Цифровые технологии в стоматологии

Стоматология

Юлия Клоуда:

Меня зовут Юлия Клоуда, в эфире программа «Начни улыбаться».

Каждый 5-ый пациент России сталкивается с врачебной ошибкой, это факт. По данным Следственного комитета, в 2018 году в стране было возбуждено более 2 000 уголовных дел по фактам преступлений, связанных с врачебной ошибкой, что на 24 % больше, чем в 2017 году. Лидирует в этой печальной статистике хирургия – 27 %, акушеры-гинекологи – 17 %, анестезиологи – 13 %. Да, статистика не касалась стоматологии, но абсолютно точно очень многие пациенты приходят на перелечивание. Я пригласила в гости профессора РУДН, главного врача Центра цифровой стоматологии, президента Ассоциации цифровой стоматологии Самвела Апресяна.

Самвел, я думаю, что больше вас о цифровой стоматологии в России вряд ли кто-то может знать. Вам наконец-таки удалось открыть свою клинику – Центр цифровой стоматологии, которая вошла в топ-3, заняла второе место в рейтинге «Стартсмайла» и издательского дома «Коммерсант» в категории клиник до 3 лет. Как вам удалось открыть клинику и сразу же попасть на первые позиции?

Самвел Апресян:

Начнем с того, что мы очень долго шли к этому проекту. Идея открыть клинику появилась еще 5 лет назад. Но, если бы мы это сделали еще тогда, то не достигли бы идей, не решили бы те задачи, которые мы решали все прошлые 5 лет. То, что мы осуществили со своей командой, это результат 5-летней подготовки и плодотворной работы.

Юлия Клоуда:

Самвел, с открытием клиники вы, наверное, тоже постоянно сталкиваетесь с ошибками коллег? С чем связано большинство ошибок, которые происходят в стоматологии? Пациенты обращаются к вам, вы видите, что некачественно проведена работа и что нужно переделывать все заново?

Самвел Апресян:

Я думаю, что будет правильно разделить все претензии пациентов на 2 группы: обоснованные и необоснованные претензии. К сожалению, вы привели печальную статистику в начале нашего сегодняшнего разговора: огромное количество и возбужденных уголовных дел, и судебных претензий со стороны пациентов, в том числе к стоматологам. Учитывая, что у меня второе высшее образование – юридическое, я очень длительный период обучения на втором образовании изучал вопрос судебных исков к стоматологам. Очень популярно такое направление, как потребительский экстремизм, поэтому не всегда претензию пациента нужно рассматривать, как обоснованную. К сожалению, существует ряд граждан, категория пациентов, которые именно на этом зарабатывают деньги. Если же говорить конкретно про врачебные ошибки с обоснованием, то, конечно, большое количество пациентов обращается не только к нам в клинику, потому что мы довольно-таки молодая клиника, мы открылись только 3 месяца назад. Но и в других местах, где я работал, бывают ошибки, которые были заложены изначально на этапах лечения, или бывают осложнения, которые возникают после лечения. Поэтому врачебные ошибки нужно все разделять, их спектр довольно-таки большой.

Юлия Клоуда:

Самвел, правда ли, что в стоматологии, в основном, все ошибки происходят на моменте составления плана лечения? Из-за плохой диагностики следует неправильное составление плана лечения и последующие ошибки? Или есть и другие причины?

Самвел Апресян:

Частично правда. Я не зря сказал о том, что мы 5 лет шли к проекту открытия Центра цифровой стоматологии «МарТ'и». Мы большое внимание хотели уделить именно этапу планирования лечения, потому что этап планирования лечения является основополагающим при лечении пациента. В зависимости от того, как тщательно мы спланируем комплексное лечение пациента, напрямую зависит его результат. Мы используем комплексный подход к лечению пациентов, лечение планирует команда докторов, состоящая из терапевтов, ортопедов, ортодонтов, хирургов; когда мы проводим комплексное цифровое планирование, то пациент идет от одного доктора к другому внутри клиники по созданному сценарию. Но, если раньше был обычный расписанный план лечения на бумаге, то сейчас мы создаем 3D-сцену лечения пациента, где в трехмерном изображении каждый доктор видит этапность работы и видит, какую часть работы нужно именно в этот момент сделать. Пациент уже в самом начале лечения может на компьютере увидеть результат, который его ожидает в конце, когда ему поставят ортопедические коронки, виниры.

лия Клоуда:

Это очень важная, визуальная часть для пациента, мне кажется, на первое место выходит. Цифровая стоматология позволяет в полной мере использовать.

Расскажите о современном диагностическом оборудовании и его возможностях. Вы правильно начали с того, что это неотъемлемая, главная часть представления плана. Какое диагностическое оборудование вы используете в своей клинике? Какие преимущества, например, перед среднестатистической клиникой, у которой используется не то, что у вас?

Самвел Апресян:

Мы собрали большое количество технологий именно на этапе планирования. Вы вначале сказали, что я больше всех знаю по цифровой стоматологии, ― я сомневаюсь, что это так. Очень радостно, что у нас в стране огромное количество первоклассных специалистов. Также я занимаюсь организацией учебных мероприятий для стоматологов, организую учебные курсы российских лекторов, иностранных лекторов. Мне всегда радостно осознавать, что сегодня уровень российских специалистов, как минимум, не хуже, чем уровень европейских, американских специалистов. Это радостно. Мы сегодня в клинике среди множества технологий используем в том числе 2 российские разработки. Это программа «Avantis», которую разработал известный профессор Ряховский Александр Николаевич. Последняя разработка – это искусственный интеллект, программа для анализа компьютерной томографии, называется «Diagnocat». Разработал ее известный стоматолог Владимир Александровский, выпустил относительно недавно. Впервые она была представлена широкой публике на прошедшей в Кёльне выставке и произвела фурор.

Эти инструменты предназначены для диагностики и построения, так называемой, виртуальной сцены лечения пациентов, они нам помогают. Конечно, здесь мы используем также лицевое сканирование, сканирование зубных рядов вверх-вниз, подгружаем данные компьютерной томографии. Цель какая? Чтобы в первый визит пациента создать 3D-сцену, показать пациенту весь ход лечения, причем, не просто рассказать, а показать на компьютере шаг за шагом, как будет происходить его лечение, и в конце чтобы пациент увидел на экране свое отражение лица в 3D с новыми зубами, которые у него будут в результате лечения. Если пациенту это нравится, то далее мы тут же изготавливаем из пластмассы временные конструкции будущих зубов, пациент примеряет, то есть мы переносим их в полость рта. Пациент после фотографии смотрит, как они будут выглядеть непосредственно на нем самом.

Юлия Клоуда:

А как пациенты на такое реагируют? Все-таки, это новшество.

Самвел Апресян:

Пациенты реагируют, конечно, хорошо. Единственное – к большому моему сожалению, все эти технологии дорогостоящие и не все пациенты могут себе позволить ими пользоваться. Не все пациенты понимают, что качественное лечение в хорошей связке с зубными техниками, со всеми технологиями, с оборудованием - это дорогостоящее лечение. Но пациенты, которые понимают, что это такое и для чего им нужно, они, конечно, реагируют с позитивом.

Сам процесс планирования занимает какое-то время. Поначалу я спорил со своими коллегами, потому что они говорили: «Ну, как это? Весь процесс занимает 2–3 часа, что, пациент будет сидеть?» Я говорю: «Нет, пациент не сидит, пациент с радостью не только наблюдает, а сам участвует в процессе создания своей улыбки». Доктор с ним советуется, пациент высказывает пожелания: «Я хочу режущие края сделать подлиннее, зубы сделать пошире». Пациент вовлечен в работу. Таким образом, сразу выстраивается партнерское отношение между доктором и пациентом, потому что они вместе делают работу. Пациент изначально, в самом начале своего лечения уже настраивается на позитивный лад и на сотрудничество. Такая совместная работа резко снижает процент неудовлетворенности итогом лечения со стороны пациента, потому что, если пациент в конце лечения увидит зубы, которые ему покажутся какими-то «не такими», или что-то ему не понравится, он будет знать, что он участвовал в процессе, значит, таким было его желание. Цифровые технологии позволяют, даже если пациента не устроила форма или размер, использовать все полученные данные и изменить любую форму, размер, цвет реставрации.

Юлия Клоуда:

Насколько современное оборудование страхует врачей от совершения ошибок?

Самвел Апресян:

Я думаю, что ближайшие несколько лет никакие современные гаджеты, оборудование не заменят ум человека. Но то, что цифровые технологии в значительной степени помогают специалисту, облегчают его работу, улучшают качество изготавливаемой продукции, это да. Очень часто на моих лекциях стоматологи и зубные техники задают вопрос: «Тогда, получается, что зубные техники скоро будут не нужны?» Такого не будет. Да, все технологии, которые на сегодняшний день известны, очень помогают, облегчают и улучшают качество лечения, но не заменят. Хотя сегодняшние технологии позволяют изготавливать керамические коронки за один–полтора часа непосредственно у кресла пациента. И раньше было, и сейчас в других местах, когда пациент хочет изготовить себе коронку, он в течение 2 недель ходит к доктору, ему снимают оттиски, делают примерки; сегодня в нашей клинике мы всё делаем за 1,5 часа, в среднем.

Юлия Клоуда:

Да, очень хороший показатель. Цифровые стоматологии работают на комфорт как пациента, так и доктора. Использование цифровых технологий сокращает лечение. Например, если раньше человеку пришлось бы ждать неделю–две, как вы говорите, то сейчас он пришел к вам и может в тот же день выйти?

Самвел Апресян:

Конечно. Во-первых, и для клиники работа с цифровыми технологиями большой плюс. Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся при обучении ― возражение некоторых специалистов, которые говорят: «Зачем мы будем сейчас 1,5 часа сидеть, заниматься моделированием, подкрашивать реставрацию? Мы лучше снимем оттиски и отправим зубному технику, а через неделю–две получим готовую работу». Это неправильное мышление, потому что, заявляя так, стоматологи не понимают, что, делая пациенту работу за час–полтора, они заслуживают доверие пациента. Для пациента вы – доктор, который работает с новыми технологиями. Доктор не занимает время своего приема на следующей неделе, может назначить другого пациента. Для главных врачей клиник это большой плюс, увеличится проходимость. Но, опять-таки, я хочу еще раз заметить, что цифровые технологии изготовления коронок за час не означают, что доктор может ничего не делать, а аппарат все сделает за него. Компьютер сегодня нам помогает изготовить точную прецизионную работу, а как она будет выглядеть в плане эстетики, в плане функционального использования, уже должен думать сам доктор.

Юлия Клоуда:

Самвел, мы давно знакомы, и я знаю, что вы фанат своего дела, по-другому я не могу сказать. Я, к сожалению, не успела назвать все регалии Самвела. Этот человек не просто увлечен стоматологией, а старается внести вклад. Он является и президентом Ассоциации цифровой стоматологии, и проводит обучение сотен людей в России. У вас много разных открытий. У меня в голове не укладывается, что в таком возрасте можно так много всего добиться. Вы обучаете людей работать на современном оборудовании, постоянно привозите разных очень интересных спикеров и промотируете наших докторов.

Нужно ли учиться пользоваться современным оборудованием, или оно настолько простое, что каждый доктор может купить и начать действовать? Ведь скрипка сама не заиграет в руках, если у тебя нет музыкального образования.

Самвел Апресян:

Нет, учиться, разумеется, нужно, но там не так всё сложно, как кажется многим на первый взгляд. Человеку достаточно более-менее владеть обычным стационарным компьютером, иметь мышление, и проблем никаких нет. Конечно, все цифровые технологии, все различные системы несколько отличаются друг от друга, но концепт у всех один и тот же. Поэтому несколько уроков обучения компьютерному моделированию, программированию будет достаточно, чтобы человек умел работать.

У нас в системе образования есть одна проблема, на мой взгляд. Я много, уже 10 лет работаю в системе стоматологического образования, в том числе и в государственных структурах. Очень долго я пытался лоббировать вопрос, и заявлял о том, что при обучении зубных техников нам не хватает новых специальностей, чтобы идти в ногу со временем. Это оператор Cad/Cam-систем, оператор цифровых систем. Сегодня, обучаясь зуботехническому делу, молодые ребята проходят обучение в течение 3 лет, если не ошибаюсь, и на выходе они выбирают направление по нанесению керамики, приготовлению съемных протезов. Но такой специальности, как оператор Cad/Cam-системы, оператор цифрового моделирования сегодня нет у нас в стране на государственном уровне. Поэтому те специалисты, те зубные техники, которые хотят работать с данным направлением, вынуждены идти на платные курсы, вынуждены обращаться в различные компании и ездить за границу. Эта специальность очень востребована на сегодняшний день, ее крайне не хватает в системе нашего образования.

Юлия Клоуда:

Расскажите, пожалуйста, о самых передовых цифровых технологиях, которые вы применяете в своей клинике.

Самвел Апресян:

На сегодняшний день мы постарались максимально сосредоточить все известные технологии по планированию и по изготовлению керамических реставраций, съемных протезов. В планировании мы применяем, как я уже сказал, программы по построению 3D-сцены. Есть известные программы, отечественные – это программа «Avantis», и иностранные программы «Exocad». Смысл нашего планирования – собрать 3D-сцену. Дальше, в зависимости от того, какое лечение предстоит пациенту, мы делегируем его специалистам различного профиля, где каждый использует цифровые технологии непосредственно на своем этапе.

Например, врачи-стоматологи и терапевты стараются максимально отказываться от установки пломб, потому что всем известно, что пломбировочный материал имеет ряд недостатков, и это лишь краткосрочное решение вопроса. Они сами изготавливают керамические вкладки с использованием цифровых технологий. Врачи хирурги-имплантологи у нас активно применяют цифровые технологии при изготовлении хирургических шаблонов, направляющих. Мы делаем всё сами непосредственно у нас в клинике, потому что у нас стоит лучший на сегодняшний день 3D-принтер фирмы NextDent, который известен на сегодняшний день в стоматологии. Врачи-хирурги сами проводят этап планирования лечения, подгружают данные компьютерной томографии, подгружают сканы зубов нижней и верхней челюстей, проводят планирование, и на выходе получают хирургический шаблон, который позволяет максимально точно и правильно установить дентальные имплантаты. Также и в ортодонтии при исправлении прикуса зубов мы активно применяем все технологии. Мы сотрудничаем с компанией Invisalign, и мы ожидаем в ближайшее время, что нам поставят новый сканер от компании Invisalign, которая находится сейчас в России на этапе регистрации. С помощью этого сканера будет проходить также компьютерное планирование, перемещение зубов, и в дальнейшем изготавливаться элайнеры капы.

И, конечно, в ортопедической стоматологии использованы цифровые технологии на каждом этапе при изготовлении вкладок, коронок, виниров. Я сейчас веду в том числе и большое направление по изготовлению съемных протезов, потому что изготовление съемных протезов с использованием цифровых технологий – очень малоизученная на сегодняшний день тема. Очень мало людей, кто вообще, в принципе, их делает. Лично я знаю только одного зубного техника, кто способен сегодня их изготовить. Но в нашей клинике я общался где-то месяц назад с немецкими коллегами, они приезжали к нам в гости, делились опытом, и мы хотим достичь такого уровня, чтобы даже съемные протезы, изготовление которых занимает не меньше месяца при стандартном протоколе, изготавливать за 1–2 дня. За 2 дня уже возможно. Но мы хотим достичь того, чтобы можно было всё изготавливать за один день.

Юлия Клоуда:

Звучит просто суперфантастически. Но, я так и думала, что у нас будет такой эфир, потому что за цифровой стоматологией будущее.

Я хотела бы еще раз представить нашего гостя. Это Самвел Апресян, главный врач «Цифровой стоматологии», кандидат медицинских наук, президент Ассоциации цифровой стоматологии, профессор кафедры ортопедической стоматологии медицинского факультета РУДН, главный редактор журнала «Цифровая стоматология», награждён орденом «Заслуги перед стоматологией» II степени. Это все вы, Самвел, не верится. Как вы успеваете? Честно, я не представляю, как можно все успевать, и еще принимать в большом количестве пациентов. Я видела очень много положительных отзывов о вас, как вы умеете и найти подход, и вникнуть в проблему пациента.

Мы начали передачу с печальной статистики. Часто люди спрашивают нас в сети: как не повторить чужих ошибок? Люди приходят на переделки, потому что пошло что-то не так. В каком направлении, где в стоматологии чаще всего встречаются ошибки?

Самвел Апресян:

Исходя из того, что я видел, чаще всего случаются осложнения, связанные с неправильным либо некорректным проведением имплантологического лечения, либо неправильным ортопедическим протезированием. Очень много пациентов, особенно при тотальной работе, когда изготавливаются коронки на все верхние и нижние зубы. Если допустить ошибки на этапе планирования такого лечения, то у пациента начинает страдать сустав, височно-нижнечелюстной сустав. Пациенты с патологией височно-нижнечелюстного сустава – очень сложные пациенты, потому что у них резко снижается качество жизни. Они испытывают сильные боли, дискомфорт при разговоре и при еде, психоэмоциональный статус таких пациентов очень ухудшается. Конечно, лечить таких пациентов очень сложно. В нашем центре уже были случаи, когда приходили пациенты с патологией сустава вследствие неправильного предыдущего лечения.

Есть большая проблема, большинство моих коллег её понимает, но некоторые, к сожалению, не понимают. Никогда нельзя открыто перед пациентами критиковать работу предыдущего своего коллеги. Это большая проблема. Очень часто я наблюдал, когда приходит пациент, и доктор в новой клинике с целью, чтобы пациент остался лечиться у него, начинает критиковать предыдущего коллегу, говорить, что как плохо. Никогда нельзя так делать, потому что жизнь – бумеранг, никогда нельзя забывать. Можно просто корректно объяснить пациенту. Буквально вчера я читал лекцию в университете, и один из ординаторов спросил: «А если реально мы видим, что работа была плохая, как нам объяснить пациенту, что все было сделано плохо?» Вы не знаете, с какой ситуацией пришёл пациент, какое было состояние полости рта, когда начиналось лечение, поэтому вы не можете говорить, что доктор умышленно сделал. Вы не знаете, соблюдал ли пациент рекомендации доктора после лечения, вследствие чего возникли осложнения. Поэтому никогда нельзя критиковать своих коллег.

Недавно пришла пациентка с патологией височно-нижнечелюстного сустава, потому что длительное время она использовала новые коронки, которые стоят у нее в полости рта. Происходило неправильное перераспределение нагрузки на одну, на вторую сторону, вследствие чего у нее возникли боли в суставе. Мы решили вопрос пациентки, и в данный момент решаем, потому что лечение патологии сустава – это вопрос не одного дня и даже не одного месяца. Лечение длится несколько месяцев, а может, даже и год–полтора, в зависимости от того, насколько запущено. Мы начали проводить с ней некоторые манипуляции, пациентке уже стало намного легче, и в данный момент она периодически приходит к нам на коррекцию, так называемых, сплитов. Это сплит-терапия, когда мы на компьютере сканируем зубки, изготавливаем накладки, которые выравнивают положение зубов верхней и нижней челюсти. Очень часто, когда приходит пациент с такими проблемами, недостаточно просто взять переделать коронки, это не решит проблемы. Нам необходимо сначала привести в порядок сустав, и только затем, когда мы убедимся, что сустав находится именно в том состоянии, которое нам нужно, можно переходить к исправлению коронок.

Еще один случай был. Очень часто пациенты, особенно раньше, сейчас меньше, говорили: «Мы лучше поедем лечить зубы в Европе, в Америке, чем у нас». Пришла ко мне пациентка, полгода назад она пролечила зубы в Испании у доктора, заплатила огромное количество денег, сделала там виниры и пришла с жуткими болями в суставе. Когда мы с коллегами посмотрели ее, конечно, мы ужаснулись. Опять-таки, я не знаю, по каким соображениям, какие были условия, когда она начинала своё лечение, но, во-первых, были установлены композитные виниры. На мой взгляд, это не то что прошлый век ― это зло. Пациенты хотят иметь красивые белые зубки и с целью экономии делают композитные виниры. А что такое композитные виниры? Это обычная пломба, которая устанавливается на зубы, а зубы препарируются, обтачиваются, если сказать по-простому, и устанавливается пломба. Любая пломба, какая бы дорогая она ни была, имеет ряд недостатков. Впитывается влага, пломба дает усадку, меняется цвет, образуется налет, скапливаются микроорганизмы. Пациенты периодически начинают ходить, как на абонементское обслуживание, подсаживаются, чтобы подшлифовать свои виниры. У пациентки были установлены такие виниры.

Но, самое страшное, что не было режущих краев у резцов верхней и нижней челюсти, они были просто закруглены. Я пациентку спросил, как она откусывает пищу или кушает яблоки последние полгода? Она говорит: никак, она маленькими кусочками кладет пищу в рот и разжевывает на жевательных зубах. Контакты у нее были только на передних зубах, задние зубы не смыкались вообще. Мы сейчас потихоньку лечим пациентку. После того, как мы убрали суперконтакты на передних зубах, привели в нужное положение нижнюю челюсть, она по-другому начала себя ощущать, звонила радостная через несколько дней, что «наконец-таки я начала кушать, наконец-таки все хорошо». Поэтому, даже одна неправильно сделанная коронка, одна, может травмировать сустав и может иметь такие последствия, которые потом нужно будет в течение года–полутора исправлять.

Юлия Клоуда:

Вы так интересно рассказываете! Действительно, столько случаев переделок, и удивительно, что люди иногда ищут где-то далеко профессионалов, когда они здесь.

Хотела тоже поделиться одним случаем. Разговаривала со своим очень хорошим другом-стоматологом. К нему тоже пришла девушка на переделку. У нее в зоне улыбки, на центральной линии, была имплантация передних зубов, и она смещена. То есть зубы не в центре. Не было никаких вариантов, кроме как доставать имплантаты и всё ставить на место. Тоже ошибка, получается. Как вы правильно сказали, неизвестно, какая там была ситуация, но факт остается фактом, что девушка потратила довольно много денег, а закончилось всё кривой улыбкой. Чтобы ее избежать, вы говорили про шаблоны, о виртуальном планировании имплантации, моделировании улыбки до ее начала. Моделирование помогает избежать таких ошибок, или все-таки руки намного важнее?

Самвел Апресян:

Понимаете, должна идти работа в связке – грамотный доктор и хорошие технологии. Озвученные технологии, безусловно, помогают доктору нивелировать массу ошибок и массу проблем, которые могут возникнуть. Представьте себе, если у пациента отсутствует 3–4–5 зубов, или вообще нет зубов на челюсти, и доктор собирается поставить имплантаты на всю челюсть. Как в таком случае? Очень часто доктора делают на глаз. А потом, когда происходит этап протезирования, доктор-ортопед сталкивается с проблемой, что он не может изготовить конструкцию, потому что все имплантаты установлены неровно, не параллельно, и на них невозможно ничего сделать. Именно этапы планирования позволяют сделать, так правильно расставить имплантаты и так заранее изготовить временную ортопедическую конструкцию, например, что доктор устанавливает имплантаты и тут же у него на столе лежит временная конструкция, которую сразу после имплантации он ставит в полость рта пациента.

Юлия Клоуда:

Я знаю, что в вашем Центре цифровой стоматологии есть и отделение для детей. Как новые разработки касаются детишек? Мы всё говорим: имплантация, красота, белоснежная улыбка. А как цифровые стоматологии коснулись детства, детского направления?

Самвел Апресян:

С детками немного иначе, тут требуется особый подход. Детское направление у нас активно развито. У нас очень хороший детский стоматолог. Уже по сарафанному радио очень много детишек стало приходить. В данном случае, когда у детишек появляются постоянные зубы, то можно с использованием врачебных цифровых систем изготавливать керамические коронки, но на постоянных зубках. Но, пока ничего глобального по вмешательству. С детками надо делать акцент на диагностику и на предотвращение возникновения кариозных проблем, тогда потом им не нужно будет очень много времени тратить, изготавливать всякие коронки, виниры и так далее.

Юлия Клоуда:

Люди, обратившись к нам на портал или в социальные сети, интересуются микроскопом. Часто рекламируют и говорят, что под микроскопом или бинокулярами можно увидеть то, что в другой бы клинике удалили. «Мы, имея под рукой микроскоп, сможем ваш зуб спасти, не удаляя». Насколько правда, что микроскоп помогает спасти то, что в другой клинике без микроскопа бы поставили все?

Самвел Апресян:

Про другие клиники говорить не буду, скажу про нашу клинику. Насколько можно спасти зуб, который кто-то, возможно, захочет удалить, здесь сложно говорить, потому что надо смотреть конкретную ситуацию, почему в другой клинике его хотели удалить. Что касается лечения под микроскопом, то у нас эндодонтическое лечение, то есть лечение каналов, происходит только под микроскопом. Специалисты, если они занимаются препарированием зубов, используют бинокуляры. У нас ни один пациент еще не прошел, чтобы мы проводили лечение без микроскопа. Конечно, микроскоп помогает тщательнее пролечить канал, увидеть маленькие канальцы, которые невозможно увидеть обычным взглядом.

Буквально неделю назад нам поставили новый 3D-микроскоп. Новое устройство, новый прибор, который вышел на российский рынок относительно недавно. Компания, которая его завезла, поставила к нам его на тест, чтобы мы могли сказать свое мнение. Сейчас я разбираюсь, абсолютно новый концепт работы. В обычном микроскопе доктор смотрит непосредственно через бинокуляр на зубы пациента, здесь же концепт несколько другой. Доктор смотрит на большой монитор перед ним, надевая специальные 3D-очки, в трехмерном изображении смотрит каналы и проводит лечение. Поэтому я пока не могу сказать, насколько микроскоп удобен, плох либо хорош, я изучаю этот прибор. Но, судя по его стоимости, он, наверное, должен оказаться хорошим, прибор стоит очень дорого.

Юлия Клоуда:

Да, как мы и сказали: высокие технологии и качество. Качество, быстро и дешево – на сегодня не очень совместимые понятия.

Мы поняли, что современные методики диагностики практически исключают возможность врачебной ошибки, если человек подготовлен и любит свое дело. Насколько доступны эти методы диагностики и лечения в различных регионах нашей страны? Мы с вами находимся в Москве, Москва – столица. Когда мы здесь проводили исследования совместно с «Коммерсантом», то выяснили, что у 30 % клиник имеется от 1 до 3 микроскопов. В Питере этот показатель ниже в 3 раза. В регионе, насколько мы видели из всех присутствующих, он ниже еще в 3 раза. То есть, если здесь где-то одна треть частных клиник имеет хотя бы один микроскоп, то в регионе получается не одна треть, а в лучшем случае одна седьмая, одна десятая от общего количества частных стоматологий.

Самвел Апресян:

Юлия, я, в свою очередь, не очень согласен с фразой, что Россия – не Москва, и Москва – не Россия. Я знаю огромное количество первоклассных специалистов из других городов России, которые, скажем так, по-простому, дадут фору многим московским стоматологам, и питерским в том числе. Есть уникальные специалисты. Единственная проблема заключается в том, что в крупных городах России, в Москве, в Санкт-Петербурге цены на стоматологическое лечение несколько выше, чем в других городах. Соответственно, получая бо́льшую прибыль, хозяева клиник в большей степени могут позволить себе приобрести то либо иное оборудование. Но я знаю массу примеров, массу клиник в регионах, цены в которых установлены выше среднемосковских. Эти клиники забиты пациентами и доктора успешно проводят лечение. Но, опять-таки, к сожалению, отсутствие российского оборудования в плане стоматологии, цифрового российского оборудования, мешает многим нашим специалистам, моим коллегам, более активно интегрироваться в мир современных технологий. Хотя попытки производства российского цифрового оборудования были сделаны, пытались, были защищены и диссертационные работы, но в серийное производство оно не зашло. Необходима поддержка государства, потому что мы уже много лет как взяли курс на импортозамещение. А в плане той же стоматологии – да, мы что-то пытаемся. Я вам говорил о том, что был разработан ряд программ, но именно в плане изготовления цифровых устройств и приборов всё движется как-то очень медленно.

Юлия Клоуда:

Как вы считаете, что можно ждать от цифровой стоматологии ближайшие 30 лет? Мы совсем недавно обсуждали проблему, что огромное количество людей в России приходит к пенсионному возрасту с отсутствием большинства зубов. При этом съемное протезирование является до сих пор основным решением проблемы, потому что все остальные, учитывая уровень пенсий и доходов людей, не позволяют пользоваться цифровыми технологиями. Как вы думаете, что будет лет через 20–30, какие ваши предположения? Вы более сведущий человек, когда цифровые технологии могут быть доступны обычному человеку?

Самвел Апресян:

Я скажу сугубо свое мнение. Впервые о цифровых технологиях начали говорить в 80-х годах прошлого века. В 1987 году была выпущена первая цифровая машина, которая позволяла изготавливать керамические конструкции у кресла пациента. Я не буду сейчас говорить о том, что такое цифровая стоматология, потому что большинство более-менее прогрессивных коллег прекрасно знают не хуже меня, что это и для чего оно нужно. Но, прошло порядка 30 лет использования цифровых технологий, и сейчас распространена такая технология, как фрезерование, когда сканируют, моделируют зубки и фрезеруется. Постепенно все больше и больше в стоматологическую практику начинают интегрироваться 3D-принтеры. Пока конструкции, которые мы можем изготавливать с помощью 3D-принтеров, резко ограничены. Ими могут быть хирургические шаблоны, может быть индивидуальная ложка для изготовления съемных протезов, временные коронки. Но потенциал у 3D-принтеров очень большой.

На сегодняшний день вся проблема только в ограниченном разнообразии материалов для 3D-принтеров. Хотя я знаю, я читал научные статьи, что сейчас ведутся разработки, есть и зубная эмаль, керамика. В ближайшее время, я уверен, мы сможем печатать те же керамические зубы на 3D-принтере. 3D-принтеры тоже стоят дорого, но они стоят намного дешевле, чем все другие известные цифровые системы. Главное – у этой продукции очень низкая себестоимость. Чем активнее 3D-принтеры начнут интегрироваться и будут появляться различные материалы для использования, тем более будет снижаться себестоимость, и изделия станут более доступными для пациентов. При появлении российских 3D-принтеров вообще произойдет фурор. Тогда не только в системе частной стоматологии и частной медицины будет возможно использование цифровых технологий, но и в системе государственных клиник. Я знаю, что многие государственные клиники в России, не только в Москве, тоже используют, у них стоят цифровые устройства. Меня ряд клиник приглашали, я читал лекции, обучал стоматологов работе. Поэтому, как говорится, немного поддержки от государства, немного поддержки наших изобретателей, науки, и проблема будет решена.

Юлия Клоуда:

Скажите, как выбирать стоматологию, когда хочется прикоснуться к высоким технологиям и ощутить всю прелесть комфорта и качества услуг? Много тех, кто заявляет, что есть оборудование, что будет все хорошо, но, реклама есть реклама. Вы, как человек довольно опытный, может быть, дадите некие лайфхаки для наших зрителей?

Самвел Апресян:

Я не буду кривить душой и говорить, что мы такие хорошие, классные и все нас любят, всем мы нравимся. Мы работаем 3 месяца, пролечили уже немало пациентов, и сейчас многие пациенты находятся на этапах лечения. До недавнего времени все пациенты были довольны. Но я хочу рассказать случай, когда пациент остался крайне недоволен, причем он, к счастью, не начал у нас лечение.

Пациент обратился к нам в клинику, меня не было на месте в тот период. Обратился на консультацию, пришел и говорит: «У меня выпал имплантат, поставьте обратно». Доктора посмотрели, оказался не имплантат, а культевая вкладка из зуба. Пациент говорит: «Я общался со своим доктором, она не в России. Она сказала, что надо посадить это дело на цемент». Доктор посмотрел, в каком состоянии находится зуб, он, естественно, уже был гнилой. Очень давно стояла конструкция, и выпала она не просто так, а потому что там уже сгнили стенки зуба. Доктор объяснила, что необходимо, конечно, здесь поставить, мы можем зафиксировать, но нужно переделать всю работу. Пациент говорит: «Нет, я хочу просто зафиксировать». Доктор объяснила, что в таком случае мы не даем вам гарантию за свою работу. Пациент начал возмущаться. Я тоже поговорил с ним по телефону, но, конечно, было комично с ним разговаривать. По телефону я услышал ряд угроз, что он – известный блогер, и он расскажет всем, какие мы плохие. Я говорю: «Ну и хорошо! Чтобы такие, как вы, к нам не приходили, пожалуйста».

Работаем-то мы не очень давно, но мы стараемся, каждого пациента практически я стараюсь консультировать сам. У меня отличная команда специалистов, докторов, мы комплексно проводим консультации. Но, учитывая, что я еще преподаю в университете, не всегда удается присутствовать на всех консультациях.

Юлия Клоуда:

У нас уже стало традицией, что гости программы дают какие-то специальные условия или предложения для наших зрителей и слушателей, чтобы они смогли воочию убедиться, получить помощь профессионалов. Может быть, вы тоже подготовили для нас что-то специальное?

Самвел Апресян:

Вы своим вопросом застали меня врасплох. Но, меня не так просто смутить и сбить с пути. Скоро Новый год, и все мы хотим встречать Новый год с красивой, белоснежной улыбкой. Мы сейчас запустили акцию, спецпредложение: скидка 25 % на профессиональную гигиену полости рта, на отбеливание зубов по самой инновационной на сегодняшний день технологии Zoom 4, и бесплатная консультация. В совокупности получается, каждому пациенту будет от нас отличный подарок.

В социальных сетях я зарегистрирован в Фейсбуке и в Инстаграме. В Фейсбуке я больше общаюсь с профессиональной аудиторией, у нас там профессиональное стоматологическое сообщество, мы обсуждаем различные клинические случаи. Но очень много пациентов мне пишут и в Инстаграме, очень часто задают вопросы, я всегда консультирую заочно. Иногда спрашивают моего совета при лечении у других докторов ― на такие вопросы я всегда реагирую очень настороженно. Поэтому, пожалуйста, я доступен, я всем отвечаю по возможности всегда сам. Буду рад любым дискуссиям.

Юлия Клоуда:

Самвел, я хочу поблагодарить за такой открытый и честный диалог и за столько интересной информации! Надеюсь еще раз вас увидеть, и вы нам расскажете, может быть, про что-то новое.

Самвел Апресян:

С удовольствием поделюсь, Юлия. Спасибо вам, спасибо!

Юлия Клоуда:

Вам спасибо! Я хотела еще раз напомнить, что Центр цифровой стоматологии, в котором главным врачом является Самвел Апресян, вошел в тройку лидеров всероссийского рейтинга частных стоматологий России 2019, который проводит экспертный журнал о стоматологии «Стартсмайл» совместно с издательским домом «Коммерсант». Поэтому, не просто громкие слова, что это лучшая цифровая клиника, а подтвержденные результатами рейтинга. Ищите информацию на startsmile.ru, в социальных сетях. Улыбайтесь, и всего вам доброго!