Авторская стоматологическая клиника

Организация здравоохранения

 

Дмитрий Ахтуба:

Здраствуйте, друзья, с вами «Мединвестклуб» с доктором Ахтуба и Натальей Анисимовой. Давно мы с тобой не говорили на тему авторских стоматологических клиник в России и за рубежом.

Наталья Анисимова:

Это так, потому как очень много клиник у нас построено по принципу сетей, а в сети теряется авторский подход, индивидуальный. Поэтому мы сегодня с большим удовольствием к нашему диалогу пригласим Максима Копылова. Максим является самым ярким примером того, какой может быть авторская клиника в России. Расскажи о себе.

Максим Копылов:

У меня в медицине корень по маминой линии, моя прабабушка была врачом-дерматовенерологом, но в годы войны возглавляла самый крупный эвакуационный госпиталь за Уралом, была одной из основательниц новосибирского медицинского университета, ее дочь, моя бабушка, была 25 лет главным офтальмологом-травматологом Новосибирской области. Медициной я был пропитан с детства, но как многие мальчики хотел быть хирургом, пойти в большую медицину. Моя тетя с ее мужем были стоматологами и в последний момент просто меня уговорили не идти на лечебный факультет, а пойти на стоматологический под предлогом того, что там тоже можно быть хирургом, но при этом более интересно, хирургия полости рта, челюстно-лицевая хирургия.

Дмитрий Ахтуба:

Был аргумент, что там денег больше?

Максим Копылов:

Нет, тогда не было вообще, была речь о том, что профессия более прикладная, но на самом деле они очень грубо сказали: «Что ты, будешь в животах копаться? На лице как-то интереснее». Я пошел в стоматологию и ни разу не пожалел об этом. Закончил Самарский медицинский университет, на третьем курсе пошел в отделение челюстно-лицевой хирургии, ходил сначала волонтером на ночные дежурства, потом нас начали выгонять, пришлось устроиться санитаром в экстренные дни, и 3, 4, 5-й курс мы занимался этим, потому что понимал, что другого шанса, волосатой руки, которая приведет к профессии, нет. Закончил клиническую интернатуру, тогда можно было получить сертификат хирурга-стоматолога или ЧЛХ, просто закончив интернатуру, но как раз когда я закончил, поменяли эту историю.

Наталья Анисимова:

Но у тебя сохраняется еще возможность осуществления операции ЧЛХ?

Максим Копылов:

Нет, я хирург-стоматолог. На тот момент я понял, что государственное образование мне больше не нужно, пошел совершенствоваться по другой дороге, познакомился с Европейской академией эстетической стоматологии, увидел свое развитие именно там, мне показалось это очень интересным, интересная академия, в рамках которой открывались интересные возможности, единственное место, где не разводили отдельно хирургов, ортопедов, терапевтов, ортодонтов, мы все вместе. Если мы говорим об эстетической медицине, эстетической стоматологии, то мы должны все вместе понимать, что происходит.

На определенном этапе я понял, что есть два вектора развития – это либо своя клиника и развиваться в этом направлении, но нужно быть менеджером, управленцем, нужно иметь другие компетенции, которых на тот момент у меня не было и не хотелось их развивать, поэтому я понял, что самый лучший способ – это развивать себя как профессионала и совершенствоваться в этом направлении, и тогда ты можешь работать в лучших клиниках. До определенного момента, развиваясь как профессионал, я познакомился в 2007 году с профессором Ярославом Заблоцким в Украине, во Львове тогда он начал продавать франчайзинг своей клиники, которую построил в 1998 году, и клиника тогда была признана лучшей клиникой Европы. И на момент 2007 года она была актуальна на 100 процентов, то есть очень классная, я понял, что если делать клинику, то надо делать либо такую, либо никакую другую.

Наталья Анисимова:

А как же Москва нарисовалась?

Максим Копылов:

В Москву я переехал в 2010 году, когда понял, что как специалист я дорос до определенного потолка в Самаре и надо было либо строить свою клинику, что мне вообще не хотелось делать, и в Москве я мог развиваться более активно.

Дмитрий Ахтуба:

Ты взял франшизу?

Максим Копылов:

Мы подписали с ним договор в 2013 году о намерениях открыть клинику по франчайзингу в Москве, но когда посчитали весь этот проект, я понял, что один не потяну, а у него была принципиальное условие, чтобы я был один, достаточно дорогостоящий проект, и он отказал в результате во франшизе. Потом случился 2014 год, с Украиной мы разошлись, и мы с партнером Олегом Десятерюком решили вместе открыть, разделив риски, клинику «Alba Apex», достаточно успешный проект, клиника работает до сих пор достаточно успешно, но 3 года назад приняли решение, что нам надо расходиться и двигаться своими дорогами. С 2007 года эта клиника зрела в голове, зрели понимания, как она должна выглядеть, процессы, потому что клиника – это не только стены, это все, что внутри, подход, внутренние процессы, команда, технологии, это все вместе. И я понимал, что такой возможности построить маленькую, потом развиваться, уже нет. Нашей клинике «Max Treat» на этой неделе исполняется два года, готовили 2,5 года этот проект.

Дмитрий Ахтуба:

Что была подготовкой?

Максим Копылов:

Подбор помещения, мы достаточно долго искали, чтобы все соответствовало нормам, требованиям, нашим желаниям. У нас небольшая клиника, 235 метров, 4 кресла и операционная. Например, по франчайзинговому проекту Заблоцкого с таким оснащением клиника должна была иметь 500 метров, если 5 кресел, на каждое кресло по 100 метров должно приходиться общей площади, у него были такие интересные требования. Мы посчитали, сколько это стоит в Киеве и сколько стоит в Москве – совсем разные вещи, хотя по его франчайзингу сейчас работает успешно клиника в Софии, есть клиника в Штатах, была клиника в Одессе, это все авторские проекты.

Наталья Анисимова:

За чем будущее – за сетью стоматологических клиник или за авторскими, найдем ли мы столько авторов?

Максим Копылов:

Я думаю, что будущее есть и там, и там, нужны и те, и другие проекты. Ты права, найдем ли мы столько авторов и хватит ли возможности принять всех пациентов и помочь всем, потому что это ограниченное количество врачей, времени.

Дмитрий Ахтуба:

Что нужно, чтобы создать авторскую клинику, достаточно ли компетенции стоматолога или все-таки нужна харизма, навыки управления людьми, финансовые знания?

Максим Копылов:

Если взять опыт наших западных коллег, у меня дружеские отношения с доктором из Вены, у него клиника в Вене, мы достаточно давно общаемся, мне очень интересно стало, как у них это происходит. В Вене построено социалистическое государство, там вообще запрет на сетевые клиники, поддерживается частная авторская клиника, то есть это один стоматолог, для него все сделано. Он выпускается, год постажировался в какой-то клинике, и такие крупные компании, как Генри Шайн, например, на тебя выходят, предлагают тебе сделать проект клиники, при этом они же являются поручителями в банке, то есть берется кредит, они строят проект, продают тебе оборудование, контракт на то, что поставляют материалы, и ты работаешь, то есть невыгодно, во-первых, работать по найму, во-вторых, законно невозможно. Есть крупные клиники, госпитали, но если я, как частный стоматолог, построил клинику и решил себе взять кого-то по найму – не имею право, то есть я могу взять ассистента, гигиениста, вот такого доктора на год как стажировку, но так, что я хирург, а он у меня будет работать ортопедом, нельзя. И эта система работает, причем территориально ты не может открыть больше какого-то количество клиник, должно быть, например, две и все, ассоциация за этим жестко следит.

Дмитрий Ахтуба:

Везде на Западе жесткие ассоциации, заменяют Роспотребнадзор и лицензионные комитеты.

Максим Копылов:

Ассоциация может отозвать у тебя сертификат, ассоциация можно сказать, что ты позоришь нас, и мы тебе не разрешаем. У нас немножечко другой путь, я понимаю, если в Европе специализированных хирургов-ортопедов 10-15 процентов, все остальные это стоматологи общего профиля, то у нас наоборот, стоматологов общего профиля 10-15 процентов, может быть, я ошибаюсь в цифрах, но расклад такой, что у нас 80 процентов – это узкие специалисты: терапевты, ортопеды, хирурги. Поэтому чтобы им работать вместе, нужна какая-то организация.

Наталья Анисимова:

General рractice – это полномочная история или просто желание унифицировать нашу профессию, потому что узконаправленный специалист достаточно глубоко изучает свой вопрос и качественно оказывает помощь, а общая практика?

Максим Копылов:

Я всегда думал, что общая практика – это не совсем верно, и в моем окружении я не видел успешных стоматологов общей практики, пока не познакомился с Европейской академией эстетической стоматологии, там они в основном все general practice.

Наталья Анисимова:

У меня общая практика, еще дополнительно есть сертификат ортопеда и терапевта. И с общей практикой мне очень нравится выстраивать, когда ты понимаешь, что нужно, как нужно, но без знания ортопедов или терапевтов ты это не сможет сделать. Поэтому мы лелеем мечту, что когда-нибудь мы сможем лицензировать врачей, в рамках его лицензии добавлять ему те или иные знания и умения, для того чтобы он был GP, в полной мере пользуясь этим названием.

В отношении молодых специалистов, ты сказал, что есть компания, которая их выискивает, берет на себя поручительство, кредит. У нас была мечта с Дмитрием Николаевичем – найти таких же молодых специалистов, потому что у нас есть связи в банках, и мы можем брать для них кредиты. И на сегодняшний момент наша мечта и наша концепция как раз состоит в том, чтобы молодым специалистам давать возможность создавать свои маленькие авторские клиники, для того чтобы они работали и не думали о хозяйстве, менеджменте и управлении, бухгалтерии, а занимались только тем, что любили свое дело, получали удовольствие и в дальнейшем развивали себя. Как ты смотришь на такую систему, где искать молодых специалистов, где бы нам найти Максима Копылова лет 7 назад?

Максим Копылов:

Мы сейчас в рамках своей клиники, учебного центра «Max Treat» запустили проект «Max Treat Junior club». Сейчас социальные сети, это все достаточно просто сделать. Мы пригласили ординаторов второго года, чтобы заинтересованные обращались к нам, регистрировались, сделали для них несколько онлайн-занятий, просто лекций, потом встретились пару раз офлайн, там был конкурс, мы таким образом искали себе сотрудника, но на последнем этапе осталось около 30 человек, они очень заряженные, мотивированные, и я понял, что есть молодые ребята.

Дмитрий Ахтуба:

Перспектива создания такой управляющей компании для перспективных молодых специалистов и создание из них руководителей авторских клиник?

Максим Копылов:

Мне кажется, интересно, потому что у нас есть недостаток знаний, которые нам не дают в университете. Я не договорил по поводу своего австрийского друга, у них их учили маркетингу, основам по построению клиники, то есть каким-то навыкам, которые им пригодятся, таких знаний у нас нет, как быть предпринимателем. Поэтому если это будет компания, которая возьмет на себя эти обязанности, отношения с законом, стандарты, я думаю, это очень перспективно, почему бы нет.

Дмитрий Ахтуба:

Мы хотим создать что-то вроде фонда стоматологов, логика наша следующая – инвестиции люди должны делать в те области, в которых они разбираются, и кто лучше стоматологов разбирается, как должна работать клиника. Тебе было бы интересно инвестировать, например, мы с Натальей нашли молодого специалиста и хотим сделать для него клинику, ты вошел бы в такое акционерное общество?

Максим Копылов:

Мне кажется, это интересно, просто надо понять, как там будет все устроено.

Дмитрий Ахтуба:

Нас 10 человек, которые заинтересованы в том, чтобы у конкретного специалиста получилась авторская клиника, и мы его на первом этапе опекаем, складываемся и получаем пассивный доход в некотором смысле, а доктор получает сразу клинику, правильно работающую, получает 10 человек коучей, по сути.

Максим Копылов:

Надо подумать. Это будет хорошей помощью для таких докторов.

Дмитрий Ахтуба:

Чтобы они не перегорели, не сломались, потому что не секрет, если человек, у которого руки, голова, все есть как у специалиста, но он попадает в неправильную структуру, где говорят: «Лечи как попало, материалы бери какие есть, ставь необоснованные диагнозы, чтобы было больше денег», – они же испортят такого специалиста.

Максим Копылов:

Наша задача как старших товарищей направить, дать какие-то стандарты, где надо, соломки подстелить, может быть, даже и не деньги здесь самое главное, а именно инвестиции знаниями.

Дмитрий Ахтуба:

Согласен, и деньги тоже важны для инвесторов, потому что мы живем в материальном мире.

Наталья Анисимова:

Просто когда мы работаем с инвесторами, они заинтересованы только в том, чтобы прибыль вернуть в определенный срок, чтобы получить эту прибыль в том объеме, в котором они планировали, их совершенно не интересуют медицинские вопросы, это так есть.

Максим Копылов:

Медицина и бизнес – это абсолютно противоречащие друг другу вещи.

Наталья Анисимова:

Поэтому мы хотим создать такое сообщество, в котором инвесторами являются сами врачи, потому что накопилось полмиллиона, ты выкладываешь на счет и очень радуешься, что через год у тебя полмиллиона и 25 тысяч сверху. Но грамотные люди говорят, что если ты эти полмиллиона вложишь в хороший проект, у тебя уже будет 600 тысяч через год, и ты будешь знать, как управлять этим бизнесом, потому что это все связано с тобой, и не надо эти деньги давать банкам, а давать в структуру, которая прозрачно работает, не представляет собой МММ, вы знаете, как работает медицинский бизнес, вы и сами в нем, вот ваши деньги, вы в любой момент можете забрать согласно каким-то условиям, и вот такие мы хотим приготовить результаты, потому что для нас на сегодняшний момент имеет значение еще и производство. Есть много стоматологических инструментов, стоматологических материалов в России, которые достойны того, чтобы выйти на правильное качество, им чуть-чуть не хватает где-то помощи. Почему бы это профессиональное общество не могло сказать, что нам нужны качественные местные анестетики в России, почему Испания строит второй завод на Россию, а в России мы не можем наладить культуру этого производства, а давайте посмотрим, какие есть методики, давайте построим правильный завод, он нам столько будет стоить, вот тогда-то принесет уже деньги.

Дмитрий Ахтуба:

По сути, закрытый финансовый фонд для стоматологов. Конечно, будем привлекать еще и другие деньги, но в первую очередь это для стоматологов, которые будут одновременно и инициаторами проектов, например, через какое-то время ты решишь открыть свою вторую клинику, как Заблоцкий, и какое-то время ты инвестируешь в кого-то, потом говоришь: ребята, я хочу клинику не на 200 метров, а на 500, решил сделать какую-то невероятную, но денег не хватает, и уже мы в тебя вкладываемся, это сообщество, или Наташа говорит про завод анестетиков, кто-то может решить открыть уникальную лабораторию. Это очень перспективная вещь, ничего уникального нет, потому что стоматологи во всем мире – это инвесторы номер один как профессия, массовые инвесторы стоматологи очень активные. Первые деньги на Facebook дал стоматолог, и очень много таких состоялось гаражных стартапов в Америке, потому что идти в какие-то фонды сложно, а вот стоматолог живет рядом в поселке, можно подойти, он всегда с деньгами, с кэшем. Мы работаем над этой идеей и приглашаем к участию, к реализации этого проекта.

Что ты думаешь про персональное лицензирование, правильно ли это, своевременно, как относишься к тому, что недавно была инициатива, говорили, что все руководители должны иметь обязательно медицинское образование, образование в области управления медицинским бизнесом, а потом вдруг отменили, полезно это для отрасли?

Максим Копылов:

Персональное лицензирование – это правильно, во всем мире это есть, и мы немножечко отстали в этом вопросе, потому что нам как генетика от Советского Союза досталась, что у нас клиника имеет лицензию. Но при этом могут возникать спорные вопросы у клиники, что завтра доктор уходит, который что-то сделал не так, или он решил мне насолить, и отвечать буду я как клиника. Более этого, не я как клиника, а еще генеральный директор, который на сегодняшний день может быть кем угодно, и это тоже плодит нездоровые сетевые клиники, спорные методики. Человек должен быть с медицинским образованием, с образованием в управлении, это правильно. Единственное, что в нашем государстве все иногда принимается скоропостижно, то есть к этому надо потихонечку подвести, чтобы дать людям возможность получить образование в сфере управления. Подготовить эту инициативу к какому-то году, чтобы это было, это будет очень правильно, повысит уровень управленцев, добавит ответственности нашему стоматологическому бизнесу, и персональное лицензирование обязательно нужно.

Дмитрий Ахтуба:

Мы говорили, что нам не хватает общественной организации, которая могла бы нам помогать развиваться как стоматологическому сообществу. Какие вопросы ты хотел бы решать с такой организацией, какие задачи она должна ставить перед собой?

Максим Копылов:

В первую очередь общение с государством, как посредник между нами и государством, между нами и законом. Вырабатывать экономические решения, законодательно решать конфликтные вопросы, оказывать юридическую помощь и поддержку, как во всем мире и происходит, ассоциация достаточно много что делает и много что дает сообществу. Врач спокоен, он платит взносы, у него есть персональное членство в ассоциации, и если возникает конфликтный случай, ассоциация решает.

Дмитрий Ахтуба:

Какие у тебя были бы вопросы к подобной организации? В свое время был недостаток информации, и все бегали и искали, как лицензироваться, а потом вдруг дикое количество коучей возникло, гуру бизнеса, и из всех щелей полилась информация, что надо делать вот так. Среднестатистический стоматолог уже с ума сходит от этого объема информации, и уже нужно законодательное регулирование, потому что я в интернете прочитал, что правильно вот так, кто-то прочитал, что эдак, и начинается вечная битва тупоконечников и остроконечников. Должен быть орган, который только истину говорит, потому что сейчас попробуй найди ответ на вопрос, получишь диаметрально противоположные точки зрения.

Максим Копылов:

Только на опыте, а опыт этот может быть не очень приятным.

Дмитрий Ахтуба:

Мы любим порассуждать о будущем в нашей программе. Какое будущее ждет наш рынок, что изменится с точки зрения спроса, законодательных инициатив, ожидаешь технологические новинки, сдвиги?

Максим Копылов:

Мы все больше входим в эру цифровую и социальных сетей, приходим к тому, что у нас поменяется контингент пациентов. Сарафанное радио – это всегда был самый главный инструмент привлечения пациентов, как бы мы не вкладывали деньги в рекламу, все равно сарафанное радио приводит больше всего людей. Но сейчас ситуация начала достаточно стремительно меняться, потому что появился интернет-сарафан, уже необязательно знать человека и передавать клинику и рекомендации, когда каждый заходит в интернет, есть рейтинги, и не всегда они добросовестные, но это очень сильно влияет на принятие решения. Я думаю, что эти технологии будут сильнее использоваться, может быть, кем-то спекулятивно, но это точно будет. Меняется очень сильно образ доктора, это особенность сегодняшнего мира.

Дмитрий Ахтуба:

Мы ожидаем доктора Моргенштерна?

Максим Копылов:

Думаю, что к этому идет.

Наталья Анисимова:

Во врачебном обществе чуть-чуть по-другому все равно будет, ты тоже чувствуешь тенденции партнерских отношений с пациентом. В определенный момент у нас была директива, что врач – это всегда главный специалист, у него есть диплом, он должен директивно говорить: «Ну а вы как хотели». Не так давно этот период начал потихонечку уходить в другое русло – партнерства, мы ударились в этот сервис сумасшедший, что вот вам и чай, и кофе, и блинчики, и мы готовы вас отвезти домой на Майбахе. И этот сервис уже несколько развратил наших пациентов, потому что они не так внимательно относились к тому процессу лечения, который мы им оказываем, а больше обращали внимание на соотношение сервиса и стоимости. Сейчас это партнерские отношения, когда наш пациент понимает, что он часть команды, часть корабля, и если он не будет соблюдать те или иные рекомендации, то лечение не получится таким эффективным.

Максим Копылов:

Все идет к большему вовлечению пациента в свое лечение, здоровье, тема превентивной медицины сейчас встает на первый план, люди больше начали думать о своем здоровье, а если думать о своем здоровье, то понятно, что профилактика – это всегда лучше, проще и дешевле, приятнее, поэтому в том числе и в нашей отрасли профилактика должна выходить на первую полосу. Мы сделали своей клинике упор именно на профилактику, и назвались не просто хирургический центр, хотя когда мы построили и так назвали клинику, многие коллеги удивились и спросили, почему не имплантологический центр, не хирургический, а пародонтологический, потому что я думаю, что за этим будущее, за профилактикой, за более внимательным отношением человека к своему здоровью и друг другу.

Наталья Анисимова:

Ты активно изучал все то, что есть в Европе с точки зрения авторских клиник, и мы с тобой говорили, что в Европе нет этого сервиса, который у нас предоставлен. По какому принципу ты в своей клинике этот момент выстроил, на чем основывался?

Максим Копылов:

То, что мы пытаемся пациенту дать дополнительный сервис – уютное помещение, дополнительный чай и кофе, это нас больше сваливает в сферу услуг, в которой мы и так уже. Именно это дает пациентам возможность с нами торговаться, делать то, что в большой медицине нет, допустим, торговаться с доктором, давать советы, спорить, что я хочу вот так, на Западе это сложно представить. У нас в клинике нет человека, который наливает кофе пациентам, есть администратор, который может подсказать, посоветовать, есть уголок самообслуживания, где пациент может сам себе налить кофе, чай.

Дмитрий Ахтуба:

Нет человека, который наливает кофе, но взяли сомелье, да?

Максим Копылов:

Кстати, в клинике Malo в Португалии, 14-этажная клиника Пауло Мало, у него там есть сомелье, свой уголок по дегустации вина.

Наталья Анисимова:

Это самый известный остеоинтегратор, который знает о кости все. У нас есть такие представители, Станислав Васильев – CLINIC IN, у него отличный набор – виски, вино на любой вкус и цвет, он считает, что это премедикация, я с ним согласна, потому что это значительно снижает уровень тревожности перед вмешательством.

Максим Копылов:

Я обратил внимание, приходя в европейскую элитную клинику, элитную в плане, где имплантат стоит 3,5-4 тысячи евро, коронка столько же стоит, это достаточно высокая цена даже для Европы, и там нет этого дополнительного сервиса, там пациенты сидят на пластиковых стульях. Чем это отличается от наших клиник, там клиника высокого уровня – это доктора, технологии, и пациенты это прекрасно понимают, они готовы платить такие деньги, приходить не за сервисом, не за кофе, не за специальным отношением, а у нас этого нет, надо воспитывать эту культуру в пациентах.

Наталья Анисимова:

Нам надо воспитывать себя, чтобы уровень нашей работы не заставлял наших пациентов сомневаться в качестве.

Дмитрий Ахтуба:

Не измеряется позолотой на наших унитазах. Максим, достаточно большая нагрузка, одновременно ты и доктор, и ведешь прием, и руководитель, и идеолог. С помощью чего ты справляешься, может быть, ходишь на йогу, курсы просветления?

Максим Копылов:

У меня замечательная команда, которая разделяет со мной очень сильно ответственность, у меня есть управляющий, генеральный директор, есть главный врач, то есть я с себя эти полномочия снял, я просто идеолог и практикующий врач-хирург. Но все равно нам нужно куда-то сбрасывать этот стресс, только в России не говорят о профессиональном выгорании врачей-стоматологов, что наша профессия одна из самых сложных с точки зрения эмоциональной нагрузки, что во всем мире есть, все об этом говорят. Нужен спорт, хобби. У меня бег, циклические виды спорта помогают этот стресс сбросить, это марафон, я бегаю марафон раз в году, в прошлом году даже ультрамарафон, в ковид готовились и 55 километров пробежали 14 июня. Туризм, трекинг, горы тоже достаточно хорошо сбрасывают стресс, ездим на рыбалку, сплавы, дикий отдых, палатки, спортивная рыбалка, там тяжелые суровые условия, я только старшего сына с собой беру, мы сейчас едем в Красноярский край, горная река.

Дмитрий Ахтуба:

Большая компания?

Максим Копылов:

Нас 8 человек, две лодки.

Дмитрий Ахтуба:

Управленческие принципы, может быть, пословицы и поговорки из детства, совет, данный бабушкой, иногда людям помогает, известные бизнесмены иногда говорят: «Вот, мне бабушка сказала – копейка рубль бережет, и я с тех пор создал триллионную компанию благодаря этой мысли». У тебя есть такие установки, принципы?

Максим Копылов:

Есть, в свое время мама мне сказала такую вещь, что жизнь – это эскалатор, который двигается всегда вниз, если ты будешь даже просто идти наверх, ты будешь стоять на одном месте, а если хочешь двигаться вверх, ты должен бежать. И этот принцип во мне серьезно поселился, но это, скорее, для саморазвития себя как специалиста, то есть если ты хочешь куда-то двигаться, ты должен всегда бежать, даже идя спокойно, ты будешь стоять на месте. И это мне помогает достаточно серьезно в жизни.

Дмитрий Ахтуба:

У тебя есть какие-то принципы командообразования, кого-то берешь, не берешь, в кадровой политике, управленческие решения?

Максим Копылов:

Я достаточно мягкий человек, и я уверен, что если ты транслируешь правильные принципы, такие же люди к тебе и притягиваются, просто общечеловеческий правильный подход к пациенту, к лечению, и такие люди всегда вместе, в команде, и если попадает чужой человек, он сам по себе отваливается, то есть жестких управленческих решений у меня нет. Все ради пациента. Если ты работаешь и во главу угла ставишь деньги, думаешь, как бы больше заработать, то я думаю, что это неправильная дорога, особенно в медицине, потому что будут приниматься решения, которые в результате будут против пациента. А если ты работаешь ради пациента и ставишь его во главу угла, я как-то себе давно установку поставил, даже если пациент смотрит мне в глаза и спрашивает: «Доктор, мы все правильно сделали?» – у меня не должно быть тени сомнения, что мы сделали все правильно, вот тогда будет правильно, и деньги будут, и благодарность, и осложнений меньше.

Дмитрий Ахтуба:

Огромное спасибо за беседу, надеемся, что еще через какое-то время ты придешь и поделишься своим отношением к нашей профессии, поможешь нам совершенствоваться, до новых встреч.