Неполитические стартапы

 

Алексей Гребнев:

Добрый день, друзья. С вами программа «Долголетие в бизнесе» и я, её ведущий, Гребнев Алексей. Сегодня у нас наш замечательный гость, человек, которого вы неоднократно видели на телеканале радио Mediametrics, это Дмитрий Ахтуба. Дмитрий у нас является основателем медицинских центров «НоваДент», об этом мы поговорим с ним сегодня. Также является президентом Medinvest Club, это достаточно новое направление, которое разбирает медицинские стартапы. Тема нашего сегодняшнего эфира навеяна нам, наверное, политикой, выборами, всем, что с этим связано. Но говорить мы будем о неполитических стартапах. Здравствуйте!

Дмитрий Ахтуба:

Добрый день, Алексей! 

Алексей Гребнев:

Я очень рад вас видеть в этой студии. И конечно же, основные вопросы у нас будут про бизнес, про его долголетие, про то, как вы преодолевали все эти этапы. Всё-таки это такой период, который не был, наверное, достаточно лёгким с того момента, как вы закончили первое ваше образование, это было медицинское, я правильно понимаю?

Дмитрий Ахтуба:

Да, первое медицинское. 

Алексей Гребнев:

Всё-таки вам удалось врачом поработать? 

Дмитрий Ахтуба:

Да, я поработал врачом совсем недолго. Потом было некоторое возвращение в профессию, но я работал всегда в околомедицинских отраслях. Я за ним занимался становлением фармацевтических проектов: средняя Азия, Россия и так далее. То есть очень много медицинских проектов начинал. 

Алексей Гребнев:

Дмитрий, один из ваших на сегодняшних день самых успешных, самых грандиозных проектов, это «НоваДент», я правильно говорю? То есть это то, что дало вам вот эту жизнь бизнесмена, то, с чем вы сегодня масштабировались на достаточно большой уровень, я бы так сказал, медицинских клиник. Можем поговорить об этом. Естественно, мой первый вопрос, скажите, пожалуйста, сколько лет этому бизнесу. 

Дмитрий Ахтуба:

Этому бизнесу 14 лет. 14 лет, единственная поправка, что большой он или нет. Мы себя ощущаем стартапом всё-таки. Потому что время стремительно меняется, на сегодняшний день очень многие вещи, которые мы делали, неактуальны и неадекватны в сегодняшней ситуации. Поэтому мы стараемся меняться, мы превращаемся в цифровую компанию, мы предоставляем всё больше удобств и сервисов нашим пациентам, стараемся работать с рынком, в первую очередь, в борьбе за талантливых докторов. То есть мы считаем, что основным нашим ресурсом являются люди. Мы специально для этого создали, пожалуй, впервые в России мы создали, адаптировали систему такую западную, как система опционов. Многие наши доктора являются нашими акционерами, наших клиник. Отсюда очень много преимуществ для пациентов. То есть они разговаривают не с наёмным менеджером, не с наёмным доктором, которому, может быть, не всегда доплачивают в полном объёме, может быть, иногда не дают работать теми материалами, которыми он хочет работать, теми технологиями, которыми он хочет работать. В наших клиниках так как доктора являются соучредителями, они сами определяют материалы, методики работы и многие другие вещи. То есть мы самая медицинская организация. 

Алексей Гребнев:

Какие профили затронуты в ваших клиниках?

Дмитрий Ахтуба:

Это стоматология. 

Алексей Гребнев:

Это стоматология в чистом виде, без эстетики. То есть она направлена... 

Дмитрий Ахтуба:

Сейчас очень много эстетической стоматологии и мы её используем у себя. Эстетическая стоматология, если среднестатистическую российскую женщину спросить о том, что определяет возраст, молодость и так далее, почему-то у нас уклон в какие-то причёски, в какие-то уколы и так далее. Я не отрицаю, что это нужно делать. Но на Западе, особенно среди высоких социальных групп, там понимание вот этого социального маркера, улыбка, состояние здоровья зубов, это такой показатель успешности человека. 

Алексей Гребнев:

Мне очень понравилось то что вы ответили, несмотря на то, что бизнес уже 14 лет, он ещё молодой. Это прекрасно. То есть когда человек ощущает себя молодым, активным, значит всё идёт в гору, всё развивается. 

Дмитрий Ахтуба:

Мы находим какого-нибудь талантливого доктора и делаем клинику под него, под его задачу. У нас с каждой новой клиникой, мы скоро очередную клинику будем открывать, с каждой новой клиникой у нас молодость, это такая инъекция молодости для нашей сети. 

Алексей Гребнев:

Был ли сложный период такой возрастных заболеваний, в простонародье прыщей, которые пришлось пройти? Имеется в виду какие сложности. Может быть, юридические, я понял, что с нехваткой штатов никогда не было вопросов. Команда приходила, она верила, вы начинали работать. Но на этапе вот этих переходов как менялась вообще ваше видение о бизнесе. Это были авторские клиники, которые сразу строились, либо это всё-таки были клиники с доступной ценой первоначально, где конечно соблюдалось всё качество, но при этом цены были, может быть, ниже рынка. Или изначально как-то это всё выстроилось и вот так у вас это развивается. Что для вас приоритетно в выборе вот этого направления в бизнесе? Цена, качество, где? 

Дмитрий Ахтуба:

Цена, качество, сложно ответить однозначно, потому что, к сожалению, медицина очень дорогая. Я не верю в дешёвую качественную медицину. Когда пишут, что мы вам сделаем за три рубля.. Вообще, конечно, вопрос такой очень, Алексей, очень долго могу о нем говорить. Мы сейчас выходим с законодательной инициативой в Госдуму, потому что засилие маркетинга, не всегда адекватные маркетинговые инструменты, мы знаем, что и на других рынках они приводят, подчас, к трагедиям. Но в медицине, на мой взгляд, это вообще недопустимо. Потому что это приводит к каким-то ужасным вещам. 

Алексей Гребнев:

Согласен, вы участвуете в операционной деятельности ваших клиник, или всё-таки вы это всё уже давно делегировали?

Дмитрий Ахтуба:

Лично я не участвую. 

Алексей Гребнев:

То есть есть в каждой клинике главный врач, или же это всё-таки управляется каким-то единым пулом, управляющей компанией? 

Дмитрий Ахтуба:

Безусловно, там есть главный врач, есть управляющая компания, которая несёт на себе хозяйственные и административные функции, то есть несвойственные для врача. То есть мы разгружаем полностью врача от несвойственных ему функции. Стараемся способствовать развитию доктора, как доктора. 

Алексей Гребнев:

То есть вы развиваете и доктора, и сервисные составляющие, которые касаются администраторов. 

Дмитрий Ахтуба:

Да, но мы стараемся не объединять, мы ни в коем случае на докторов не вешаем администрацию и хозяйственные какие-то вопросы, стараемся их по максимуму разгрузить от этого. 

Алексей Гребнев:

Он не грязнет в этой тине, ему непонятной, он остаётся всё-таки врачом, он специализируется по отраслевым образованиям, посещает те курсы, которые нужны врачу. А непосредственно управляющая компания, администраторы следят за сервисом и качеством выполняемых услуг, то есть заполнение документации, приём, встреча клиента, ведение этого пациента и доведение его до нужного результата. 

Дмитрий Ахтуба:

Да, бизнес на сегодняшний день становится жутко заадминистрирован, зарегулирован, и такую нагрузку доктор нормальный не потянет, если открыть какую-то клинику и делать всё по правилам, то точно надо переставать быть доктором, нужно переквалифицироваться в управдома. 

Алексей Гребнев:

Полностью с вами согласен. А эти талантливые доктора, они приходят с каким-то инвестиционным пакетом, либо они приходят с такой качественной наработкой своих знаний, уже с признанием на рынке, и вы берёте на себя инвестиционные вот эти все функции открытия своего бизнеса. Кто инвестор?

Дмитрий Ахтуба:

В основном мы двигаемся по второму варианту. На самом деле, бывают разные ситуации, но между доктором с инвестициями и просто талантливым доктором мы выбираем второе. 

Алексей Гребнев:

То есть он должен быть талантливый в своей работе, а деньги найдём. 

Дмитрий Ахтуба:

Да, деньги нам предоставляют инвесторы, у нас их достаточное количество, кто хотел бы инвестировать в медицину. Потому что сейчас, на сегодняшний день это такая перспективная отрасль. 

Алексей Гребнев:

То есть инвестор, это тот человек, который изначально бизнес построил за счёт своих капиталовложений, и дальше он не участвует в операционной деятельности этого бизнеса. 

Дмитрий Ахтуба:

Да, в операционной не участвует. 

Алексей Гребнев:

Отлично, достаточно интересно, для тех, кто хочет всё-таки свои деньги вложить справедливо, правильно, в медицинский бизнес, достаточно это масштабируемый бизнес, который всегда на сегодняшний день находится в тренде. Вы правильно сказали, что есть эстетическая стоматология, которая сегодня успешному человеку просто необходима. Естественно, он к этим услугам прибегает. Но когда вы стали дальше развиваться, у вас появилась функция президента Медицинского инвестиционного клуба. На этой площадке что происходит, скажите, пожалуйста. 

Дмитрий Ахтуба:

Medinvest Club создан в участии Деловой России, с одной стороны, и Национальный совет по медицине с другой стороны. Данная площадка, она как раз объединяет пул, в том числе, и инвесторов, и возможности Деловой России, в том числе о которых я говорил, это законодательные инициативы, то есть возможности широкого обсуждения в бизнес среде, в медицинской среде. К нам приходят проекты медицинские за деньгами. 

Алексей Гребнев:

То есть эти проекты вам приносит тот, кто сам что-то создал такое новаторское, новое. 

Дмитрий Ахтуба:

В основном, да. 

Алексей Гребнев:

И это уже не только направление стоматологии, я вас правильно понимаю?

Дмитрий Ахтуба:

Да, это не только стоматология, там очень много IT, много межотраслевых каких-то специализаций. 

Алексей Гребнев:

Как долго проходит путь вот этого человека, который принёс качественный проект. Я так понимаю, что есть эксперты, которые оценивают актуальность этого проекта. Он может быть с вашей помощью, наверное, с вашей командой дополнительно ещё доупакован, более экономически обоснован, просчитан, со всеми рисками. То есть вы помогаете, я так понимаю, тем людям, которые просто идут к вам с идеей, а давайте сделаем это, это классная штучка. 

Дмитрий Ахтуба:

Хорошим людям мы помогаем, интересным проектам мы помогаем. 

Алексей Гребнев:

А сколько примерно уже проектов вот так нашли своих инвесторов? 

Дмитрий Ахтуба:

На сегодняшний день около 10 проектов нашли инвесторов. Там единственное, мы не всегда имеем возможность отследить их до конца, мы знаем, что несколько наших проектов, которые начинали у нас, они сейчас переместились в Силиконовую долину, на некоторое раунды инвестиционное выходят, к сожалению, в Америке. Но мы надеемся, что рано или поздно эту ситуацию мы сможем изменить и сможем инвестировать в нашем Отечестве. 

Алексей Гребнев:

Сегодня в нашей студии Дмитрий Ахтуба, мы с ним разговариваем непосредственно о тех бизнес процессах, которые он создавал сам. Естественно, этот опыт, он просто, Дмитрий, незаменим. Дима, скажите, пожалуйста, вы долго формировали команду управленческую, те, кто люди с вами всегда и вам помогают. На кого вы опираетесь в своём бизнесе?

Дмитрий Ахтуба:

Знаешь, знаете, Алексей. Извините.

Алексей Гребнев:

Можно, Дмитрий, мы с вами всё-таки не первый день. 

Дмитрий Ахтуба:

Всё-таки мы давние друзья, поэтому прорываются сквозь эфир неформальные отношения. 

Алексей Гребнев:

Это правда, это нормально. 

Дмитрий Ахтуба:

Слушай, давай тогда на «ты» перейдём. 

Алексей Гребнев:

Однозначно, Дима, согласен. 

Дмитрий Ахтуба:

Вообще там такая история, что опираюсь я, прежде всего, на врачей и на управленцев. К счастью, многие из них уже работают у нас больше 10 лет, очень много людей. И только сегодня с утра я разговаривал с двумя девушками, нашими сотрудницами, которые работают уже со дня основания компании. Это очень приятно, очень здорово. 

Алексей Гребнев:

То есть всё-таки медицина - это командная работа. 

Дмитрий Ахтуба:

Конечно. Доктор один, ты сам знаешь. 

Алексей Гребнев:

Ну да, если мы возьмём сам процесс, мы понимаем, что если я захожу в клинику, значит меня кто-то встречает. Меня дальше проводят до врача. Конечно, я весь акцент делаю на этого специалиста, я ему начинаю доверять, но вокруг меня незаметно ещё проходит очень много людей. Это ассистенты бизнеса, это те, кто вообще всё это сопровождает. Сегодня, насколько я знаю, во многих успешных клиниках как ваша, появляются ассистенты, которые сопровождают этого дальше пациента.

Дмитрий Ахтуба:

Да, в медицине нет мелочей. С моей точки зрения, не только с моей, и ты сам прекрасно понимаешь и знаешь, что если бригада хирургов, которая прекрасно работала, медсестринский персонал, который ассистировал на операции, и вдруг уборщица что-то неправильно нарушила в технологии уборки хирургии. Казалось бы, такая мелочь может насмарку пустить усилия многих людей. 

Алексей Гребнев:

Я уверен, что это всё под контролем, это всё контролируется. 

Дмитрий Ахтуба:

Я говорю о том, что в медицине нет мелочей. 

Алексей Гребнев:

Однозначно. Расслабиться, закрыть глаза невозможно. 

Дмитрий Ахтуба:

Отвечая на твой вопрос, что такое медицина, действительно, это командная работа всегда, она во многом зависит, и бизнес процессы там, к сожалению, на сегодняшний день оказывают на медицинскую составляющую тоже большое участие. Потому что если тот человек, который заказывает препараты, материалы, инструменты вдруг ошибётся, то это тоже ничего хорошего не будет. Поэтому очень важна команда, очень важен командный дух, очень важна психологическая такая атмосфера правильная в коллективах. 

Алексей Гребнев:

Ты знаешь, сейчас у меня почему-то в руках попалась ручка одной из авиакомпаний, наверное, я бы даже, может быть, сравнил вот так, как вы рассказываете, каждый ваш бизнес с самолётом, с этим экипажем, который уверенно его поднимает, из пункта А в пункт Б перегоняет, это всё сопровождается с земли, это всё контролируемо. То есть это замечательное посадка и дальше в рейс. И каждый раз. 

Дмитрий Ахтуба:

Слушай, есть история такая, что, не помню, по-моему, в Америке где-то большим госпиталем начал управлять человек, который раньше работал в авиации. Он сделал двойные, тройные защиты всех технологических процессов, которые должны были происходить в клинике. В клинике делалось очень много операций. Там в разы снизилась смертность, в разы снизились внутрибольничные инфекции, выздоровление пошло быстрее. То есть, на самом деле, авиация, авиационные какие-то принципы построения авиации, они и в медицине доказали свою полезность и эффективность. 

Алексей Гребнев:

Это замечательно. В принципе, это всегда прекрасно, когда нам есть, куда посмотреть, так же, как на любой качественный отель, пятёрка или ещё что-то, где люди приходят уже не только за пониманием того, как хостел, ночь провести, на утро пойти дальше туда, за чем они пришли. А когда они получают те дополнительные невидимые услуги, которые говорят о том качестве, об их удивлении, об их спокойствии. Потому что всё-таки, на самом деле, стоматология, это не очень простая, фобий осталось много, люди боятся лечить зубы, они, наверное, не до конца оценивают тот рот, который с годами превращается во что-то несохранённое. Для них это наверное тяжело. Поэтому я так понимаю, что для других вы можете быть примером. Участвуете ли вы в передаче своего опыта другим клиникам?

Дмитрий Ахтуба:

Да, конечно. Более того, мы ищем талантливые команды докторов, талантливых врачей, команды врачей, команды управленцев и предлагаем им участвовать в построении собственных клиник. То есть мы инвестируем в этот процесс, мы обучаем, мы развиваем их. 

Алексей Гребнев:

Это мы с вами обязательно обсудим после рекламы. Потому что сейчас на канале Mediametrics реклама, и после этого мы обязательно вернёмся в эфир. 

Алексей Гребнев:

Друзья с вами программа «Долголетие в бизнесе» и я, ее ведущий, Алексей Гребнев. Сегодня у нас в гостях Дмитрий Ахтуба, который является основателем сети медицинских клиник «НоваДент», является президентом Medinvest Club, куда заходят достаточно интересные проекты за финансированием, софинансированием, поиском своих партнёров. До рекламы, в первом отделении мы поговорили с Дмитрием в целом о том, как вообще развивается его компания «НоваДент», какое он приложил участие, и как он достаточно спокойно передал это управление на ту команду, в которую он верит. Ведь, на самом деле, Дмитрий, наверное очень важно верить в партнера. 

Дмитрий Ахтуба:

Да. В бизнесе нужно и верить, и самому стараться не подводить, чтобы тебе верили. 

Алексей Гребнев:

Вы переживаете от того, что со временем человек, на которого вы возложили понятие, что всё, он это сделает, в какой-то период он начинает останавливаться. Были ли такие случаи? И вам приходилось подставлять ему плечо и нести его, как раненого на себе. Были такие партнёры?

Дмитрий Ахтуба:

Наверное, очень много было партнёров. Где-то ты выступаешь каким-то учителем, может быть, отчасти, коучем, как сейчас принято говорить. Кто-то выступает учителем для тебя и коучем для тебя. Подчас эти ситуации с точки зрения обычного человека не всегда простые. Потому что иногда, сам знаешь, что какие-то острые ситуации вдруг тебя учат тому, что ты становишься сильнее. 

Алексей Гребнев:

Знаешь, как я всегда говорил опыт - это количество накопленных ошибок. Почему я затронул именно эту тему, потому что мне хотелось бы спросить у тебя следующее. Смотри, бизнес, который, мы клинику открыли, мы его открыли на врача. С врачом что-то произошло, выгорел эмоционально, может быть, какая-то житейская ситуация его сильно подвернула. Инвесторы страдают от этого? Или же это быстро заменяемый пазл? 

Дмитрий Ахтуба:

Врач в наших клиниках - это ключевое звено. И в этом наша большая сила, в этом наша большая слабость. Поэтому инвесторы не страдают, потому что у нас, там долго можно погружаться в технологии, как у нас всё устроено, но к счастью, не было таких ситуаций, чтобы кто-то пострадал. 

Алексей Гребнев:

И пациент всегда остаётся довольным, пациент верит в бренд «НоваДент», он идёт уже не именно к своему лечащему врачу, по имени, отчеству, он идёт в ту качественную услугу, которая предоставляет скапитализированный на сегодняшний день, наверное, уже весь бренд «НоваДент». Потому что это в моём понятии забетонировано. 

Дмитрий Ахтуба:

Да, мы даём нашим пациентам и вообще рынку новую ценность. В России, с моей точки зрения, вообще не хватает бизнесов, давай назовём это, человеческих бизнесов. Мы когда говорим, что я хочу открыть ресторан, и сразу нам представляются такие огромные помещения какие-то, потому что иначе, вроде как, смысла нет инвестору инвестировать. А если мы говорим про какую-нибудь Италию или Грецию, Францию, юг, то очень часто мы можем увидеть какие-то ресторанчики, там 3-5 столиков всего, и из обслуживает семья из 2-3 человек. И вот эти бизнесы, они дают совсем другое качество и экономике, и потребителю. Потому что там настолько дорожат клиентами, настолько дорожат теми, кто приходит к ним на ужин каждый день. А в Италии, там во многих домах нет кухонь принципиально, потому что так культура устроена, что завтракать я хожу к Чиполлино, ужинаю я у Лучиано, например. И это продолжается, может быть, поколениями. И у нас, мне кажется, когда началась история с самозанятыми, сейчас какой-то, семейные бизнесы пытаются ввести, на мой взгляд, это очень правильная история. Тоже, за что мы ратуем, это за выделение лицензии каждому конкретному доктору, если возвращаться к нам, к медицине. Потому что сейчас абсурдная ситуация на рынке. Есть доктор, который не отвечает за качество лечения, чтобы не было иллюзий. То есть за всё отвечает какое-то ООО, которое возглавлять может кто угодно. Если в Америке, например, медицинскую клинику, акционером медицинской клиники, стоматологической, косметологической может быть или косметолог, или стоматолог, то у нас среди учредителей кого только нет. И вот однажды я видел клинику, которой владел дальнобойщик. Мы понимаем, что он может транслировать всё своё представление о медицине на врачей. Это даже не абсурд, а какое-то преступление системное. Мы сейчас будем выходить с законодательной инициативой на площадки деловой России. У нас было несколько встреч с разными депутатами Госдумы, с руководителем экспертного комитета Госдумы Российской Федерации. Нам обещали поддержку, потому что все согласны, что эта ситуация ненормальная. 

Алексей Гребнев:

Я услышал, но вы так, очень сильно згустили наверное краски. Даже мне чуть стало страшно. На самом деле, мы работаем по федеральному закону, это 323-й федеральный закон. Там все чётко прописано, кто оказывает, как оказывает, что вообще мы из себя представляем как медицинская организация. И всё-таки люди, которые... 

Дмитрий Ахтуба:

Алексей, ты знаешь, я с тобой категорически не согласен, категорически не согласен. Все мы знаеми что вот эта фраза Карла Маркса, если её вспомнить, что капиталист не остановится, видя перед собой прибыль 200 %, не остановится ни перед каким преступлением. Давай представим, смоделируем с тобой ситуацию. Человек вчера торговал на рынке чем-то, какими-то не очень свежими продуктами или что-то такое. Сегодня он вдруг открывает косметологию, например, потому что он посчитал, что это какой-то прибыльный бизнес. И вот к нему на собеседование пришли два человека. У одного диплом, может быть, какой-то поддельный, что очевидно, но он готов работать, например, за 10 процентов. А другой какой-то уважаемый доктор с компетенциями медицинскими, но он готов работать только за 30. Кого выберет вот этот собственник, давай подумаем, за 10 % или за 30?

Алексей Гребнев:

Я вообще себе плохо представляю ситуацию, что сегодня точка входа в этот бизнес достаточно такая, затратная, назовем её так. Если мы открываем качественный медицинский бизнес. То есть у нас есть стандарты оснащения клиник, у нас есть чёткие понимания, у нас даже есть общество, где мы уже, на самом деле сами, как владельцы все общаемся. Давай скажем честно, по сути своей мы тоже везде учимся. Я там не встречал таких, который вчера пришёл с рынка, а сегодня сказал: я тут помидорами торговал, а сейчас у меня медицинская клиника. Уходит это на задний план. Просто в двухтысячных годах... 

Дмитрий Ахтуба:

Это уходит, к счастью. 

Алексей Гребнев:

По такому принципу открывались салоны красоты. Там небольшая была точка входа, естественно, это было. Мы видели засилье непонятных таких предприятий, которые просто не выдержали конкуренции, они ушли. Мы можем с тобой вспомнить девяностые, когда были ларьки, ларьки и все торговали. Но нет сегодня ларьков вокруг. 

Дмитрий Ахтуба:

Ларьков нет, но есть масса клиник, которые берут маркетингом. То есть они нанимают каких-то нелучших, условно, врачей, они берут нелучшие материалы покупают на рынке. У меня большие вопросы по срокам годности и так далее, вообще, где они их покупают. 

Алексей Гребнев:

Вот здесь я полностью согласен. Потому что контроля внутри, как сэкономить, как уйти от каких-то правильных форм. То есть фактически, мы находимся все в достаточно сложном положении, потому что естественно, мы полностью ведем отчётность. Мы оплачиваем зарплаты, эти зарплаты достаточно большие, и налоги, мы всё это ощущаем. То есть большой бизнес это чувствует. Тот бизнес, который по дружбе делается, я его уже себе не представляю. 

Дмитрий Ахтуба:

Дело не в «по дружбе», просто человек посчитал, что косметологический бизнес, например, принесёт много денег. 

Алексей Гребнев:

Есть, таких очень много было, на самом деле, пониманий, но люди открывались, сидели, ждали, ничего не получали. 

Дмитрий Ахтуба:

Но есть те, кто открывали и всё хорошо, и они продолжают. 

Алексей Гребнев:

Если их выбрали, если их не закрыло государство, назовём это так. Все-таки у нас есть регулирующие органы, которые открывает медицинский бизнес. То есть для того, чтобы его открыть, мы лицензируемся. Вот вопрос ты правильный на самом деле задал. Кого нужно лицензировать, врача, который дальше бы за всё отвечал, либо вот это всё ООО, которое будет отвечать сегодня, как ты понимаешь, уже не только в рамках того уставного капитала, который они заявили, оно будет отвечать полностью. То есть каждый инвестор, приходящий в медицинский бизнес, он должен понимать все свои риски. А риски сегодня большие. 

Дмитрий Ахтуба:

Да, риски большие.

Алексей Гребнев:

Тот генеральный директор, точнее, не инвестор, деньги могут прийти откуда угодно, а человек, который возьмёт на себя развития этого бизнеса, ответственность за качество оказываемой услуги, он естественно будет нести полную ответственность перед пациентом. Здесь, конечно, на самом деле, очень важно, мы понимаем, что тут возникает ещё другая грань. Когда не совсем порядочно ведут себя и пациенты в каких-то вопросах. 

Дмитрий Ахтуба:

Ну, да. 

Алексей Гребнев:

Когда им кажется то, что они приходили за услугой в целом вот такой вот, потом они понимали, что есть какие-то лёгкие возможности, когда можно с клиники получить какие-то дивиденды, просто напугав её тем, что не устраивает качество.

Дмитрий Ахтуба:

Потребительский терроризм, он во всём мире прогрессирует, с этим надо что-то делать более системно. 

Алексей Гребнев:

Я думаю, вы, как член Совета общественной организации Деловой России, тоже этот вопрос наверное ставили и на государственный уровень. 

Дмитрий Ахтуба:

Это очень сложный вопрос. 

Алексей Гребнев:

Нам наверное надо заискивать поиски медицинского права. 

Дмитрий Ахтуба:

Его всё-таки нужно решать по отраслевому принципу, потому что там единого решения, вряд ли можно найти какое-то единое решение для всех отраслей. То, что касается нашей отрасли, медицинской, я считаю, что однозначно должны быть приняты законы по личной ответственности доктора, а именно лицензия должна даваться доктору. Однозначно должны ассоциации управлять этим бизнесом, выдачей лицензий, чтобы совсем уж дальнобойщиков в нашей среде не было. 

Алексей Гребнев:

Насколько мы с вами знаем, мы с тобой знаем, у нас сегодня появляются саморегулируемые организации, которые достаточно успешно себя показали в других отраслях, и они пришли в медицину, они успешно справляются с теми... Во-первых, туда дальнобойщик уже не попадёт.

Дмитрий Ахтуба:

Это радует.

Алексей Гребнев:

И при выборе на сегодняшний день к кому пойти, наверное, пусть пациента тогда позаботится сам, что его интересует. За три копейки канарейку, как говорится, либо всё-таки посмотрев документы, поняв, если это член саморегулируемой организации, компания, то качество уже проверено той организацией, в которую это клиника относится. И вот там уже я больше чем уверен, ни просроченного препарата, неподготовленного специалиста однозначно не будет. 

Дмитрий Ахтуба:

Да, это первое, с чем, я думаю, нужно нам всем бороться. И второе, как ни странно, это маркетинг или маркетинг, потому что он точно должно быть разумным. 

Алексей Гребнев:

Агрессивный Маркете маркетинг на рынке, наверное, да. 

Дмитрий Ахтуба:

На рынке медицинских услуг, с моей точки зрения, это недопустимо. 

Алексей Гребнев:

Если альтернативу, которую мы себе с тобой позволяем, что мы можем сказать. Если человек видит такую улыбку от пасты, и зубы стали белые, естественно, он пошёл, 300 руб. потратил. Это его опыт, зубы у него белее не стали, пасту он купил, вторую он уже не купит. Согласись. Опыт он получил. 

Дмитрий Ахтуба:

Это да. 

Алексей Гребнев:

Но красиво на фотографии. 

Дмитрий Ахтуба:

Но с лоботомией так не получится, уж извини. Второй опыт может быть уже не актуален. 

Алексей Гребнев:

То, что касается предложений, когда нам кажется, что Купонаторы когда вмешались в медицинский бизнес и начали рушить, но мы должны понимать, нельзя качество, если оно у всех стоит определённые деньги и оно ровно стоит, просто взять и купить. Это то же самое будет, как подделка какой-то брендовой вещи. 

Дмитрий Ахтуба:

Подделка подделке рознь. 

Алексей Гребнев:

А здоровью это навредит. 

Дмитрий Ахтуба:

Подделка подделке рознь. Если мы говорим о какой-то сумочке, ничего страшного. 

Алексей Гребнев:

Больше не возьмёшь, не оденешь. 

Дмитрий Ахтуба:

А если мы говорим о каких-то пищевых продуктах критичных, не приведи господи, детское питание или фармацевтические препараты, с моей точки зрения, о подделках речь не должна идти, в принципе. 

Алексей Гребнев:

Государство это регулирует и борется с этим. 

Дмитрий Ахтуба:

Да, к счастью, здесь все нормально. Но так же не должно быть в медицине, каких-то невероятных обязательств, ожиданий. Люди видят по телевизору какую-то чушь несусветную. То же самое в интернете, какие-то обещания, за три копейки вам что-то невероятное с вами сделают. Это должно регулироваться, это должно быть в зоне регуляторной профессиональных ассоциаций. 

Алексей Гребнев:

Вот теперь я понимаю, что тебя сегодня больше всего двигает вперёд. Это та справедливость, которую ты правильно доносишь вначале до людей, принимающих решение, то есть это органы власти, потому что наверное, они за своей работой, за своими совещаниями иногда не видят то, что видит весь медицинский рынок. 

Дмитрий Ахтуба:

Но они же непрофессионалы, они не могут лучше нас знать, что происходит на медицинском рынке. 

Алексей Гребнев:

Поэтому ты член совета общественной организации Деловой России. К тебе и прислушиваются. 

Дмитрий Ахтуба:

Да, но мы должны понимать, что эта работа очень сложная, и простых решений тут не будет. Эту точку зрения нужно отстаивать, нужно всем объединяться. Это большая системная работа. Потому что Государственная Дума, Совет Федераций и прочие органы государственной власти, Парламент и так далее, всё это очень сложные структуры, с ними нужно уметь работать. Нужно им уметь правильно доносить мысль, её нужно обосновывать правильно, её нужно доказывать правильно, потому что у них тоже есть свои ограничения. Но работать в этом направлении нужно, потому что у нас какие-то нормы, не всегда адекватные. Сам прекрасно знаешь, в разных отраслях. Часто говорят, что все рестораны в Москве можно закрыть, потому что ни один не соответствует. 

Алексей Гребнев:

Тем старым нормам СЭС, где должно быть, извините, семь писсуаров. 

Дмитрий Ахтуба:

Да. 

Алексей Гребнев:

Но это рестораны, а если говорить о медицине, медицина всё-таки, слава богу, начала двигаться и в правильном направлении. 

Дмитрий Ахтуба:

Абсолютно. 

Алексей Гребнев:

Я очень много могу сказать, что наше министерство работает. Может быть, где-то хватает недофинансирования, ещё чего-то, но посмотри, какие замечательные построены неонатальные центры по всей России. 

Дмитрий Ахтуба:

Прекрасно. 

Алексей Гребнев:

Выделяются зарплаты, даже на госструктурах всё-таки наши врачи получают такую, не могу сказать, что совсем, но, по крайней мере, их работа стала оцениваться, то есть это не бесплатный труд. 

Дмитрий Ахтуба:

Однозначно лучше, чем было лет 20 назад или в девяностые. Это было вообще ужасное время. 

Алексей Гребнев:

Поэтому я так понимаю, мы говорим с тобой о частной медицине. Мы почему выбираем частную медицину? Потому что мы понимаем, что я плачу за то качество, которое я хочу. Может быть, я бы тоже с тобой согласился и все поликлиники закрыл сегодня. Потому что те, кто проходил диспансеризацию.

Дмитрий Ахтуба:

Я не говорил, что надо закрыть все поликлиники. 

Алексей Гребнев:

А я могу сказать, честно могу сказать, что я бы пересмотрел понятие обычной поликлиники. Мне за всю свою сознательную жизнь порог поликлиники переступать просто не хотелось даже. Потому что я не понимал, что в этом пакете ОМС я могу сделать для своего здоровья. Если говорить честно. Если мы возьмём стоматологическую помощь, там вообще ничего нельзя сделать. Вот это как раз понимаешь, где-то, наверное, мне издали напоминает не того дальнобойщика, о котором мы с тобой говорили, но о сильно недофинансированной отрасли в этом отношении. Поэтому естественно, мы на своё здоровье пытаемся заработать. Наше долголетие, которое для нас является основным понятием, что мы хотим знать, что происходит в нашем организме, также переходит и на бизнес. Мы открыли бизнес, что для нас важно? Мы хотим знать, что происходит в нашем бизнесе. Зная всё, что мы можем исправить, вовремя на это воздействуя, мы начинаем это менять. И ты мне сейчас рассказываешь о модели своего успешного бизнеса здорового организма. Если что-то выбивается, лечим. Если нет, как говорится, ну умер. Но дальше дело осталось, бренд дальше работает. Приходят другие инвесторы, приходят непосредственно все те люди, которые дают возможность. Поэтому, Дмитрий, подводя итоги нашего эфира, у нас остаётся не так много времени, я ещё раз хочу сказать, что с нами сегодня был Дмитрий Ахтуба. Это основатель клиники медицинской «НовоДент». Это тот человек, который работает и с инвесторами, и с врачами, который очень качественно скапитализировал бренд медицинский, оказывая качественную медицинскую услугу. А также второе направление, которое Дмитрий на сегодняшний день, я бы сказал, вообще первопроходец. Не просто президент, ты просто это взял, создал с нуля, достаточно качественно, это Medinvest Club. Ты помогаешь людям находить партнёров, финансирование, качественные стартапы, они выходят, они работают. И естественно, здесь могу сказать, я восхищён тем, потому что был у тебя на заседаниях, видел, как это всё активно происходит. А то, что ты делаешь благодаря тому, что ты ещё являешься членом Совета общественной организации Деловой России, то, о чём ты задумался, как ты хочешь изменить медицину, какие вы для этого предпринимаете шаги. Но это просто-напросто, многие бы этим даже не стали заниматься. Поэтому я благодарен тому, что ты на это обращаешь внимание. 

Дмитрий Ахтуба:

Если не мы, то кто?

Алексей Гребнев:

Ты активный человек, у тебя есть своя чёткая жизненная позиция. Мы не поговорили ни о спорте, ни об отдыхе, ни о своём хобби. Я думаю, что в твоих программах, передачах, потому что на Mediametrics у тебя есть Medinvest Club, кто хочет тебя узнать побольше, он обязательно это сделает. Поэтому в завершение эфира передаю тебе слово. 

Дмитрий Ахтуба:

Спасибо огромное, Алексей, что пригласил, было очень приятно побеседовать. В своих программах я часто задаю вопросы гостям, свою точку зрения я стараюсь не высказывать. И вот сегодня ты предоставил мне эту возможность. Спасибо огромное. Надеюсь, мы продолжим с тобой общение. Я приглашаю всех неравнодушных коллег участвовать в нашей большой работе. Если у вас есть какое-то видение современного развития медицины, может быть, какие-то законодательные инициативы, мы ас удовольствием всех приглашаем к сотрудничеству. Находите нас в социальных сетях, я всегда открыт для общения. Если есть интересные медицинские проекты, ждём вас. Инвесторам также огромный привет. 

Алексей Гребнев:

Всем, кто к нам будет обращаться, мы обязательно поможем. С вами была передача «Долголетие в бизнесе с Гребневым Алексеем». У нас был гость, Дмитрий Ахтуба. До новых встреч.