ГКБ 15 им. О.М.Филатова. Битва за жизнь

Организация здравоохранения

Юлия Каленичина:

Здравствуйте, дорогие друзья. Вновь в эфире программа «Точка приложения» и с вами мы, ее ведущие, Оксана Михайлова и Юлия Калиничева. Сегодня в программе «Точка приложения» очень интересная встреча. Мы будем говорить в рамках проекта «Моя медицина» о прекрасном стационаре г. Москвы, сильнейшей клинике – городской больнице №15 им. Филатова. И гости нашей программы: главный врач больницы Валерий Иванович Вечорко и первый главный врач больницы Мудрак Владимир Николаевич. Давайте сделаем некоторый экскурс в историю.

Валерий Вечорко:

На сегодняшний день это 18 гектар земли, это 111 тысяч квадратных метров, это 47 отделений, 34 из них экстренные отделения. Это около 3 тысяч сотрудников, более 1,5 тысячи коек, 111 реанимационных коек, в состав 15-ой больницы входит родильный дом, КДЦ (консультативно-диагностический центр). В переводе на пациента это около 100 тысяч пациентов в год, это около 300 пациентов, которые ежесуточно к нам поступают.

Оксана Михайлова:

У вас скоропомощная больница?

Валерий Вечорко:

Да, скоропомощная.

Юлия Каленичина:

Как же было в начале, когда больница только построилась?

Владимир Мудрак:

В апреле 2021 года нам будет 40 лет. В свое время в Москве сложилась очень тяжелая обстановка с коечным фондом. Тяжелая не в количественном отношении, а в качественном. И тогда было принято решение построить несколько больниц нового конструктивного типа, и к проектированию привлекли не просто архитекторов, но и главных врачей и Вашего покорного слугу в том числе. И было создано три типовых проекта, моноблочных больниц, то есть это один большой корпус на 1200-1300 коек со всеми вспомогательными службами. Участие главных врачей, которые на практике знают всю суть этой работы и дала результат в том, что больница была разделена на функциональные блоки. Есть большой коечный фонд, есть отдельно огромный оперблок, не на каждом этаже операционная, а отдельно оперблок, отдельно родильный дом, отдельная центральная стерилизационная, отдельно лаборатории. И функционально это сыграло очень большую роль. Это что касается задумки больницы. Потом начался процесс строительства. Мне лично повезло как главному врачу, потому что больница находилась в Первомайском районе, а депутатом от этого района был член Политбюро товарищ Гришин Виктор Васильевич.

Юлия Каленичина:

Больница строилась быстрыми темпами.

Владимир Мудрак:

А я могу сказать, что спекулировал этим, во всяком случае, в полезном случае использовал. И поэтому больница довольно быстро построилась, а потом начался этап подбора кадров. И тут я считаю, что мне удалось сделать очень хороший коллектив, потому что я поставил условие: больница будет работать только в том случае, если на базе этой больницы будут работать клиники московских ВУЗов. Без этого набрать коллектив и очень быстро подтянуть его до уровня было бы просто невозможно. И там собралось 6 кафедр 2-го Мед. института. Потом я договорился с Владимиром Ивановичем Барковским – директором института сердечно-сосудистой хирургии, мы впервые в стране на базе обычной городской больницы открыли сердечно-сосудистое отделение, которое благополучно работает до сегодняшнего дня. Было творчество. Творчество не только главного врача, а всех тех, кто работал. Люди уходили домой в 10, в 11, потому что каждый старался отдраить свое отделение так, чтобы оно было не хуже, чем соседнее. И это сплотило людей, и этот коллектив остался до сегодняшнего дня таким сплоченным.

Юлия Каленичина:

Коллектив сплоченный, больница сильная. Чем сейчас гордится больница?

Валерий Вечорко:

Когда Владимир Николаевич говорит: было 6 кафедр, теперь у нас 10 кафедр. Это традиционно больница 2-го Меда. За последние 3 года мы еще добавили 2 кафедры 1-го Меда, это кафедры анестезиологии и реаниматологии и кафедра урологии. Поэтому, что касается сердечно-сосудистого отделения, то на сегодняшний день это один из самых крупных сосудистых региональных центров, которые входят в инфарктно-инсультную сеть, которая насчитывает 408 коек. Сюда входит и кардиоблок, и кардиореанимация, два кардиологических отделения, нейроблок на 24 койки, это кардиохирургия, сосудистая хирургия, два отделения эндоваскулярных методов лечения. Поэтому мы на первых местах по оказанию медицинской помощи больным, которые к нам поступают с инфарктами, инсультами, где мы проводим в том числе и тромболизисы, и тромбэкстракции, и сложнейшие кардиохирургические операции на открытом сердце с АИКом. Поэтому развиваемся.

Оксана Михайлова:

Мы подготовили несколько роликов. Это наши коллеги из этой больницы сняли ролики для того, чтобы приоткрыть некоторые секреты, показать, как устроена работа. Сейчас мы поставим первый ролик о приемном отделении.

Я заместитель главного врача – Осадчая Светлана Николаевна. Представлю вам работу нашего нового приемного отделения. Мы находимся на территории приемного отделения, еще год назад здесь была совершенно другая картина. Было пересечение потоков пациентов, сюда поступали плановые пациенты, пациенты по скорой помощи и пациенты самотеком. Здесь отсутствовал ремонт. Основной принцип работы старого приемного отделения был – пациент идет к врачу, и в часы пик на территории приемного отделения было большое скопление пациентов и их родственников. Данная ситуация нас не устраивала, поскольку длительность пребывания пациентов в приемном отделении была тоже велика. Что было нами сделано? Соответственно, были пересмотрены каналы госпитализации. Плановая госпитализация была перемещена в консультативно-диагностический центр. Пациенты, которые нуждаются в реанимационном пособии, сразу поступают по эстакаде, которая у нас находится (внешняя эстакада), на машине скорой помощи на 2-ой этаж в шоковый реанимационный зал. На территории приемного отделения находится информационная стойка, где находится дежурный администратор, который готов ответить на любые поступающие вопросы от пациентов, родственников или сотрудников скорой помощи.

В новом приемном отделении мы упразднили диспетчерскую и ввели распределительный пост, где оформляется история болезни на вновь поступающих пациентов. Кроме этого, у нас имеются электронные устройства для интерактивной независимой оценки работы приемного отделения. Любой человек может нажать на кнопку, которую он считает нужной в данный момент, и программа учета за сутки выдаст нам количество положительных или отрицательных отзывов.

Мы изменили принцип работы приемного отделения от «пациент идет к врачу» к новому принципу «врач идет к пациенту». Была по-новому предусмотрена организация смотровых блоков. Несколько помещений были объединены в единое пространство путем создания дверных проемов между помещениями для комфортного перемещения пациентов и сотрудников внутри блоков. Мы провели зонирование смотровых путем размещения карнизов и штор вокруг кроватей и создание индивидуального пространства для беседы пациента и врача. Кроме этого, мы предусмотрели напольную навигацию возле каждой кровати с идентификационным номером каждой кровати. Это кровать-трансформер, на ней находится пациент при поступлении, и в случае необходимости на этой же кровати он может быть транспортирован на другие виды обследований или уже при решении вопроса о госпитализации в отделение на госпитализацию. Нами были закуплены пейджеры-браслеты и служебные мобильные телефоны для каждого специалиста, который находится на суточном дежурстве. У нас имеется вот такой блок, путем нажатия определенной комбинации цифр мы сюда вызовем специалистов лаборатории и ультразвуковой диагностики. Вот у нас есть кровать, где лежит пациентка с номером 101.6, вы видите, на пейджере сразу высветилось 101.6 (6-ой номер кровати 101-й блок). Это сотрудник ЭКГ и сотрудник лаборатории, покажите Ваш браслетик. В зоне комфортного пребывания для лиц, сопровождающих пациентов, имеются мягкие кресла, стойка для зарядки мобильного телефона, телевизор и снек-аппараты, где можно перекусить и выпить кофе.

Валерий Вечорко:

Хотелось бы еще несколько слов в дополнение сказать по поводу приемного отделения. Есть такое выражение «театр начинается с вешалки», а любая больница начинается с приемного отделения. И многие люди, которые обращаются в приемное отделение, туда приходят со своими проблемами, с заболеваниями. Конечно же, хотелось бы сделать максимально все условия для того, чтобы в кротчайшие сроки оказать медицинскую помощь, уделить внимание тем пациентам, которые обращаются в приемное отделение.

И когда я пришел в 15-ю больницу, для меня была очень важная история приемного отделения. Изначально хотелось бы отметить, что к нам поступают и скоропомощные, и по 103 пациенты, и самотеки, и плановые. Не секрет, было очень много людей в приемном отделении, были всевозможные трения. Мы изначально разделили: плановые пациенты у нас теперь пошли через КДО (консультативно-диагностическое отделение), а скорая и самотеки пошли через приемное отделение.

Что мы сделали? У нас изначально было: приходит пациент, идет к одному доктору, второму, третьему, четвертому специалисту, необходима лаборатория – пожалуйста, ты должен пройти в лабораторию. И это были очереди, так называемое «пациент идет к врачу». Сейчас ровно наоборот. Мы сделали шикарные смотровые, приезжает скорая, она долго не задерживается, распределительный пост, и все наши пациенты идут по смотровым. То есть к смотровой прикреплен доктор, и практически очередей у нас нет. У меня на телефоне, и не только у меня, камеры, которые есть в приемном отделении, выведены в режиме онлайн, я в любой момент могу посмотреть, что у нас происходит. Мы сейчас добились того, что более сложные пациенты в среднем обследуются минут 30-40 в приемном отделении.

И еще немножко дополню. Те пациенты, которые крайне тяжелые, едут прямо в противошоковую, это на втором этаже. Противошоковая – сразу же реанимационные койки, сразу же операционные. И мы максимально сократили время для того, чтобы срочно оказывать медицинскую помощь. А средней тяжести, как я сказал, это минут 40. Что касается плановых, в районе 1-1.20 они находятся у нас в отделении. И что хорошо, что теперь пациент находится в смотровой, и к нему и лаборатория приезжает, и специалисты всевозможные, которые необходимы, и функциональная диагностика, ЭКГ, УЗИ портативные. Поэтому пациент заехал в смотровую, ему все необходимые процедуры сделали. Единственное, если необходима компьютерная томография или магнитно-резонансная томография, то он едет туда для того, чтобы сделать это исследование. Потом он направляется либо в стационар, либо на амбулаторное долечивание. На сегодняшний день мы работаем в открытом режиме, то есть все, что мы сделали, это благодаря нашим сотрудникам, пациентам, потому что мы собирали все чаянья, пожелания. У нас была организована группа, которая и делала эту всю историю. Были какие-то затруднения, потому что все-таки кабинеты были не совсем большие, мы их объединяли, и на сегодняшний день жалоб нет по приемному отделению. В любой европейской стране нет таких.

Юлия Каленичина:

Мультидисциплинарный подход прямо в приемном отделении.

Оксана Михайлова:

Логистика грамотная, умственный подход. Валерий Иванович, у Вас в больнице функционирует Региональный сосудистый центр, расскажите, что там.

Валерий Вечорко:

Один из крупнейших сосудистых центров, где мы оказываем медицинскую помощь больным с инсультами и инфарктами. Конечно же, они к нам поступают и по каналу 103, в том числе на базе 15-ой городской клинической больницы располагается московский авиационный центр, пульт управления и вертолеты. В том числе поступают к нам эти пациенты и по сан. авиации, потому что есть понятие «золотого часа», и чем ты быстрее привезешь пациента, тем мы быстрее начнем оказывать ему медицинскую помощь, открывать ту или иную артерию при том же инфаркте.

Юлия Каленичина:

По московским пробкам не всегда удается быстро довезти по дорогам, а по сан. авиации это очень быстро.

Валерий Вечорко:

Что касается больных, которые поступают с инсультами, они у нас поступают в отдельное приемное отделение, сразу в нейроблок, сразу компьютерная томография, буквально минуты, и мы определяем очаги поражения, занимаемся этим больным. Что касается инфаркта, тут такая же история. Во всех московских больницах есть программа «стационар», когда та же самая бригада скорой помощи к нам везет пациента, мы уже заранее видим, с каким приблизительно диагнозом он к нам едет, и готовим операционную, койки. Больные с инфарктом поступают сразу же в кардиоблок, сразу же, если необходимо, открываем артерию, инфаркт образующую…

Юлия Каленичина:

Давайте посмотрим видео ролик об этом.

Мы находимся на 2-ом этаже главного корпуса здания, где располагается операционно-реанимационный блок. В данный момент мы находимся в помещении шоковой палаты, куда непосредственно поступают пациенты, находящиеся в крайне тяжелом состоянии – в состоянии шока. Реанимационная служба больницы включает 10 отделений анестезиологии и реанимации, в которых проходят лечение 111 пациентов. Все отделения оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, мониторным оборудованием – наркозно-дыхательным оборудованием, что позволяет оказывать высококвалифицированную высокотехнологичную помощь пациентам, находящимся в критическом состоянии. 10 отделений анестезиологии и реанимации имеют разный профиль – это и акушерская анестезиология и реанимация, это реанимация новорожденных, есть реанимация входа, куда поступают пациенты непосредственно, есть хирургическая реанимация. Реанимация, которая занимается экстракорпоральными методами лечения, реанимация для лечения сложных нарушений ритма у пациентов с сердечной недостаточностью и 2 реанимации, которые относятся к Региональному сосудистому центру.

Мы работаем в режиме онлайн, непосредственно взаимодействие со скорой помощью, и по нашей программе, которая совместно со скорой помощью, мы видим профиль того пациента, который едет на нас. Больница входит в городскую инфарктную и инсультную сеть, соответственно, при подозрении на острый инфаркт миокарда или нарушение мозгового кровообращения пациенты поступают в соответствующую реанимацию, минуя приемное отделение. В отделении уже имеется к моменту поступления пациенто-информация о его состоянии и о его предположительном диагнозе. В случае, допустим, если пациент страдает острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST, то пациент непосредственно сразу едет в ангиографическую операционную, где выполняется коронароангиография и при необходимости по показаниям выполняется коронарное стентирование.

В том случае, если диагноз звучит, как нестабильная стенокардия, то пациент в течение короткого времени обследуется и при необходимости также выполняется коронарография и дальше определяется тактика ведения больного. При поступлении пациентов с инфарктом миокарда есть одно необходимое требование: должно быть как минимум два ангиографа и принципиально важно, чтобы с момента возникновения первых симптомов инфаркта миокарда до начала оказания медицинской помощи прошло не более часа. В том случае, если мы укладываемся в этот промежуток, то результаты лечения значимо больше, нежели в других случаях.

При подозрении у пациента на нарушение мозгового кровообращения пациент также едет на исследование, которое называется компьютерная томография в ангиорежиме, где принципиальным значением помимо диагностики или исключения очага инфаркта является диагностика тромба, который мог вызвать этот участок ишемии, который проявился нарушением мозгового кровообращения. В случае возникновения тромба в сосудах головного мозга выполняется тромболитическая терапия, а при показаниях мы выполняем тромбоэкстракцию. Для этой цели у нас имеется также гибридная операционная, в которой могут выполняться операции как эндоваскулярно, так и открытым способом.

Мы находимся в гибридной операционной, уникальность этой операционной заключается в том, что в ней можно проводить как эндоваскулярные вмешательства, так и открытые вмешательства в том случае, если есть необходимость. В основном здесь проводятся операции на магистральных сосудах конечностей, могут проводиться операции сосудистые на аорте, и здесь же проводятся операции тромбоэкстракции на сосудах головного мозга. В случае, если возникает необходимость открытой операции, то она может быть начата непосредственно здесь тотчас же другой бригадой хирургов. Таких операционных в Москве несколько. Лечение в таких операционных соответствует всем мировым стандартам оказания высокотехнологичной медицинской помощи с сосудистым поражением как конечностей, так и центральной нервной системы и коронарного русла. Здесь нагрузка на операционную возросла, бывает несколько операций до нескольких штук, бывает 2-3, бывает 5, в зависимости от того, какие пациенты находятся у нас в стационаре. Эндоваскулярная служба работает в круглосуточном режиме, поэтому при необходимости можем оказывать ее круглосуточно, независимо не от каких других моментов.

Юлия Каленичина:

Валерий Иванович, какие еще направления клиники Вам хотелось бы выделить?

Валерий Вечорко:

За последние годы мы открыли СКП 3 отделения – это стационар краткосрочного пребывания для больных с хирургической патологией, гинекологической патологией и офтальмологической патологией. У нас в 2019 году было открыто отделение урологии, 2 отделения реабилитации – это для больных с инсультом и для больных с травмой. На базе 15-ой больницы работает московский глаукомный центр, отделение микрохирургии глаза, потому что традиционно 15-я больница является базой кафедры офтальмологии 2-го Меда. Отделение паллиативной медицинской помощи открыли на 20 коечек. Вот такие в 2019 году отделения были открыты.

Оксана Михайлова:

Мне еще хотелось бы задать вопрос про роддома, я знаю, что они на современном уровне, специализированные.

Валерий Вечорко:

Наш роддом рассчитан на 170 коек. В основном здесь рожают женщины с патологией сердечно-сосудистой системы, женщины с патологией органов зрения. И процентов 20-30 это у нас физиологические роды, а все остальное – это патология. И только цифры сами за себя говорят о квалификации уровней наших специалистов, потому что традиционно кардиохирургия, кардиология – у нас они занимают ведущие места.

Расскажу случай, который был недавно. У нас была пациентка, которая болела с детства, сахарный диабет у нее был, было протезирование митрального клапана, она забеременела. Люди, которые меняют клапан, потом получают антикоагулянты, и она получала препарат Варфарин. Когда она забеременела, она его сама себе отменила. Поступает она в крайне тяжелом состоянии к нам, с отеком легких. Мы начинаем разбираться, а там тромбоз этого клапана. И она еще беременная. Наши доктора провели операцию просто на высочайшем уровне на открытом сердце, с искусственной вентиляцией легких, митральный клапан поменяли и оставили ребенка. Наша задача была сохранить беременность, сохранить плод и спасти женщину. Конечно, это была сложная история.

Юлия Каленичина:

А какой срок беременности был?

Валерий Вечорко:

Срок беременности был 19 недель.

Юлия Каленичина:

Как же она так могла отменить препарат? Что за самонадеянность? Она родила уже?

Валерий Вечорко:

Да, она родила здорового ребенка. В настоящее время у нее все хорошо, она под нашим наблюдением.

Юлия Каленичина:

 Браво! Это восторг просто.

Валерий Вечорко:

Такие операции ювелирные, уникальные.

Юлия Каленичина:

Давайте посмотрим ролик про родильный дом.

Врач: Ежегодно в наших стенах рождается около 8 тысяч малышей. В чем же особенность нашего родильного дома? Наше учреждение находится в структуре многопрофильного стационара. Помимо роддома в нашей больнице есть множество других отделений: нейрохирургия, неврология, кардиология, кардиохирургия, травматология, урология и многие другие. Совместно с нашими коллегами-специалистами мы оказываем мультидисциплинарную помощь нашим пациенткам. В любой момент, в любую секунду, 24 часа в сутки мы можем пригласить на консультацию каждого из специалистов и оказать помощь в полном объеме. Хотелось бы отметить еще и реанимационные отделения больницы, которые работают не только для наших нужд, но практически для всего города. Так отделение реанимации №6 принимает нередко сложных пациенток из других лечебных учреждений, и таким образом мы участвуем в акушерской помощи практически всему городу.

Мы находимся в отделении детской реанимации нашего родильного дома. Это святая святых. Мы по праву гордимся этим отделением, потому что (это общеизвестный факт) отделение детской реанимации является одним из лучших в городе Москве. Здесь оказывают помощь как доношенным, так и недоношенным деткам. У нас есть примеры выхаживания деток до килограмма с самыми положительными результатами. Мы оснащены полностью по последнему слову техники. Мы сейчас находимся в зале, где проходит школа подготовки будущих мам и пап. Мне бы хотелось сказать, что наш родильный дом придерживается классических акушерских традиций, однако вместе с молодым поколением молодеем и мы. У нашей молодежи возникают новые потребности, они хотят больше узнать о течении беременности, о родах, о грудном вскармливании, поэтому наш коллектив и наши доктора уделяют этому огромное внимание. И в этом зале как раз и проходят обучающие занятия до наступления родов, в течение всей беременности, проходят дни открытых дверей, и они очень востребованы, и мы приглашаем новых молодых будущих мам и пап посетить эти занятия. Мы зашли в одну из послеродовых палат, и пациентка любезно согласилась нам сказать несколько слов о своих впечатлениях, о родах, о пребывании в нашем родильном доме. Мы Вас хотели бы попросить об этом.

Роженица: Во-первых, хочу сказать огромное спасибо всем докторам, медсестрам и всему медицинскому персоналу родильного дома, которые помогали мне на этапе до родов, во время родов, а также на послеродовом этапе, мне и моему малышу. В целом у меня были оперативные роды, все прошло успешно. На первые сутки после палаты интенсивной терапии меня уже перевели сюда, в послеродовую палату. Медсестры, врачи-неонатологи показали, рассказали, научили кормить грудью, так что мы довольны жизнью.

Врач: Мы Вас поздравляем.

Роженица: Спасибо Вам большое.

Врач: Приходите к нам еще.

Роженица: Нам у Вас понравилось. Надеюсь, сегодня нас выпишут домой, мы вернемся когда-нибудь.

Врач: Мы будем Вас ждать. Время пошло.

Роженица: Спасибо огромное.

Юлия Каленичина:

Валерий Иванович, в управлении клиникой Вы используете такой современный метод, как проектный подход. Это что значит?

Валерий Вечорко:

Это значит, что в 2019-м году мы порядка 30 проектов сделали. Что такое проект? Я уже говорил по поводу приемного отделения. Вот это был один из проектов. Есть какая-то проблема. К примеру, пришли посетители наведать родственников, им сложно попасть, найти 47 отделений, большая больница, 19 этажей. Вот это все рождается в проект. То есть приходит пациент и говорит: «Слушайте, мне неудобно». Мы понимаем, что ему неудобно. Что для этого необходимо? Для этого необходима навигация, то есть напольная, подземная, настенная – любая.

Собирается определенная команда, руководитель команды и начинают работать. У нас были такие проекты, как та же самая навигация в консультативно-диагностическом центре, наружная навигация. Проект был по приглашению узких специалистов на консультации в реанимационное отделение, так как у нас 111 реанимационных коек, и они практически все на 100% загружены, а зачастую им необходимы консультации узких специалистов. Это было неудобно, долго ждать либо еще какая-то история. Это был у нас очередной проект, и мы ровно до наоборот все перевернули, и сейчас все доктора довольны и никаких вопросов нет. Это та же самая история с соглашениями пациента на ту или иную медицинскую манипуляцию. У нас было порядка 20-30 соглашений, здесь участвовали и наши медицинские работники, и юридическая служба. Возглавил эту группу доктор наук. И мы всю эту историю объединили и сделали одно единое соглашение, сэкономили порядка 500 тысяч в год для того, чтобы их не печатать. И этих проектов за 2019-й год порядка 30, их можно долго перечислять. Считаю, что в 2020-м году у нас тоже будет очень много проектов, потому что как только возникают какие-то вопросы у сотрудников, у пациентов, мы тут же сразу оперативно реагируем и занимаемся решением проблемы.

Юлия Каленичина:

Генерируете новый проект.

Валерий Вечорко:

Да, работаем.

Оксана Михайлова:

Валерий Иванович, как к Вам в больницу можно попасть? На консультацию для начала в КДО. Что для этого нужно?

Валерий Вечорко:

Все очень просто. У нас трехуровневая система здравоохранения. Первый, второй уровень – это поликлиники, а третий уровень – это стационары. К нам обращаются пациенты по направлению из поликлиник, это форма 057, это наиболее сложные случаи. Поликлиническое отделение направляет к нам.

Оксана Михайлова:

В районной поликлинике берется направление в форме 057У, страховой полис, записываются к вам, телефоны все на сайте есть. А иногородние граждане могут к вам попасть, граждане Российской Федерации из других городов?

Валерий Вечорко:

Мы сейчас говорили по поводу проекта, у нас был интереснейший проект, когда пациенты приходили из поликлиники к нам: они приходили на консультацию, наши специалисты их смотрели, потом отправляли опять для сбора анализов, потому что мы понимаем, если необходимо оперативное лечение, необходимо собрать те или иные анализы, там целый список, он отправлялся, приходил обратно, уходил. И это было не совсем удобно.

Мы сделали ровно до наоборот. Мы объединились (66 поликлиника, 191 поликлиника и мы), решили эту ситуацию изменить. И теперь после проведения этого проекта история следующая. Обращается пациент в поликлинику, необходима холецистэктомия либо еще какая-то операция. Присылают к нам по защищенным каналам медицинскую документацию, наши специалисты смотрят, определяют перечень необходимых анализов, отправляют в поликлинику. Пациент собирает эти анализы и в определенное время, которое мы даем, на определенную коечку в отделении он уже к нам приходит. То есть пациенту не надо ходить к нам на консультацию, потом обратно.

Оксана Михайлова:

А если из других районов, то уже сложнее?

Валерий Вечорко:

Ничего сложного не будет, у нас же сейчас Интернет, видеопространство, поэтому это защищенные каналы и никаких вопросов не будет.

Владимир Мудрак:

Нужна инициатива, все можно порешать.

Юлия Каленичина:

Обращаются к вам иногородние?

Валерий Вечорко:

Есть проект, но это общегородской, «Москва – столица здоровья». Без преувеличения могу сказать, что мы занимаем там лидирующие места. У нас порядка 500-600 пациентов пролечивается в месяц из других регионов нашей страны. Они могут обращаться к нам в КДЦ, обращаются по направлениям, мы их госпитализируем.

Оксана Михайлова:

Есть такое слово пациентоориентированность. Я знаю, что Вы очень много внимания в своей больнице уделяете именно этому понятию. Как у Вас это устроено? Я знаю, что Вы с докладом выступали о роли пациентоориентированности.

Валерий Вечорко:

Что такое пациентоориентированность? Формулировок много. В моем понимании это качество оказания медицинской помощи, это материально-техническая база, это этика. И если это все объединить, это, наверное, и есть пациентоориентированность. Когда я пришел 3 года назад в больницу, все направления были у меня разделены: вот это медицинское направление, научная деятельность, это была материально-техническая база, а это была пациентоориентированность. В 2019-м году довольно много мы сделали, в том числе по пациентоориентированности. Здесь надо было понимать отношение «врач – пациент», «врач – родственник», «врач – медицинская сестра», то есть мы работаем как с пациентами, так и наши сотрудники работают в больнице и общаются между собой коллегиально. Здесь мы должны были разделять эту историю.

Мы сейчас говорили по поводу того, что много из других регионов к нам приезжают. Это так. Приезжает пациент из региона, и он получает качественные медицинские услуги, хорошее отношение к нему, он же едет к себе, и после него еще 10, а может быть 20 пациентов к нам будет приезжать. А это деньги. Это больница, это уровень, это престиж больницы.

Оксана Михайлова:

Я имею в виду не деньги, что не платные услуги предоставляются.

Валерий Вечорко:

Нет, я не имею в виду здесь платные услуги, это все ОМС. Были закуплены планшеты. У нас есть Wi-Fi зоны, и пациент может связаться по видеозвонку со своими родственниками.

Юлия Каленичина:

Он комфортнее себя чувствует, родственникам спокойнее за него.

Валерий Вечорко:

Так как мы больница скоропомощная, зачастую к нам поступают пациенты прямо с улицы, и таких много. Ни вещей, ни зубной щетки. Нами были закуплены одноразовые зубные щетки, салфетки. И когда пациент приезжает, и мы видим такую ситуацию, мы ему на бесплатной основе выделяем такие средства для того, чтобы день-два-три он мог пользоваться. Мы сделали у себя в больнице кинотеатр, по средам в 3 часа работает кинотеатр, где мы показываем старые добрые фильмы.

Оксана Михайлова:

А молодежь что смотрит?

Валерий Вечорко:

Целый репертуар. Так как впереди у нас 75 лет со дня Победы, показываем наши знаменитые фильмы, такие как «Горячий след» и т.д. И очень востребовано это у пациентов, то есть вот, пожалуйста, пациентоориентированность.

Мы сделали библиотеки, в каждом отделении можно пойти и взять какую-то книгу, почитать. Тут много всего: кафешки в больнице. Есть большое кафе в цокольном этаже, куда пациенты могут пойти и покушать. У нас таблетированное питание.

Оксана Михайлова:

Как в самолетах.

Валерий Вечорко:

Мы зачастую проводим шахматные турниры среди пациентов. Тоже есть желающие, и это востребовано на ура.

Владимир Мудрак:

Отделение на отделение.

Оксана Михайлова:

А приз какой?

Валерий Вечорко:

Тут могут быть разные призы. Один раз в месяц мы приглашаем знаменитостей, и они проводят концерты. У нас даже приходят иногда и жители района Вишняков. Недавно был наш юморист Геннадий Ветров, Анна Ардова была. Вчера у нас был концерт, поздравляли наших сотрудников, тоже приезжали артисты, пели, и зал практически не пустует. Поэтому все нововведения – это такие, которые связаны с пациентами. Ну, и, конечно же, работа.

Сейчас мы ввели должность психолога в больнице. Наш психолог работает как с пациентами, если у нас какие-то вопросы, так и с нашими сотрудниками. Была сделана комната психологической разгрузки, так как синдром выгорания никто не отменял, и он есть. У нас была создана футбольная команда, где наши сотрудники 2 раза в неделю тренируются. У нас была построена площадка на территории больницы. В летнее время мы тренируемся прямо на территории больницы. У нас есть время, 20.00 в понедельник и в четверг тренировки, туда приходят и люди постарше, и помладше.

Оксана Михайлова:

Это сотрудники?

Валерий Вечорко:

Сотрудники. Можно пойти поиграть в настольный теннис. У нас комнаты психологической разгрузки, зачастую проводим анкетирование среди сотрудников. Допустим, некоторые сотрудники приезжают на работу на велосипедах, и было такое в анкете: «Нет у нас парковок для велосипедов». Поэтому мы сделали, они теперь уже у нас есть. Мы постоянно ведем эту работу.

Юлия Каленичина:

У Вас не только пациентоориентированность, у вас еще и сотрудникоориентированность, и это здорово. Давайте посмотрим сюжет о психологической службе Вашей больницы.

Добрый день, меня зовут Олег Юрьевич Кныш, я клинический психолог ГКБ 15. Служба психологии в ГКБ 15 появилась не так давно. Задача была очень простая: научить сотрудников правильно общаться с нашими пациентами на всех уровнях и на всех этапах их посещения. Те конфликты, которые зарождаются в медицинской организации, мы стараемся разрешать достаточно четко, быстро и корректно.

Вы сейчас находитесь в комнате психоэмоциональной разгрузки. Отдельная большая работа проводится в консультационно-диагностическом центре - КДЦ 15-ой больницы, потому что там достаточно большой поток пациентов, пациенты возрастные, со своими ожиданиями, претензиями и, в общем-то, правильными, на их взгляд, методиками и формами лечения. Наши сотрудники спокойно и четко объясняют, как правильно пройти им курс лечения. Не так давно мы усилили контакт-центр, и из контакт-центра с нашими девушками идет отдельная работа для того, чтобы они отвечали спокойно, ровно. Отдельно мы работаем с родственниками пациентов, потому что сама по себе ситуация нахождения в больнице тревожная, напряженная, и часть родственников чувствует себя некомфортно, когда не понимают, что происходит с их близкими. Поэтому отдельно мы работаем с родственниками пациентов. Все сотрудники, приходящие на работу в ГКБ 15, проходят полное тестирование и собеседование с психологом. Например, на этом слайде показана последняя психодиагностика девушки, которая пришла устраиваться на работу врачом-офтальмологом в приемное отделение.

Юлия Каленичина:

Валерий Иванович, Вашей больнице через год будет 40 лет. С чем Вы подходите к этому юбилею?

Валерий Вечорко:

Основное – это люди, это сотрудники, которые работают в больнице. Я там 3 года работаю, но есть люди, которые там работают практически всю жизнь, потому что у нас есть кафедры, у нас ординатура, и, как правило, не хотят уходить, они приходят, просят: «Возьмите меня». Мы уже поставили определенные требования, и они выполняют требования. Я хотел бы назвать таких людей, как Николай Леонардович Баяндин, сердечно-сосудистый хирург, это человек, который практически постоянно живет в больнице. Он постоянно находится в операционной, он оперирует тяжелейших больных. Буквально недавно была проведена конференция по инфекционному эндокардиту с участием врачей из Соединенных Штатов, Израиля. Они все выходцы из 15 больницы. И для меня была честь с ними познакомиться. Такие люди, как Сарибекян Альберт Сарибекович – это доктор наук, профессор, нейрохирург, который тоже за свою жизнь спас много людей. Это Кудинова Мария Александровна, Ирина Спартаковна Гришина – это люди, которые с первого дня больницы. И мне самое главное было приумножать, добавлять что-то хорошее, чтобы мы могли к 40-летию подойти гордо. Владимир Николаевич, дай Бог ему здоровья, закладывал эту больницу.

Оксана Михайлова:

Давайте посмотрим ролик про новое неврологическое отделение.

Врач: К грядущему сорокалетию со дня своего основания больница подходит со многими позитивными изменениями, и одно из них я бы хотела отметить. Мы находимся в отремонтированном отделении, вскоре нам предстоит открыть так называемый межокружной нефрологический центр в нашей больнице, что окажет несомненную пользу в оказании специализированной качественной медицинской помощи больным с заболеваниями почек, мочевыводящих путей, с почечной недостаточностью жителям трех округов: Юго-Аосточный округ, Восточный округ и Северо-Восточный округ. Они будут закреплены за нами. После капитального ремонта соответствующего отделения там будет открыт зал на 9 мест по проведению перитониального диализа. Это отделение будет непосредственно сопряжено с отделением реанимации с возможностью проведения экстракорпоральных методов детоксикации, и таким образом это будет законченный цикл, который будет готовить больных к амбулаторному этапу оказания помощи. Отделение амбулаторного гемодиализа у нас есть. К нам прикреплены пациенты, которые приезжают к нам каждый день в режиме, как правило, 3 раза в неделю. В 3 смены оно работает, но и также там мы выполняем гемодиализ пациентам, которые оказались в силу разных причин в стационаре. Им диализ выполняется в условиях нашего отделения, либо те, кто впервые вынужден получать заместительно-почечную терапию, также начинают ее здесь.

Врач отделения гемодиализа: Здравствуйте.

Врач: Здравствуйте, проходите. Покажете нам зал?

Врач отделения гемодиализа: Да.

Врач: Вот зал. Очень комфортабельные кресла, телевизоры. Пациенты получают в таких комфортных условиях процедуру. Сейчас он находится в стадии подготовки к следующей смене. Первая очередь уже закончилась утренняя, через полчаса (минут 40) начнется вторая и третья – это уже к вечеру. Между каждой сменой проводится полная обработка помещения и места диализа. К следующему пациенту аппараты заряжаются одноразовым расходным материалом.

Юлия Каленичина:

Валерий Иванович, пожелайте что-то нашим зрителям, нашим слушателям.

Валерий Вечорко:

Доктор может пожелать здоровья. Будет здоровье – все будет хорошо. Хотел бы пожелать всем нашим зрителям, слушателям добра, тепла семейного, хороших товарищей, друзей, чтобы они побольше окружали. Люди – это ведь главное, поэтому хороших людей рядышком. Ставить перед собой задачи, выполнять задачи, вдохновения, чтобы все везде у всех было хорошо.

Владимир Мудрак:

Я в свое время своим друзьям говорил: «Ребята, у вас есть больница, я главный врач, но не надо ко мне ходить». Вот с этим я и хочу пожелать: не ходите в больницу, лучше будьте здоровы. А вам от больницы вот такой подарок, но это не просто ручка, это хитрая ручка. Здесь есть флешка. Заполняйте ее всеми прелестями, которые вы услышали от больницы, и которые еще услышите.

Валерий Вечорко:

Владимир Николаевич вручил подарки, я тоже вручу необычный подарок. Я просто еще иногда пою, записываю диски. Вот это мой второй диск, который я недавно выпустил.

Оксана Михайлова:

Спасибо большое.

Валерий Вечорко:

В январе у нас выставка в 75-м павильоне «Ассамблея здоровья столицы».

Оксана Михайлова:

Ваша больница будет на ассамблее представлена?

Валерий Вечорко:

Наша больница будет представлена, можно будет более детально ознакомиться с больницей.

Юлия Каленичина:

Спасибо большое, что нашли время сегодня придти на нашу передачу.

Оксана Михайлова:

Спасибо. Дорогие зрители, всего доброго.