Капитальная фарма

Фармакология

Тэги: 

 

Олег Гончаров:

Друзья, коллеги, единомышленники, и снова здравствуйте, канал Мediametrics, программа «ФармаЛогия». И тема нашего сегодняшнего эфира –капитальная фарма. Нас ждет встреча с удивительным человеком, потому что общение с этим человеком – это процесс разрушения границ, устоявшихся ограничений, общепринятых мнений о том, как должна выглядеть окружающая нас действительность и особенно создатель аптечной сети. Я с большим удовольствием представляю вам гостя нашего сегодняшнего вечера – Алексей Егоров, соучредитель аптечной сети «Медуница». Я очень благодарен Вам за то, что Вы нашли возможность и время, потому что я Вас на этот подвиг сподвигал уже давно, но все время нам что-то мешало: то фармрегата, то восхождение на Эльбрус. И по традиции, так как Вы первый раз в нашей студии, я всегда начинаю с вопроса – какое у Вас базовое образование, имеет ли оно отношение к фармацевтическому рынку, потому что разные бывают персонажи на рынке, и как в итоге Вы очутились на фармрынке?

Алексей Егоров:

Я родился и вырос в городе-герое Волгограде, у меня родители врачи, бабушки у меня тоже врачи, поэтому у меня выбора особого не было. Я закончил Волгоградский медицинский университет, закончил интернатуру по специальности анестезиолог-реаниматолог, три года отработал в стационаре и потом ушел работать в фармацевтическую компанию «Никомед». Я работал медпредставителем, супервайзером, региональным менеджером, проработал в Никомеде 11 лет, и 16 июня 2008 года я стал заниматься аптечным бизнесом.

Олег Гончаров:

Когда и как Вы открыли первую аптеку, и почему Вы решили открывать аптеку?

Алексей Егоров:

Я работал с компанией «Никомед», это был 2000 год, у меня был региональный менеджер, он был довольно жесткий человек, бывший офицер, и вот однажды он мне ночью позвонил и сказал: «Алексей, отлично работаешь, у тебя хорошие результаты, но у нас остается неокученный Северный Кавказ, в частности город Нальчик, и я предлагаю отправиться туда в длительную годовую командировку, чтобы улучшить продажи в городе Нальчик». В то время еще на Кавказе было совершенно неспокойно, и в Чечне, и в Ингушетии, и в том же Нальчике, я понимал, что, скорее всего, мои замечательные дни в не менее замечательной компании «Никомед» сочтены, потому что я ни в какую другую кодировку не поеду, и я стал думать о запасном варианте. У меня брат как раз заканчивал Волгоградский медицинский университет, я ему говорил, что ты будешь работать в стационаре за небольшие деньги, давай с тобой откроем аптеку, разбогатеем, заживем.

Олег Гончаров:

Тогда был миф, который до сих пор еще сохраняется, что аптечный бизнес – чудовищно прибыльная история, что доходность работы в аптеке сопоставима с продажами оружия и наркотиков, ведь так же было раньше?

Алексей Егоров:

Я тогда думал, что это превосходит оружие и наркотики, была такая уверенность. И мы, поднакопив немного денег, закупив торговое оборудование, открыли аптечный киоск в очень спальном районе, это было на Спартановке, есть в Волгограде такой район, где-то 6-7 девятиэтажек, и посередине этих девятиэтажек во дворе стоял двухэтажный магазин, и на втором этаже этого магазина открыли аптечный киоск. Ни о каком трафике, ни о какой конверсии, мы даже не подозревали о существовании таких терминов, до ближайшей остановки общественного транспорта порядка двух километров пешком, но тем не менее этот аптечный киоск давал какую-то прибыль. Мы обрадовались, обкатали модель, и через три месяца открыли уже аптеку, более-менее похожую на настоящую аптеку, с торговым залом и поближе к пешеходному трафику.

Олег Гончаров:

И тогда Вы стали понимать, что там совершенно другие законы. Когда появился бренд «Медуница»?

Алексей Егоров:

Хочу рассказать интересную историю создания аптечной сети «Медуница». После того, как мы открыли эти две первые аптеки, мы решили дальше продолжать развитие аптечной сети, но нам казалось почему-то, что аренда – это зло, и мы считали, что платить кому-то большие деньги практически ни за что неправильно, и мы решили покупать недвижимость, но так как денег было мало, мы покупали квартиры, переводили их в нежилой фонд, проводили реконструкцию и открывали там аптеки. Но учитывая, что это тоже требовало довольно больших финансовых вливаний, мы открывали по одной аптеке в год, может быть в два года, и это продолжалось до тех пор, пока замечательная компания «Протек» по каким-то причинам меня, директора совсем небольшой аптечной сети из города-героя Волгограда, пригласила на свой юбилей, это было 15 лет «Протека».

Как сейчас помню, мы сидели за круглым столом, рядом со мной сидели руководители аптечной сети «На здоровье» Астрахань, «Шах», «Социальные аптеки» Ростов-на-Дону. Мы сидим, молчим, проходит полчаса, я не выдерживаю и говорю: «Милые дамы, давайте познакомимся». И тут неожиданно задают вопрос: «Молодой человек, а сколько у вас аптек?» Я нашелся и говорю: «А у вас сколько? – У нас 92», – другие говорят: «У нас 108. А у вас? – У меня 10». После этого мы еще полчаса помолчали, потом директор «Социальных аптек» говорит: «Алексей, так почему у вас так мало аптек?» Я говорю, что так и так, у нас есть стратегия развития, зато все аптеки у нас в собственности. Он говорит: «Тогда вы нас не скоро догоните, вам надо подумать об аренде». После этого я вернулся с юбилея, и мы стали активно брать помещения в аренду, мы активно развиваемся и в этом году увеличили количество аптек на 25 процентов.

Олег Гончаров:

Это не предел, будете дальше открываться или сейчас открываться стало сложнее?

Алексей Егоров:

Нет, мы сейчас решили попробовать новый для нас медицинский бизнес, мы готовимся к открытию медицинского центра «Здоровенок», это будет детский медицинский центр в Волгограде, и это требует серьезных финансовых вливаний, поэтому в наступающем году, наверное, уменьшим свою прыть с открытием аптек чисто только из-за финансов.

Олег Гончаров:

Вы рассказали, что сначала очень медленно развивались, потому что у вас была стратегия только на собственных помещениях, потом благодаря конкурентам произошла коррекция стратегии, и вы стали более активно открывать, даже произносили цифру 25 процентов. В этот момент времени наверняка менялись подходы к управлению, к формированию команды, можете немножко об этой эволюции рассказать, может быть, даже поделиться какими-то ошибками, которые возникали в процессе формирования команды, единомышленников, коллег, и какие выводы были сделаны, к чему в итоге пришли.

Алексей Егоров:

Как говорил в своей песне Борис Гребенщиков, мне не жаль, как сложилось все, даже то, что было не так. И сейчас сквозь призму многих лет смотришь на историю развития наших аптек, понимаешь, что критичных для нас ошибок не было, мне повезло с сотрудниками, потому что когда мы открывали одну из первых аптек, не знаю, как сложились звезды, к нам пришли просто фантастические специалисты, настоящие профессионалы, и не только профессионалы, они еще были замечательные люди по человеческим качествам. И я смотрел, как они работают, как они общаются со своими покупателями, они знали про своих покупателей почти что все: у кого какая собака, у какого ребенок болеет, кто где живет, какие проблемы на работе. Я смотрел и видел, что они подружки для своих покупателей, и учитывая, что это была одна из первых аптек, волей- неволей они задали стандарт при наборе сотрудников в последующие аптеки. И те выдающие специалисты до сих пор у нас работают, более 20 лет.

Олег Гончаров:

Такая лояльность к компании и к идее, которая их объединяет.

Алексей Егоров:

А про ошибки – у кого ошибок не бывает. Я всегда привожу пример с закупкой антисептиков в 2020 году. Многие сети через это прошли, когда был момент в марте, когда возник ажиотаж и дефицит лекарственных средств, мы пытались везде купить антисептики, но их нам никто не продавал, пока в один прекрасный момент нам все эти антисептики не привезли, нам надо было отказаться хотя бы от части товара, но мы подумали, что все продадим, и вот продаем до сих пор с жутким дисконтом. Урок на будущее, если что-то длится две-три недели, а то и месяц, не факт, что это будет всегда.

Олег Гончаров:

Если у вас команда действительно бойкая, я думаю, эту проблему сможете решить. Что Вы считаете сейчас ключевым фактором успеха современной аптеки, для небольшой региональной аптечной сети? И что из этого всего, что Вы будете перечислять, сохраняет приемлемый уровень рентабельности?

Алексей Егоров:

Я немножко копну историю, как мы развивались и на чем делали упор. Когда мы начинали, про аптечный бизнес практически ничего не знали, это было развитие путем проб и ошибок. Сначала мы развивались, пытаясь найти хорошие места для локации новых аптек, где было меньше конкуренции, затем мы решили, что надо предоставить такой сервис, как круглосуточные аптеки, у нас много круглосуточных аптек. Потом сделали упор на ассортимент, потом стали повышать лояльность, появилась карта лояльности, акции, направленные на лояльность, и в 2016 году ко мне обратилась аптечная сеть «Мелодия здоровья» с предложением продавать их маркетинговый товар за деньги, провели презентацию, показали, как мы с помощью этого можем сильно увеличить свою доходность. И это мне открыло глаза, я не подозревал, что можно так зарабатывать. У нас были договора с некоторыми производителями, но это были настолько небольшие деньги, что мы даже не обращали на них серьезного внимания. Я уже практически подписал договор, занес ручку, а потом подумал, что надо рынок поизучать, посмотреть, может, еще есть хорошие предложения, и так мы вышли на АСНА, и с АСНа мы уже сотрудничаем 5 лет. АСНА нам здорово помогла увеличить нашу доходность, сейчас, правда, появляется много заманчивых предложений от других маркетинговых союзов, но на сегодняшний момент мы считаем, что АСНА – это объективно лучше для нас.

На что можно сделать упор? Мы стали более активно участвовать в различных конференциях, саммитах, и мне повезло, я познакомился с очень интересными людьми, с лидерами фармрынка, такими как Саша Миронов, Роман Кубанев, Сергей Корепин, Алексей Кудрявцев, Женя Золотухин, извините, если кого-то еще не назвал.

Олег Гончаров:

У нас времени не хватит, потому что выдающихся людей на фарме много.

Алексей Егоров:

Наиболее интересным и перспективным показался Саша Миронов, у него компания «Фабула», она берет на аутсорсинг различные опции, такие как категорийный менеджмент, ценообразование, оптимизация ассортимента, балльная мотивация первостольников, настройки автозаказа. И вот мы уже 3 года сотрудничаем с «Фабулой», и это придает системность работе, это реально повышает нашу доходность. Поэтому у меня совет собственникам небольших аптечных сетей – если у вас не хватает ресурсов закрыть какие-то направления, делать это хорошо, отдайте это на аутсорсинг тому, кто это делает хорошо, а может, даже лучше всех, и сконцентрируйтесь на том, что вы можете сделать сами. Мы сконцентрировались на развитии аптек и на развитии сотрудников, очень много сил мы посвящаем обучению.

Олег Гончаров:

В этом случае для вас ключевой фактор успеха – это ваш персонал, то есть те люди, которые встречают святых людей, покупателей, и то, как они это делают, что они при этом делают, для вас чудовищно важно, и тогда вы направили все свои силушки на эту историю.

Алексей Егоров:

В нынешних условиях, мне кажется, это единственный выход, чтобы продолжать развивать аптеки.

Олег Гончаров:

Как хочется сказать: Ваши слова да Богу в уши, чтобы действительно все собственники аптечной сети это услышали. Что вы начали делать?

Алексей Егоров:

Мы систематизировали систему обучения. Мы как и раньше проводили тренинги с привлечением лучших бизнес-тренеров нашей родины, таких как Олег Гончаров, Дмитрий Кононов, Елена Васильевна Титова, у нас в штате есть собственный бизнес-тренер, она проводит тренинги со всеми сотрудниками, обучает их, затем выезжает на рабочие места, за первым столом занимается с ними, показывает, и если надо, второй раз приезжает. Затем она заполняет рекомендательный лист, передает его кластерному управляющему, и уже кластерный управляющий у себя на рабочем месте шлифует и доводит до высот своего сотрудника.

Олег Гончаров:

Насколько я понимаю, это процесс непрерывный, то есть он идет и никогда не останавливается.

Алексей Егоров:

Это проходит в течение года, единственное, летом, в период отпусков небольшой перерыв, а так целый год.

Олег Гончаров:

Я бы хотел предложить вскрыть еще один ключевой фактор успеха. Об этом знают не многие, но те, кто знают, думаю, выразят свое восхищение. У Алексея уже есть свой фан-клуб, те люди, которые поддерживают его и знают эти небольшие грани его таланта, которые хочется сделать еще более известными. Алексей пишет стихи, и я попрошу Вас приоткрыть эту грань и прочитать нам какое-нибудь свое произведение. Вы написали книгу, она у меня есть, с автографом, но я всегда никак не могу понять, всегда меняются авторы, никогда не видел, чтобы было написано Алексей Егоров.

Алексей Егоров:

Это под псевдонимом, чтобы на меня в суд не подали, Дормидонт Бенгальский.

Олег Гончаров:

Книга есть, друзья, ищем ее, а теперь стихи.

Алексей Егоров:

Коротенький, чтобы разбавить обстановку:

Смерть моя стучится в двери, не открою, пьяный я,

И она уж две недели ходит злая на меня.

Стакан соленых слез мне подарила ты,

Сказав тогда всерьез:

Вот все мои мечты, вот вся любовь моя.

И ветер вслед ей пел,

И долго я потом на тот стакан смотрел.

Олег Гончаров:

Спасибо большое, но это же не единственное будет исполнение сегодня, я надеюсь. Но мы возвращаемся к нашей теме, ключевые факторы успеха современной аптеки, что позволяет привлечь к себе этих святых людей и сделать это так, чтобы они прошли мимо альтернативных предложений заклятых друзей, наших конкурентов? Я в Волгограде бывал не раз, и мне кажется, там есть весь набор, весь спектр решений и всевозможных федеральных, региональных и межрегиональных аптечных сетей, но тем не менее «Медуница» есть, она яркая, притягивает к себе. Вы назвали один из ключевых факторов успеха, персонал, может быть, что-то еще?

Алексей Егоров:

Персонал, обучение, но чему учить наших сотрудников? Самое главное, опять же на примере наших первых специалистов, о которых я рассказывал, на сегодняшний день очень важно развивать доверительные отношения с покупателями, это краеугольный камень, и мы развиваем эти доверительные отношения, прописываем какие-то элементы в стандартах, и помимо всего мы еще добавляем каплю креатива, постоянно проводим какие-то акции, и порой я сам уже не участвую в их создании и разработке, это наши руководители сами придумывают, и я о них узнаю только постфактум. Постоянно какой-то креатив присутствует, акций проходит много и постоянно, какие-то мы сами придумываем, какие-то нам советуют ведущие лидеры фармрынка. Как пример, на мартовском саммите я за кружкой чая общался с Сергеем Корепиным, и он мне рассказал об акции со сковородками. Идея в том, что за определенную сумму покупки выдается купон, надо набрать определенное количество купонов, выдается наклейка, наклеить в купон и потом этот купона обменять на сковородку. Мне запомнились напутственные слова Сергея Корепина, когда он говорил: «Алексей, ни посуда, ни кастрюли, только сковородки работают». И я хочу сказать – Сергей, сковородки работают.

Олег Гончаров:

Вы сказали про стандарты обслуживания покупателей. Как давно они у вас появились, и я знаю, что они у вас необычным образом появились и так же необычным образом постоянно трансформируются внутри сети, расскажите об этом.

Алексей Егоров:

История создания стандарта обслуживания покупателей аптечной сети «Медуница» многострадальная, мы создавали их очень давно, больше 10 лет назад, периодически раз в 2 года пытались их адаптировать под ситуацию, которая постоянно менялась на фармрынке. И последние несколько лет мы бросили с этим бороться, потому что казалось, что ситуация на фармрынке меняется настолько быстро, что мы просто не успеваем эти стандарты адаптировать. Очень здорово нам помогла Елена Васильевна Титова, она кандидат психологических наук, кандидат фармнаук, периодически очень здорово нам помогает. Она сказала, что стандарты надо, но давайте сделаем так, чтобы стандарты написали сами сотрудники.

Олег Гончаров:

Нестандартный подход, опять «Медуница» креативит.

Алексей Егоров:

Мы разбили стандарты на блоки. Для примера, как работать с жалобами, взяли жалобы, которые были в реальности, 6-7 штук выложили в чате, объявили конкурс кто даст лучший разбор жалобы, с денежными призами и так далее. Это был один блок, второй блок – замены, когда, в каких случаях, чем, почему можно делать замены, это тоже очень важная проблема, и сотрудники сами писали этот блок. Последнюю версию мы приняли в сентябре этого года, и получилось так, что где-то процентов 70 стандартов были написаны с участием наших сотрудников.

Олег Гончаров:

Гениальное решение, потому что потом эти стандарты внедрять не надо, они просто принимаются априори, потому что они не придуманные кем-то, это не приехал головастик из Москвы, который предложил решение, а создали сами сотрудники, это реальность, в которой они живут, это реальные примеры, факты, которые положили в основу стандартов.

Но еще вопрос, который логично возникает – работает ли система мотивации, и как часто Вы вносите изменения, потому что это тоже непростая задачка, хотя у многих собственников аптечных сетей, управленцев спрашиваю: «У вас есть система мотивации? – Конечно, есть, работает, не надо об этом говорить», – хотя по факту я наблюдаю, что не так-то все просто, потому что идет отток специалистов с рынка, это проблема, очень сложно привлечь сейчас специалистов, потому что у них возникли определенные альтернативы. Как привлекаете, как удерживаете, как формируете лояльность для своих сотрудников и про систему мотивации расскажите немножко.

Алексей Егоров:

Надо строить доверительные отношения со своими сотрудниками, потому что это все потом экстраполируется на доверительные отношения с нашими покупателями. Я хотел сконцентрировать внимание на том, что абсолютное большинство наших сетей строят сейчас свою мотивацию, основанную на денежной мотивации, балльная система, то есть берутся препараты, они обалливаются, и чем больше баллов наберет сотрудник, тем больше у него зарплата, и вроде все хорошо. Но если взять типы мотивации по Владимиру Исаковичу Герчикову, то существует 5 типов мотивации: инструментальная, патриотическая, профессиональная, хозяйская и избегательная (люмпенская). И получается, что сейчас мотивация, которая существует в большем количестве сетей, направлена на инструментальщиков, им хорошо.

Мы проводили анкетирование в нашей сети, только у 20 процентов наших сотрудников превалирует инструментальный тип мотивации, и надо мотивировать еще и патриотов, и профессионалов, которые в большом количестве присутствуют в аптечных сетях. У нас есть система грейдов, по итогам каждого квартала мы оцениваем работу наших сотрудников и награждаем их яблоками из оникса, у некоторых наших сотрудников уже столько яблок из оникса, что надо уже награждать шкафами для хранения этих яблок. Награждаем денежными призами, дипломами и какими-то интересными мероприятиями. Недавно мы ходили в гончарную мастерскую, лепили горшки, бокалы, тарелки, до этого мы ходили в художественно мастерскую, учились рисовать картины, до этого мы плавали на корабле под джаз, ходили в театр. Мы и раньше это делали, но благодаря «Фабуле» это приобрело определенную системность, и мы теперь делаем систематически.

У нас есть такая опция, что каждый год мы с сотрудниками выезжаем в другой город, мы уже проехали много городов, были в Казани, Астрахани, Ростове-на-Дону, Сочи, Кавминводы недавно ездили, Кисловодск, Пятигорск. И мне многие сотрудники говорили, когда 30 человек садятся в поезд, приходят в гости из вагона в вагон, веселые песни поют и говорят, что это самые лучшие дни, самая лучшая мотивация, когда мы все вместе, большой компанией выезжаем куда-то.

Мы каждый год на День медицинского работника выезжаем за Волгу на шашлыки, а иногда на пейнтбол, в этом году выезжали на пейнтбол, и, честно говоря, очень прилично досталось руководителям и мне от метких первоисточников, и на Новый год мы каждый год по традиции уже закрываем аптеки, собираем всех сотрудников уже не маленького количества аптек и отмечаем Новый год, веселимся, награждаем. Мы закрываем все аптеки, кроме круглосуточных, там остаются ночники в основном из других сетей, и чествуем, награждаем лучших сотрудников по итогам года.

Олег Гончаров:

Получается, система мотивации – это достаточно сложная система, она должна учитывать не только инструментальщиков, которые имеют ярко выраженную мотивацию достижения успеха, им нужны баллы, большое количество возможностей получить и накопить баллы, есть патриоты, есть те, кому нужно в большей степени признание со стороны руководства, коллег, возможность сообща провести время, получить какие-то дополнительные эмоции, и у Вас эта система выстроена, позволяет достигать выдающихся результатов. И это Вы тоже относите к ключевому фактору успеха Вашей сети.

Алексей Егоров:

Конечно, люди разные, и подходы к управлению, формированию атмосферы, в которой они трудятся, должны быть тоже разные. А как отключаетесь от бизнес-рутины, бытовых проблем? У Вас в последний год было много ярких событий, Вы приобрели много друзей, коллег, соратников, единомышленников, была регата, восхождение на Эльбрус, и сразу возникает вопрос – когда полет на Луну? Что Вам это дало и насколько это обогащает?

Алексей Егоров:

Наверное, уже очень скоро улучшатся технологии, я думаю, и на Луну слетаю.

Олег Гончаров:

Можно сейчас в госуслугах в чем-то ошибиться, и уже в космос улетишь, пошла такая шутка, что где-то не там нажал. Как вообще решились пойти на Эльбрус, не страшно было?

Алексей Егоров:

С такими друзьями ничего не страшно. 2021 год – это удивительный год, он мне подарил много эмоций, чтобы отключаться от работы, от рутины. Любой человек, который занимается бизнесом, рано или поздно сталкивается со стрессом, и я считаю, это нормально, потому что стресса полностью избежать невозможно, но надо сделать так, чтобы стресс не мешал нормально жить.

Олег Гончаров:

Как один наш общий знакомый сказал, что без стресса жизнь скучна, вопрос только в том, что ты с этим делаешь, куда ты направляешь эту негативную или позитивную энергию.

Алексей Егоров:

Я сейчас дам чуть-чуть советов собственникам небольших аптечных сетей – надо, чтобы обязательно был операционный директор. Многие собственники тащут все это на себе, не могут отпустить, и постоянно погружаться в операционный процесс – это очень тяжело и энергозатратно и рано или поздно приводит к выгоранию. Поэтому если у вас ресурс позволяет, есть такая возможность, смело это делайте, не бойтесь пустить.

По поводу стрессов, у меня был период несколько лет назад, когда мне это мешало до того, что у меня были проблемы со сном, я просыпался среди ночи и не мог уснуть. И я пытался решить проблему с помощью медикаментов, но я сам врач, я понимал, что это не нормально, так не должно быть, пока мне не дала совет Оксана Зернова, это собственник аптечной сети из города Томска, она мне посоветовал заняться йогой и медитацией. Я нашел в Волгограде секцию йоги, меня научили медитировать, и я периодически это практикую, и проблема со сном была решена, даже если вдруг когда-то среди ночи проснусь, 15 минут помедитировал и отрубаюсь, медитация – великая вещь. И побольше эмоций.

Сейчас расскажу всю правду про Сашу Миронова, он помимо своих профессиональных качеств еще и очень интересный человек, хороший организатор и настоящий лидер, он нас сплотил, собрал под эгидой «Фабулы» очень интересных людей, таких как самый обаятельный человек на Земле Сисак Задоян из города Пятигорска, самый компанейский человек на Земле Максим Мхитарьян, Оксана Зернова, у которой в груди пламенный мотор, которая нас постоянно на какие-то подвиги движет, и мы дружим, мы постоянно ездим друг другу в города, общаемся, веселимся, строим планы, и мы стали настоящими друзьями.

Год назад мы были в гостях в Пятигорске у Сисака, как сейчас помню, мы были на вершине Чегета, пили коньяк, смотрели в сторону Эльбруса, был прекрасный вид на вершину Эльбруса, и Оскана говорит: «А давайте в следующем году устроим восхождение все вместе». Мы выпили коньяк, согласились, многие даже забыли об этом обещании, но не забыла Оксана Зернова, периодически нам напоминала, и нам было уже деваться некуда, мы же люди из бизнеса, люди слова, и мы стали готовиться, бегать по утрам, снижали вес, правильно питались, медикаментозная подготовка была, витамины. И в августе этого года приехали в Терскол, у нас был каждый день трекинг, через три дня мы поднялись на гору в приют Эльбрус, мы там 4 дня жили в одной комнате как большая семья, готовились, впервые столкнулись с горной болезнью, у кого-то гипоксия была, у меня была гипертония, которая не купировалась никакими препаратами, и в последний день не повезло в том плане, что гиды на высоте 5100 нас развернули, потому что была сильная пурга, это было опасно, и мы уехали, но осталось 3 настойчивых человека, это Сисак, Оксана и Лариса Лишенко из Томска, и они через 3 дня все-таки взошли, их мечта исполнилась, но наша мечта еще впереди.

Олег Гончаров:

Они покорили Эльбрус.

Алексей Егоров:

Неправильно говорить покорили, они взошли, а то Эльбрус может обидеться. Это было здорово, это было испытание, после этого дружба еще больше окрепла. И еще яркое воспоминание в этом году, небольшая предыстория. Три года назад я был на дискуссионном клубе имени Гончаровых в городе Пятигорске и встретил в фойе очень загорелую Машу Прокопец. Я не выдержал и спросил: «Где ты так загорела? – Я с фармрегаты. Это самое лучшее, что есть в жизни». Но я скептически ухмыльнулся, я считал на тот момент, что самое лучшее в жизни – это коньяк Remy martin XO, но идея о фармрегате зародилась. У меня жизнь так устроена, что меня все время кто-то подталкивает, и я все не решался участвовать, но в этом году у меня был юбилей, и друзья из фармрегаты скинулись и оплатили участие в фармрегате в виде подарка. Это реально самый лучший отдых в жизни, когда ты живешь с интересными людьми в одной лодке, общаешься, каждый день гонки 2-3 штуки, адреналин, потом вечером ты собираешься в ресторане, песни под гитару, танцы, каждый день новый город, каждый день море, солнце, это реально один из лучших отдыхов в моей жизни, и я хочу сказать огромное спасибо Сергею Шуляку за то, что тратит очень много сил и энергии, чтобы устраивать каждый год. Я жалею только об одном, что я 3 года назад не поверил Маше Прокопец.

Олег Гончаров:

Я так понимаю, что это заряжает Вас не дюжей энергией, потом с новыми силами возвращаетесь и опять формируете изменения в стандартах обслуживания покупателей, походов к обучению и формированию системы мотивации, ведь это же все ради этого, чтобы у главного собственника тоже была энергия, которой бы он делился со своими коллегами, друзьями и единомышленниками.

По традиции, я бы хотел попросить, чтобы Вы дали некие рекомендации нашим слушателям, а среди них собственники, управленцы аптечных сетей, заведующие, даже первостольники, на что обратить внимание, потому что год 2021 уже близится к финалу, и осталось не так много, впереди следующий год, какие дадите рекомендации?

Алексей Егоров:

Я дам рекомендации собственникам небольших аптечных сетей. Первое – ничего не бойтесь, второе – никогда не сдавайтесь, если у вас не хватает на все ресурсов, отдайте часть опций на аутсорсинг тому, у кого это получается хорошо, а может, даже лучше всех. Креативьте и повышайте лояльность своих покупателей, стройте максимально доверительные отношения и почаще общайтесь с лидерами фармрынка, заряжайтесь от них новыми идеями, внедряйте эти идеи, и все у вас будет хорошо.

Олег Гончаров:

И в финале – стих.

Алексей Егоров:

Про любовь:

Удивительно, Вы рядом, больше в доме никого.

Больше никого не надо и не нужно ничего.

За окошком хлопья снега, в Вашей комнате тепло.

Нас сюда теченьем века вдруг случайно занесло.

Вы прекрасны и невинны, ни о чем наш разговор.

В эту зиму ночи длинны, только этот вечер скор.

Вы предложите мне чаю, я совсем не откажусь.

Просто так сижу, решаю, но сказать я не решусь.

Как сказать, как Вы прекрасны, Нет на свете таких слов.

Вы сейчас над мною властны, Вы – богиня моих снов.

Вы тихонько улыбнетесь уголками милых глаз.

Надо мною посмеетесь, мол, слыхала я не раз.

А потом наше дыханье будет слушать тишина.

Я пойму при расставаньи – Вы все же любите меня.

Олег Гончаров:

Спасибо огромное, как я обещал, общение с этим человеком – это процесс разрушения границ, он не перестает нас удивлять, и даже на эфир он пришел с книгой в надежде, что у нас будет прямая связь со слушателями, но у нас этого нет, поэтому эфир можно будет комментировать, и для тех, кто будет максимально активен, вам уготован приз, это книга с автографом автора. Спасибо большое, Алексей, и вам, друзья, до новых встреч, всего вам доброго.