Подготовка ребенка к учебному году – отмена справок и общие вопросы педиатру

Педиатрия

Тэги: 

Денис Остроушко:

Здравствуйте, в эфире Mediametrics, «ЗОЖ через молодежь». Это программа об общественном здоровье и здоровом образе жизни в целом. Меня зовут Денис Остроушко, рядом со мной Мирон Борисов – медиаволонтер из волонтерского объединения «Волонтеры-медики». Недавно мэр города Москва Сергей Семенович Собянин сказал: «Отменяю справки в детский сад». Что это значит, какие справки отмели, почему – узнаем у нашего сегодняшнего гостя Елены Владимировны Устиновой, врача-педиатра, заведующей филиалом детской городской поликлиники №129. Здравствуйте. И начну я именно с этого вопроса – эти справки в детский сад, о которых очень много говорили, хороший инфоповод, насколько это важно?

Елена Устинова:

Это достаточно важно и существенно облегчили нам жизнь. Если обратиться к статистике, к началу учебного года в 2018 году таких справок в детский сад было выдано порядка 300 тысяч. Дополнительно открывались кабинеты, дополнительно были задействованы врачи — это лишняя нагрузка на родителей, на врачей, и как показывает опыт, никому не нужная, это больше формальности. Дело в том, что нет рисков, в Москве нет эпидемий инфекционных заболеваний, и поэтому в случае выявления очага справка нужна, но таких случаев достаточно мало.

Денис Остроушко:

А у родителей не возникла боязнь, что сейчас ребенок, может, и проверен, а другие без справок придут, и что?

Елена Устинова:

С такими вопросами родители в данный момент не обращались. Тут немножко другой вопрос: я возьму на всякий случай справку, а вдруг у меня спросят, а у меня ее нет. Поэтому приходится вести разъяснительные беседы с родителями, успокаивать их.

Денис Остроушко:

Они не боятся, что вдруг чужие дети чем-то заразят?

Елена Устинова:

Здесь бояться нечего, в детских садах дети будут осмотрены и анализы у детей будут брать в условиях детского сада.

Денис Остроушко:

И сейчас приходят к Вам, спрашивают: «Дайте справку», – Вы не даете. А не возникло ли вопросов у детского сада, каких детей вы нам тут приводите после лета? Может быть, они задаются теперь этим вопросом, что мы должны проверять всех подряд, или это нормально?

Елена Устинова:

Данные из Роспотреба города Москва об очагах инфекции и данные адресные списки воспитанников детских садов объединены в одну базу, и если по какому-то адресу произошел контакт или наложен карантин детского сада, в детском саду есть эти данные. А таким родителям приходят смс-рассылка, либо почтой уведомление, что вы попали в зону карантина, пожалуйста, обратитесь в поликлинику по месту жительства для получения справки. А тем родителям, кто не попал в зону карантина, приходит смс, что справки не нужны, если вам не придет обратное смс.

Мирон Борисов:

О каких инфекциях идет речь? Это достаточно редкие инфекции, такие как корь, краснуха, либо это обычный вирус гриппа? И за какое время до посещения детского сада ребенок может переболеть этой инфекцией, чтобы ему нужно было подтвердить то, что он здоров при поступлении в дошкольное учреждение?

Елена Устинова:

Переболеть ребенок может в любое время. Если ребенок болеет и яркие симптомы, а у этих инфекций яркие симптомы, родители обращаются за медицинской помощью, у нас будет уже эта информация, и мы будем детей выписывать со справками и отрабатывать очаг. В плане инфекцией, то при кори очагом инфекции является весь дом, то есть все, кто живут в данном доме, 900 квартир, 1000 квартир, находятся в зоне карантина, соответственно, всей 1000 детей нужны эти справки. Все остальные инфекции находятся в стенах квартиры.

Мирон Борисов:

То есть если я переболел корью, мой ребенок переболел корью, то нужно будет всему дому получить эту справку, если это любая другая инфекция, то только в стенах моей квартиры, это только моя семья. В случае кори какие нужно будет пройти обследования, чтобы была возможность пойти в дошкольное учреждение? Нужно будет сделать дополнительно вакцину либо проверить титр антител?

Елена Устинова:

Здесь зависит от конкретного случая, нет однозначного ответа. Во-первых, смотрим привитость ребенка, вакцинация, ревакцинация, на момент своего возраста ребенок должен быть привит по полной, все, что должно соответствовать. Если ребенок привит, мы выдаем справку, что он был в контакте с больным корью по дому, контакт от такого-то числа. Ребенка берут в школу, если он привит, в условиях школы медицинская сестра проводит наблюдение, никто не отменял подворовой обход и наблюдение врача за детьми этого дома.

Денис Остроушко:

Я вспомнил замечательное слово «диспансеризация». Дети, которые идут в детский сад, тоже под диспансеризацию подпадают?

Елена Устинова:

В плане диспансеризации сейчас есть единый приказ, по которому мы работаем, это приказ № 154Н от 10 августа 2017 года, в 2018-ом году были небольшие поправки, и сейчас по этому приказу мы имеем единственные профилактические осмотры. Есть определенный возраст ребенка и перечень исследований и врачей, которые необходимо пройти ребенку данного возраста. Если раньше периодически были осмотры ребенка в условиях обучения в школе и предварительные — это предварительный осмотр ребенка перед поступлением в сад, школу, институт, колледж, сейчас упростили, и если ребенок прошел профилактический осмотр в условиях детского сада и собирается переходить в школу, то с этой карты ему все данные вписывают, оформляют, и счастливые родители ведут своего ребенка в школу.

Денис Остроушко:

Лишний раз не нужно приходить в поликлинику. В каком возрасте подпадают?

Елена Устинова:

Если перечислять каждый возраст и список специалистов, получится очень непонятно, поэтому скажу в двух словах: при рождении берется скрининг на наследственные заболевания, есть патронажи – медсестринский и врачебный. Далее в возрасте 1 месяца ребенок осматривается практически всеми узкими специалистами и делается скрининговое обследование, то есть это ультразвуковое исследование почек, внутренних органов, сердца, тазобедренных суставов. В 2 месяца сдается анализ крови и мочи, в 1 месяц ребенок должен быть полностью обследован, чтобы исключить врожденные пороки, либо проблемы с заболеванием, либо предупредить риски развития заболеваний. У нас есть время, чтобы к году скорректировать, привести в порядок здоровье.

В возрасте 1 год тоже достаточно большой перечень специалистов, дальше — 2, 3, 4 года — педиатр и стоматолог, потому что наша улыбка — это наше все. В 3 года, это возраст, когда ребенок идет в детский сад, полный медицинский профилактический осмотр, сюда же входит ультразвуковое исследование, анализы, повторяется практически все, что было в возрасте 1 месяца. То же самое идет в 6 лет перед школой, то есть перечень составлен таким образом, что в эти важные этапы жизни ребенка обследовать, предотвратить развитие заболевания.

Мирон Борисов:

Какие заболевания могут возникнуть в этом возрасте? На что обратить внимание родителям, когда они отправляют своего ребенка в детский сад? Что может принести детский сад, какие могут быть инфекции? Ребенок ведь впервые вступает в контакт с другими детьми, выходит из дома, начинает контактировать с огромным количеством чужих для него вещей.

Елена Устинова:

Ребенок идет в детский сад, начинает болеть вирусными инфекциями, которых множество, и это все практически в таком режиме, что ребенок 2 недели ходит, 2 недели лечится.

Мирон Борисов:

То есть это нормально в этом возрасте?

Елена Устинова:

На период адаптации 10 ОРВИ в год считается нормальным. У меня как-то одна мама посчитала, что за год они ходили 21 день. Был вопрос бросить детский сад или нет. Подождали месяц – все, они пропали. Думала, переехали, через год вернулись, заболели 2 раза.

Мирон Борисов:

Закономерный вопрос: зачем насиловать ребенка, отправлять его в детский сад, чтобы он болел всеми этими инфекциями? Может быть, лучше, чтобы ребенок оставался дома, в стерильных условиях и под присмотром мамы?

Елена Устинова:

А потом болел всеми этими детскими инфекциями в школе. Антитела должны выработаться, ребенок должен болеть, это нормальное явление, нет таких детей, которые не болеют. Другое дело, надо тревожные симптомы смотреть, где норма, где уже патология, то есть быть внимательным к здоровью.

Мирон Борисов:

Важно переболеть этими инфекциями в детстве. Та же самая ветрянка, краснуха, эти инфекции лучше переносятся в детском возрасте.

Елена Устинова:

Даже в 10 лет очень тяжело переносятся. В 2 года редко болеют, в 5-6 лет, садиковский возраст — это самое то, чтобы переболеть инфекцией, хотя не забываем, что у нас сейчас есть вакцина против ветрянки.

Мирон Борисов:

Что касается других заболеваний, кишечные инфекции, дети ведь находятся в коллективе, они постоянно контактируют, какими опасностями чреваты в этом плане детский сад и младшие школьные годы?

Елена Устинова:

В детском саду есть санитарно-эпидемиологический режим, все контролируется, кухня в том числе, условия содержания детей, не скажу, что минимальные риски, понятно, что с таким же успехом можно подхватить кишечную инфекцию и дома, и в торговом центре, где угодно, поэтому определенных рисков в условиях детского сада нет.

Мирон Борисов:

Это гораздо безопаснее, чем зачастую малограмотные родители дают все подряд своему ребенку, все-таки стандартизированное питание лучше. Недавно читал о том, что в Воронежской области за август месяц было госпитализировано больше 60 людей с тяжелейшими отравлениями грибами, при этом грибы едят и дети. А детям это запрещено давать. Есть конкретные советы, крик души врача – «не давайте это ребенку», в чем часто ошибка родителей в питании?

Елена Устинова:

В год ребенку икру красную давать нельзя, в том числе рыбу. Пока работали в инфекционке — это достаточно частый случай, причем родители не понимали: а почему нельзя, это же икра. Питание ребенка в 1 год должно быть щадящим, ничего жирного, жареного, острого, соленого. Икра – это не тот продукт, который можно давать ребенку в возрасте 1 года, это немного постарше. Часто были случаи, ребенок приходит с ужаснейшей сыпью даже до года. Начинаешь выяснять чем кормили, мама отвечает: «Ничего», – и тут бабушка говорит: «Он у меня вчера лимончик ел, что-то кисленького же надо». То есть бабушки хотят накормить украдкой от мамы, такое тоже бывает.

Мирон Борисов:

И это аргументировано тем, что это же свое, с огорода, это гораздо более чистое, чем какая-то химия, хотя рекомендации педиатров – это стандартизированные смеси, в которых нормировано количество железа, это заводское производство, где есть четкие стандарты качества.

Елена Устинова:

Все-таки грудное вскармливание — это грудное вскармливание, а при невозможности грудного вскармливания существует адаптированная смесь, пюре, каши, лучше начинать с пакетированного, баночного, потом можно уже в более старшем возрасте переходить к своему.

Денис Остроушко:

В 3 года перед садиком надо проходить диспансеризацию, это по желанию?

Елена Устинова:

Родители вправе отказаться от диспансеризации, но только вопрос – зачем?

Денис Остроушко:

Вопрос в другом: если по какой-то причине в 3 года не пошли в детский сад, решили пожить у бабушки на даче, уехали в Таиланд на полгода пожить, и вот они в 4 года приехали, Вы им скажете нет?

Елена Устинова:

Они проходят диспансеризацию и спокойно идут в детский сад.

Денис Остроушко:

Там другие специалисты будут?

Елена Устинова:

Да, перечень обследования, а дальше ребенок будет обследован в следующем возрастном периоде.

Денис Остроушко:

В 6 лет, перед школой.

Елена Устинова:

В 5 лет ребенок смотрится, там минимальный перечень, если нет никаких жалоб. Мы сейчас говорим о здоровых детях. В 6 лет они уже осматриваются полным перечнем специалистов.

Денис Остроушко:

Есть какой-то период, когда обязательно надо пройти, в августе или феврале? Какой самый пик диспансеризации, в какое время лучше идти?

Елена Устинова:

Пик диспансеризации, когда родители вспоминают после каникул, перед началом учебного года. В детских садах и школах назначается день, когда проводят это обследование, то есть одним днем все проходят. Если ребенок неорганизованный, и родители приводят ребенка самостоятельно, здесь я бы советовала в 3 года, то есть исполнилось 3 года, пришли к педиатру, взяли направление, проверили прививки, чего не хватает, выдали все направления, и за 2 недели прошли всю диспансеризацию.

Денис Остроушко:

Чем ближе к дню рождения, тем лучше.

Елена Устинова:

Пройдет ребенок диспансеризацию месяцем раньше, месяцем позже, разницы нет. Медицинские сестры приглашают на диспансеризацию, у них существует график, они таким планом упорядочивают свое приглашение, поэтому никакой специальной заготовки нет.

Для диспансеризации необходимы 3 вещи: это наличие полиса обязательного медицинского страхования, прикрепление к медицинской организации и желание.

Денис Остроушко:

А бывает такое, что родитель приводит, а ребенок не хочет, не понимает, зачем это?

Елена Устинова:

Дети разные, кому-то сказали – он пошел, есть дети, которые плохо идут на контакт с врачами, с медперсоналом. Стараемся как-то их отвлекать.

Денис Остроушко:

Я представляю, что вы немножечко аниматоры в детских городских поликлиниках.

Елена Устинова:

Иногда мамам приходится гулять возле поликлиники, чтобы вернуться потом повторно, зайти без слез, такое тоже бывает.

Денис Остроушко:

Когда дети идут в школу в первый раз, даже сердце проверяют, ЭКГ делают, чтобы иметь уверенность, что ничего не будет, тем более физкультура начинается.

Елена Устинова:

По факту прохождения медицинского профилактического осмотра в 6 лет врачом-педиатром выдается справка о физкультурной группе, о группе здоровья. Плюс в рамках этого осмотра, если ребенок наблюдается параллельно с диагнозом бронхиальная астма, добавляется врач-аллерголог. Если у ребенка проблемы с желудком, добавляется врач-гастроэнтеролог. Если ребенок находится на диспансерном наблюдении, его будет параллельно смотреть еще и узкий специалист, поэтому справки дети уже будут иметь вместе со школьной картой, вся информация там будет отражена.

Я бы здесь рекомендовала родителям, которые собираются записать своих детей в секции, лишний раз сделать ЭКГ, если есть какие-то проблемы, но здесь все зависит от того, какая секция, как часто ребенок ее посещает, какие там нагрузки, потому что есть секция шахматы, рисование, и тут ЭКГ все-таки не нужно. Есть аэробика в детском саду в виде зарядки, там тоже маловероятно, что ЭКГ есть, если делали по плану, то там особой необходимости нет. Есть секция айкидо, тхэквондо, где достаточно серьезные нагрузки, по 1,5-2 часа, 2-3 раза в неделю — вот здесь необходимо делать электрокардиографию, по показаниям эхокардиографию, но здесь нам в помощь физкультурные и спортивные диспансеры. Спортсмены 2 раза в год проходят там обследование.

Мирон Борисов:

Какие могут быть проблемы у ребенка, на что он может жаловаться в случае проблем с сердцем?

Елена Устинова:

Ребенок может жаловаться на боли в сердце, но инструментальная диагностика нам больше скажет. Если за предыдущие годы ребенок был обследован и там были какие-то изменения, мы понимаем, что ребенок, скорее всего, наблюдался у кардиолога, либо состоял на учете, потому что заболевания могут быть разные — от пороков сердца до нарушения ритма, которые могут носить физиологический характер, это характерно для определенного возраста. Ребенок растет, начинает привыкать к нагрузке, он в разные возрасты по-разному реагирует на физическую нагрузку.

Мирон Борисов:

Даже изменения, которые могут быть найдены на электрокардиограмме, в дальнейшем нивелируются с течением возраста, но эти жалобы могут служить красным флагом, и необходимо обратить на это внимание и лишний раз провести обследование.

Елена Устинова:

Чаще всего находки на ЭКГ носят случайный характер, и через некоторое время, обычно 3 месяца, 6, в зависимости от ситуации, когда делаем контроль, мы этих изменений не наблюдаем.

Мирон Борисов:

Давайте еще раз пройдемся по тем обследованиям, которые пройдет ребенок перед поступлением в школу. Помимо ЭКГ и УЗИ сердца, каких врачей посетить и на что обратить внимание мамам?

Елена Устинова:

В 6 лет, а дети идут в школу в 6 с половиной, в 7 лет, дети проходят УЗИ внутренних органов, УЗИ почек, УЗИ сердца, электрокардиографию, общий анализ крови, общий анализ мочи. Ребенка в этом возрасте посмотрит педиатр, невролог, хирург-ортопед, отоларинголог, офтальмолог. Стоматолог каждый год смотрит.

Денис Остроушко:

Если родитель вдруг решил отдать ребенка в баскетбол, а потом еще на танцы, тхэквондо, лучше посоветоваться с врачом о том, что мы меняем секцию на более динамическую.

Елена Устинова:

При смене секции нужна новая справка, и мы об этом узнаем.

Денис Остроушко:

Я ходил в несколько секций в детстве, не знаю, были ли там какие-то справки. Современные родители в первом классе отдали на одну секцию, в третьем — на другую.

Елена Устинова:

Гораздо хуже другая ситуация — это когда ребенок до 6 лет никуда не ходит и ведет малоподвижный образ жизни, сидит с планшетом, чтобы ребенок молчал и не мешал родителям — правда жизни, часто такое бывает. А в 6 или 7 лет ребенок идет в школу, и здесь начинаются все секции, и он по-разному реагирует на нагрузку, порой нетренированные дети не справляются с нагрузкой, поэтому, родители, больше гуляйте с детьми.

Денис Остроушко:

Например, сейчас ребенку 5 лет, и через год ему идти в школу, но он сидит за планшетом, а сейчас родитель услышал и думает: «Надо что-то делать». Если за этот год начать двигаться, больше гулять, отдать в секцию для совсем маленьких — это поможет или уже поздно?

Елена Устинова:

Никогда не поздно, надо вести активный образ жизни, независимо от возраста. С детьми до года замечательно гуляют подолгу, проще, конечно, на балкон поставить коляску, но гулять нужно. Чем раньше, тем лучше, ребенок к этому привыкает. А если ребенок все время сидел дома, и тут его на большие расстояния ведут гулять по парку, ему будет очень сложно, и родителям тоже. Поэтому здесь сила привычки решает все.

Денис Остроушко:

Чисто теоретически за лето возможно подготовить ребенка? Он до мая сидел в планшете, и тут его родитель подумал: «В школе придется ходить», – и летом его начали вывозить на озеро, море, в парк.

Елена Устинова:

Все зависит от конкретного ребенка.

Мирон Борисов:

А еще есть обратная ситуация — очень часто в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, художественная гимнастика, фигурное катание на Олимпийских играх побеждают девочки 15 лет, и начинают они заниматься спортом с 3 лет. Огромное количество фотографий в социальных сетях, где двухлетние дети уже начинают ходить на какие-то секции. Как Вы относитесь к такому раннему развитию детей? Вы советуете следовать правилу чем раньше, тем лучше чем-то заниматься? Либо до определенного возраста лучше поберечь себя?

Елена Устинова:

Все зависит от конкретного ребенка, потому что есть индивидуальные особенности. В некоторых видах спорта чем раньше, тем лучше, если это не мешает его здоровью. У меня были дети, которых в хоккей отдали в возрасте 3 лет, сейчас ребенку 9 лет, они прошли через бронхиты, пневмонии, трахеиты, ларингиты, при этом ежедневные тренировки, нужно было пережить этот момент на протяжении года. Мама не сдалась, родители были увлечены занятиями сына, то есть они вместе с ним болели. Я их давно не видела, они практически не болеют. Дети адаптируются.

Мирон Борисов:

Какие виды спорта или секции для детей в каком возрасте наиболее хорошо подходят? Может быть, музыкой стоит заниматься совсем с раннего времени, шахматы больше подходят для более взрослого. Есть конкретные алгоритмы, в каком возрасте куда лучше направить ребенка?

Елена Устинова:

В плане музыки, если родители видят, что у ребенка слух, что он поет, здесь независимо от возраста можно отдать. Другое дело, что мы в ответ получим, то есть каких-то успехов в 2 года не будет. Ребенок будет просто привыкать к окружению, к урокам. Здесь еще зависит профессионально ли ребенок собирается заниматься или нет. Если профессиональный спорт, чем раньше, тем лучше — это закон для спорта. Если это на уровне любительского спорта, здесь все-таки старший возраст, то есть перед школой, 6 лет, 5 лет, до этого возраста лучше рисование, аэробика, потому что иногда в таком возрасте дети еще не понимают, что от них хотят. Если взять серьезный спорт, тхэквондо, то в 5 лет у детей больше общая физическая подготовка, нежели явные момент тхэквондо.

Денис Остроушко:

Мне кажется, это как у студентов на первом курсе, дают общие знания. Вернемся к возрасту, когда ребенок уже осознает и себя, и родителя, и школу, и начинает симулировать, не хочет идти в школу. Как распознать, куда бежать?

Елена Устинова:

Самые частые жалобы таких детей — это боли в животе, головные боли. Здесь принцип один и тот же. Слушаем внимательно ребенка, не игнорируем и обращаем внимание на такие моменты, как локализация боли, то есть где болит.

Мирон Борисов:

А где опасно? Где красный флаг для родителей?

Елена Устинова:

Боли у детей носят функциональный характер либо связанные с нарушением функции опорожнения кишечника.

Мирон Борисов:

Функциональный — не связанный ни с какой органической подоплекой.

Елена Устинова:

Здесь важно задать направляющие вопросы, то есть где болит, как болит, когда ребенок ходил последний раз в туалет. Обратить внимание на сопутствующие симптомы, то есть температура, рвота, нарушение стула в виде поноса или запора, и исходя из этой ситуации уже определить. Если ребенок пожаловался на боль в животе, при этом съел свою любимую шоколадку и пошел спокойно играть через 5 минут, то все-таки здесь присутствует симуляционный момент. Если ребенок согласен выпить обезболивающее, пойти к врачу, мы не угрожаем, а плавно беседуем с ребенком, может быть, стоит его на один день оставить дома, чтобы понять ситуацию. Чаще всего боли у ребенка локализуются в околопупочной области. Все, что не в околопупочной области, не в области центра живота, нужно обратиться к врачу.

Денис Остроушко:

Хотя я слышал мнение о том, что если нет температуры, значит симулирует. Насколько это правда?

Елена Устинова:

Не всегда, некоторые заболевания могут проходить и на начальной стадии без температуры, зависит от конкретного ребенка, от конкретного организма, поэтому здесь надо слушать и слышать своих детей.

Денис Остроушко:

Стоит ли включать в этот момент психолога и пытаться понять, почему так происходит, или заставлять все равно идти?

Елена Устинова:

Несомненно стоит, потому что если мы видим закономерность, что у ребенка каждую среду перед одним и тем же уроком болит живот, голова, наверное, психологический фактор присутствует, и для того чтобы устранить, нужно выяснить этот фактор. Как правило, это нелюбимый учитель, нелюбимый урок. Здесь большая работа родителя как психолога должна быть.

Мирон Борисов:

Работа родителя должна заключаться в том, чтобы выявить этот фактор, убрать его извне, то есть поговорить с учителем, выяснить в чем проблема, либо убедить ребенка в необходимости этого начинания? Потому что месседж педиатров о том, что дети очень адаптивные, часто говорят, что ребенка нужно нагружать так, чтобы он приходил домой, падал и не мог просто ничего делать — это только пойдет на пользу, потому что, во-первых, организм детей очень гибкий, а во-вторых, формируются в мозге связи, формируется организм, и ребенок ко всему адаптируется, просто большему научится. Как нужно поступить: нужно заставить ребенка либо проще закрыть на что-то глаза и решить эту проблему извне, если ребенку не нравится?

Елена Устинова:

То есть Ваше мнение: не нравится урок английского языка – за 21 день насильно привыкнет, связи сформируются. Здесь достаточно иногда просто поговорить. Ребенок выкладывает проблему, которая не является проблемой, и через 5 минут у него все замечательно, он забыл даже, что за проблема это была.

Бывает такое, что ребенку на каком-то уроке что-то сказали, он на этом зациклил внимание, и у него с этим уроком ассоциируется что-то нехорошее. Он может в себе это держать, и психосоматику никто не отменял.

Мирон Борисов:

Поэтому, родители, разговаривайте со своими детьми и обращайтесь к врачу, если не знаете, как подобрать слова.

Денис Остроушко:

Если все же ребенок не симулирует и у него действительно что-то заболело, в течении какого времени после выздоровления можно идти в школу? Организм становится слабее, тем самым мы продвигаемся к риску, если сразу на следующий день после излечивания придем.

Елена Устинова:

Такой опасности не будет, если ребенка выписывает доктор. Если родители решили денечек поболеть, а потом просто вывести ребенка — вот здесь нужно взвесить все за и против. Школа на то и школа, чтобы ребенок там учился, участвовал в мероприятиях, кушал, бегал, играл с друзьями, если он болен, его что-то беспокоит, он не сможет все это делать, тогда вопрос: зачем ребенок идет в школу?

Денис Остроушко:

Вполне логично, но мне кажется это мало кого останавливает.

Елена Устинова:

У некоторых родителей есть гиперопека, а кто-то Нурофен дал и отправил в школу.

Денис Остроушко:

Какие самые странные и частые вопросы, которые задают мамы или папы, и на которые уже устали отвечать?

Елена Устинова:

Самый популярный — дайте справку, что ребенок не может питаться в столовой.

Мирон Борисов:

Учителя заставляют кушать в школе.

Елена Устинова:

Я бы не сказала, что учителя заставляют кушать в школе.

Мирон Борисов:

А зачем тогда справка?

Елена Устинова:

Это замкнутый круг, видимо, есть подоплеки, моменты, о которых мы не знаем. Часто бывает, что дети пропустили 2 недели – дайте справку, что мы болели. Естественно, когда начинаем объяснять, что у нас есть медицинская документация, и факт обращения за медицинской помощью должен быть зафиксирован, на основании этого выдается справка по болезни. В следующий момент просьба: дайте справку, что с моих слов ребенок был болен 2 недели. Мы не должны так делать и мы так не делаем. Приходится долго объяснять родителям, что есть медицинская документация, есть нормативно-правовая база, есть ребенок, есть его здоровье, поэтому самолечением заниматься не стоит.

Денис Остроушко:

Пытаются ли родители решить собственные проблемы и проблемы ребенка за счет врача? К примеру, ребенка достает один из одноклассников, и родитель говорит: «Мне нужно перевести в другой класс, скажите, что там неадекватный человек».

Елена Устинова:

Такое бывает, не через медиков это делают родители, это решается на уровне школы.

Денис Остроушко:

Итак, главное, что я понял, что диспансеризация для детей и для взрослых — это две разные вещи, у детей все по-другому происходит. В 3, в 6 лет, если что, детская поликлиника нас сбережет, проверит и уже здорового или условно здорового человека отправит на учебу.

Елена Устинова:

А также в 10, 14, 15, 16, 17, мы всех ждем, встретим, обследуем, полечим.

Денис Остроушко:

А почему 10?

Елена Устинова:

Пубертат сейчас ранний, акселерацию никто не отменял, гормональные изменения, может вылезти все что угодно. Педиатр дает памятки, когда ждет в следующий раз прийти, каких специалистов пройти, все на листочке чуть ли не с номером кабинета, записывает на определенный день на определенное время. Родителям вся эта информация доводится.

Денис Остроушко:

Нужно идти в ближайшую детскую поликлинику, получать там памятки, выписки и не болеть. Хорошей всем учебы в этом году. Это был «ЗОЖ через молодежь». Спасибо большое.