Ротовое дыхание с точки зрения ортодонта

Стоматология

Гюнай Рамазанова:

Я – доктор Гюнай Рамазанова. Это передача «ЛОР-заболевания с доктором Рамазановой». Я врач-отоларинголог клиники «МедикСити», кандидат медицинских наук. Кто знаком с моими трудами, знает, что защитила первую диссертацию в отоларингологии по поводу ротового дыхания. Я доказала, что в тандеме отоларинголог и ортодонт можно вылечить все проблемы аденоидов, в том числе и экссудативные средние отиты, можно уменьшить аденоиды в размерах, можно хронические аденоиды полностью убрать, работать с ротовым дыханием. Если у ребенка губы не сомкнутые, даже если он не вдыхает ртом, у него рот открыт, это уже меняет давление внутри носа и носоглотки, ротоглотки и мешает ЛОР-органам работать, горло, гортань, уши – все страдает при ротовом дыхании. В связи с этим сегодня назвала передачу «Ротовое дыхание с точки зрения ортодонта» и пригласила к нам великолепного лектора Амину Ганиеву, она работает в клинике Айвазовского, врач-стоматолог ортодонт, принимает детей и взрослых. Мы сегодня говорим о ротовом дыхании.

Амина Ганиева:

На своем приеме я ежедневно практически сталкиваюсь с такой проблемой, как открытый прикус и ротовое дыхание. К сожалению, не все родители, не все стоматологи, даже ортодонты обращают на это внимание и придают важность этому, потому что многим кажется, ну подумаешь, открыт рот у ребенка, или даже у взрослого человека, не придают этому большого значения. Многие ортодонты знают, что открытый рот является причиной неправильного прикуса, который называется открытый прикус или другое название вертикальная дизокклюзия.

Начнем сначала с признаков правильного прикуса, что мы подразумеваем под правильным ортодонтическим прикусом – это перекрытие во фронтальном отделе, когда перекрытие верхними зубами нижних на одну треть коронки, средняя линия совпадает между верхними и нижними зубами, в боковом отделе каждый зуб находится в своей ячейке. Нигде нет промежутков, нет щелей – это правильный ортогнатический прикус. К сожалению, не всем достается с рождения такой прикус, у кого-то обусловлен генетически неправильный прикус, о чем мы будем говорить сейчас, но каждый ортодонт в своем лечении стремится получить такое правильное перекрытие.

Гюнай Рамазанова:

Что такое прикус? Прикус появляется, когда у ребенка появляются зубы, до 2 лет.

Амина Ганиева:

Ребенок рождается с дистальным прикусом. Дистальный – это когда верхняя челюсть находится к переду по отношению к нижней. Так происходит, чтобы во время прохождения родовых путей не было травмы нижней челюсти. Для этого природой было задумано, что нижняя челюсть находится к сзади, чтобы ребенок свободно прошел родовые пути.

Гюнай Рамазанова:

Причина формирования неправильного прикуса?

Амина Ганиева:

Одна из главных причин неправильного прикуса – это генетически обусловлено. Это мезиальный прикус, когда нижняя челюсть больше, чем верхняя, и дистальный прикус – когда верхняя челюсть больше, чем нижняя. Но генетически обусловлено очень маленький процент, потому что причиной большой нижней челюсти являются вредные привычки.

Второе – это раннее удаление молочных зубов. Детские стоматологи, у меня на приеме очень много таких пациентов, считают, что не нужно лечить молочные зубы, мы лучше удалим, все равно скоро прорежется постоянный, поэтому удаляют молочные зубы, не полечив их. Что при этом происходит? Удалили молочную зуб, постоянный зуб, который находится позади него, смещается вперед, занимает положение этого следующего зуба, и поэтому происходит сужение, смещение и, как следствие, неправильный прикус, недоразвитие нижней либо верхней челюсти.

Следующая большая группа – это вредные привычки, на них остановимся подробнее. Вредные привычки формируют неправильный прикус. При открытом прикусе верхние зубы не смыкаются с нижними, есть большая щель между верхними и нижними зубами, и происходит деформация верхней челюсти. Какая причина этой патологии? Первое – сосание пальца, что многим родителям кажется достаточно милым, ну подумаешь, сосет палец, ничего в этом критичного нет. На самом деле, происходит деформация не только на уровне зубов, но и на уровне челюстей. У ребенка в случае сосания пальца появляется щель между верхними и нижними зубами, и происходит сужение.

Гюнай Рамазанова:

Я видела, когда справа сужение, потому что с одной стороны только сосала.

Амина Ганиева:

С одной стороны часто бывает сосание подушки или края одеяла. Очень часто бывает сосание, прикусывание карандаша. Щель между верхними и нижними зубами, это сагиттальная щель, промежуток, а со стороны зубов в боковом отделе сужение, потому что язык давит, происходит активное давление со стороны щек, происходит сужение в область бокового отдела, и деформация во всей челюсти. У детей и взрослых на приеме мы видим одну и ту же картину – это сужение верхней челюсти и расстояния между верхними и нижними зубами.

Когда есть вредная привычка: или сосание пальца, или пустышка – когда есть щель между верхними и нижними зубами, это прокладывание языка – следующая привычка, потому что есть щель между верхними и нижними зубами. Это проглатывание языка, которое вызывает открытый прикус.

Родителей я всегда спрашиваю на приеме как спит ребенок, как ребенок находится в течение дня, открыт у него рот или нет. Чаще всего родители говорят нет, у него губы сомкнуты, он дышит носом, но оказывается, что это не так. Что можно увидеть у этого ребенка? Открыт рот, челюсть запрокинута назад, ребенок не дышит носом, как следствие мы можем наблюдать все дополнительные признаки – это плохой сон, гипоксия головного мозга и многие другие признаки.

Такая привычка, как сосание пальца, сосание пустышки. Многие родители считают, что соска в 2-3 года – это норма. Это совсем не норма, даже некоторые ортодонты считают, что соска до 2 лет приемлема, после 2 лет можно начинать отучать. Это не так, потому что уже в 2-3 года, даже 2 года это поздно, нужно постараться год – максимум. Соска не дает правильного смыкания, не дает формироваться перекрытию нижней челюсти, потому что при этом нижняя челюсть уходит назад и не развивается. Так же, как и в течение дня, во сне очень важно следить как спит ребенок, спит он с открытым ртом, закрытым ртом, есть ли у него палец. Многие родители говорят, что он по-другому не может заснуть, его это успокаивает, но эту проблему надо решать, потому что в будущем мы видим, как это влияет и как это сказывается на лице. Потому что если говорить о взаимосвязи ротового дыхания и эстетических признаков, то очень часто мы видим, что у того ребенка, который дышит ртом, аденоидный тип лица. Когда ребенок дышит ртом, язык занимает нижнее положение, он давит на нижние зубы, нижнюю челюсть, под тяжестью языка начинает ротироваться по часовой стрелке, и все лицо развивается по часовой стрелке, у людей удлиненный тип лица. Поэтому когда ортодонты говорят, что давайте подождем, пока ребенок вырастет, или детские стоматологи, что давайте подождем до 12-13 лет, когда прорежутся все постоянные зубы – это поздно. Во взрослом возрасте мы можем работать только на уровне зубов, то есть мы можем выровнять зубы, можем сделать красивое перекрытие, но на лицо, на формирование лицевого скелета в 12-13 лет уже поздно влиять, может быть, небольшие результаты будут, но не настолько, как это было бы в 5-6-7-8 лет, поэтому очень важно начинать вовремя.

Гюнай Рамазанова:

Без изменений прикуса бывают проблемы с эстетикой лица? Например, больших травм не было, а смотришь, прикус вроде правильный.

Амина Ганиева:

Такое бывает, но если нет проблем с прикусом, если все хорошо, но действительно удлиненный тип лица, тогда можно предположить, что это генетически, досталась от папы или от мамы форма лица, потому что если у ребенка правильное перекрытие, это уже немножко другая тема, это инфантильное глотание, когда язык прокладываться между зубами, и если этих причин нет, то тогда можно говорить о генетике.

Гюнай Рамазанова:

Все-таки нарушения могут быть без изменения прикуса, то есть просто рот открыт из-за мягких тканей, прикус еще не изменен, все нормально с зубами, ортодонт говорит: «Идите отдыхайте». А проблема идет, потому что ребенка дышит ртом, они к ЛОРу не отправляют. Очень много пациентов приходят и от стоматологов, стоматологи как будто об этом не думают, не смотрят, они даже прикус не смотрят. Я сейчас смотрю, вроде бы нормальный прикус, потом это подтверждается, а рот открыт, значит аденоиды не такие уж большие, значит есть причина в мышцах, слабость ротовых мышц.

Амина Ганиева:

Да, это слабость круговой мышцы рта.

Гюнай Рамазанова:

Все равно удлиненное лицо, потому что как только губы смыкает, язык на место ставят – сразу уменьшается размер лица.

Амина Ганиева:

Даже если правильное перекрытие, зубы смыкаются правильно, но при этом у ребенка постоянно приоткрыт рот, язык все равно занимает неправильное положение, потому что если губы не сомкнуты в таком положении, то тогда у ребенка будет смешанный тип дыхания. Когда спрашиваешь у родителей на приеме как дышит ваш ребенок, они с уверенностью говорят, что только носом, но при этом я вижу по признакам, что губы сухие, мешки под глазами, и только отвлечется ребенок на приеме: посмотрите, родители, как дышит ваш ребенок, то тогда: «Ой, мы не замечали».

Гюнай Рамазанова:

Несмотря на то, что у тебя нос дышит, то есть это называется смешанное дыхание, если рот открывается – меняется давление внутри носоглотки, носа и рта. Этого достаточно, чтобы изменились все наши ЛОР-органы, потому что когда мы рот закрываем, определенное давление внутри рта, и это способствует проблемам среднего уха, потому что вентилируется среднее ухо, у нас трубы вентилируются только в том случае, когда ты рот закроешь и носом задышишь. Когда рот открывается – тут же меняется давление. Очень хорошую работу я читала про давление во рту, ортодонты писали об этом. И когда родители мне говорят, что не смотрите, что рот открыт, я смотрела, носом дышит. Я не спорю, носом дышит, это называется смешанное дыхание, то ртом, то носом, губы должны быть сомкнуты.

Амина Ганиева:

Очень важно, чтобы ребенок постоянно дышал носом, и поэтому когда мы начинаем лечение, функционально ребенку тяжело сразу перейти на носовое дыхание, потому что губы не сомкнуты, слабая круговая мышца рта, и поэтому ребенку сразу тяжело носить аппараты, и тогда мы сообщаем родителям, что первое время будет дышать смешанным типом дыхания, но все наши цели направлены на то, чтобы научить ребенка дышать только носом.

Гюнай Рамазанова:

Только при открытом прикусе ротовое дыхание или в дистальном прикусе тоже ртом дышат?

Амина Ганиева:

В дистальном прикусе тоже чаще всего ртом, при дистальном прикусе это не только ротовое дыхание, но и гиперактивная подбородочная мышца и нижняя губа, потому что дистальный прикус формируется за счет гиперактивного сосания нижней губы, поэтому тут немножко другая мышца. Если при ротовом дыхании основная мышца, которая работает, это язык, и активно работает, то при дистальном прикусе – это нижняя губа.

Гюнай Рамазанова:

Тогда расскажем про комплексный подход, как работают ЛОР и ортодонт с открытым прикусом.

Амина Ганиева:

Когда пациент приходит ко мне с открытым прикусом, с ротовым дыханием, в первую очередь я всегда направляю к ЛОР-врачу, так как у меня есть только несколько специалистов, с кем я сотрудничаю, один из специалистов это Вы, кому я доверяю, потому что пациент придет с точным диагнозом, а не так, как чаще всего приходят из поликлиники: «Вчера были в поликлинике, мне сказали, что ребенок дышит, все хорошо, аденоидов нет». Но при этом аденоидный тип лица, ротовое дыхание, сухие губы и все признаки налицо.

Гюнай Рамазанова:

Кстати, аллергический ринит сейчас бушует, 80% детей с аллергическим ринитом сейчас появляются, потому что поменялась погода. Та же самая история – нос полностью заблокирован.

Амина Ганиева:

Нос предназначен для очищения, согревания. Если этого нет, то вся пыль с улицы, если это не зима, а весна или лето, все аллергены попадают в рот, у ребенка, как результат, проблемы с аденоидами.

Гюнай Рамазанова:

Итак, Вы отправляете к ЛОРу.

Амина Ганиева:

Заключение ЛОРа. Если требуется лечение со стороны ЛОР-специалиста, или это аденоиды, или еще какие-то проблемы, то сначала выполняется эта часть, потом уже направляется ко мне, чтобы я назначила свое ортодонтическое лечение и сомкнула губы с помощью упражнений и аппарата. Сначала первая часть – ЛОР, вторая часть – моя, чтобы помочь ребенку сомкнуть губы, помочь ребенку задышать носом. Почему это важно? Потому что ко мне очень много детей приходят, которые когда-то были у ЛОР-врача или удалили аденоиды, и взрослые пациенты, уже открытый прикус, губы не смыкаются вообще, удалено все, что можно было в детстве, но рот не сомкнулся, прикус такой же и остался, почему? Потому что на тот момент не было отработана функциональная коррекция, потому что если рот не сомкнулся, то лечение все было сделано зря. Когда приходит на прием взрослый, 40-50 лет, я отправляю к ЛОРу, и мне говорят, что уже все удалено, нечем помочь.

Гюнай Рамазанова:

В научной литературе по отоларингологии черным по белому написано, что 73% детей не закрывают рот после аденотомии, то есть просто огромное количество детей мы оперируем зря. Это ужасно, а когда приходят от ортодонта с одним только направлением, что удалять аденоиды — это тоже неправильно, поэтому я перед ортодонтами выступаю, рассказываю о том, что операция – это не выход, надо с этими детьми заниматься несмотря ни на что. Конечно, к операции есть определенные показания, и поэтому очень важно работать вместе, в тандеме, мы же можем пропустить. Все ЛОРы не знают о функциональных нарушениях, о прикусах, как растёт ребенок. Мы знаем только одно – удалять аденоиды.

Амина Ганиева:

И как многие ЛОР-специалисты не сотрудничают с ортодонтами, так и многие ортодонты не сотрудничают с ЛОР-врачами. Нужно, чтобы была обратная связь ЛОР-специалиста с ортодонтом, чтобы не упустить этого ребенка.

Гюнай Рамазанова:

Отлично сказали про «не упустить». Пациенты, которые приходят от ортодонта, говорят: «Мы были у ортодонта, нас отправили». А ко мне приходят дети с аденоидами с 2 до 5-6 – это просто бушуют аденоиды, нос не дышит. Этих детей вчера отпустил ортодонт, сказали: «Приходите, когда шестерки будут». Сегодня на приеме был семилетний ребенок, у кого только передние 2 зуба поменялись, когда у него еще ожидается шестерка?

Амина Ганиева:

У кого-то поздняя смена, но в 7 лет уже формируется лицевой скелет, и важно это делать в таком возрасте .

Гюнай Рамазанова:

На самом деле, этих детей никто не смотрел, и в государственных клиниках нет ортодонтии как таковой, просто осмотра. Стоматолог есть в плане осмотра, но никто не обращает внимание на прикус. Ротовое дыхание как проблема не воспринимается ни педиатрами, ни семейными врачами.

Амина Ганиева:

На это мало кто обращает внимание, и специалисты, и самое главное – родители, потому что родителям кажется: ну подумаешь, палец сосет, сосет соску в 3 года. Каждый раз, когда на детской площадке я вижу 3-4-летнего ребенка с соской, у меня просто сердце кровью обливается, потому что я знаю, что будет через несколько лет. У меня была девочка-ассистентка, только-только начинающая, не совсем грамотный еще специалист, только начинающая студентка. Ее ребенку на тот момент было 3 года, она говорит: «Он у меня соску сосет». Так нельзя! Открытый прикус.

Гюнай Рамазанова:

А в каком возрасте обращать внимание на открытый рот?

Амина Ганиева:

В 2 года, когда не должно быть соски, уже прорезались практически все молочные зубы, и когда уже более-менее начинает формироваться весь лицевой скелет и нижняя челюсть должна выдвигаться вперед, в этом возрасте важно наблюдать за ребенком и родителям, и педиатрам. Если есть какие-то вопросы или жалобы, то нужно обратиться. Но мало кто в 2 года приходит на прием, чаще это 3-4 года, когда уже видят, что зубы молочные прорезались неправильно, больше всего беспокоит неровное положение зубов.

Гюнай Рамазанова:

Скученность уже бывает в 2 года?

Амина Ганиева:

В 2 года вряд ли, чаще всего это в 4 года, когда более тесное положение, когда если есть сужение верхней челюсти, то подвергает сужению нижнюю челюсть.

Гюнай Рамазанова:

Сосание бутылки, грудное вскармливание.

Амина Ганиева:

Если мы говорим про вскармливание, то это грудное вскармливание, но сейчас есть рекомендации ВОЗ, что грудное вскармливание в 3 года, но я этого не придерживаюсь, я считаю, что до 2 лет.

Гюнай Рамазанова:

Меня больше интересуют бутылочки.

Амина Ганиева:

Если это искусственное вскармливание, то обязательно за этим надо наблюдать, потому что при искусством вскармливании не происходит правильного формирования нижней челюсти, не работают правильно мышцы.

Гюнай Рамазанова:

Обязательно будут проблемы?

Амина Ганиева:

Чаще всего, если дополнительно есть какие-то факторы. Если про питание мы говорим в 2 года, то это мягкое питание. Если мы говорим о взаимосвязи питания и формирования прикуса, то если ребенок употребляет больше мягкой пищи, если он больше ест пюрешки или что-то из блендера, или только котлеты, а не любит куски мяса, если ребенку в 2-3 года дают не морковку грызть, а натирают пюре, то не происходит нагрузка всего мышечного и лицевого скелета, и тогда уже могут наблюдаться такие проблемы.

Гюнай Рамазанова:

Я читала, что до 6 месяцев точно надо стараться кормить грудью, а дальше – соска. А есть бутылки, соски ортодонтические?

Амина Ганиева:

Если выбирать соску, то нужна ортодонтическая. Ортодонтическая соска имеет скошенный край, чтобы язык занимал хотя бы более-менее свое положение, чтобы соска не забирала место языка.

Очень важно вовремя забрать соску у ребенка. Многие родители сталкиваются с этой проблемой и не могут этого сделать вовремя, ребенок плачет – как я отниму соску? Но это нужно сделать любым способом: или подарить мишке, или выбросить, или отрезать край соски, как я когда-то делала со своим старшим ребенком, и потихонечку мы от этого отвыкли. Если не получается это сделать, то есть парадонтические пластинки в виде соски, для того чтобы был более плавный переход от соски к чему-то другому, чтобы дать ребенку что-то другое, что не будет забирать место у языка и не будет мешать ребенку. Даже в 2 года – это поздно, поэтому хотя бы в год-полтора надо начинать. Если искусственное вскармливание, то важно вовремя хотя бы остановить искусственное, переходить больше кушать ложечкой.

Гюнай Рамазанова:

Способы лечения открытого прикуса.

Амина Ганиева:

Сначала направляю к ЛОР-специалисту, если эта проблема устранена, то дальше пациент возвращается ко мне, и мы начинаем работать со съемными аппаратами. Это аппараты-трейнеры, на которых я работаю, ношение час днем и на ночь, и обязательно совмещать с упражнениями. Упражнения нужны для того, чтобы натренировать круговую мышцу рта, чтобы у ребенка всегда губы были сомкнуты, чтобы ребенок удерживал аппарат во рту, чтобы он не выпадал. Первое время трейнер выпадает, потому что круговая мышца рта слабая, не получается удерживать, но это дело времени, если выполнять упражнения, и обязательно делать упражнения с lip-трейнером. Lip-трейнер – это аппарат, на котором параллельно делаются упражнения с трейнером для того, чтобы тренировать и делать каждый день гимнастику. Если родители говорят, что мы не готовы, нас все устраивает, мы хотим позже, то тогда я объясняю родителям, что потом зубы сомкнутся – это трейнеры, либо этой элайнеры, либо другие способы, но формировать лицевой скелет мы уже не сможем.

Если ребенок сосет палец, то он забирает место у языка, язык смещается вниз, занимает нижнее положение, давит на нижние зубы, и челюсть ротируется. При этом происходит сужение верхней челюсти, челюсть не развивается, и как результат ротовое дыхание, то есть челюсть не развивается в ширину и вперед. Происходит недоразвитие средней трети лица, со стороны зубов щель между верхними и нижними зубами, потому что там был палец.

Проводилось исследование: как только убрали палец изо рта, буквально через 2 недели зубы сомкнулись самопроизвольно, потому что была устранена причина, поэтому важно следить за этой вредной привычкой. Сосание пальца, сосание щек, очень часто в боковом отделе – происходит дизокклюзия, то есть разобщение, и даже взрослые пациенты, подростки прикусывают щеку. Для кого-то это как игра, для кого-то успокоение, при этом мы видим в полости рта на слизистой следы от зубов. Прикусывание щек немножко сложно увидеть.

Гюнай Рамазанова:

Некоторые губу сосут.

Амина Ганиева:

Если подсасывают губу, формируется дистальный прикус, поэтому очень важно следить за пальцем, соской-пустышкой, если она есть, вовремя ее убрать, в школе это прикусывание карандашей и ручек.

Гюнай Рамазанова:

К Вам двухлетние приходят?

Амина Ганиева:

Чаще бывает, что старший ребенок лечится у меня, мама просит посмотреть младшего.

Гюнай Рамазанова:

Со скольки лет Вы начинаете лечить? Вы же и брекетами занимаетесь, поэтому я хочу четко по времени узнать, чем Вы лечите.

Амина Ганиева:

Самый маленький пациент, который у меня был на миофункциональной коррекции, это девочка, 3 года. Дети в 3 года разные: кто-то очень хорошо идет на контакт, очень контактные дети, они понимают что им нужно, когда носить аппарат, это в виде игры. Кто-то в 3 года совсем не контактный, им сложно.

Гюнай Рамазанова:

А у меня сейчас лечатся двое детей, 2-летний и 2,3 года. Это мотивация родителей, просто этим детям категорически противопоказана операция. Шикарная мама, которая реально занимается, и двухлетний ребенок носит трейнер. И нос лечим с этим.

Амина Ганиева:

В этом лечении очень важна кооперация родителей, потому что часто дети устают: «Я устал носить трейнер». Лечение не на неделю, это лечение полгода-год, иногда на 1,5 года, поэтому тут важна поддержка, мотивация родителей, потому что ребенку в 7-8 лет трудно объяснить, что тебе нужно сейчас поносить трейнер, чтобы в будущем ты был красивый. На девочках это еще срабатывает, потому что когда показываешь девочке фотографии моделей с не очень симпатичным лицом, это помогает.

На фотографии девочка, у которой был открыт рот, губы не сомкнуты, слабая круговая мышца, то есть несостоятельность круговой мышцы рта. При этом вытянутое лицо, потому что лечение было поздно начато.

Лечением миофункциональным я занимаюсь до 11, до 12 лет, именно ношение аппарата с упражнениями. В 3-4 годах дети приходят ко мне, начинают носить трейнеры, аппараты, выполнять упражнения, сменный прикус с 6 до 12. В этом возрасте важно, чтобы были промежутки между зубами для того, чтобы в дальнейшем были места для постоянных зубов. Почему скученность появляется? Почему родители в 7 лет бегут к ортодонту? Потому что молочные зубы выпали, прорезались постоянные, родителям не нравится, что один зуб немножко неровный, а то, что при этом зубы не смыкаются вообще или сагитальная щель, не обращают внимания. Поэтому возраст лечения, который наблюдается, 3-4 года, смотря какой ребенок, до 12 лет миофункционально. Но в этом возрасте мы используем трейнер с lip-трейнером, упражнения ежедневные. После 8-9 лет параллельно с трейнером расширяющие пластинки, потому что в открытом прикусе часто происходит сужение верхней челюсти.

Гюнай Рамазанова:

То есть готическое небо. Вы расширяете это небо пластинами?

Амина Ганиева:

Пластинки параллельно с трейнером, пластинки для расширения.

Гюнай Рамазанова:

То есть ребенок спит с трейнером?

Амина Ганиева:

Да.

Гюнай Рамазанова:

И днем носит?

Амина Ганиева:

Да, или выполняет упражнения с lip-трейнером, зависит от ситуации, смотря насколько сильное сужение. Либо это расширяющая пластинка, расширяющая дуга, то есть она фиксируется на кольца, кольца на шестые зубы, на моляры. Дуга расширяющая, проторгирующая, для того чтобы расширить верхнюю челюсть, и параллельно с трейнером.

Гюнай Рамазанова:

Когда шестерки в норме должны меняться?

Амина Ганиева:

В 7-8 лет. Не меняться, прорезаться, так как их не было.

Гюнай Рамазанова:

Получается, что до 7 лет эти дети как раз и пропадают, которые без трейнера, то есть их лечить нечем. В Москве много ортодонтов не занимаются трейнерами.

Амина Ганиева:

Потому что те аппараты, которые есть, обычные расширяющие пластинки, можно использовать на молочных зубах, они используются, но почему я не использую и не люблю эти аппараты? Потому что дети их очень часто теряют.

Гюнай Рамазанова:

Носить нужно 24 часа?

Амина Ганиева:

Носить нужно постоянно, и я своему ребенку использовать это не буду, я знаю, что это дискомфорт, это дикция, и так как сейчас наши дети ходят в бассейн, английский, тренировки, носить в бассейне пластинку или на английском сложно.

Гюнай Рамазанова:

Почему-то они часто их ломают.

Амина Ганиева:

И ломают, и теряют, поэтому когда уже третий раз потеряли или сломали пластинку, родители говорят: «Вырастешь – мы тебе поставим брекеты, с меня достаточно, я устал платить за пластинку».

Гюнай Рамазанова:

Получается, с 7 лет ребенок с пластиной, но можно комбинированное лечение проводить, ночью может носить трейнер, чтобы язык поставить на место.

Амина Ганиева:

Обязательно выполнение упражнений. Дальше, в 8 или 9 лет, когда уже больше смена произошла, больше постоянных зубов, то комбинированное лечение – это взрослый ребенок, 10-12 лет: трейнер плюс брекеты, чтобы еще больше сделать красивые зубы, красивую улыбку.

Гюнай Рамазанова:

То есть на брекеты надевать трейнеры.

Амина Ганиева:

Есть аппараты, но они используются в более старшем возрасте.

Гюнай Рамазанова:

Они спят с этим или днем только?

Амина Ганиева:

На ночь тоже.

Гюнай Рамазанова:

Днем тоже надо носить?

Амина Ганиева:

Да. Если мы говорим про аппарат, возраст 10-12 лет, то трейнер, и так как это длительное лечение на 1,5 года, то первый трейнер мягкий, мягкий силикон для того, чтобы научить язык быть в правильном положении, чтобы губы всегда были сомкнуты. Второй аппарат более жесткий, каркасный, направлен на активное расширение и активное выравнивание зубов, потому что у родителей основная цель лечения – это ровные зубы. Но я всегда родителям объясняю на консультации, что моя цель основная цель лечения – это не ровные зубы, основная цель лечения – это сомкнуть рот.

Гюнай Рамазанова:

Насколько реально расширять готическое небо?

Амина Ганиева:

Зависит от того, насколько сильно сужено, насколько хорошо носит трейнер ребенок, и обязательно от выполнения упражнений, потому что язык в норме должен быть наверху, позади верхних резцов, когда ребенок выполняет упражнения и всегда глотает правильно, значит, мы не видим язык, губы все расслаблены, нет напряжения подбородочной мышцы, то тогда результаты будут лучше.

Гюнай Рамазанова:

Я слышала про дуги, которые расширяются винтиками.

Амина Ганиева:

Да, с 7-8 лет. Есть дуга, которая комбинируется с трейнером, это дуга Криса Фарелла, создателя этих аппаратов. Кольца фиксируются на шестерке, дуга идет по всем зубам, она активно расширяет в боковом отделе, и это отлично работает.

Гюнай Рамазанова:

Спускает готическое небо. Меня, как ЛОР-врача, интересует готическое небо, потому что это дно носа. Сейчас есть такие работы, что перегородка искривляется, растет на этой узкой дуге. Если спустим дно носа, то перегородка может выпрямиться, поэтому это очень важно для нас, чтобы расширять и спускать дно носа. Насколько долго, 2 года или больше?

Амина Ганиева:

Так долго нет, год-полтора.

Гюнай Рамазанова:

То есть реально расширяется между молярами.

Амина Ганиева:

В боковом отделе.

Гюнай Рамазанова:

Это очень важно, потому что это наша граница, именно ЛОРа и ортодонтии, верхнее небо, готическое небо, и меня очень интересует насколько есть результаты расширения с ортодонтией.

Амина Ганиева:

Это важная комбинированная работа, потому что отделяет не так далеко соседняя область.

Гюнай Рамазанова:

Стабильность результатов лечения с открытым прикусом от чего зависит?

Амина Ганиева:

Если пациент пролечился на брекет-системе с открытым прикусом, но при этом у него язык не занял правильное положение, при этом не сомкнуты губы, язык не заставили подняться наверх, не заставили рот сомкнуться, то будет рецидив, потому что язык – это сильная мышца, развивает 500 грамм на квадратный сантиметр, и если не поднять его, не заставить быть в правильном положении, потому что в день мы совершаем несколько тысяч глотательных движений, если не получится это сделать, то тогда опять будет рецидив.

Гюнай Рамазанова:

Родителям что Вы можете подсказать?

Амина Ганиева:

Если мы говорим о рекомендациях родителям, то в первую очередь нет соскам после года, после 1,5 лет от сосок нужно избавляться. Это важно, даже если не получается мягко забрать у ребенка соску, то тогда есть для этого аппараты, есть вестибулярные пластинки, чтобы дать ребенку что-то другое взамен.

Второе – обязательно следить за пальцами, обязательно следить за вредными привычками, такими как сосание пальца, сосание нижней губы, сосание одеяла или подушки, потому что если ребенок сосет палец, то нужно с этим работать, и если это неврологическая проблема, ребенка беспокоит что-то, это его успокаивает, то консультация невролога, психолога, потому что ребенок так снимает стресс, нужно обязательно работать в комплексе.

По поводу питания: очень важно дать ребенку жевать жесткую пищу, потому что если ребенок привык есть только мягкую пищу, только бананы, пюрешки и в блендере брокколи, ребенок не привык жевать, жевательная мускулатура не развивается, губы не привыкли работать, язык не привык перемалывать пищу, поэтому вялый язык. Поэтому когда зубы уже прорезались, когда зубы уже есть в полости рта, давать жесткую пищу, чтобы они работали, нагружались, чтобы работала жевательная мускулатура.

Гюнай Рамазанова:

Логопедия тоже страдает.

Амина Ганиева:

Это однозначно, потому что при ротовом дыхании, при открытом прикусе о звуках говорить не приходится. По поводу воды: важно обязательно давать воду ребенку, то есть контролировать питьевой режим, это тоже важно, потому что сейчас дети мало пьют, и когда спрашиваешь на приеме у взрослого ребенка, когда видишь сухой язык или сухие губы, то многие взрослые пьют мало воды. Если вы наблюдаете какие-то отклонения, если вы видите, что у ребенка не так смыкаются зубы, потому что не все родители это видят, и кажется, что подумаешь, нижняя челюсть немножко выпирает вперед, или в перекрытие, то есть мезиальный прикус, либо дистальный прикус, не обращают на это внимания.

Гюнай Рамазанова:

Давайте скажем родителям в каком возрасте надо записаться к ортодонту.

Амина Ганиева:

Если вам кажется, что все более-менее хорошо, то хотя бы в 3-4 года обязательно, потому что когда многие говорят, что приходите, когда прорежутся все постоянные зубы – это поздно. Часто на приеме я вижу в 4 года в боковом отделе перекрестный прикус, при этом происходит асимметрия, недоразвитие верхней челюсти с одной стороны, это влияет не только на смыкание, на пережевывание пищи, как результат – это влияет на желудок, формирование лицевого скелета, асимметрия обязательно. А потом такие дети уже во взрослом возрасте делают операции, потому что смещение нижней челюсти мало кому нравится.

Гюнай Рамазанова:

Может потом голова болеть, суставы страдать, верхний и нижний челюстной сустав.

Амина Ганиева:

По поводу питания мы уже сказали, и нужно следить за своими детьми, за всеми вредными привычками.

Гюнай Рамазанова:

Ротовое выдыхание – это патология, или там проблемы с аденоидами, или там проблемы с мышцами, или там проблемы с прикусом, поэтому однозначно надо лечиться у тех врачей, которые об этом знают, вам не скажут, что до 7 лет идите отдыхайте, когда шестерки выйдут, потому что они не владеют новыми методами лечения.

Амина Ганиева:

Не обращают внимания, не считают это патологией.

Гюнай Рамазанова:

Это очень вредно. Если ваш педиатр не обращает внимания на ротовое дыхание, по-моему, надо оттуда уйти.

Амина Ганиева:

Для любого специалиста очень важно, потому что ортодонты этого не видят, говорят, что все хорошо, хотя на самом деле видно, что совсем не все хорошо.

Гюнай Рамазанова:

Эндоскопию не делают даже в Москве. И дети, бедные, пропадают, они просто упущенные. Родители говорят: «Почему мы об этом не знали?»

Амина Ганиева:

Если вы все-таки дошли со своим ребенком к ЛОР-специалисту или провели лечение, устранили причину, аденоиды, обратитесь к ортодонту, который занимается этим, для того чтобы ребенку помогли сомкнуть губы с упражнениями, с трейнером, помогли ребенку поднять язык в правильное положение.

Гюнай Рамазанова:

Спасибо большое. До свидания.