Как отдохнуть на весь год вперёд

Психология

Светлана Ходукина:

Привет, это канал «Медиадоктор», программа «Час с психотерапевтом Хачатуряном». Мы будем говорить о том, как отдохнуть на весь год вперед. Поскольку Гурген психотерапевт, мы будем говорить, как правильно отдыхать, как не стоит отдыхать. Гурген еще и сексолог, поэтому и эти аспекты затронем. Начнем с того, а что такое отдых?

Гурген Хачатурян:

Отдых – это треть нашей жизни, потому что сутки состоят из трех частей: 8 часов на работу, 8 часов на отдых и 8 часов на сон. Почему-то все склонны думать, что сон и отдых – это одно и то же, поэтому думают о том, что можно поработать часов 16, потом еще отдохнуть, пока спят. Это не так. Сон – это тоже активная работа, 8 часов, которые мы проводим не на работе и до того, как ляжем спать, это и есть время, когда мы должны отдыхать. Вообще отдых – это очень важная часть нашей жизни, это то время, в котором мы занимаемся чем-то, что нам нравится, или не занимаемся тем, что не нравится.

Поскольку месяц лета уже прошел, сейчас очень много интернет-мемов из разряда о том, что ты думаешь, что это суслик, а на самом деле ты уже просрал июнь. Раз мы решили заговорить об отдыхе именно сейчас, то давайте поговорим так, чтобы все присутствующие не стали томно грустить о том, что мы просрали еще июль и август. Я прекрасно знаю отличный способ, как не отдохнуть на всю жизнь. Это идти в медицинский, отучиться и после этого работать.

Светлана Ходукина:

Я буду давать лайфхаки, a Гурген будет комментировать и добавлять или отменять мои лайфхаки, говорить, что так не работает. Перед тем, как планировать отпуск или каникулы, в том числе и летний отдых, прикольно сесть и перед этим подумать: если сейчас уже прошло два месяца, сейчас сентябрь, то что бы я хотел или хотела, чтобы произошло до этого момента, чтобы я почувствовал себя удовлетворенным. Например, я скучно пишу: «Я хочу два раза сходить с друзьями на пляж». Выйти погулять с детьми, съездить к бабушке, какие-то действия произвести, чтобы было удовлетворение, но это не совсем про отдых, сколько просто про удовлетворение, что время не прошло зря, и ты зацепил теплые деньки и поделал то, что не можешь обычно поделать в холодное время года. А если сходить в кинотеатр под открытым небом, то надо это записать себе и сразу запланировать, в календарь поставить, вот в этот день иду, потому что я столько всего хотел, но я это все не распределил по своему календарю, и по факту уже 1 сентября.

Гурген Хачатурян:

Но при этом у нас есть чудесная западня под названием того, что я планировал, у меня не получилось. К примеру, весь день льет дождь, и кинотеатр под открытым небом накрылся медным тазом.

Светлана Ходукина:

Я исхожу из того, что если не запланировать, то вероятность, что что-то получится, еще ниже. Наверное, все не пойдет по тому плану, который запланировался, но он будет близок к этому, и можно гибко что-то менять. Лучшая импровизация – это заранее спланированная импровизация. Поэтому здорово канву себе обозначить, что хотелось бы сделать вот эти пункты. Что-то из этого легко получится, что-то отвалится, что-то другое поменяется, но все равно важно это обозначить.

Гурген Хачатурян:

Очень хорошая идея думать о том, что вы хотите сделать, чего бы я хотел. Вся эта история с тем, чтобы это запланировать и записать в календарь, немножко пахнет нафталином или керосином. Мысль о том, чтобы сделать то, что вы хотите, но в то время, когда у вас есть такая возможность, это очень классно, с этого я бы тоже начал свой отдых. Но давайте вернемся в русло прагматичности и предположим, что на самом деле отпуск и лето – это не два месяца, а все-таки лето, как правило, мало чем отличается от всего остального года, просто меньше одеваешься, когда выходишь на улицу, и жаришь шашлыки по выходным. А в общем и целом отдых летом совпадает с отпуском, и поэтому временные рамки с трех месяцев тут же сползают до двух недель. И если бы я говорил о теме как отдохнуть на весь год вперед, то я бы изначально думал о том, как потратить эти две недели качественно.

Насколько я помню, мы об этом уже говорили в прошлом году, и первое, что отпуск обязательно надо брать, отпуск нужен, отпуск полезен, начиная с какого-то возраста. До определенного возраста, пока вы чувствуете себя вечно молодыми, вечно пьяными и радостно всем рассказываете о том, что можете всю ночью куролесить, а после этого просто прийти на работу, и никто ничего не заметит, это время проходит, наступает старость, вы лысеете, появляются седые волосы в бороде. Это называется старость, накануне старости – зрелость, вторая молодость, и ко времени вашей второй молодости у вас должна быть отлично сформированная привычка дать себе отпуск, не филонить, не говорить о том, что отдохну потом. Отпуск надо брать и отдыхать, надо себя приучать отдыхать. Обычно предлагают по 2 недели брать, вот хотя бы эти две недели обязательно надо брать и не ходить на работу, это очень важная и правильная привычка. Работы в нашей жизни всегда очень много. Мысль о том, что в течение двух недель вы будете просыпаться, как заряженный в 7 утра, и вам никуда не надо идти, вас будет пугать, это очень частое явление, и чтобы этого не происходило, такая привычка у вас должна быть. Чем обычно занимаются в первые дни отпуска?

Светлана Ходукина:

Спят. Отучают себя от телефона.

Гурген Хачатурян:

Тут тоже есть определенного рода правила. Во-первых, всегда есть риск проспать весь свой отпуск, поэтому два-три дня можете прекраснейшим образом высыпаться, после этого уже назначаете себе определенный режим, не сильно отличающийся от того режима, в котором вы живете в обычное время. То есть если вы на работу просыпаетесь в 7 утра, то просыпайтесь в 8, 9, старайтесь не спать до обеда после того, как уже выспались, и заполняйте свой день теми делами, которые вы хотите, или которыми надо заняться, потому что мы живем в реальном мире реальных людей, есть определенного рода семейные дела, домашние дела, дачные дела. Если вспомнить Льва Николаевича Толстого, он все время пропагандировал, что лучший отдых – это смена деятельности, и шел с косой на поле, и все крепостные удивлялись, зачем он косит капусту.

Светлана Ходукина:

Вы дали дельный совет: люди, если вам дают отпуск, берите его, это важно. У человека есть две недели летом, и страшно потратить их не так, приехать и радостно идти на работу, потому что отпуск был не очень. Наверняка есть проблемы, которые не позволяют человеку в этом самом отпуске все-таки зарядиться. Режим у него нормальный, встает он, как и на работу, высыпается, но как сделать так, чтобы ты отдохнул? Надо знать, что для тебя является отдыхом, потому что все едут на море с детьми, или без детей, а по факту тебя это не заряжает. Для тебя, на самом деле, это не отдых совсем, для тебя отдых что-то другое, поэтому есть смысл очень серьезно задуматься и найти компромисс, понять, что, может быть, это активный отдых, а может наоборот, для человека отдых – это ходить с ними на пляж отдыхать. Как человеку отдохнуть?

Гурген Хачатурян:

Очень просто: просто попробуйте разное. Но мы не забываем о том, что реальный мир реальных людей предполагает то, что есть такой важный критерий, как возможность. Не у всех есть возможность поехать на море, не у всех есть возможность сделать одно, другое, третье, но в пределах тех возможностей, которые у вас есть, вы можете абсолютно спокойно предположить, чем вы хотите заниматься, и просто делайте это, не привязывая это ни к какому времени, ни к какому графику, просто я хочу вот так сделать вот это. Договорились со всеми сопричастными и делай то, что хочешь сделать. Либо сделайте сначала вместе то, что хочешь делать ты, а потом то, что хочет сделать друг, партнер, товарищ, супруг, супруга, это же прикольно.

Светлана Ходукина:

Пока мы обозначили тезисы, что отпуск надо брать в любом случае, не откладывать его, не копить до лучших времен, важно отдыхать регулярно. Во-вторых, подумать, что нравится, и подумать, что ты любишь делать и просто это делать. Мне кажется, мы не зря говорим эти важные вещи, и возможно, многие люди, которые сидят на работе, этого не знают.

Я часто слышу истории, когда человек приезжает из отпуска, и он не отдохнул, все еще в стрессе по какой-то причине. Как этого избегать? Я бы сказала, что надо себя хорошо знать и не обольщаться, что если у вас все предыдущие отпуска были не очень, с детьми или с друзьями, то проанализировать, что было не так, и это минимизировать.

Гурген Хачатурян:

Идите к истокам, запомните эту фразу. Большая трагедия, когда человек возвращается из отпуска и думает, что нет отдыха, вообще ничего нет. Просто потому, что человек уходил в этот самый отпуск с мыслью о том, чем я там буду заниматься, этот дурацкий пляж, это отвратительное солнце. Есть подход, что отдых – это отсутствие работы, либо наоборот, работа – это отсутствие отдыха, что вам становится ближе. А если вы отталкиваетесь того, что ваш отпуск – это отсутствие работы, то вы действительно будете возвращаться с негативным настроением, потому что вы там не работали: «О боже, я не работал целых две недели, а что там, а как?» Хотя отдыхать или заниматься своими делами, делать то, что нам нравится, или то, что нам хочется, это и есть наша прямая обязанность. Да, мы живем на этой грешной земле не для того, чтобы упахаться в усмерть, а для того, чтобы расти и развиваться. Человек создан для счастья, как птица для полета, всегда повторяю эту фразу, и работа – это источник того ресурса, чтобы вы достигали тех целей, которые вы для себя ставили, для того, чтобы могли реализовать желания, которые у вас есть.

Светлана Ходукина:

Работа для вас, а не вы для работы.

Гурген Хачатурян:

Прекрасные слова, запомните их тоже.

Светлана Ходукина:

Уходите в отпуск со словами: «Я создан для счастья».

Гурген Хачатурян:

Совершенно верно, потому что очень сложно предположить, что большая масса людей видит свое счастье в 8-мичасовом рабочем дне, сидя в офисе на 94-м этаже небоскреба, на неудобном стуле, несмотря на то, что он очень сильно ортопедический, у вас есть Openspace и смузи. В любом случае, ваше нахождение на работе – это не смысл вашего существования, про смысл существования – это реализация творческого потенциала.

Светлана Ходукина:

Вероятно, есть такие люди, которым нравится их работа, и они от нее получают удовольствие даже на 94 этаже, даже вместе со смузи. Просто даже в этом случае есть смысл переключаться, физическую активность делать, сменить место.

Гурген Хачатурян:

Но если бы вы вдруг нашли в себе человека, который очень любит свою работу, с удовольствием на ее ходит…

Светлана Ходукина:

Это очень странно, я согласна.

Гурген Хачатурян:

Но если для вас лучшее время – это время, когда вы ходите на работу, есть повод поговорить об этом с вашим психотерапевтом, что-то здесь не так.

Светлана Ходукина:

На мой взгляд, классно запланировать конкретные дела и успеть их сделать. Гурген сказал, что надо брать отпуск, нужно обозначить для себя, что вы любите делать, и это делать. К Вам приходят люди на прием и говорят, что не могу отдыхать, не получилось. Какие у людей проблемы, почему они это не могут делать?

Гурген Хачатурян:

Проблем масса, чем больше масса, тем больше проблем. Мы все ищем для себя смысл существования, смысл жизни и зачастую этот смысл находим в работе, соответственно, время, которое мы проводим не работая, ощущаем, как что-то бессмысленное.

Светлана Ходукина:

Человек просто не понимает, что делать в отпуске. Может быть такое, что человек попал в отпуск и думает: «А делать то что? Как отдыхать?»

Гурген Хачатурян:

Может быть такое. Бывают ситуации: приходит молодой, наглый, пышущий здоровьем человек и говорит, что вот отпуск, улетаю на моря, прихожу на пляж и два часа могу на пляже полежать, а после этого я не понимаю, что я здесь делаю, зачем мне это.

Светлана Ходукина:

Это попахивает экзистенциальным кризисом.

Гурген Хачатурян:

А какой смысл в отдыхе, если вся цель моего существования целиком и полностью посвящена рабочим процессам. В таком случае происходит моя любимая трансформация, когда работы все время все больше, больше и больше, просто потому, что человек начинает работать ради работы. Это классическая история финансового пузыря, когда он растет, растет и рано или поздно схлопнется, и вся психическая человеческая деятельность, все человеческие ресурсы уходят на то, чтобы этот пузырь поддерживать хоть в каком-то существующем состоянии, иначе все рухнет. И тут же сразу следующая начинается проблема, потому что поддержание этого пузыря возможно только за счет его постоянного увеличения, чем он больше становится, тем сильнее будет схлопывание.

Светлана Ходукина:

Слушайте, это похоже на наркотик. Человек работает, и когда он вынужден сменить деятельность хотя бы за счет того, что его выпинывают в отпуск, говорят: «У тебя две недели, давай», – и он сталкивается с этим самым экзистенциальным кризисом, а может с чем-то еще столкнуться. Так он занят работой, и все ему неплохо, а так он не занят работой и не знает куда себя приложить. И что ему тогда делать? К терапевту идти?

Гурген Хачатурян:

Как человек этой специальности, я всегда предлагаю приходить ко мне. Светлана исполнена позициями гуманизма и понимает, что психотерапевту тоже надо на что-то жить и на что-то ехать на моря. Причем психотерапевт любит моря экзотические. Психотерапевты тоже люди.

Светлана Ходукина:

Я говорила, что с человеком может случиться экзистенциальный кризис, что ему тогда делать?

Гурген Хачатурян:

Может, конечно. Скорее всего, он уже на всех парах в тоннеле этого экзистенциального кризиса и находится. И наша задача – поскорее из этого кризиса выйти. Были исследования еще лет 15-20 назад о том, какое количество студентов выпускаются из высших учебных заведений Северной Америки и уже имеют на себе признаки депрессии, связанной с экзистенциальным кризисом, а это ведь ребята 23-25 лет, молодежь, и надо понимать, что если с ситуацией никаким образом не разбираться, то к 30 годам ситуация становится хуже, как и любое другое медицинское состояние, которым ты не занимаешься. Тут надо искать себя и надо не бояться искать себя, надо уходить от парадигмы того, что мы обретаем смысл нашей жизни только через работу, через какую-то деятельность. Смысл нашей жизни в любом случае – это творческая самореализация.

Если мы вспомним благословенного Маслоу с его пирамидой человеческих потребностей, то к самореализации мы придем только после того, как перекрыли базовые потребности, только для того, чтобы закрыть базовые потребности в безопасности, в пропитании, прочих делах, только для первых двух пунктов этой пирамиды нам работа и нужна. Никогда не забывайте, что все остальное никаким образом с этой работой не связано. Да, есть ситуации, при которых вам очень сильно повезло, вы действительно счастливчик, ваша работа – это то, где вы творчески растете, творчески функционируете, но поверьте, таких людей очень мало и таких специальностей очень мало.

Если помните, у Александра Грина в «Алых парусах» была история, как девочка Ассоль ехала с угольщиком и рассказывала ему, что просто делать работу неинтересно, если делать свою работу и думать о том, что когда-нибудь из угля вырастет цветок, вот тогда получается что-то круче. Наверняка это не дословная цитата, можете ее проверить. Так вот, либо вы относитесь к своей работе так, как будто всегда ждете, что из уголька вырастет цветок, либо вы ищете эти цветы в других местах, если совсем метафорично. Счастье заключается именно в том, чтобы свой внутренний поиск счастья, того, что вам приносит радость, искать не в офисных пространствах. За что я люблю лето, за что другие любят лето? За то, что можно поубивать комаров? Нет, за то, что достаточно просто выйти из дома, не одеваясь, не переодевая валенки, тулупы, просто надел шлепки, вышел из дома, дошел до станции метро и купил арбуз, съел, и до следующего дня ты сидишь на горшке и думаешь о том, как же хорошо, это лето.

Светлана Ходукина:

И хорошо, что нет комаров.

Гурген Хачатурян:

Хорошо, что нет комаров, потому что они все сдохли. Лето хорошо именно тем, что жизнь, расстояния, особенно в Москве, с тобой может что-то случиться в один шаг. Ты просто вышел из дома, вокруг буйство красок, все цветет, народ гуляет, красота. Вышел, погулял, пообщался, познакомился с новыми людьми, придумал себе новые занятия. Понятно, что в других местах и другие развлечения: пошел по грибы, ягоды, пешком до Москвы дошел, как Михайло Ломоносов, вроде он это зимой делал, в общем, столько всего классного можно сделать, пока ты отдыхаешь, столько всего классного происходит именно летом, потому что просто все гораздо быстрее.

Светлана Ходукина:

И общее настроение заряжено на отдых и на получение удовольствия.

Гурген Хачатурян:

Солнышко светит иногда. Этим надо пользоваться.

Светлана Ходукина:

А наш эфир подошел к концу. Я вынесла для себя одну мысль, которая мне кажется важной. Вступая в отпуск или просто вступая куда угодно, вы должны помнить и говорить себе: «Я создан в этом мире для счастья». Мне показалось, что это мило, это хорошее завершение эфира, позитивное, жизнеутверждающее, в студии были Светлана Ходукина и Гурген Хачатурян, пока.

Гурген Хачатурян:

Всего доброго.