенном возрасте развивается гибкость, ловкость, быстрота, но, бывает, и родители ударяются в такое творчество, как рисование, занятие музыкой, и ребенок лишен вообще двигательного режима. Мы с родителями сидим и планируем, как правильно сделать энергобаланс ребенку.
Я сталкиваюсь с тем, что энерготрат у ребенка вообще нет, то есть он сидит по 6, по 7, по 8 уроков в школе, затем у него дополнительные развивающие занятия 4-5 часов, ребенок не гуляет и самое главное, что он не двигается. То есть те 2-3 урока физкультуры, которые входят в школьную программу, это недостаточно для двигательной активности, и это не способствует правильному развитию суставов, связочного аппарата, мышечной системы, потому что мышечная система очень сильно отстает. И если в этот период ребенок не получает правильного питания, то мы встречаемся с обратной стороной – это регрессии процесса и дегенерации. Когда ребенок мало двигается, а жировая ткань должна развиться правильно и даже в положенные возрасты чуть в избыточном размере, так и положено, чтобы постелить соломку для роста трубчатых костей. В итоге двигательного режима не хватает, и ребенок, неправильно питаясь, набирает все больше и больше калорий, соответственно, и жировой массы только из-за того, что у него не хватает двигательного режима. Поэтому в каждой семье нужно быть другом своим детям и участвовать в каждом процессе их жизни, что им интересно, и все время очень мягко поправлять, не нарушая физиологию развития организма.
Дмитрий Еделев:
Вы очень правильно коснулись вопроса, что ребенок пошел в школу, после школы у него дополнительные занятия, секции, в то же время он должен 4 раза все-таки покушать. В какое время желательно, чтобы он покушал, и каков объем той пищи, которую он должен принимать? Я говорю сейчас об идеальной ситуации, я понимаю, что ее не бывает, но все-таки идеальную ситуацию давайте попробуем разобрать.
Надежда Пичугина:
Все индивидуально, конечно. Например, ребенок 11-12 лет, проснувшись, обязательно должен сделать зарядку, обязательно почистить зубы, некий гигиенический ритуал, и обязательно должен позавтракать в спокойной обстановке. Я сразу говорю о времени, отведенном непосредственно на завтрак, то есть это должен быть завтрак не на бегу, а чтобы он в течение 20 минут спокойно позавтракал. И в завтрак должны входить обязательно сложные длинные углеводы – это каша. У нас не в литературе, не в стандартах не прописано, и сейчас я буду родителей привлекать к этому, чтобы они включали полноценные, очень богатые правильными жирами каши со льном, это толокняные каши, которые отличаются и белком, и правильным соотношением жиров и углеводов. Причем каша очень легко усвояемая, она будет очень полноценно работать на умственную нагрузку ребенка, когда он пойдет в школу, то есть 200 грамм – это оптимальная порция для этого ребенка.
Дмитрий Еделев:
На воде, на молоке, на чем варить? И как правильно сварить?
Надежда Пичугина:
Если говорим о льняной каше, она продается, бывает готовая, и этой каши достаточно положить 1,5 столовые ложки без верха, небольшим количеством воды, чуть остывшего кипяточка, ее развести и добавить кипяченого молока, подсолить, можно проварить минут пять, можно даже не проваривая. Это единственные две каши, которые вообще не требуют готовки, потому что они настолько мелкого помола, что они очень хорошо усваиваются. Причем в льняную кашу входят полноценные Омега 3-6-9 полиненасыщенные жирные кислоты, так необходимые для становления и поддержания нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Поэтому те Омега-3, которые мы пытаемся купить в аптеке, можно спокойно получить именно в приеме каши.
Толокняная каша бывает обогащенная и ореховой смесью, и овощной смесью, например, морковью, и встречается с ягодной смесью, потому что туда может входить дополнительная клетчатка, то есть такие продукты обогащают дополнительно клетчаткой. Для чего нужна клетчатка? Потому что тот избыточный жирок либо малоподвижный образ жизни ребенка спокойно можно нивелироваться именно клетчаткой, которая будет хорошо работать с перистальтикой кишечника и очищать слизистую, обновлять иммунные клеточки, то есть у нас состояние гастроэнтеральной системы будет подстраховано. И даже если ребенок где-то пропустит прием пищи либо на бегу, это будет нивелировано, и это играет очень большую роль.
После сложных углеводов нужно покушать обязательно белок, и самый легко усвояемый белок – это, конечно, яйцо, и по факту это не должна быть жареная яичница, глазунья. Вообще жареные продукты – это не очень хорошо для подросткового возраста. И диетологи, гастроэнтерологи меня поддержат, что должна преобладать технология приготовления пищи – это либо отварное, либо на пару, то есть приготовленный омлет без масла, пусть даже на антипригарной сковороде, это будет замечательным вкладом в построении клеток организма ребенка. Тем более, что наши ученые провели работы и четко показали, что самое лучшее усвоение аминокислоты белка яйца – это именно из формы омлета, либо это может быть яйцо всмяточку, это самая идеальная форма. Поэтому омлет даже из одного яйца будет прекрасным дополнением.
И следующим продуктом должен быть растительный углевод, та же самая клетчатка, она может быть и овощная, и фруктовая, и ягодная, и зерновая. То есть все виды клетчатки наш ребенок должен получать, потому что становится очень обидно, когда рождается ребенок, и родители настолько трепетно относятся к малышу, что они делают все возможное и невозможное, чтобы все было у него в порядке. Но как только ребенок взрослеет и идет в школу, они его воспринимают уже почти взрослым, особенно подростков. И если ребенок в начальной школе не приучен к самостоятельности и к организации своего режима дня, то здесь и получаются провалы в созревании тканей организма ребенка. Так что родители могут не досмотреть, а ребенок может этим пренебречь и просто пропустить питание. Родители, пожалуйста, собирайте второй завтрак детям, если они не кушают это в школе. И нужно разговаривать и объяснять детям, и неплохо будет, если вы совершите визит к врачу-диетологу, который вам все расскажет – и отдельно ребенку, и отдельно маме, и тогда это будет прекрасное и содружественное понимание ячейки семьи, насколько важен процесс питания для ребенка, для созревания всех тканей, чтобы он вовремя у вас повзрослел.
Дмитрий Еделев:
То есть горячий завтрак должен стать стандартом?
Надежда Пичугина:
Конечно, это обязательно.
Дмитрий Еделев:
Бывают ситуации – не кормят в школе, горячие обеды не везде есть, не везде они хорошего качества, потому что я сталкиваюсь с этой проблематикой. Я сейчас прошу сказать родителям, которые очень беспокоятся о школьном завтраке, более того, сами участвуют, да, это вызывает определенный негатив со стороны некоторых администраций, со стороны компаний, которые изготавливают завтрак, но что с точки зрения диетолога должно быть идеальным завтраком в школе?
Надежда Пичугина:
Идеальным завтраком в школе, если ребенок не успевает покушать дома, должна быть обязательно горячая и молочная каша. Обязательно должен присутствовать белок. Конечно, я считаю недопустимым, когда в школе дают бутерброд с колбасой или сосиски, то есть это рафинированные продукты, уже обработанные. И дети, особенно в столь сложный период созревания, должны получать натуральный белок, либо это мясная котлета, либо это кусочек отварной рыбы, омлеты, либо это может быть что-то творожное – пудинг, сырничек. И тогда складывается полноценная формула у ребенка, и он досидит до маленького перекуса, который можно сделать необязательно горячим, это может быть просто йогурт, либо он в школе возьмет второй завтрак перекусить, либо это просто фрукт, тот же самый банан, либо яблоко.
Дмитрий Еделев:
Второй завтрак ребенка во сколько проводить и что идеально там должно быть?
Надежда Пичугина:
Примерно через 3-3,5 часа. Если нет возможности организовать второй горячий завтрак, то можно взять из дома стаканчик йогурта, но нужно следить за сроком годности, и маленький фрукт, этого будет достаточно.
Дмитрий Еделев:
То есть маленький фрукт и стакан йогурта. Водичка?
Надежда Пичугина:
Воду обязательно на каждой переменке ребенок должен пить. Если стоят обычные питьевые стаканчики, двух стаканчиков вполне достаточно, потому что когда ткани растут, они требуют, и обязательно нужно их увлажнять. Это обязательно, чтобы не было обезвоживания, потому что дети много общаются, разговаривают. В школах я еще не встречала, чтоб стояли увлажнители, чтобы воздух был влажный, чтобы слизистые не пересыхали, потому что нагрузка падает и на глаза, и на слизистые носа, и на речевой аппарат, и на саму кожу. Дети отвечают у доски, в руках все время мел, ручка, они контактируют с бумагой, которая тоже высушивает кожные покровы, поэтому к увлажнению организма ребенка надо приучать в подростковом возрасте, потому что подростки забывают, что надо пить воду, и я очень часто сталкиваюсь с процессами обезвоживания и начинаю их приучать правильно пить воду.
Дмитрий Еделев:
На завтрак что предпочесть – чай, кофе, воду, какао?
Надежда Пичугина:
Мне понравился последний напиток, Вами названный, потому что, во-первых, там очень правильные жиры – жиры бобов какао. Во-вторых, там достаточно много белка, и какао очень полезный напиток для школьного возраста, чтобы поддерживать правильный уровень глюкозы в крови, правильную умственную деятельность, поддерживать правильно моторику, то есть абсолютно полноценный напиток. Это не должен быть кофе, я бы предпочла заменить на цикорий, потому что все-таки кофе с кальцием не очень сильно дружит и любит вымещать молекулу кальция. Цикорий не обладает этим действием, но точно так же расширяет капилляры, благотворно действует на печень, на желчный пузырь, который тоже претерпевает нагрузку из-за того, что отстает связочный аппарат. И очень часто мы сталкиваемся в подростковом возрасте, что есть нарушения в желчном пузыре, потом ребенок созревает до конца, и эти нарушения пропадают. Поэтому чем чаще нарушения в питании, тем меньше будет возможности у ребенка реализовать созревание органов и тканей.
Дмитрий Еделев:
Мы разобрали завтрак, мы разобрали второй завтрак, давайте перейдем к обеду. Во сколько должен быть обед и что правильно должно быть на столе у ребенка на обед?
Надежда Пичугина:
Обеду отводится середина дня и большее время потребления, то есть на обед желательно отводить не менее 30 минут и ребенку, и взрослому, чтобы правильно обрабатывался выброшенный желчью пищевой комок, который правильно должен продвигаться по гастроэнтеральной системе и дополнительно обрабатываться ферментами. Если мы будем все на бегу делать и не уделять достаточного внимания системе пищеварения, то будет формироваться патология желчных путей и гастроэнтеральной системы. И не секрет, каждый второй подросток и взрослый приобрел свой гастрит именно в школьном возрасте, либо в студенчестве, это говорит о том, что центральный дневной прием пищи неправильно формируется. Поэтому с 13 до 14, даже можно забежать вперед, пусть даже в 12:30 и диапазон до 14:30, но обязательно в этот диапазон времени ребенок должен получать горячий полноценный обед.
Обед состоит из самого большого количества килокалорий, которое достигает до 1000, и это нормально для подростков. Многие родители задают вопрос: «Надежда Аркадьевна, ну как же так можно, он ест в 2 раза больше, чем я, я взрослый человек». И я начинаю объяснять, какая нагрузка лежит на подростке, хотя он может сидеть, ничего не делать, но организм зреет. Вот представьте, как цветок претерпевает изменения: мы семечко посадили, проклевывается росточек, он растет, потом появляется бутончик, и мы увидели этот прекрасный цветок. Вот точно так же происходит и с ребенком в подростковом возрасте, он перешел в эту ступень, он должен напитаться, гармонично развиться для того, чтобы созреть и перейти во взрослый период. Поэтому полноценный прием пищи в середине дня – это просто золотой стандарт, от которого нельзя ни в коем случае отклоняться.
Взрослые, которые уже имеют стабилизирующие системы, допускают себе, но мы сейчас говорим о подростковом периоде, поэтому не надо подавать своим детям ни в коем случае отрицательный пример, что вы не пообедали, то есть ребенок у вас должен всегда обедать. И это обязательно горячая пища. Это должен быть полноценный обед, и обед может быть суп, непосредственно от 200 до 300 грамм, то есть 300 грамм обычно идет порция для мужчины, которая может достигать до 400 грамм, но подросток претерпевает очень большую нагрузку, и это нужно учитывать и приучать ребенка к правильным порциям. Иначе потом не жалуйтесь, что он у вас чуть-чуть не дорос, чуть-чуть неправильно сформировался, это значит, вы его плохо накормили в свое время и не приучили к этому.
После первого блюда обязательно должен идти салат (салат может и опережать первое), чтобы правильно вырабатывался фермент гастрин, то есть выделение пищеварительных соков провоцирует переваривание овощей и именно свежих овощей. Многие родители начинают детей кормить в подростковом возрасте, как себя, а они, как правило, уже знают, что такое диета, что такое худеть, что такое пост, то, чего не должен знать ребенок. Если только этим процессом не руководит диетолог, потому что бывает, что и дети у меня тоже находятся на определенных диетах, но лечебных. Поэтому если взрослый получает только один гарнир, ребенок должен получать обязательно свежие овощи, потому что через свежие овощи он получает и микроэлементы, и самые главные витамины, и об этом нужно помнить, потому что при термической обработке овощей основные витамины теряются. Белок никуда не денется, клеткопостроение остается, клетчатка остается, а вот витамины, увы, а витамины для подросткового возраста играют очень весомое значение. И я очень рада, что пищевая промышленность уже работает над этим, и крупы, и макаронные изделия начинают обогащаться отдельными микроэлементами, это хорошо, потому что ребенок в становлении эндокринной системы очень нуждается во многих микроэлементах.
Немаловажен витамин А, жирорастворимый витамин Д, потому что даже весной ребенок не получает солнышка, потому что много находится в помещении, потом он идет либо в секцию, либо в творчество, он лишен солнечного света. И если не будут даваться жирорастворимые витамины, а это молочные обязательно продукты, это яйцо, это творог, это рыба, тогда ребенок будет лишен этих витаминов. А будет лишен витамина Д – он будет хмурый, и так у него с настроением не все в порядке, будет проявляться еще большая агрессия, и вы будете говорить: «Что-то ранний у нас пубертатный период был». А на самом деле, у него просто нехватка витамина Д. И самое главное, кальций, потому что трубчатые кости растут первые, и они просто требуют этот кальций, поэтому ребенка нужно кормить полноценно и очень хорошо. Обязательно салат должен быть заправлен растительным маслом. Я в своей практике наблюдаю, что дети, если заправлен салат маслом, его не едят. Кто в этом виноват? Только родители. Только родители способны приучить, если родитель не ест, не хочет, да ради Бога, не ешь, но при ребенке ты обязан кушать, чтобы ребенок брал с тебя пример.
Дмитрий Еделев:
То есть майонез исключается?
Надежда Пичугина:
Это вообще не продукт. Это может быть праздничным продуктом, чисто по традиции в Новый год съесть оливье, заправленный майонезом. Да и то, майонез уже, дорогие родители, нужно научиться готовить самим. Я подростков учу этому, и мы с ними проходим мастер-классы «Как приготовить домашний майонез». Там ничего сложного нет, но он будет менее вредный, потому что в любой майонез, любой соус для того, чтобы сохранить по сроку годности, нужно заложить стабилизаторов, и их достаточно много, которые обязательно будут вредными для желудка вашего ребенка. Разве вы хотите зла своему ребенку? Я не думаю.
Дмитрий Еделев:
Надежда Аркадьевна, Вы ведете некие курсы для детей?
Надежда Пичугина:
Дети общаются между собой, и если набирается 2-3 человека, мы с ними договариваемся. Не скрою, есть платные услуги, но эти занятия обязательно бесплатные – занятия по пищевому дневнику. Я обучаю детей, как правильно вести пищевой дневник, дневник самоконтроля, то есть слежение и приучение, как правильно, гармонично развить себя, свое тело, затем идет становление характера, именно от питания. И я с ними делюсь, какие рецепты полезнее, как ими заменить рафинированные блюда. Те же самые кексы, которые можно купить в простом магазине, можно приготовить самим из очень правильных продуктов.
Дмитрий Еделев:
Давайте вернемся ко второму блюду.
Надежда Пичугина:
Второе блюдо должен формировать белок, причем полноценный, и вот здесь не надо экономить, и это не должна быть птица. Я советую всем подросткам давать мясо говядины, потому что все витамины и главные витамины группы В, минералы находятся именно в говядине. Также два раза в неделю обязательно приучить ребенка есть говяжью печень, потому что гемовое железо больше содержится именно там. И то, что дети не приучены к продукту печень, а в подростковом возрасте они больше всего в нем нуждаются, потому что каждого 4-го подростка я направляю на анализ крови, где заранее жду, что будет анемия. И оно так и случается, потому что дети не всегда едят мясо.
Чем осложнен вообще этот пубертатный период, потому что дети неправильно себя оценивают, они не могут быть терпеливыми, они хотят сейчас и сразу быть красивыми, сейчас и сразу быть взрослыми и сейчас и сразу нравиться мальчикам. Это я говорю о девочках. Либо мальчики сразу хотят нравиться девочкам. Но девочки растут быстрее, и те психологические конфликты, которые творятся в душе у подростка-мальчика, родители должны объяснить, что через 2 года ты ее догонишь и перегонишь, потому что девочки растут чуть-чуть побыстрее, чем мальчики. Но мальчики потом дадут фору и на две головы девочек перерастут, но нужно дождаться этого времени и не переживать, не страдать, а лучше себя питать. И если бы родители приучали детей к правильному питанию, с анемиями ни педиатры, ни диетологи бы не сталкивались. Поэтому мясо и только мясо должно быть на второе у ребенка, потому что когда ребенок вместе с родителями будет ужинать дома, вот тут как раз вы кушайте птицу или рыбу. И даже в нашей печати встречается такая фраза: рыбу давать 1-2 раза в неделю – это неправильно. Рыба – самый легкоусвояемый белок из тяжелой артиллерии, я имею в виду птицу, мясо говядины, это кальций и фосфор, которые нужны в первую очередь. Поэтому у подростков рыба должна быть 4-5 раз в неделю.
Дмитрий Еделев:
Но это на ужин?
Надежда Пичугина:
На ужин.
Дмитрий Еделев:
Там, где легкие белки должны быть?
Надежда Пичугина:
Да, чтобы не тяжело было перед сном. Но если вы видите, что ребенок засиживается, не успевает уроки выучить, не надо говорить о том, что он 4 раза кушает. Да такому ребенку нужно 5, а то и 6 раз покушать. И дорогие родители, вы должны еще понимать, сейчас очень многие дети занимаются в спортивных секциях, силовые нагрузки под стать взрослым, у таких детей должна быть предтренировочная еда, которая должна быть за 1,5-2 часа до этой нагрузки. И обязательно восстановительное питание, которое должно быть сразу после окончания нагрузки, а ребенок этого не получает. Сколько я собираю пищевых анамнезов, и сплошное расстройство. А отсюда тренеры не могут ожидать тех результатов, которых они ждут, дети расстраиваются, потому что они не могут быть успешными и реализованными в спорте, а виной всему то, что неправильно питаемся.
Дмитрий Еделев:
Надежда Аркадьевна, Вы можете сказать добрые слова своим пациентам, своим детям, родителям и пожелать всем то, что Вы хотели бы, как врач.
Надежда Пичугина:
Я всем желаю здоровья и терпения в этом сложном периоде – пубертатном, набраться терпения мамам, папам, потому что наши подростки не просто угловаты, они еще не созрели, и бывают и оговористые, и не такие разборчивые в компаниях, наберитесь терпения и будьте им друзьями. Вам хочу пожелать всего доброго и побольше внимания уделяйте питанию, будьте примером для своих детей.
Дмитрий Еделев:
Спасибо большое. Хочу напомнить, что в нашей студии была Надежда Аркадьевна Пичугина – врач-педиатр, врач-диетолог, врач восстановительной медицины. Спасибо.
© doctor.ru Все права защищены.