Причины психосоматических ЛОР-заболеваний, диагностика и терапия

Оториноларингология

 

Гюнай Рамазанова:

С Вами передача «ЛОР-заболевания с доктором Рамазановой», я врач-отоларинголог, кандидат медицинских наук работаю в клинике «МедикСити». Сегодня передача посвящена психосоматике, психосоматика ЛОР-заболеваний. Я пригласила великолепного психотерапевта Сидорову Марину Владимировну. Марина Владимировна специалист по психосоматике, клинический психолог, онкопсихолог, гипнотерапевт, арт-терапевт, телесно-ориентированный терапевт, коуч, имеет сертификат Европейской ассоциации коучинга, действительный член профессиональной психотерапевтической Лиги.

Я хочу спросить у Марины Владимировны о причинах психосоматики у детей и взрослых в ЛОР-органах (ухо, горло, нос). Начнем с детства, так как все болезни с детства. «Психо» – это душа, а «сома» – тело. Из-за чего случается? Я традиционный ЛОР-врач; мы, традиционные врачи, лечим вирусы, бактерии, травмы, но есть пациенты, которые без конца болеют. Я их отправляю к психотерапевтам, и они успешно лечатся. Поэтому я решила Вас пригласить.

Расскажите нам, пожалуйста, о причинах психосоматики у детей.

Марина Сидорова:

Во-первых, мы не исключаем острых заболеваний, острых состояний, которые вызваны и вирусами, и бактериями, как Вы правильно сказали, они лечатся традиционным способом. Но, есть пациенты не вылечивающиеся, то есть периодически системно возникают те или иные симптомы. Специалисты разводят руками и понимают, что что-то пошло не так, независимо от того, что все ваши усилия предприняты для лечения заболеваний. Встает вопрос о психогенной причине заболевания – психологической, иначе говоря. Сейчас большое внимание уделяется психологическим причинам широкого спектра заболеваний. Но, если мы с Вами будем касаться заболеваний ЛОР-зоны, то здесь психосоматика возникает, когда состояние уже переходит в хроническое. Мы здесь можем посмотреть зависимость от внешних факторов.

Еще в прошлом веке, в 1990-х годах проводились большие исследования, которые изучали влияние 2-х факторов на возникновение психосоматического заболевания, а именно, фактор наследственности и фактор влияния среды. Был такой ученый Хайнц Шепанг, он получил результаты, что в 30 % случаев возникновения психосоматического заболевания влияет наследственность. В диагностике задаем следующий вопрос: почему заболевание возникло именно здесь? Предрасположенность организма. 70 % отводится на влияние среды. Причем, очень интересно, что влияние среды Шепанг тоже делит, 25 % отводится на раннее развитие, на раннее детство, 15 % отводится на дальнейшее детство и взросление, 25 % отводится на прижизненный опыт и социальное воздействие и 5 % - прочие факторы. Как мы видим, влияние среды объективно. Тот или иной наследственный фактор дает предрасположенность, а влияние среды обуславливает, проявит ли себя заболевание.

Тут мы можем задать вопрос: почему именно сейчас оно возникло? Здесь можно посмотреть психологические факторы. Я сейчас остановлюсь на детском периоде. Три важнейших аспекта возникновения психосоматических заболеваний: социальные установки, которые формируются именно в детском возрасте, влияние стрессов на иммунитет, и психотравмирующие ситуации, которые формируются и влияют на нас в течение всей жизни. Они являются причиной психосоматических блоков. Если их игнорировать, то возникают хронические психосоматические заболевания. Сейчас мы остановимся на детском периоде и на социальных установках.

Если вернемся в наше детство, то наверняка каждый из нас вспомнит, что на то или иное поведение, но те или иные детские реакции мы получали от наших любимых, значимых, авторитетных взрослых, окружающих нас, те или иные комментарии. Иногда они выглядели, как расхожие выражения, поговорки, иногда были критическими, иногда были обидными. Сейчас мы их разберем на ЛОР-примерах. Давайте посмотрим нос, как раз очень показательно.

Когда ребеночек развивается и формируется его личность, основной функцией у него является любознательность, интерес ко всему. Ребенок таким образом познает мир, приобретает жизненный опыт, и конечно же, он сует свой носик во все дела. Бывает так, что у ребенка возникает импульс любознательности, он всегда о чем-то спрашивает, куда-то лезет, что-то пытается узнать, найти ответы на вопросы. Часто бывает, что взрослые ему говорят: «Не суй нос не в свои дела» или «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Что происходит с ребеночком? Для него это критическое замечание значимо, потому что оно получено как первый опыт, получено от любимого значимого человека в его жизни или ближайших родственников. Его импульс любознательности никуда не делся, но на уровне организма возникает заложенность носа, затрудненность дыхания.

В отличие от носа, ушки являются инструментом получения информации. Когда ребенок чем-то интересуется, он сидит, слушает, иногда слушает, раскрыв рот. Ему все нужно себя впитать. Иногда бывает, что взрослые обращают внимание на то, что ребеночек сидит, и прислушивается к тому, о чем они говорят. Они дают следующие критические замечания: «что ты тут уши развесил», «уши греешь», «уши будут, как у слона». У ребенка социальная установка запечатывается в подсознании как деструктивная установка. Он рад бы услышать всё, он рад бы всю информацию, которая его интересует, собрать внутри себя, но взрослый ему ставит ограничения, и тут появляются симптомы снижения слуха.

По горлышку. Горло у нас та часть тела, которая отвечает за предъявление себя миру, за выражение собственного мнения и за выражение эмоций, в первую очередь. Ребенок всегда и всё хочет рассказать, сказать, где-то вклиниться, донести до кого-то, что он чувствует, что он думает по тому или иному поводу. Очень часто он получает в ответ: «закрой рот», «помолчи, не твое дело», «помолчи - за умного сойдешь» и так далее. Получается, что ребенку выразить себя нужно, а вместо этого организм компенсаторно дает заболевания горла. Они начинают проявляться в виде покашливания, кряхтения, тех или иных звуковых проявлений, которые все равно выражают то, что происходит с ребенком. Ему не дали говорить, и он начинает покашливать, кряхтеть. Соматически горло дает знать, что надо что-то выплеснуть. Здесь надо обратить внимание: а может быть, ребеночка не выслушали, ему не дали выговориться? В будущем это может привести к тому, что в подростковом возрасте ребенок не будет делиться, не будет рассказывать о том, что с ним происходит. Ребенка с детского возраста надо научить рассказывать, делиться, выражать свои эмоции, тогда и не возникнет соматики горла, не возникнет психологических проблем в дальнейшей жизни.

Как резюме всего, что я сказала, я бы хотела подчеркнуть. Милые взрослые, милые родители! Прежде чем прокомментировать или произнести критическое суждение в адрес ребенка, пожалуйста, подбирайте выражения, потому что ваши слова падают в развивающуюся личность прямо в подсознание, и потом являются деструктивными установками, ограничивающими убеждениями. Это касается не только ЛОР-зоны, но и касается всей личности, всего организма в целом. Ко мне приходят пациенты, которые озвучивают проблемы, что они не могут чего-то достичь, не могут быть успешными. Мы начинаем разбирать причины и вдруг появляется воспоминание, что в детстве кто-то из близких говорил: «Много хочешь – мало получишь». Ребенок вырос, и как только начинает чего-то хотеть ― ограничивающие убеждения не дают ему возможности достичь желаемого. Поэтому будьте очень аккуратны с формулировкой своих выражений, это убережет от соматических проявлений и, соответственно, от психологических проблем в дальнейшем.

Гюнай Рамазанова:

Скажите, пожалуйста, про хронический аденоидит, когда у ребенка постоянно сопли, постоянно выделения в течение года и полугода. Он без конца болеет, выздоровеет и через неделю снова начинает. Я очень хочу, чтобы родители слышали, потому что основная детская зона ― нос и выделения из носа.

Марина Сидорова:

Я думаю, что у нас еще будет время детально пройтись по всем заболеваниям, потому что они так или иначе связаны с психогенными факторами, если мы говорим о невылечивающихся случаях. Когда у ребенка возникают симптомы такого рода, они указывают на, то, что ребенок недолюблен, к ребенку ослаблено внимание, он чувствует себя брошенным, оставленным или о нём не проявляют должной заботы. Такие ситуации возникают, когда в семье появляется второй ребенок, когда один из родителей или оба родителя много работают и редко проводят время с ребенком. Такие ситуации возникают, когда что-то происходит в семье, или что-то происходит внутри родителей. Родители как бы замыкаются, концентрируются на своих проблемах. У них повышается уровень тревожности, они менее коммуникативны, они вроде бы функционируют, делают вид, что с ними все в порядке, но, на самом деле, ребенок ― очень тонко настроенный на вибрации взрослых инструмент, и он начинает это чувствовать. Такие симптомы указывают на то, что ребенок хочет немного тепла, хочет чуть больше внимания к себе. Не обязательно, чтобы взрослый все бросил и все время посвятил своему ребенку. В жизни, особенно в современной жизни такое, как правило, невозможно, но найдите хотя бы 15 минут - полчаса, но каждый день. Пусть это время будет посвящено только ребенку. Отложите телефон, выключите телевизор и просто побудьте с ребенком 15 минут – полчаса, посвятите время с искренним интересом, с желанием его выслушать и дать ему свое тепло.

Гюнай Рамазанова:

Еще если между родителями конфликты, ребенок чувствует и видит, слышит.

Марина Сидорова:

Совершенно верно. Здесь я бы рассмотрела влияние со стороны ушек. Я бы коснулась темы снижения слуха. Это возникает в случаях, когда ребенок является пассивным участником либо свидетелем выяснения отношений, конфликтов между родителями, тех или иных противоречий. Они очень пагубно влияют на его психику, и тогда организм на уровне ушек даёт запрет: не слушай, это тебя разрушает. Возникают проблемы с ушками. Если в жизни ребенка возникают оглушающие события, психотравмирующая ситуация, то могут возникнуть даже острые симптомы, потому что организм защищает ребенка от негативной информации.

Гюнай Рамазанова:

Про хронические стрессы. Почему одни болеют, а другие не болеют?

Марина Сидорова:

Еще один большой раздел. В этой концепции я бы хотела сослаться на науку, существует целое направление в науке, называется психонейроиммунология. Эта наука изучает воздействие стресса на наш организм. Почему одни болеют, а другие нет? Почему бывает, что клиент вроде бы вылечился, но опять приходит простуженный.

Гюнай Рамазанова:

Или в одной семье 3-е детей, один без конца болеет, а остальные нет.

Марина Сидорова:

Тоже можно рассмотреть. Давайте мы сейчас пойдем по воздействию стресса и взаимодействию стресса и иммунитета. Что такое стресс? Мы получаем импульс извне, наша нервная система на него реагирует, у нас происходят химические процессы, биохимический состав крови меняется, и весь организм мобилизован, чтобы противостоять стрессу. При стрессе у нас выделяются кортизол, катехоламины, а за иммунитет у нас отвечают лимфоциты, В-лимфоциты и Т-лимфоциты. Когда у нас возникает стрессовая ситуация и уровень кортикостероидов в крови повышается, они пагубно влияют на лимфоциты, количество лимфоцитов снижается, соответственно действие иммунной системы подавляется. Вместо того, чтобы разрешить накопившийся стресс и дать ответную реакцию, мы, как правило, проглатываем его. На уровне сознания, в силу вежливости, приличия, социальных требований мы не можем адекватно ответить на те или иные стрессовые ситуации. Стимул никуда не делся, он в виде биохимического состава крови гуляет в нашем организме, но мы не можем его реализовать, потому что неприлично, не принято и так далее. От этого страдает наш организм, потому что в организме создается такая биохимическая ситуация, при которой очень вольготно себя чувствуют вирусы, бактерии.

Вы задали вопрос: почему в одной семье 2 ребенка не болеют, а один болеет? Здесь мы смотрим на особенности нервной системы ребенка, насколько он восприимчив к стрессу. У некоторых деток защитная реакция выше, а этот ребенок более восприимчив, более травмирован.

Гюнай Рамазанова:

У меня еще много вопросов, я думаю, что сделаем несколько передач. Сделаем резюме по детской теме. Вы передали родителям, как надо себя вести; я думаю, что и воспитателей, и учителей, и всех остальных это касается.

У меня один вопрос: все ли подвержены психосоматическим заболеваниям? Все ли подвержены и всем ли можно помочь?

Марина Сидорова:

В современном обществе воздействие среды достаточно жесткое и агрессивное. Уровень стрессогенности вырос, поэтому никто не застрахован от влияния психологического, психогенного фактора, который является основным в проявлении психосоматического заболевания. Что я могла бы подчеркнуть, и на что можно было бы обратить внимание с точки зрения защиты? Внимательно отслеживайте, есть ли стрессы в вашей жизни. Старайтесь отреагировать стрессы, если речь идет о тех или иных ситуациях, которые можно проработать с психологом, психотерапевтом. Создавайте баланс, если возникает стрессовая ситуация, отдыхайте, следите за сном и следите за питанием, в котором должно быть достаточное количество витаминов В, потому что они поддерживают нашу нервную систему.

Гюнай Рамазанова:

Спасибо, Марина Владимировна! Я обещаю нашим слушателям продолжить беседу. Спасибо большое!