Путешествия с детьми на машине

Педиатрия

Татьяна Моисеева:

С вами программа «Здоровое детство». Ее ведущие – я, Татьяна Моисеева и Мария Рулик. Сегодня у нас в студии гость Сергей Васильевич Кувшинов, старший тренер компании «Актив-Безопасность». У нас тема о безопасности ребёнка в машине: как обеспечить безопасность, что такое автокресло, какие они бывают, что входит в аптечку и чего там не хватает, какие можно использовать средства против укачивания и насколько они помогают.

Начнём с основного: как обеспечить безопасность ребёнка в машине? Автокресло, бустер, с какого возраста, как устанавливать, система Isofix? По порядку. 

Сергей Кувшинов:

Давайте, по порядку. Начнём с чего, с того, что нельзя экономить на безопасности ребёнка. Дети - самое дорогое, что у нас есть, поэтому все вопросы об экономии мы сейчас отметаем. Мы будем рассматривать только лучшее, что даёт нам промышленность, что создали учёные. В России с июня 2017 года ушли все такие понятия как бустеры, адаптеры, иные устройства, обеспечивающие крепление ремня безопасности. Сейчас закон трактует однозначно: только автокресло для перевозки детей. С какого возраста можно перевозить без автокресла, в законе определено. На переднем сиденье ребёнок до 12 лет должен находиться только в автокресле. На заднем сиденье обязательно до 7 лет использование автокресла, а дальше по усмотрению. Дети сейчас, сами знаете, акселераты, и иногда уже в 12, может быть даже и раньше, уже нет такого размера кресла, в которое ребёнка можно усадить. Поэтому с 7 лет на заднем сиденье наши законодательные акты допускают использование обычных ремней безопасности при перевозке ребёнка. 

Татьяна Моисеева:

Пришли в магазин, покупаем автокресло, нам говорят: здесь Isofix система крепления, здесь автокресло с внутренними ремнями. Что выбираем? 

Сергей Кувшинов:

Если в машине есть устройство для крепления Isofix, то однозначно берём Isofix. Почему, потому что, как правило, кресла, которые используют стандартные ремни в автомобиле, не обладают достаточной жёсткостью конструкции. Сиденье с креплением Isofix имеет 4-точечное крепление ремня безопасности, то есть ребёнок лучше зафиксирован в автомобиле, что очень хорошо с точки зрения безопасности. 

Мария Рулик:

Как быть при выборе? С новорождённым всё просто, все новорождённые дети приблизительно одного размера. Дальше ребёнок растёт. Мы смотрим табличку на кресле: это предназначено для детей от нуля до полугода, этo идет с года, это кресло с трёх лет. Как быть? Верить тому, что там написано и подбирать по возрасту или смотреть на собственного ребёнка и подбирать по росту? Как выбрать кресло ― по тому, что указано, или по тому, как соответствует ребёнку? Если соответствует ребёнку, то на что нужно обратить внимание? 

Сергей Кувшинов:

Лучше, чтобы соответствовало ребёнку. Понятно, что если ты в год купил кресло, то до 12 лет будешь в нём возить. Существует 5 типоразмеров кресел на разный возраст, вплоть до 12 лет. Чем ещё можно руководствоваться? Часть кресел имеют подвижные элементы, которые позволяют компенсировать в некотором диапазоне роста ребёнка. Естественно, менять кресло надо с ростом ребёнка, надо переходить на больший размер. 

Мария Рулик:

А что должно соответствовать? Для маленького понятно, мы его положили, застегнули. 

Сергей Кувшинов:

Для маленьких – люлька. Есть автолюлька, которая перевозится, как правило, на переднем сиденье, ребёнок должен находиться головой вперёд. У автолюльки, как правило, регулируется спинка сидения, здесь рекомендуемый угол должен составлять 30-45°. В этом случае при резком торможении или, не дай бог, ДТП будет минимальное воздействие на самый хрупкий орган ребенка – шею. Так как масса головы большая по отношению к массе тела, шея ещё недостаточно окрепшая, поэтому этот орган надо в первую очередь сберечь. Поэтому такой угол считается оптимальным. Дальше на что обращаем внимание? Чтобы кресло имело хорошую боковую поддержку, это подушечки слева, справа от головы. Они, как правило, тоже имеют раздвижную конструкцию, опять же, потому что шея слабая, чтобы зафиксировать голову, в первую очередь. 

Мария Рулик:

Давайте, остановимся. Мы берём автолюльку, покупаем для самого маленького малыша. Вы сказали, что её чаще всего устанавливают на переднем сиденье рядом с водителем. Должна ли быть отключена подушка безопасности?

Сергей Кувшинов:

Обязательно, конечно. 

Мария Рулик:

Некоторые родители не в курсе, что это необходимо. 

Сергей Кувшинов:

Это обязательный момент: при перевозке ребёнка до 12 лет на переднем сиденье подушки безопасности, безусловно, отключаются. Отключается она ключом зажигания либо в перчаточном ящике, в бардачке, так называемом, ― как правило, на левой стенке есть разъём, как для замка. Либо на стойке передней правой двери, дверь открываешь и там тоже. 

Мария Рулик:

Либо можно в автосервис завезти свою машину и попросить помочь. 

Сергей Кувшинов:

Автосервис будет самый затратный способ, там, на самом деле, всё просто, ключом зажигания. Если только очень старые автомобили, старые-старые, которые уже были оборудованы подушками безопасности, но не имеют ключа, тогда да, в автосервис, там её принудительно отключат. 

Мария Рулик:

Это должно быть обязательно для детей на переднем сиденье. 

Сергей Кувшинов:

Обязательно. Сами представьте: подушка открывается со скоростью 300-320 км/ч, это скорость выстрела практически, и какой удар будет. Для люльки при срабатывании подушки безопасности будут страшные последствия. Поэтому да, конечно, однозначно подушку отключаем. Игнорировать это не стоит ни в коем случае. 

При перевозке ребёнка на переднем сиденье подушки безопасности обязательно отключаются.

Мария Рулик:

У нас люлька, малыш. Мы его туда кладём, кладём, потом смотрим – ножки начинают торчать. В этот момент надо менять кресло?

Сергей Кувшинов:

Конечно, всё исходит из пропорций. 

Мария Рулик:

Как он должен лежать? Он должен быть целиком внутри автолюльки?

Сергей Кувшинов:

Конечно, ноги не должны свешиваться. Следующая ступень, это кресло нулевого размера. 

Татьяна Моисеева:

Вообще, безопасно перевозить детей на переднем сиденье без лишней необходимости? Ведь новорождённый может спокойно спать в машине на заднем сиденье. 

Сергей Кувшинов:

А когда он не будет спать, тогда что?

Татьяна Моисеева:

Он и на переднем не будет спать. Если ребёнок хочет есть, ты же не можешь одновременно и бутылку держать, и машину вести, у кого-то ещё механика, они переключают. Получается, что, в принципе, острой необходимости нет. Или нет безопасного места в машине, где безопаснее всего сажать детей?

Сергей Кувшинов:

Современные автомобили достаточно безопасны в любой его точке. Может быть, самое опасной – место водителя, всё-таки. Место водителя, согласно краш-тестам, обеспечивает минимальную защиту. Все остальные места – более-менее. 

Мария Рулик:

А ведь была такая, может быть, легенда, что самое безопасное место за водителем, потому что водитель подсознательно всегда себя уводит от удара. 

Сергей Кувшинов:

Хорошее слово сказали «легенда». Я бы даже сказал байка, потому что, куда водитель будет уходить, спасая себя, влево или вправо? Если порассуждать: сложная ситуация на дороге, куда он будет, на обочину съезжать или в лобовую пойдёт на встречку?

Мария Рулик:

На обочину. 

Сергей Кувшинов:

На обочину. Какое место окажется под ударом? Заднее боковое. С этой точки зрения самый маленький ребёнок должен находиться, мне кажется, на переднем сиденье, если мама одна и за рулём. 

Мария Рулик:

Не отвлекает ли он маму от вождения? Потому что, когда ты занят, ты не будешь рыпаться, брать бутылочку или пытаться дать ребёнку соску. Скорее всего, ты остановишься и будешь решать проблему. А тут будет соблазн, когда ребёнок рядом, вытереть ему салфеткой личико, дать ему соску, дать ему игрушку или что-то ещё сделать в процессе езды, когда доступно. Нет такого?

Сергей Кувшинов:

Ребёнок в автомобиле - это самый главный отвлекающий фактор. Даже более сложный, отвлекающий фактор, нежели мобильный телефон. Мы все видим, как ведут себя люди на дороге, разговаривающие по мобильному телефону. Замечали? Доводилось вам в потоке, ты едешь и понимаешь, что машина, точнее, её водитель точно болтает по телефону. 

Мария Рулик:

Либо болтает, либо пишет смс. У нас Татьяна закатывает глаза, видимо, часто себе позволяет. 

Татьяна Моисеева:

Я разговариваю через наушники, на самом деле, пишу смс, не глядя на телефон, я на ощупь абсолютно чётко знаю свою клавиатуру. 

Мария Рулик:

У нас разрешено говорить по телефону наушниках? 

Сергей Кувшинов:

Не в наушниках, а по громкой связи. 

Татьяна Моисеева:

Почему? Наушник один воткнут. 

Сергей Кувшинов:

Если один, то может. Человек не должен терять звуковой связи с внешним миром. Иногда смотришь, люди в 2-х наушниках едут, разговаривают. 

Татьяна Моисеева:

Так и музыку тогда нельзя слушать, музыка тоже часто орёт в машине. 

Сергей Кувшинов:

Музыка чаще не несёт смысловой нагрузки, она больше эмоциональная. А телефон нагружает мозг и отвлекает от той работы, которую ты сейчас выполняешь. На самом деле, это целая тема для разговора, так что, если будет желание, можем в дальнейшем это обсудить. Тесты показывают, что не умеет человек делать два дела одновременно хорошо. Всё равно ты или там, или там, всё зависит от человека. Может быть, кто-то лучше переключается с одной задачи на другую, но, в любом случае, время реакции растёт, человек отвлекается. Почему ставят в автомобиль системы, hands free? Чтобы человек хотя бы не убирал глаза от дороги. 

Татьяна Моисеева:

Вернёмся к нашей теме. Ребенок - отвлекающий момент. 

Сергей Кувшинов:

Ребёнок ― наиболее сильный отвлекающий фактор в автомобиле. Естественно, невозможно не отреагировать, если он даже просто проснулся. Поэтому где его располагать? Маленький справа спереди, на мой взгляд, потому что надо иметь железную волю, чтобы не дёрнуться, когда ребёнок проснётся. 

Мария Рулик:

Я могу сказать как мама двоих детей, что с первым ребёнком надо иметь волю, со вторым уже всё равно. Там хоть война может быть сзади, не важно. Хотя, с другой стороны, у меня была ситуация, отвлекающий момент. У меня была ситуация, первая авария, когда в меня кто-то въехал, было совсем недавно, несколько лет тому назад. Вышел мужчина, я все растерянная, потому что никогда не попадала в такую ситуацию, на него смотрю, он говорит: вы меня простите, я с сыном ругался. Из машины сзади выходит мальчик 14 лет. И я понимаю, что отвлекающий фактор не зависит от возраста. То есть он был настолько эмоционален, что в пробке он мне въехал в зад. Он был настолько эмоционально расстроен выяснением отношений с 14-летним ребёнком, что не смог быть внимательным на дороге. 

Сергей Кувшинов:

Ещё раз убеждаюсь, что дети, всё-таки, серьёзный фактор. Далее есть ещё такой момент: с какой стороны удобнее сажать и высаживать ребёнка? С тротуара, это тоже очень важно. Когда мать или отец вынимают ребенка, всё внимание на ребёнке, а не на окружающей обстановке. 

Татьяна Моисеева:

Когда их двое, уже без вариантов. 

Мария Рулик:

Они друг за другом должны выходить. Старшего сажаешь позади себя, младшего справа, чтобы одного вытаскивать, а другой мог выйти сам.

Сергей Кувшинов:

Да. Второе место по приоритетности, когда ребёнок подрастает, это справа сзади по диагонали, потому что есть хоть какой-то визуальный контроль, хотя бы на остановках, на светофоре ты можешь повернуть голову и посмотреть, что он там творит, не пинает тебе ногой в спинку сиденья, что тоже бывает в некоторых ситуациях очень внезапным, в самый неподходящий момент. Поэтому: маленький ребёнок – справа спереди, чуть подрос – справа сзади, если их два, три, то начинаем сдвигать. 

Татьяна Моисеева:

Бустеры отменили, почему? Это небезопасно, что происходит? 

Сергей Кувшинов:

Уже доказано всеми краш-тестами, что бустеры, адаптеры небезопасны. Они не создают нужной фиксации ремня безопасности. Ребёнок всё равно либо заныривает под ремень безопасности, или при использовании адаптеров, ФЭСТ ещё были, он, наоборот, при ДТП перевешивается через ремень, складывается ребёнок вокруг ремня, получается. Адаптер сползает на животик и ребёнок складывается. Во всём мире от них отказались уже очень-очень давно, 1,5 года назад и до нас дошло, что тоже надо делать. Поэтому, только автокресло. 

Татьяна Моисеева:

Кресло, и дальше просто штатный ремень. 

Сергей Кувшинов:

Да, кресло и дальше ремень. Есть такой параметр: ремень рассчитан на человека ростом свыше 150 см и весом более 36 кг. От этих показателей стараемся отталкиваться, если уже перерос, то крепить ремнём будет уже абсолютно безопасно. Это рекомендации, невозможно всем одинаково сделать. Даже, смотрите, посадка в автомобиле, –люди же все с разной комплекцией. Не дотягивает ребёнок до этих параметров – возите в кресле. 

Татьяна Моисеева:

Тесно уже, в зимней одежде не помещаются. 

Мария Рулик:

Про одежду, кстати говоря. На каждом кресле написано, что ребёнок должен быть раздет, на нём не должно быть комбинезона, не должно быть курточек, тепленьких штанишек и всего прочего. Ребёнок, садящийся в автокресло, должен быть раздет.

Сергей Кувшинов:

Без толстой верхней одежды, всё правильно, потому что иначе создаётся между ремнём и телом зазор. 

Татьяна Моисеева:

Мне кажется, у нас никто не возит детей по правилам. 

Мария Рулик:

Я сейчас своего вожу в бустере. По закону можно, ему скоро будет 9 лет. По закону у нас с 7 лет можно. 

Сергей Кувшинов:

Можно, да, но, я думаю, никто не хочет своему ребёнку навредить.

Мария Рулик:

Расскажите нам про одежду. Многие родители: мне тут чуть-чуть проехать, я раздеваться-переодеваться буду дольше. Чем это чревато?

Сергей Кувшинов:

Мы даже взрослым людям, взрослым водителям всегда рекомендуем верхнюю одежду снимать, особенно зимой. Потому что иначе между телом и ремнём безопасности создаётся некая прослойка. Представьте, удар, что тело? Тело начинает успевать разгоняться и потом врезается в ремень. С ребёнком всё то же самое и произойдёт. Помните, во время войны партизаны натягивали проволоку на дороге на уровне головы немецких мотоциклистов. Ремень будет иметь такой же эффект. На высокой скорости при ударе тело разгоняются и врезается в ремень, травмы будут безусловно больше. Ремень должен сразу останавливать тело. Поэтому верхнюю одежду лучше снять. Машину прогрел. 

Мария Рулик:

А маленькие детишки даже выскальзывают оттуда. Поэтому малышей заносим, комбез целиком снимаем. 

Сергей Кувшинов:

Мы сейчас говорим о том, как должно быть в идеале, чтобы все системы отработали нормально и обеспечили максимальную безопасность. 

Татьяна Моисеева:

У меня в машине существует ещё боковые подушки, помимо того, что спереди. Они предназначены именно для сзади сидящих пассажиров. Если боковые выстреливают, они достают до детей?

Сергей Кувшинов:

Нет, она толщиной порядка 10 см, она открывается вдоль бокового стекла. 

 Мария Рулик:

То есть мы отключаем только ту, которая впереди. 

Сергей Кувшинов:

Только фронтальную подушку. 

Мария Рулик:

А есть машины, у которых для задних пассажиров есть фронтальные подушки? 

Сергей Кувшинов:

Только в очень дорогих версиях. 

Мария Рулик:

В них тоже надо отключать для детей? То есть любая фронтальная подушка безопасности потенциально опасна для ребёнка? 

Сергей Кувшинов:

Видимо, да. Подушка имеет вылет порядка 30-35 см. Встречный удар, может быть очень серьезно. Подушка безопасности запросто может сделать очки контактными линзами. Сравнивают с ударом боксёра, достаточно хорошего, профессионального. Практически до нокаута. Моему знакомому подушка сломала на правом переднем сиденье два ребра, потому что у него на коленках стояла барсетка. Не подушка виновата, а посторонний не закреплённый предмет. 

Поперечный, нижний ремень надо обязательно спустить как можно ниже на бёдра, потому что бедро самая крепкая кость. Если ремень пересекает живот, то возможно повреждение внутренних органов.

Татьяна Моисеева:

Мы опять отошли от детей. Начнём регулировать ремень. 

Сергей Кувшинов:

Регулировка ревеня. Первые параметры мы уже назвали: чтобы было как можно плотнее, не должно быть толстой верхней одежды. Контрольные точки: диагональный ремень должен находиться приблизительно на середине ключицы, на середине плеча. Не на шее, ребёнок при наклоне не должен выскальзывать из ремня. Попросите его наклониться вперёд, ремень при этом не должен залезать на шею и не должен, самое главное, спадать с плеча, потому что иначе в нём нет смысла. Поперечный ремень, нижний ремень надо обязательно спустить на ноги, как можно ниже на бёдра, потому что бедро самая крепкая кость. Если ремень попадает на живот, то возможно повреждение внутренних органов. Поэтому нижний ремень всегда спускаем. Подголовник по высоте должен приходиться на средину головы. То есть середина подголовника должна попадать на затылочную часть. 

В детском кресле, если ребёнок ещё совсем маленький, даже автопроизводители рекомендуют подложить что-то по бокам, некие подушечки, чтобы зафиксировать голову от перемещения. 

Ещё один момент: если у ребёнка на одежде карманы, то под ремнем не должно быть твёрдого предмета, того же мобильного телефона, ручки, карандаша. И в штанах. 

Мария Рулик:

А что в руках? Мы посадили, пристегнули. Что мы дадим детям – игрушки, планшетики? На, посмотри, только помолчи. 

Сергей Кувшинов:

Да, мы даём игрушки зачем, чтобы он был занят и не отвлекал вас. Не циркуль давать в качестве игрушки, спицы вязальные, а именно мягкие игрушки, не травмоопасные. Планшет, в принципе, как отвлекающий фактор для ребёнка вещь неплохая, если он встроен, например, в подголовник переднего кресла или есть специальные фиксаторы на спинку. 

Мария Рулик:

Но не в руки. 

Сергей Кувшинов:

Лучше, чтобы он был закреплён. 

Татьяна Моисеева:

И не на потолок его вешать. Я у многих вижу, что висят экранчики. 

Мария Рулик:

Это опускающиеся. 

Сергей Кувшинов:

Опускаются, да. Но в этом случае он перекрывает обзор. Главное, чтобы водителю обзор не перекрывал.

Мария Рулик:

Мы проговорили о том, как перевозить ребёнка на личном транспорте. Но, помимо личного, многие люди используют общественный транспорт, такой, как такси, как организованная перевозка, когда дети едут на экскурсию, в лагерь отправляют, спортивные сборы и всё прочее. Каким образом обеспечивается безопасность детей при движении в общественном транспорте, кто за это отвечает, что могут контролировать сами родители?

Сергей Кувшинов:

Давайте начнём с такси. Всё, о чем мы говорили, в точно такой же степени относится и к такси. Закон не даёт никаких послаблений для водителей такси. Если вам необходимо перевезти ребёнка, то нужно предупреждать диспетчера, чтобы машина была с детским креслом. Сейчас во всех службах эта опция предусмотрена. Если машина пришла без детского кресла, – бывает такое, что первый заказ выгодный, таксисты хватают, а потом только читают – я думаю, что самое разумное будет отправить его назад и вызвать другую машину. Потому что вопрос экономии и отговорки «тут недалеко, мы потихонечку поедем» не принимаются. Никто, садясь утром за руль, никогда не рассчитывает, что с ним что-то случится. Поэтому обязательно все требования в такси должны соблюдаться, должно быть автокресло. 

Отправляя ребёнка на экскурсию, мы переходим в категорию «организованная перевозка групп детей». Организованной перевозка считается, когда группа набирает 8 и более человек. То есть свыше 8 человек – уже организованная перевозка, причём, согласно закону, в сопровождении лиц, не являющихся родителями или законными представителями данных детей. Кто-то старший, классный преподаватель, сопровождающий, какое-то доверенное лицо везет ваших чад куда-то. Здесь ситуация сразу очень усложняется, потому что для организованной перевозки групп детей должно быть оформлено разрешение, которое подаётся не менее, чем за 2 дня до перевозки в местные органы ГИБДД. На перевозчика, который подрядился выполнять эту поездку, сразу накладывается огромное количество требований. Например, автобусы должны быть не старше 10 лет, они должны соответствовать многим параметрам. Должен висеть знак «Дети», «Перевозка детей» – квадратик с детишками. Автобус должен быть оборудован жёлтым проблесковым маячком, скорость при организованной перевозке детей не должна превышать 60 км/ч. Естественно, автобус должен быть оборудован ремнями безопасности и так далее. В автобусе чаще всего конструкционно предусмотрены двухточечные ремни. Воздействие при резком торможении меньшее, так как отчасти компенсируется большой массой автобуса. 

Мария Рулик:

А если дети меньше 7 лет и по закону не имеют права переезжать без кресла? 

Сергей Кувшинов:

А вы отправите своего 7-летнего ребёнка в организованную поездку?

Мария Рулик:

В лагерь же отправляют с 6 лет. 

Сергей Кувшинов:

Раньше и машины были без ремней безопасности на заднем сиденье, и зеркало было одно. 

Татьяна Моисеева:

Я задумалась: автобусы младше 10 лет вообще существуют? Их используют?

Мария Рулик:

Используют. Дело даже не в том, просто других не дают, за нарушение очень строго наказывают. 

Сергей Кувшинов:

Там очень огромные штрафы за перевозку, до 100.000 рублей на юрлицо при неправильной перевозке групп детей. Многие перевозчики не берутся, не хотят связываться, потому что очень жёсткие требования. Поэтому, если мы отправляем своё чадо, то мы у руководителя должны поинтересоваться, прошёл ли он по всем инстанциям и выполнены ли все требования. Если едет большая группа детей, например, в лагерь 3 автобуса и более, то считается уже колонна, тут ещё сложнее становится. Колонна должна идти обязательно в сопровождении ГИБДД, при этом уведомление, запрос на сопровождение должен подаваться за 10 дней до начала перевозки. 

Татьяна Моисеева:

Если едет один экскурсионный автобус, он с ГИБДД должен?

Сергей Кувшинов:

Нет, он не должен сопровождаться. 

Мария Рулик:

Они должны знать маршрут. 

Сергей Кувшинов:

Маршрут, ограниченное движение в тёмное время суток и так далее; куча требований, есть целый раздел по перевозке детей. Поэтому, мы говорим, очень многие перевозчики отказываются от такого вида услуг. 

Тут ещё можно вспомнить юридический аспект перевозки детей, какие бывают виды ответственности. Штраф за неправильную перевозку ребёнка на личном транспорте составляет 3000 руб. 

Мария Рулик:

А что, оштрафовали и отпустили, пусть и дальше гробит ребёнка?

Сергей Кувшинов:

Пока так у нас. У нас нет запрета на эксплуатацию в этом случае. 

Мария Рулик:

До банального: ты едешь, пристегнул, кресло, и прямо перед ГИБДД твой милый ребёнок отстёгивает ремень: мама, я хотел спросить. За это тоже штраф? 

Сергей Кувшинов:

По факту да, получается. Во многих машинах стали делать специальные индикаторы, чтобы водитель видел, кто у него пристёгнут, кто не пристёгнут. Но это не тенденция, это так получилось, скажем так. Но, когда мы едем по трассе и видим, как родители сидят спереди пристёгнуты, мама, папа, а ребёнок сзади скачет по всей машине, на задней полочке в джипе ползает – за это надо наказывать. 

Татьяна Моисеева:

Кстати, еще очень часто они и с собачками на руках едут. Домашних животных можно на ручки?

Сергей Кувшинов:

По поводу домашних животных, у нас вообще никак не регламентируется перевозка домашних животных. Но, если чисто с практической точки зрения сейчас во многих магазинах стали продавать ремни безопасности для собак. На собаку надевается специальная шлеечка, которая фиксируется в клипсу ремня, – туда, куда мы вставляем ремень безопасности. В багажник можно, самое оптимальное – в переноске, перевозке для животных в багажнике. 

Ещё есть такой момент, мы его не коснулись: иногда мамаши перевозят ребёнка на руках. Естественно, она сама не за рулём, бывает, садится Матрона и берет ребёнка на руки. 

Перевозить в машине ребёнка на руках категорически нельзя! Ребёнок подвергается серьёзной опасности быть раздавленным даже в случае резкого торможения, не говоря о ДТП.

Мария Рулик:

Из роддома, например, так забирают. Конвертик, все родственники вокруг. 

Сергей Кувшинов:

Вы даже не представляете, какой серьёзной опасности мать подвергает своего ребёнка! Даже резкое торможение, не ДТП. У неё руки заняты, ей просто не за что уцепиться. Она его просто раздавит своим весом. А уж если ДТП и удар более серьёзный, то всё, ребёнка смяли в машине, получается. Или сработавшая подушка безопасности его удушит, удавит, или мать своим весом его придавит. Поэтому запрещено, в правилах сказано, что запрещена перевозка детей на руках. Нельзя перевозить. 

Мария Рулик:

Мы как раз говорим в преддверии летних поездок. Сейчас родители будут ехать с детьми не только на дачу, но и другие поездки. Чаще всего родители как решают: чтобы ребёнок не доставал, не мучился, не испытывал дискомфорта от длительных переездов, мы садимся в машину, едем в ночь, папа за рулём, а ребёнка спать. Но, не в кресле же он будет спать, ему же неудобно. Они ему делают некое лежбище, и они спят. Насколько это приемлемо?

Сергей Кувшинов:

Включите фантазию и представьте, что будет при резком торможении и, ещё хуже, ударе. 

Мария Рулик:

То есть это вообще никак. Тогда следующий вопрос. У нас с врачами заходила речь о том, что делать, если что-то случилось. Что делать, если ребёнок поранился? Делать то-то и то-то, и очень часто произносится фраза: желательно не трогать, не двигать. Но нам надо доехать до врача. В такой ситуации как ребёнка посадить в кресло? 

Сергей Кувшинов:

В тупик поставили. Я не врач, может быть, у врачей спросим? 

Мария Рулик:

Я имею в виду, что тогда на руках можно везти, или всё равно очень опасно? 

Сергей Кувшинов:

Опасности это не снимает. 

Мария Рулик:

Тогда в любом случае ждем скорую. 

Сергей Кувшинов:

Вообще, золотое правило, что при признаках перелома не трогают вообще больного, ждут приезда скорой. Не специалист вообще не должен перемещать пострадавших. Ждём скорой помощи. 

Мария Рулик:

Аптечку надо обсудить. Скажите нам, пожалуйста, что входит в обязательную аптечку? 

Сергей Кувшинов:

Современная аптечка имеет такой интересный состав, что им можно остановить кровь только при небольшом порезе, царапине. Основные компоненты сейчас это бинты нескольких размеров, пластырь, ножницы, стерильные перчатки, устройство для проведения вентиляции лёгких методом рот в рот и кровоостанавливающий жгут, всё. Сейчас нет медицинских препаратов. Чем это оправдано? Представьте, зима, мы садимся в машину, прогреваем её, температура +20°. Потом поставили машину, ушли, на улице мороз -20°. Ни одно химическое вещество, ни один химический препарат не выдержит таких качелей. Во что превратится таблетка? Она поможет или навредит больше? Поэтому все химические препараты из аптечки убраны, остались только перевязочные средства. 

Мария Рулик:

Тогда, Татьяна, скажете вы нам. Хорошо, перевязочные материалы подойдут как взрослым, так и детям. Что нужно детям в автомобильную аптечку?

Татьяна Моисеева:

Желательно иметь банальную перекись водорода, средства асептики, мирамистин, возможно, чем мы можем сразу обработать и обеззаразить. Я не знаю правда, зачем в аптечке стерильные перчатки и стерильный бинт? Для грязной раны они не актуальны. 

Мария Рулик:

Кстати, латексные стерильные перчатки тоже долго не проживут. 

Татьяна Моисеева:

И для дыхания рот в рот они тоже не помогут нам. Это основное, что должны родители иметь. Бактерицидный пластырь, наверное, может понадобиться. Насчёт всего остального – мы, как правило, не рекомендуем родителям играть во врачей, рекомендуем вызывать скорую помощь при серьёзных повреждениях. 

Ребёнку в машине можно пить только воду и ничего, кроме воды. Соки, лимонады являются раздражителем для желудка, и, если ребёнка тошнит, ему будет только хуже.

Мария Рулик:

С повреждениями понятно. Но основная проблема детей всех возрастов, у кого-то больше, у кого-то меньше, маленькие дети более склонны, ― это морская болезнь, укачивание в машине. Понятно, есть медикаментозные средства. Есть ли рекомендации родителям, что не делать с ребёнком до того, как посадить его в машину?

Татьяна Моисеева:

Желательно ребёнка не кормить хотя бы за час до планируемой поездки. Если она дальняя, если вы останавливаетесь в пути, то поесть и хотя бы полчаса, минут 40 погулять, походить, чтобы у ребёнка усвоилась пища. Часть еды усвоится. Второй момент: в машине пить только воду и ничего, кроме воды. Соки, лимонады являются раздражителем для желудка, и, если ребёнка тошнит, ему будет только хуже. Одно дело, когда выходит вода и другое дело, всё приторное. Газировка, молочные продукты – всё это усугубляет. 

Сергей Кувшинов:

То есть негазированная вода. 

Татьяна Моисеева:

Да. Здесь, как раз, если у ребёнка действительно морская болезнь, укачивает, вы точно знаете, что в путешествии ребёнка будет тошнить, то убираем все планшеты, телефоны, любые раскраски, чтение, книжки, – всё, на чём фиксируем внимание. Потому что, чем больше мы напрягаем своё внимание в дороге, тем больше нас укачивает. Лучше смотреть в окошко, а лучше вперёд, в лобовое, чтобы минимизировать. 

Мария Рулик:

Или подремать, прикрыть глазки.

Татьяна Моисеева:

Либо поспать, вообще отличная идея. Если ребенок может уснуть, пусть спит. 

Мария Рулик:

В кресле, мы помним, в обязательном порядке. Есть ли средства, которые могут облегчить ситуацию, волшебная таблетка, которая может помочь? 

Татьяна Моисеева:

Волшебную таблетку в основном все знают драмину. Единственная волшебная таблетка. Драмина действительно помогает. Вопрос в том, что у неё тоже есть противопоказания. Использовать детям до года нельзя, а дальше в инструкции по применению идёт хитрый момент. Промежуток от 1 года до 3 провалился, и далее написаны дозировки: детям от 3 до 6 лет такая-то дозировка, четвертинка и так далее. Соответственно, по возрастам. Нужно помнить, что эти таблетки лучше всего использовать только при условии, что действительно есть морская болезнь, что действительно есть укачивание, с которым вы не можете справиться самостоятельно и вам необходимо ехать. Что всё, вы не кормите, и всё равно ребёнка тошнит. Также есть серьёзные противопоказания, такие, как эпилепсия, например, у детей, это прописано в противопоказаниях. То есть, если у ребёнка такой диагноз, то не надо. Конечно, в первую очередь нужно проконсультироваться с педиатром, с неврологом. Ещё есть особенность – свёртываемость крови. Драмина – мощный препарат, который влияет на некоторые органы и системы, поэтому просто так давать ребёнку драмину, потому что «я слышала, соседке помогало», не рекомендуется.

Не знаю, как сейчас, одно время были популярны браслеты, которые действуют, как говорят, в определённой точке. Не могу сказать, насколько действует, потому что все мои знакомые говорят, что не работает. Если у вашего ребёнка действительно то, что мы называем морской болезнью, то нет, не поможет. 

Что можно добавить к аптечке, если вы путешествуете с ребёнком, вас ждёт длительная дорога, когда вы в полях, в лесах, скорую не дождаться, до ближайшего медпункта далеко. Что с нами чаще всего случается по дороге? Отравления. Поели на трассе, у ребёнка желудок не выдержал. Активированный уголь, абсорбенты. Жаропонижающие, которые мы можем дать. Обезболивающие и жаропонижающие – они, как правило, для детей идут в одном флаконе. 

Мария Рулик:

Чтобы просто дождаться помощи. 

Татьяна Моисеева:

Или доехать самим. 

Сергей Кувшинов:

Ещё один инструмент, который поможет избежать укачиваний, это вопрос к себе, как к водителю. Пересмотрите свой стиль вождения. Может быть, вы являетесь причиной того, что укачивает вашего ребёнка. Частые торможения, резкие торможения, резкие ускорения. Водитель всегда находится в более комфортных условиях, нежели пассажиры. Он держится за руль, и он знает, когда что сделает. Он понимает: сейчас я нажму тормоз, он группируется, его самого не качает. Пассажир ситуацию не контролирует, естественно, каждое движение водителя он отрабатывает всем своим телом. 

Мария Рулик:

Есть ли именно к машине некие, не претензии – возможности? Может быть, в одних машинах больше укачивает, в других меньше? 

Сергей Кувшинов:

Каждая машина имеет свои настройки, естественно. На джипах больше ходы подвески, он более валкий, более плавные движения, он как корабль идёт. На легковой машине, низкой, ближе к спортивной, естественно, все мелкие кочки пассажиры будут чувствовать пятой точкой. Поэтому исходим из того, что тебе нравится, на чём ты ездишь. В первую очередь, всё-таки, мне кажется, надо сделать акцент на стиле. Подальше смотреть, пораньше начинать все действия, плавнее торможение, плавнее разгоны, побольше дистанцию, чтобы у тебя было время все делать вовремя, а не в последний момент лупить по тормозу. 

Мария Рулик:

Вообще, есть рекомендации по машинам, что безопаснее? Понятно, что мы покупаем себе машину, какая нам нравится: красивая, синенькая, красненькая, девочка под платье выбирает, каждый по-своему – пониже, повыше, побольше, поменьше. Но потом у нас в семьях появляются детки и мы должны большей частью думать о том, как будет комфортнее и безопаснее им. Есть ли более безопасный вид транспорта?

Сергей Кувшинов:

Все современные машины сейчас имеют минимум 4-5 звёзд по краш-тестам. Общий принцип такой: степень воздействия на организм определяется импульсом движения. Импульс — это скорость и масса. Поэтому, чем масса автомобиля больше, тем меньше воздействие будет приходиться на сидящих в нем пассажиров. Поэтому, естественно, тяжёлая машина более предпочтительная при перевозке детей. 

Татьяна Моисеева:

Хотелось бы в конце задать такой вопрос. Компания «Актив-Безопасность» проводит тренинги для водителей, вы обучаете их езде в экстремальных условиях. Может быть, неплохая идея сделать тренинг для будущих родителей? Если не для беременных мам, грубо говоря, то хотя бы родила ребёнка и пошла, отучилась, или муж научился возить жену или детей. 

Сергей Кувшинов:

Вы удивитесь, но мы такие тренинги проводим, некоторые компании целенаправленно просят нас проводить. У нас есть программы, называются «Водители-родители». Мы рассказываем всё то, о чём мы сейчас с вами беседовали, может быть, в более широком формате, как перевозить детей. 

Татьяна Моисеева:

То есть в частном порядке тоже можно прийти? 

Сергей Кувшинов:

Почему нет? Если есть желание, у нас компетенция это позволит выполнить. 

Мария Рулик:

Замечательно! Спасибо вам большое за прекрасный интересный рассказ! Надеюсь, что наши слушатели воспользуются советами. Всего доброго, спасибо! 

Сергей Кувшинов:

Спасибо! Водите безопасно, спасибо за участие всем!