Компетенции коммуникатора

Фармакология

 

Олег Гончаров:

Друзья, коллеги, единомышленники, и снова здравствуйте, канал Mediametrics, программа «ФармаЛогия». И тема нашей сегодняшней встречи – компетенции коммуникатора. Тема сложная, многогранная, интригующая – коммуникация, общение, мы по-разному называем, наверное, один и тот же процесс, хотя, может быть, есть и разница между коммуникацией и общением, с этим как раз и попытаемся разобраться. У нас долгожданная гостья Ольга Юдина, коуч лидеров, ментор, супервизор, тренер, совладелец «Территории инноваций», и что мне особенно нравится – кандидат филологических наук.

Коммуникация и общение – это два разных слова или одинаковые? Лично мне больше нравится слово общение, потому что между людьми возникает общение, когда между ними есть что-то общее. Есть разница между этими понятиями или они абсолютно идентичны?

Ольга Юдина:

Раз уж Вам так нравится, что я кандидат филологических наук, мне придется отвечать совершенно по-ученому, как эксперту в этой теме. Если в живом языке – в любом, и в русском тоже – существуют два синонима, то есть практически одно и то же они могут означать, но все равно есть какая-то разница, живой язык не потерпит двух абсолютно одинаковых слов. И если кажется, что они имеют одинаковые значения, надо смотреть, как они употребляются, а употребляются они действительно по-разному, еще происхождение может быть разное.

Общение – слово славянское, русское, а слово коммуникация пришло к нам из латыни, и у них есть общее значение, оно передается в слове общение. Общение не зациклено на какое-то специальное употребление, оно будет понятно всем носителям русского языка, а слово коммуникация очень строгое, и оно обычно употребляется, если по-простому говорить, в более наукообразных текстах, помечено в словарях «спец», то есть это специальное слово, используется в специальный текстах. И еще у коммуникации есть другое значение – это соединение, связь, например, коммуникация между двумя точками на карте, железные дороги и так далее, это все тоже коммуникации, поэтому там слово общение никак нельзя применить. Происхождение корня в латинском языке такое же, как в русском слове общение, commun – общий корень слова коммуникация, я делаю общим, что-то объединяю.

Олег Гончаров:

Уже не осталось профессий, где бы от участника этого действия не требовались бы социально-коммуникативные компетенции. Слушая Ваше выступление на Вашем Телеграм-канале, я прикоснулся к тому таинству, что Вы готовите книгу, она будет посвящена коммуникативным компетенциям. Анонсируйте нам топ-10 самых важных, самых значимых социально-коммуникативных компетенций, и что из этого поддается корректировке и совершенствованию, а что нет, что является даром, что дано свыше, та же харизма – это дар или это то, что можно совершенствовать и развивать?

Ольга Юдина:

Есть ли такие качества коммуникатора или компетенции, которые даны, я счастливчик, и можно ли что-то развить. Я категорически утверждаю, просто потому что я этим занимаюсь, а не потому, что я это где-то в книжке прочитала, и почему я имею право так утверждать – с 2008 года как минимум я веду тренинги по ораторскому мастерству и публичным выступлениям, это коммуникация, это общение с аудиторией. С 2013 года я пошла в профессиональный коучинг, а это уже больше коммуникация тет-а-тет, межличностная, то есть этими вопросами я бесконечно занимаюсь как минимум с 2008 года. И я со всей ответственностью утверждаю, что все можно развить, я вижу, как люди, не обладая никакими заранее способностями, очень хотят это сделать и развивают.

Я не буду приводить примеры, потому что мне эти люди не давали разрешения, надо было заранее у них спросить, и пока они не самые известные, а из ярких примеров, которые можно погуглить, посмотрите историю Демосфена, это один из величайших ораторов всех времен и народов, и ему совершенно не было дано вообще ничего, он боялся жутко толпы, дергал плечом, шепелявил, картавил, но у него стояла задача – он должен был защищать свое имущество, у него умер отец и нужно было доказать свое право на обладание имуществом. И он брал уроки у своего знакомого древнегреческого актера и упражнялся, набивал полный рот камней, выходил на берег моря, перекрикивал шум волн, вешал меч – он дергал плечом, а тут меч его колол. И не обладая никакими талантами, человек остался в истории как один из самых классных ораторов, это просто яркий пример, про который можно подробнее прочитать. Кто хочет, тот может – это тоже одна из моих любимых пословиц.

Если говорить про бизнес, не приводить легендарные примеры, то сейчас же тенденция в бизнесе, хоть в фармацевтическом, хоть в производственном, что в HR-службах фокус внимания не на то, чтобы убрать недостатки или развивающие истории: у тебя этого недостает, давай-ка ты это будешь развивать, а на том, чтобы ты шел, усиливая свои таланты, сильные стороны, дарования. И я хочу здесь вспомнить цитату, я очень ее люблю, ее мне подарила моя коллега Вероника Водохлебова, профессиональный психолог по образованию. Она как-то писала диплом, и мне очень нравится та обратная связь, которую ей дала научная руководитель. Диплом был посвящен тому, каким следует быть воспитателем в детских садах. Это был еще рукописный черновик, она его приносит весь исчерканный красным, и научный руководитель, очень пожилая, умудренная педагогическим, жизненным и научным опытом, возвращает и говорит: «Деточка, нужно развивать достоинства, недостатков и так недостает». Вот это то, про что я говорила, то есть они есть у всех, мы коммуницируем с самого рождения, как только видим маму, и это уже коммуникация, то есть у нас есть что-то сильное, как у коммуникаторов. И вот еще чем отличается слово коммуникация от общения, от слова коммуникация есть коммуникатор, но от слова общение нет специального слова.

Олег Гончаров:

Недостатков все равно недостает, надо развивать достоинства, но тогда их надо знать. Какие достоинства должны быть, или они уже есть, но человек еще об этом не догадывается, ему надо просто у себя обнаружить и развивать, если мы говорим о некоем перечне социально-коммуникативных компетенций.

Ольга Юдина:

Здесь, друзья, тоже небольшая преамбула. Конечно, я не хочу, чтобы мое утверждение воспринимали совершенно категорично, я вообще очень не люблю категоричные высказывания, я только хочу, чтобы мы обратили внимание на то, что мы не можем двигаться вперед, зная только свои недостатки и бесконечно ставя себе задачи по развитию. А за счет чего мы будем это делать? Надо опираться на что-то сильное, на достоинства, которые у нас есть, и ставить себе задачи. Моя фраза про достоинства или сильные стороны звучала лишь для того, чтобы вы, осознанно зная свои сильные стороны, осознанно на них опирались и ставили задачи.

Сейчас я хочу ответить на вопрос Олега, мне не хочется дать вам список, мне хочется подарить вам такую модель, которая позволит вам наполнять ее совершенно своим содержанием, потому что качеств, компетенций, навыков коммуникатора очень много, и это зависит от той роли, в какой вы осуществляете коммуникацию. Я понимаю, что у нас «ФармаЛогия», но я хочу, чтобы мы шире посмотрели на тему коммуникации, а не только зацикливались на нашей профессиональной роли. Если я первостольник, то я фармацевт, провизор, специалист, ко мне приходят и за советом, и за тем, чтобы я помогла лекарства или подобрать, или отпустить, или еще что-то посоветовать, и это моя роль, провизор, фармацевт. Но при этом я родитель, это другая моя роль, и там другой набор качеств может быть, где-то одни и те же будут пересекаться, а где-то дополняться новыми навыками, качествами, умениями, способностями.

Я руководитель, это вообще другая роль, и у меня спектр коммуникаций совершенно другой, гораздо более широкий, чем у рядового сотрудника. Я мотивационный спикер, это совсем другая роль, и у меня другой набор коммуникативных навыков, компетенций, качеств. Или я непослушная дочь, это тоже роль, но это как я себя осознаю, может быть, я себя не вижу непослушной, а мама или папа видит.

Я сейчас специально расширяю этот диапазон, потому что ответить на вопрос просто абстрактно кто такой хороший коммуникатор почти невозможно, но я постараюсь. Благодаря Вашему вопросу я думала – может ли быть универсальный набор, но я хочу вам дать такой инструмент. Не только я автор, назову еще моих коллег, я не претендую на то, что это какая-то гениальная история, но она очень удобная, для того чтобы ее наполнять своим содержанием, мы проверили – она прекрасно работает. Мы обучаем коучей, тренеров, проводим стратегические сессии, в Алросе у нас прошло уже три, в Москве, в Новосибирске, в Мирном, и прямо на руднике было обучение. Я не буду сейчас долго доказывать, что мы ее все время апробируем и наполняем разным содержанием, она про коммуникацию, потому что все тренинги так или иначе про коммуникацию.

В чем смысл? Нам видится – мне, Ольге Юдиной, Веронике Водохлебовой и Наталье Майоровой, она тоже профессиональный коуч и психолог по образованию, и мы долго все изучали и поняли, как обучать людей и не давать им абстрактные списки, с которыми непонятно что делать, которые невозможно заполнить, потому что они огромные, и как подступиться к этой теме, чтобы стать хорошим коммуникатором, причем в разных ролях, как это все оформить и систематизировать. И у нас родилась модель, в ее основе очень много всяких предшествующих теорий, поэтому мы не претендуем на то, что это что-то гениальное. Как и все сейчас рождается, просто что-то соединить, что уже существует и хорошо работает, лучшие практики.

Модель называется простым русским словом «Будь», и это не случайно, оно по первым буквам названия секторов – «Быть», «Уметь» и «Делать». Сейчас я перехожу к тому, что мы ее изображаем в виде кружка, и он разделен на 3 сектора – быть, уметь и делать. Почему мы начинаем всегда с «Быть»? «Быть» расположите там, где вы считаете в этом круге начало, обычно это левый верхний угол, как по часовой стрелке, точка старта, слева направо и сверху мы привыкли по кругу мыслить, но у вас могут быть и свои начала. И почему мы начинаем с «Быть»? Определите, в какой роли я создаю эту модель для себя, то есть я отец, я дочь, я руководитель, я провизор, я тренер, я коуч и так далее. И я хочу задать вам 2 вопроса – какой вы сейчас, и дальше ваша роль как руководитель, как провизор, и это ваше текущее состояние, это сектор «Быть». Здесь нет неправильных ответов, что ответите, то ответите, я не буду даже вам предлагать варианты ответа, просто ваш ответ.

Следующий вопрос – каким вы хотите быть в этой роли как руководитель, как родитель, как учитель, как тренер, как спикер, как провизор, как суперпрофессионал в своей области. И мы принципиально начинаем с сектора «Быть». У нас уже было 6 эфиров про доверительную коммуникацию, а сейчас мы вышли шире в эту тему, вообще про коммуникацию, и несмотря на то, что у нас были детальные инструменты, все равно я все время возвращалась к тому, что самое важное – какой вы, и тогда ничего не нужно, вот эта искренность и вера в людей, искреннее желание быть им полезным, и не надо никаких инструментов.

Здесь такая же история, почему мы начинаем в обучении качествам эффективного коммуникатора именно с сектора «Быть», мы не даем вообще никаких инструментов, мы просто учим мониторить какой я, любые ответы правильные. Каким я хочу быть, только вы знаете, вы взрослые люди, какими вы хотите быть как коммуникатор, больше никто за вас не решит. И здесь может быть список качеств, тот же самый харизматичный, уверенный, это могут быть целые предложения, а не прилагательные. То, какой ты, будет рождать уметь – то, что ты умеешь делать, будет прямо оттуда ответ, и что ты должен уметь, чтобы быть таким, делать, оно будет не наносное, а именно ваше. Можете этот сектор потом заполнить, если я хочу быть таким, то тогда что мне нужно уметь, и что я должен конкретно делать, чтобы быть вот таким.

Когда мы исходим из такого подхода, начиная с бытия, с того, какой я, и ответы какие инструменты мне нужны, чему поучиться – только у вас правильные, больше ни у кого. И тогда это легко можно развить, пойти на тренинг, есть ораторские, личные консультации по ассертивности – это та же самоуверенность, когда ты не нарушаешь чьи-то границы, по тому, как задавать вопросы, если у вас в секторе «Делать» будет задавать вопросы, я должен задавать вопросы. Или слушать в секторе «Делать», тогда что я делаю, если я такой? Да я просто слушаю сначала. И тогда тоже куча хороших тренингов, где учат активному слушанию. Поэтому мы принципиально начинаем с «Быть».

Олег Гончаров:

То есть некий самоанализ, потом формирование целей, даже намерений, дальше мы понимаем, что нам не хватает, это опять же наше размышление, и мы для себя определяем делать.

Ольга Юдина:

Сразу должна сказать – мы стартуем с сектора «Быть», а дальше у вас может быть хаотично, и тут тоже нет правильных ответов. Вы считаете, что это у вас в секторе «Делать» – пишите то, что вы делаете. Приведу свой пример, как я вижу эффективного коммуникатора. Где-то вы считаете, что это умение, но мы сейчас не на педфаке, чтобы умение отличать от навыков, это разные вещи, но принципиально уметь и делать заполнять из сектора «Быть». Можете чередовать «Уметь» и «Делать», можно сначала «Делать», потом «Уметь», но главное – начать с «Быть», какой я сейчас и кем я хочу быть. И когда вы заполните эту модель, потом скажу, что делать с ней, то есть про сильные стороны, как на них опираться, но сначала я хочу ее наполнить, как я вижу.

Олег Гончаров:

Прошло уже много коммуникаторов, которые хотели быть великими, успешными и уверенными, и наверняка есть какие-то схожие у них цели и устремления, и отсюда рождается некий рейтинг, чтобы он послужил ориентиром. Понятно, что мы люди взрослые, по-своему это все переосмыслим, для себя поставим те или иные задачи. Но я не претендую, что Вы сейчас скажете некие эталоны решений, давайте назовем это просто пример.

Ольга Юдина:

Дорогие слушатели, просто пример, и модель каждый раз для разных тренингов наполняется. Я люблю ее, потому что она про вас, и она наполняется для каждого личным содержанием, это правда очень важно в обучении взрослых людей и в их развитии. А еще здесь очень важно, что я сама постоянно в размышлениях и ее меняю, может быть, через полгода уже приду с другим наполнением по сравнению с тем, что сейчас сказала.

Поскольку это гибкая история, софт скиллс, мягкие навыки, всегда очень живой процесс, и как я сейчас вижу, а вы можете с этим соглашаться или нет, но пример правда нужен, как я наполняю модель, чтобы у вас запустились свои процессы. Анализирую абсолютно разных людей, представителей разных бизнесов, и тех, кто приходит учиться на профессиональных коучей, кто берет консультации по ораторскому мастерству и так далее, я могу наполнить сейчас, и Вы просили топ-10 составляющих модели.

Начинаем с сектора «Быть», и последовательность не важна, это не значит, что я скажу первое, оно именно первое, а дальше составляющие имеют поменьше значимости. Нет, просто каким я начинаю быть, у меня здесь прилагательные. Быть открытым – невероятно важно для человека, чтобы он стал успешным коммуникатором, потому что это открытость новому опыту, и когда у тебя есть шоры, то ты вообще не замечаешь, что оказывается, человек может вести себя не так, как ты привык думать в своей картине мира.

Хочу свежий пример привести, как раз связанный с медициной, – я буквально на днях водила младшего сына к офтальмологу, обнаружились некоторые проблемы, и она в конце приема дает такое направление, оно на столе, мне надо было сфотографировать. Я очень быстро профессионально воспринимаю информацию, уже прочитала и хочу задать ей вопрос, потому что 1 и 2 пункт, на мой взгляд, заменены местами, то есть надо сначала 2 пункт лекарства принимать, а потом 1. У меня возник вопрос, я захотела уточнить. Задаю вопрос, и у нее в голове картина такая, что невозможно так быстро прочитать, она мне говорит: «Вы прочитайте. – Я уже прочитала. Там 4 пункта, первые 2 – это лекарство, 3 – зарядка для глаз. У меня вопрос по подследственности пунктов».

Гибкость – следующий навык или качество, это развиваемые истории, ты откройся к тому, что может быть совсем не так, как ты думаешь. Я не хочу сейчас хвастаться ни в коем случае, но просто люди действительно разные, где-то я буду тормозить, у меня проблема выйти и войти в дверь, я могу стоять и тупить, а у кого-то это не проблема, он может возмущаться я вместо того, чтобы спросить в чем дело, почему я стою перед дверью. Я, конечно, решаю свои проблемы с дверьми как могу, я попадаю куда хочу, но, может быть, не так быстро, как другой. Если ты просто открыт к тому, что у кого-то могут быть проблемы с этим или наоборот, кто-то так быстро считывает информацию, то тогда у тебя не будет этого дисконнекта, потери доверия.

Итак, я назвала 2 качества – быть открытым и гибким, гибким в реакциях, возвращаясь к первому примеру, если ты видишь, что человек хочет задать вопрос, позволь ему задать, не иди по своей матрице, как ты привык всем родителям одно и то же повторять, как робот. Это сложнее, я предвижу ваши вопросы и напряжение, все время мониторишь, получаешь обратную связь от другого человека, ты напрягаешься, смотришь на его поведение – но такая наша профессия из разряда человек-человек, любая профессия, где есть общение.

Третье, и мне кажется, это невероятно важно развивать в детях, надо быть эмпатичным, это про то, что уметь понимать, это тоже развиваемая история, что чувствует другой человек и понимать его состояние. Причем эмпатия – это про совершенно разные состояния, и про позитивные, положительные эмоциональные состояния, и про негативные, в отличие от сострадания, сострадание – это только про негатив, и там большая разница эмпатии. Я не призываю к состраданию, это нечто более духовное, мы сейчас берем простые истории, это не значит, что я против, просто это следующий этап, и сострадание – это когда ты себя не отделяешь, то есть ты погружаешься в эту историю. Горе – это отрицательное, а эмпатия – ты просто понимаешь, что с человеком происходит, но ты понимаешь, что ты отдельно, а он отдельно, это его эмоции, ты понимаешь, можешь их разделять, но не срастаешься с ним и его состоянием, вот эта разница.

Олег Гончаров:

Когда я смотрю на ситуацию глазами человека, не надо слушать его слова, надо понимать его идею, его мотивацию, с которой он пришел. Правильно ли я понял, что эмпатия порой, если она развита в человеке, позволяет более гибко работать? Часто же бывает ситуация, пришел человек и матерится, не всем нравится, а если мы к нему испытываем эмпатию, то мы не слушаем это, мы понимаем, какая у него внутри эмоция, переживания, и нам так проще ему помочь.

Ольга Юдина:

Может быть, такая среда, в которой он вырос. И сразу шоры, раз он матерится, значит плохой, и пошли оценки. Это нормально для человеческого поведения, оценки, интерпретации, а если ты открыт – что дальше, что он хочет сказать, он бывает не виноват. Я не говорю, что нужно материться, тем более, я культуру речи вела в разных вузах, но что он хочет сказать. Сейчас ему нужна помощь, если мы сейчас конкретно говорим про медицинскую сферу, он сейчас себя не изменит. Послушай, в каком он состоянии, вот это эмпатия, она развивается именно в детстве, во взрослом состоянии это очень сложно сделать.

Олег Гончаров:

То есть это талант, который закладывается в детстве.

Ольга Юдина:

Это точно навык, его можно развить, но почему-то у меня такое ощущение, что это проще делать с детства, потому что во взрослом состоянии сложнее. Все можно, но в детстве это легче.

Четвертая составляющая сектора «Быть» – это быть внимательным. Они все друг с другом связаны, то есть вы можете называть это своими словами, вы можете объединить открытость и внимательность, если для вас это одно и то же, для меня это разные вещи, поэтому я их отдельно произношу.

Олег Гончаров:

Чем внимательность отличается от открытости?

Ольга Юдина:

Открытость – это то, что ты никак не прогнозируешь варианты развития событий, то есть у тебя нет шор в голове, что если, то… У нас в мозге есть такие связки, я сейчас просто нейробиологией увлекаюсь, даже знаю, какие отделы отвечают за это. И нет этих связок, ты просто открыт к тому, как развиваются события, и наблюдаешь, а внимательность – это тоже наблюдение, но…

Пример приведу, я специально привожу не только из аптечных историй примеры. Сегодня я могла бы быть внимательнее и могла бы больше получить от коммуникации, такой вроде бы простой, бытовой, но так много дающей сердцу, до слез пример. Сегодня с утра мой старший сын сдавал ЕГЭ по русскому, и у меня еще было некоторое время, я зашла за кофе в кондитерскую, а на входе стояла бабушка, она говорит: «Вы можете мне купить пирожок, я из церкви, и мне хочется чаю». Я купила ей пирожок, какой она хотела, для меня проблема в том, что она начала меня благодарить, а у меня 15 минут, мне бежать в машину и дальше ехать по делам, и она благодарит, смотрит на меня, чувствую, что человек хочет дать, но у меня время. И я очень скукожила тему ее благодарности и побежала, села за столик, выпила кофе, а потом осмыслила, думаю: Боже мой, это максимум минуту бы продолжалось, она ведь искренне благодарила, она что-то давала, вот это тепло человеческой души, где я сегодня еще его получу, а бабушка поблагодарила, это обмен энергиями, а я этот ценный момент скукожила. Может, мне вообще кто-то ее с неба послал, чтобы я вспомнила о своих бабушках, а если бы я была внимательной, это про наблюдение, какая я – внимательная и наблюдательная. Если бы я не была в своих процессах, не думала, да успела бы я выпить кофе даже за рулем, а посмотрела бы на бабушку, как она на меня смотрела, что ее глаза говорили, я бы больше получила, она меня поблагодарила, это так приятно. Я сейчас не про гордыню вовсе, просто тепло человеческого общения, а вот внимательности мне сегодня не хватило. Итак, 4 как минимум – быть открытым, быть гибким, эмпатичным и внимательным, это в секторе «Быть».

Олег Гончаров:

А в секторе «Уметь»?

Ольга Юдина:

Там я не буду говорить через примеры, потому что мы уже 6 эфиров этому посвятили, например, вызывать доверие и доверять другим. Один из вопросов, который Вы мне задали еще до эфира, что сейчас самое важное, особенно в наше непростое время, усугубленное политическими, историческими событиями, пандемией. Я считаю, что доверие, умение доверять и вызывать доверие – это ключевая история, то есть надо уметь доверять, но доверие – это сейчас самая золотая валюта общения. Нет доверия – не будет договоренностей, будут обманы. И тут еще очень важно не только уметь вызывать доверие, способствовать, создавать его, но и поддерживать, а еще вообще большой вопрос – на самом деле это работает и в обратную сторону, если я сам не открыт миру, если я сам не верю людям и не доверяю, то и мне не будут, это работает как брать и давать.

В секторе «Уметь» еще управлять эмоциями, эмоциональный интеллект. Это вообще отдельная тема, но это качество маст хэв, которое должно быть для классного коммуникатора, мы все живые люди, и мы должны уметь владеть своими эмоциями, невозможно управлять чужими эмоциями и влиять на эмоциональное состояние других.

Олег Гончаров:

Пандемия нам очень ярко показала, что это неотъемлемая часть нашей жизни, когда люди вынуждены были спрятаться по норкам, они явным образом ощутили недостаток эмоций других людей, потому что мы же стадные существа, мы живем вместе с людьми, и мы хотим их чувствовать, мы хотим их понимать, и эта тема одна из самых популярных сейчас.

Ольга Юдина:

Это один из ключей успешной коммуникации, помимо доверия. Остальные менее яркие, но тоже очень важные, они не звучат в топе, но я их сейчас хочу вынести. Понимать потребность другого или намерение, потребность – более бизнесовый язык или психологический термин, намерение мне кажется простым словом, или потребность, потому что если ты входишь с кем-то в общение, ты зачем-то же входишь, ты что-то у кого-то хочешь попросить или понять что-то, а для этого нужно понимать, чего он хочет. Это тоже отдельная и очень интересная тема, и раз это умение, этому тоже можно научиться, развить в себе, потому что я утверждаю, что научиться можно всему, главное хотеть.

И последнее в секторе «Уметь» – уметь осознавать. Сейчас все твердят слово осознанность, я люблю найти синонимы, чтобы не твердить, как попугай, одно и то же, но я затрудняюсь кроме слово осознанность или уметь осознавать как-то по-другому мысль выразить, и что я вкладываю в это умение осознавать, причем осознавать себя в этой коммуникации, в этом диалоге или поле, если у вас с аудиторией общение, других, если их много, или другого, если он один, и то, как развивается ваш диалог.

Обычно есть какая-то тема, если мы говорим о более деловых встречах, кстати, бытовые истории тоже здорово бы осознавать, зачем ты задаешь кому-то вопрос, зачем ты звонишь. Я часто себя ловлю на этом, я хочу кому-то позвонить – а зачем, с какой целью я хочу сообщить человеку эту информацию, она ему сейчас будет полезна или я сейчас терзаниями из серии «пожалейте меня» отвлеку, а ей это надо сейчас или нет? Вот это осознанность, то есть это умение осознавать себя в моменте и умение понимать. Понятно, что мы 100 процентов не можем за него осознавать, но понимать, и это напрямую связано с эмоциональным интеллектом, что с другим происходит и как развивается тема диалога. И это очень связано с умением понимать, выяснять потребность, говоря бизнес-языком, или намерения человека, его мотив коммуникации.

Вспоминайте наш сектор «Быть», все вещи, о которых я говорю, связаны, я наблюдаю, и это тоже осознанность, как он изменяется, я осознаю, что с ним происходит, и со мной происходит, и с темой. И когда я осознаю, я могу сделать очень эффективные реакции на то, что происходит, то есть я не реактивно реагирую, как из биологии или психологии стимул-реакция, и там нет промежутка между осознанием, то есть между выбором наиболее эффективной реакции, а когда есть этот промежуток, это и есть осознанность, то есть я осознаю и из множества вариантов, их всегда много, как я дальше поступлю, я выбираю. Получается 8 в секторе «Уметь» – вызывать доверие, доверять другим, понимать потребность, намерения или мотив, осознавать и управлять эмоциями. И остались 2 из сектора «Делать».

Олег Гончаров:

Слушая Ваши размышления про осознанность, я вспомнил фразу Бернарда Шоу: «Если у меня есть яблоко и у вас есть яблоко, я вам даю свое яблоко, вы мне свое, то у нас у каждого остается по яблоку. Но если у меня есть какая-то идея, и у вас есть какая-то идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у нас у каждого уже по две идеи». Когда у меня есть понимание потребности другого, его идеи, осознанность моих намерений, происходит взаимообмен общения, у нас возникает что-то общее, это уже удваивается. А теперь сектор «Делать», это самое конкретное состояние.

Ольга Юдина:

Олег сейчас важный момент подчеркнул – у каждого будет где-то своя сложность, частично в «Быть», неважно, в этом достоинства модели, она у каждого будет своя. Два момента – активно слушать в секторе «Делать» и задавать вопрос. Это маст хэв, обязательно активно слушать, неважно, что во-первых, во-вторых, просто делайте это. Опять же, можно развить, есть куча тренингов, куча прекрасных книг. И задавать вопросы, качественные, открытые, которые проясняют, не закрытые, которые предполагают ответы да и нет, конечно, если нужно уточнить, мы задаем закрытый вопрос, а здесь именно открытые, сильные вопросы, которые дают другому пространство, для того чтобы дальше его слушать. И вот он, топ-10.

Олег Гончаров:

Прекрасно, но мы прикоснулись только к вершинке айсберга, и по каждой отдельной истории можно встречаться и не раз, разбирать на молекулы. Когда Вы рассказывали топ-10, ответили на следующий мой вопрос, потому что мне хотелось спросить – а должен ли быть у каждого свой коммуникационный стиль? Когда Вы предложили эту модель «Быть», «Уметь», «Делать», я понял, что Вы на этом просто настаиваете, что каждый должен у себя обнаружить и развивать, потому что недостатков всегда недостаточно, найдите свое сочетание, свои внутренние таланты и развивайте их.

Ольга Юдина:

Посмотрите на модель, если вы ее сейчас заполняли, можете заполнить своим содержанием, не моим, вы знаете, как это делать, и она сама вам покажет. Поверьте, я сейчас не брежу и это не волшебство, просто на нее посмотрите, и они на вас сами посмотрят, может быть, целый сектор, что является вашей сильной стороной, ответьте себе на вопрос, глядя на модель – что является моей сильной стороной. Это может быть целый сектор, это могут быть отдельные составляющие из разных секторов, неважно, у каждого будет свое, подчеркните и выделите, как вам удобно, это ваши сильные стороны. Это значит, оно у вас есть, вы взрослый человек, кому-то не надо учиться вызывать доверие или не надо уметь слушать, а кому-то надо, и это следующий мой вопрос, посмотрите на модель «Будь» и отметьте максимум 2, больше не надо, дальше слишком много зон роста, 1-2 зоны роста, что на вас смотрят из модели, это не целый сектор, а что-то конкретное, что я хочу развивать.

И последний вопрос – в чем волшебство модели, хотя я не сторонник слова волшебство, но просто сделайте и увидите, что это работает, а так вы бы остались традиционно со списком мои сильные стороны, мои зоны роста. А в чем волшебство? Она же круглая, она цельная, и я задаю третий, самый сдвигающий вопрос – теперь посмотрите совсем новым взглядом на нее, забудьте, что вы там отмечали, просто на этот список, на эту модель, откуда у вас идет. Это может быть целый сектор, это могут быть разные составляющие из разных секторов, ваша энергия действий, чтобы стать эффективным коммуникатором, это может быть вообще что-то третье, так она работает. Берите, пользуйтесь, модель «Будь».

Олег Гончаров:

Хоть у нас и программа «ФармалЛогия», все равно большинство специалистов, работающих в аптеках, это же девочки, и многие из них заботливые матери, поэтому я думаю, что этот вопрос всех интересует. Хочется от Вас услышать какие-то рекомендации – какие таланты, какие коммуникационные компетенции нужно развивать с самого раннего детства, чтобы помочь своим деткам быть успешными и счастливыми?

Ольга Юдина:

Моему старшему 17 лет, а младшему 5 лет, скоро 6, и поскольку я не психолог по базовому образованию, но у меня хорошая новость – у меня в окружении практически все психологи, и чтобы выглядеть более убедительной, я проконсультировалась, правильно ли я мыслю. И мы абсолютно совпали с моей коллегой, она детский психолог, я говорю: «Вероника, я правильно думаю, что с 5 до 8 – тут очень важен возраст, – когда игры очень осознанные, эмоциональный интеллект?» Она говорит: «Да». Его развивают в основном в быту, то есть не надо специальные тренинги, книжки, а ситуации про то, как ты думаешь, что ты чувствуешь, разбирать и учиться называть эти чувства и состояния правильными словами. Вот это называется радость, ты сейчас наступил на мою мозоль, а мне сейчас больно, или мне сейчас воспитательница сказала про то, что ты мальчика закрыл, и это реальный случай, в спальне в детском саду, и мне сейчас горько, а что такое горько? И это эмоциональный интеллект, но есть и специальные игры. Многие знают психолога Юлию Борисовну Гиппенрейтер, у нее есть игра, мы со старшим играли, с младшим начинаем, эта игра про развитие эмоционального интеллекта. На карточках, на ситуациях встраивается в человека понимание про состояние эмоций своих и чужих. Еще есть замечательная книжка, моя студентка, которая училась коучингу, Ксения Вагнер, я не люблю слово студентка, потому что это самодостаточные люди, очень образованные, они просто приходят и становятся профессиональными коучами. Ксения Вагнер написала книгу, она профессиональный журналист, была редактором глянцевого журнала, называется «Люся и Степка в мире эмоций», она бестселлером скоро станет. Эта история бесконечная, с детства и дальше нет предела совершенству.

Олег Гончаров:

Спасибо большое, Ольга, думаю, что наши встречи станут регулярными, тема интересная, многогранная, очень глубокая и актуальная. Напоминаю, с нами была Ольга Юдина, коуч лидеров, ментор, супервизор, тренер, совладелец «Территории инноваций», кандидат филологических наук. Спасибо Вам и спасибо вам, уважаемые зрители, слушатели, за то, что все это время были с нами, всего вам доброго, до свидания.