Андрей Реутов:
Добрый вечер, дорогие друзья, время для очередного выпуска «Мозгового штурма» на канале Медиадоктор. За окном настоящая непогода, но в нашей маленькой студии, как всегда, уютно и комфортно, в том числе и с точки зрения душевного комфорта. Могу предположить, что одним из компонентов является эмоциональный интеллект нашего гостя Армены Аракеловой, талантливого психолога, психотерапевта, который регулярно приходит к нам в студию, для того чтобы поделиться своими колоссальными знаниями. И сегодня мы обсудим такой интересный и насущный термин, как эмоциональный интеллект, как он может помочь в нашей жизни, даже с нашим здоровьем.
Армена Аракелова:
Для многих людей сегодня выпавший снег был неожиданностью, кто-то искренне рад, но большинство тех, кого я знаю, разочарованы, потому что как так, мы так не договаривались, только вчера мы ходили в осенней одежде, а сегодня неожиданно снег. И даже словить свое разочарование, грусть по этому поводу и обдумать ее, не нести ее в отношения, на работу, в коллектив, к детям, в любые отношения, когда мы не можем отследить свою эмоцию, когда мы не можем ее переварить, переработать, чаще всего она у нас обязательно выплескивается в негативном контексте на окружающих людей, это и есть один из аспектов эмоционального интеллекта — как улучшить взаимоотношения с окружающими, понять, что именно меня сейчас заставляет грустить, быть разочарованным, злиться, и, поняв эту эмоцию, не нести ее в другую коммуникацию. Это очень большая проблема, казалось бы, банальная вещь, но на самом деле у нас не то, что физическое состояние многие люди не могут отследить, например, когда человек голодный, замерз или уставший, у нас среднестатистический возраст по России 3-6 лет, в этом возрасте дети часто не понимают, когда они голодные, когда замерзли, когда хотят спать. Если мы не можем отслеживать даже свое физическое состояние, то что говорить про эмоциональный фон. Поэтому очень важная тема, которую мы сегодня будем обсуждать.
Андрей Реутов:
У всех на слуху исходно был термин IQ, когда ты устраиваешься на работу, спрашивают IQ, характеристики. Почему наша сегодняшняя тема стала актуальной, насущной, все больше и больше набирает обороты, термин же не совсем новый, еще с 1990-х годов? Почему сейчас такой расцвет? Меняется состояние, мировоззрение людей, они начинают осознавать?
Армена Аракелова:
Термин эмоциональный интеллект был открыт в 1990-м году, в нашем социуме и в западных странах это наращивает обороты, многие компании широко используют, имеют в штате психологов, которые занимаются развитием эмоционального интеллекта, HR-отдел занимается этим с сотрудниками. Но в широком смысле слова сейчас очень большая активность, потому что широкая доступность литературы, исследований, статей, и люди понимают, что это важный аспект. Есть такое выражение, что IQ поможет вам устроиться на работу, а эмоциональный интеллект поможет вам сделать карьеру. Навыки, знания, дипломы, опыт работы, умение анализировать, решать задачи помогают пройти собеседование, но устояться в коллективе, уметь выстраивать связи, коммуникацию с коллегами, как горизонтальную, так и вертикальную, с руководством, подчиненными — здесь не то что небольшое, но гораздо меньшее значение имеет IQ, чем эмоциональный интеллект.
Андрей Реутов:
Тема нашего эфира — почему зачастую достаточно умные люди работают под начальством не очень одаренных. Ты встречаешь одноклассника, он директор крупной фирмы, большой штат, и ты вспоминаешь, что он на тройки учился в школе, никогда звезд с неба не хватал. Что это, ему повезло в жизни?
Армена Аракелова:
Скорее всего, этот человек обладает не очень высоким IQ, либо он его не проявлял во время учебы в школе, но он обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, а это способность к адаптивности, способность понимать эмоции свои и других людей, способность вовремя что-то сказать, понять настроение, это очень важно в части переговоров, партнерских взаимоотношениях — уловить момент, когда нужно о чем-то поговорить, договориться. Мы сегодня будем говорить про компоненты эмоционального интеллекта, все эти аспекты как раз в него и входят. Мы не знаем уровень эмоционального интеллекта этого одноклассника, но смею предположить, что он у него достаточно высокий. Есть статистика, что люди с уровнем IQ выше 130, а это очень высокий уровень, работают на людей, у которых уровень IQ меньше 100, отличники работают на троечников благодаря тому, что у них развит эмоциональный интеллект.
Андрей Реутов:
Меня поразил факт — треть людей из списка Форбс не имеют определенных сертификатов.
Армена Аракелова:
Не имеют университетского диплома, и даже те, кто имеют, зарабатывают на 140 миллионов долларов в год меньше, чем те, кто не имеют диплома, а имеют развитый эмоциональный интеллект.
Андрей Реутов:
Интеллект — настолько широкий, всеобъемлющий термин, и помимо этих двух терминов есть еще другие виды интеллекта.
Армена Аракелова:
Термин эмоциональный интеллект был введен в 1905 году, это способность логически мыслить, решать задачи и так далее. Интересно, что потом был достаточно большой промежуток времени, и только в 1920 году ввели такое понятие, как социальный интеллект — это способность выстраивать социальные связи, коммуникации, делать карьеру. Потом был очень длительный перерыв, и долгое время считалось, что эмоциональный интеллект (есть огромное количество тестов, при помощи которых можно измерить эмоциональный интеллект) — один из самых главных показателей, который необходим человеку, и многие опираются на эти данные. И только в 1990 году был введен такой термин, как эмоциональный интеллект, потому что обратили внимание на то, что люди, обладающие не очень высоким уровнем IQ, почему-то достигают успехов, зарабатывают хорошие деньги, делают карьеру. Этот феномен стали исследовать, и выяснилось, что из двоих руководителей с одинаковым уровнем IQ почему-то один более успешный, с лучшей командой, с более хорошими показателями в прибыли, и стали сравнивать, в чем разница. Выявили закономерность, стали искать этих людей, и выяснилось, что у них есть такие способности, как способность регулировать и понимать свои эмоции, у них даже в головном мозге участки, отвечающие за коммуникативные навыки и за эмоциональные составляющие, более активные, у них лучше адаптивность, меньше заболеваний, психосоматических в том числе, то есть это ряд каких-то данных. Таким образом выяснилось, что все они обладают способностью понимать, распознавать и самое главное регулировать не только свои эмоции, но и эмоции окружающих.
Видов интеллекта много: витальный интеллект, кинетический, есть теория комплексного интеллекта, туда входят математический, внутриличностный, межличностный, пространственный.
Андрей Реутов:
Есть же духовные наставники, к кому ты приходишь за мудрым советом, у них, наверное, духовный интеллект.
Армена Аракелова:
Духовный интеллект, особенно на сегодняшний день, это из области экзистенциальной психологии, это способность человека задаваться вопросами о смысле жизни, о жизни и смерти, причем не только задаваться этими вопросами, но и находить смыслы. Люди, которые говорят о том, что нет смысла в этой жизни, что нам отведено сколько-то десятков лет, зачем эта жизнь, это может быть на этапе проживания экзистенциального кризиса (тема отдельного эфира), но в целом люди, которые несмотря ни на что находят смысл жизни, это люди, которые обладают достаточно высоким уровнем духовного интеллекта. Много разных видов интеллекта, в какую область жизни ни заглянуть, везде есть такой навык.
Уровень интеллекта — это, с одной стороны, врожденное качество, но, с другой стороны, развивать, нарабатывать и получать навык в любой сфере, в любом уровне интеллекта можно всю жизнь, это очень важно понимать, потому что даже IQ — это не уровень ума, как многие думают, а уровень способностей, насколько человек способен к познанию. Точно так же эмоциональный интеллект, мы вообще не рождаемся с пониманием эмоций, это задача родителей, суметь в ребенке развить, и это путь длиною в жизнь, где мы можем совершенствоваться до бесконечности.
Андрей Реутов:
Меня интересовала роль генетики, понятно, что-то в нас заложено, но если это не развивать…
Армена Аракелова:
Были такие исследования, взяли семена сосны и посадили в домашних условиях в горшке, выросла карликовая сосна. К вопросу о генетике — можно получить, вопрос — в каких условиях и как ухаживать.
Андрей Реутов:
Вспомнил цитату из книги: «Детей можно научить, подарив им тем самым возможность эффективнее распорядиться интеллектуальным потенциалом, который им в принципе достался в генетической лотерее», — что-то досталось, а дальше мы это культивируем и развиваем. Интеллект не может быть изолированным, он множественный.
Армена Аракелова:
Многогранная история, потому что только обладая эмоциональным интеллектом, но, например, не обладая кинетическим, витальным и IQ, коэффициентом интеллекта, что интересно, в английской аббревиатуре эмоционального интеллекта нет слова интеллект, emotional quotient, эмоциональный коэффициент, слово интеллект там не учитывается, и там везде коэффициент: витальный коэффициент, цифровой коэффициент, кинетический коэффициент. Но мы это все называем интеллектом, для меня интересная игра слов, мы все это приравниваем как будто к уму, эмоциональный ум, способность распознать и этим управлять.
Андрей Реутов:
Но перед тем, как это все дело распознать и научиться управлять, мне кажется, надо оценить базовый уровень. Как Вы это делаете в своей практике, это шкалы, или Вы просто общаетесь с человеком, читаете по глазам?
Армена Аракелова:
Вопрос со звездочкой, потому что есть очень много противников, как и у любой теории. Мы обсуждали треугольник Карпмана, это тоже одна из гипотез. Что касается эмоционального интеллекта, это тоже неэнциклопедическая, недоказанная теория. Питер Саловэй и Джон Майер разработали в 1990 году, и после того, как сделали исследования, обследовали богатых людей, не очень богатых людей, но очень умных, а после них тоже в 1990-х годах была написана книга «Эмоциональный интеллект», и она стала бестселлером, с чего и стали интересоваться эмоциональным интеллектом.
Появилось много противников, стали говорить, что это хайп, притянутая история, на самом деле это ничем не доказать. Это правда ничем не доказать, у нас нет четких шкал. Самый распространенный тест на определение уровня эмоционального интеллекта, там более 100 вопросов, Питер Саловэй и Джон Майер его создали, но даже он не до конца достоверный. Есть еще версия 360 градусов обратной связи, после прохождения собственных тестов сделать опрос близких людей, коллег, знакомых, родственников, сравнить данные, насколько представление обо мне соответствует тому, как я представляю себя в обществе, среди родственников или коллег. Есть разные методики, но мы это можем отследить по качеству жизни человека.
Андрей Реутов:
Мы говорим о том, что эмоциональный интеллект — это попытка контроля над эмоциями, а если человека взять и ситуационно погрузить в какую-то ситуацию и понять, что он будет интуитивно делать, это можно расценивать как тест?
Армена Аракелова:
Это используют в очень многих компаниях, HR-отделы разрабатывают различные тестирования: стрессовые ситуации, умение взаимодействовать с коллективом, умение быть в стрессе и выживать. Но нет одной определенной методики, которая может сказать, у человека развит эмоциональный интеллект или нет. Тут повторюсь: мы можем опираться на то, доволен человек жизнью или нет, и здесь опять нет четкого критерия, потому что для одного жить одному и зарабатывать 100 000 хорошо, и он счастлив, и тогда мы не можем говорить, что с человеком что-то не так, потому что его ценности, его психотип, ожидания от жизни удовлетворены, и ему достаточно. А другому мало миллиона, мало двоих детей, хочется других высот, карьеры и так далее. Мы опираемся на то, насколько человек достигает желаемого, что ему помогает это сделать.
Как можно определить? Если у человека запрос с критикой на окружение, здесь можно очень условно сделать предположение, что у человека есть над чем работать в плане эмоционального интеллекта. Человек, который приходит и говорит, что у меня есть внутренние проблемы, я хочу их решать, чтобы лучше взаимодействовать, лучше коммуницировать, лучше понимать себя, здесь можно говорить о том, что есть перспективы, и потенциал гораздо более высокий в плане развития эмоционального интеллекта.
Андрей Реутов:
Модель человека с высоким эмоциональным интеллектом — богатый эмоциональный словарь, живой интерес к людям, любопытство, эмпатия, высокая адаптивность, способность делиться с людьми новыми знаниями, способность быть благодарным. Это же реально очень круто, я представляю светлого, доброго человека. Все это реально присуще людям?
Армена Аракелова:
Доброта — критерий немножко не про эмоциональный интеллект, а все, что Вы перечислили (богатый эмоциональный словарь, умение делиться эмоциями, умение понимать эмоции других людей), это все критерии, которые определяют человека с развитым эмоциональным интеллектом. Но я все время делаю такую пометку: мы опираемся на то, насколько человек удовлетворен своей жизнью, потому что у кого-то эмоциональный словарь может быть не очень богатым, но ему хорошо, и заставлять человека мы тоже не можем. Если есть запросы, есть с чем работать, то мы развиваем эти качества.
Андрей Реутов:
У меня пока диссонанс, на примере моего одноклассника все, что мы перечислили, для него вообще не характерно, видимо, у него другие секреты в богатстве.
Армена Аракелова:
Вы же много лет не виделись и не знаете, как он развивался и как сумел, и однозначно люди, которые умеют выстраивать партнерские взаимоотношения, особенно долгосрочные, люди, которые умеют просить, умеют говорить «нет» (это базовые навыки любого развитого человека, включая критерии эмоционального интеллекта), умение отстаивать свою точку зрения, умение защищать свои интересы так, чтобы с ними считались и уважали. Нам трудно судить, потому что мы не знаем, как он развивался после школы, может быть, он в школе был зашоренный, замкнутый, колючий, а выйдя в другой периметр, он все эти качества сумел привить. Но если человек делает карьеру, зарабатывает деньги, строит семью и имеет устойчивые социальные связи, 100% у него есть, пусть не очень сильно развитый, но на достаточно высоком уровне эмоциональный интеллект.
Андрей Реутов:
Вы несколько раз упомянули такую фразу, как развивать. А как это делать? Мы говорили о том, что если ставить цели и идти к ним, это тоже элемент развития эмоционального интеллекта.
Армена Аракелова:
Я бы немножко остановилась на эмоциях, мы же говорим про эмоциональный интеллект. У нас есть 6 базовых эмоций, вообще эмоций огромное количество, и 6 базовых эмоций — это одна из концепций, у разных авторов разные данные. Я придерживаюсь концепции 6 базовых эмоций, и мы неоднократно о них говорили: 4 отрицательных — страх, грусть, злость, отвращение, одна нейтральная — удивление или интерес, и радость. Это базовые эмоции, которые присущи каждому человеку, почему они и базовые. Даже распознавать их для многих людей большая проблема, и мы всегда начинаем с того, что учимся понимать свои эмоции.
Эмоциональный интеллект — это способ понимать эмоции, поэтому это интеллект, потому что мы говорим про понимание. Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои эмоции, управлять ими, я не люблю слово контролировать, как будто директивная история, все-таки управлять эмоциями своими и окружающих и выстраивать длительные социальные связи. Понимание эмоций — это та самая осознанность, о которой мы столько говорили, понимать эмоции, осознанность, управлять эмоциями, саморегуляция, эмпатия, для того чтобы понимать эмоции других людей, и выстраивание связей, вот 4 коммуникативные способности.
Для того чтобы понимать эмоции, надо про них знать, какие они существуют, что это такое, как я их чувствую, испытываю и так далее. Я бы рекомендовала зрителям одно очень простое упражнение, первый шаг, СМЭР (ситуация, мысли, эмоция, реакция), либо можно упростить, несколько раз в день рандомно ставить будильник, и когда он прозвенел, прислушиваться к себе, что со мной сейчас происходит. Понятно, что спектр гораздо более богатый, есть список эмоций, там их 100 штук, и можно попробовать так: как сейчас — больше грущу, а если грущу, то что это — уныние или просто светлая грусть, то есть более размытый спектр.
Иногда человек даже не понимает, что он злится, и если мы в течение дня несколько раз прислушиваемся к себе и научаемся понимать, что со мной сейчас происходит, это уже первый шаг. Мы же всегда хотим супертренажеры, лекарства, эксперименты, но все очень просто на самом деле, умение наблюдать и понимать свою эмоцию — это уже огромный навык, который не присущ многим людям. И здесь мы передаем привет родителям, потому что ребенок рождается белым листом с точки зрения эмоций, и у него есть злость, грусть, страх, в любом случае он будет их испытывать, но понимать, что это такое, это задача родителя, значимого взрослого, объяснить ребенку: ты сейчас голодный, сейчас мы будем кушать, ты плачешь, потому что... Разговаривать с ребенком и озвучивать все, что с ним происходит, потому что ребенок сейчас плачет, потому что он мокрый и ему некомфортно, здесь он плачет, потому что ему холодно, а здесь он плачет, потому что он голодный, а здесь он плачет, потому что испугался громкого звука. Кстати, у младенцев и маленьких детей всего 2 страха — громкого звука и резкого падения.
У нас часто функционально — перепеленали, накормили, не объяснив ребенку, что с ним происходит, и это с самого младенчества, продолжая более взрослым возрастом. И в 2 года, и в 3 года, и в 5 лет рассказывайте ребенку, что ты злишься, у тебя упала пирамидка, не получается, это обидно. Ребенок научается понимать, что он сейчас испытывает, что это такое: это злость у меня, а вот здесь мне не хочется, никто не хочет надевать теплые комбинезоны и шапки. И мамина задача — сидеть, если надо 10 минут, 15, это и есть контейнирование эмоций, один из важных навыков.
Андрей Реутов:
Часы сейчас очень умные, и когда ты что-то делаешь, они тебя спрашивают — что вы сейчас чувствуете, и там шкала от белого до красного, и я иногда ловлю себя на мысли, что я не знаю, что выбрать: тяжело, грустно, очень тяжело. И я тыкаю первое попавшееся, потом думаю: нет, может быть, это не то, что я сейчас чувствую. Мне 44 года, и я до сих пор не всегда могу в себе разобраться.
Армена Аракелова:
Это классный пример того, что мы обладаем цифровым интеллектом, мы прекрасно знаем, как обходиться с цифровой техникой, у нас высокий уровень IQ, у нас есть очень много разных развитых интеллектов, а эмоциональный интеллект — я даже не могу понять, я сейчас грущу или в унынии, или настроение испортилось, потому что выпал снег, или что-то произошло. Рутина и поток нашей жизни не дает остановиться и прислушаться к себе. Поэтому это упражнение очень классное.
Андрей Реутов:
Какие еще есть варианты?
Армена Аракелова:
Когда мы научились распознавать эмоцию, первый шаг, мы же сказали, что эмоциональный интеллект состоит из 4 ступеней, это даже не компоненты, а ступени, потому что перейти к следующей можно, только освоив предыдущую. Если мы научились распознавать свои эмоции, теперь можем научиться ими управлять.
Что такое управлять эмоциями? Самое простое упражнение — назвать эту эмоцию. Было много экспериментов, и есть много скептиков (не приходите к нам, если вы в это не верите), но назвать эмоцию — это значит значительно уменьшить степень ее влияния. Я всегда привожу такой пример: когда в фильмах показывают экзорцистов, которые изгоняют дьявола, и всегда кричат: «Назови свое имя!» — и как только дьявол назвал свое имя, он перестал властвовать. Здесь примерно такая же логика, как только мы называем свою эмоцию, хотя бы себе, еще лучше назвать вслух: я сейчас очень тревожусь, или я сейчас в большом страхе, или я сейчас очень грущу по чему-то. Что парадоксально, если грусть, злость и страх мы хоть как-то можем объяснить, то радость — ну радость и радость, я сейчас радуюсь. Назвать эмоцию — первый шаг, для того чтобы начать с ней взаимодействовать, потому что все, что мы не замечаем, будет долбить, пока мы это не заметим.
Второй — не просто назвать, но и дать ей место, это тоже очень интересная штука, которая каким-то образом работает. Помните, в самую первую нашу встречу мы говорили про тревогу.
Андрей Реутов:
Я больше, чем моя тревога, я это запомнил, это теперь мой девиз.
Армена Аракелова:
Я больше, чем мое любое негативное чувство, я больше, чем мой страх, я больше, чем моя паника, я больше, чем моя грусть. И как только я говорю, что я сейчас грущу, я даю место этому чувству, и оно весь мой фон не заполняет, потому что я ее поняла, я ее назвала, я дала ей место, я понимаю, что мне с этим делать. Иногда же говорят: «А чего ты такой грустный, что произошло?» — а человек даже не знает, потому что наверняка что-то было в течение дня, или есть какой-то фон, которому не дали места, а все, чему я не дам место, меня поглотит. Поэтому я больше, чем любая моя эмоция, причем негативных эмоций не бывает, это просто эмоции со знаком минус, которые нам сигналят.
У нас 5 органов чувств, и эмоция — это сигнал о внешнем воздействии, что-то произошло, допустим, отвращение — прекрасно, как же она может быть негативной, если благодаря отвращению я не съем гадость, я не буду общаться с человеком, который приносит мне токсичный контакт. Благодаря страху я понимаю, куда мне не надо идти, что мне не надо делать или над чем мне надо поработать. Эти эмоции отрицательные, но не плохие, и очень часто я слышу такое: «Как мне избавиться от страха, как не бояться?» Если мы не будем бояться, мы будем ходить через МКАД, выходить с балкона с 5 этажа . Поэтому не бояться страха, понимать его, о чем он говорит, и взаимодействовать с ним — это два очень важных аспекта: понимать эмоцию, дать ей место, назвать, и, считайте, мы прошли две первые ступени эмоционального интеллекта, поняли эмоцию и умеем ею управлять.
Андрей Реутов:
Как нам не провалиться, не зависнуть в этой эмоции? Я понял, что мне грустно, я это принял, нашел этому место, и мне понравилось ощущение грусти, что меня все жалеют. Как не уйти в депрессию?
Армена Аракелова:
Грусть — это то чувство, которое надо проживать, и поэтому если мне грустно, я могу постоять у окна, повспоминать прекрасное солнце, лето, порадоваться, какой был классный сентябрь, погрустить и дать этому время, это вполне нормально. Более того, намного хуже, когда люди пытаются отвлечься: «Отвлекись, сходи с друзьями, на шопинг, в кино». Не прожитая грусть будет фоном все время где-то постукивать. Грусть — это то чувство, которое надо проживать, даже проплакивать, не давать ему никаких отвлечений. Понятно, что есть грань, и из-за того, что началась зима, впасть в депрессию — хороший повод сходить к специалисту, но лучше эти полминуты погрустить и идти дальше, чем идти сразу дальше и фоном нести это на свое окружение, на все свое поведение.
Следующий компонент — эмпатия, и когда мы умеем разбираться с собой, со своими эмоциями, мы можем контактировать с людьми и понимать эмоции людей. Тут есть подмена понятий, часто можно слышать, как люди говорят: «Я такой эмпатичный человек. Если я что-то где-то увидела, по телевизору рассказали грустную историю, могу всю ночь не спать, переживать». Вот это не эмпатия, это большая проблема с границами, потому что я проваливаюсь в проблему другого человека, и это говорит о том, что и в меня проникает, и я точно также во что-то проникаю, и это значит, что я не могу держать границы и быть сохранным.
Эмпатия — это сострадание умом, то есть сострадание — обязательный компонент, но я не проваливаюсь, я понимаю, что чувствуют эти люди, когда я смотрю какой-то сюжет, или котенок на улице под дождем, но я не проваливаюсь, я свое качество жизни и свой эмоциональный фон не меняю. Я могу понять, чем могу помочь, и если я не могу ничем помочь, то продолжаю заниматься своими делами.
Эмпатия — это не сопереживание человеку в контексте собственного снижения качества жизни, а понимание не только чужих эмоций, но и того, что ее вызвало, для того чтобы помочь человеку, посочувствовать, но при этом не проваливаясь эмоционально в это состояние. Поэтому эмпатия — очень важный навык, который в контексте эмоционального интеллекта сам по себе очень важно развивать. Невозможно, не имея эмпатии, быть хорошим врачом, потому что иногда приходится сообщать родственникам какие-то новости: я понимаю, как вам тяжело, я понимаю, что вы сейчас переживаете, что это большая трагедия, но я не проваливаюсь в это, я держу границы, но я веду себя соответственно, вот что такое эмоциональный интеллект, когда в том числе я понимаю, что с вами происходит, и веду себя в контексте этой ситуации, и даже могу вам чем-то помочь, задать правильные вопросы, для того чтобы облегчить ваши переживания, лучше по запросу, конечно.
Андрей Реутов:
Если мы будем ежедневно через себя это все пропускать настолько глубоко и во все это дело вовлекаться, то это не пойдет на пользу ни нам, ни нашим пациентам. Поэтому быть рядом, чтобы они чувствовали поддержку, плечо, вовлеченность.
Армена Аракелова:
Всегда стоят порушенные границы, в середине эмпатия, на другой стороне стоит полное отсутствие понимания переживаний других людей, это уже психопатичная история, когда мне вообще все равно, у психопатов отсутствует такой компонент, как эмпатия, им все равно, что происходит с людьми, они не понимают эмоции других людей, не могут сопереживать, они не могут уместно себя вести в момент, когда человеку плохо. Мы не качаемся на качелях, мы в середине, и это та самая золотая середина, в которой мы можем развивать эмоциональный интеллект. Простое упражнение, как активное слушание, когда мы разговариваем с человеком, и у всех, кто учится на психологов, есть такое упражнение, которое проходят в парах, тройках, есть наблюдатель: когда я слушаю, я целиком и полностью внимательно вовлекаюсь в то, что говорит человек. Я откладываю в сторону свои мысли, умозаключения, свою оценку, целиком и полностью вовлечена в диалог, даже в монолог и пытаюсь понять, что человек доносит, что он сейчас чувствует, какая у него эмоция. Для этого нужно быть вовлеченным — и слушать, и кивать, где надо промолчать, сделать паузу.
Андрей Реутов:
Есть ключевая разница: можно делать умный вид, поддакивать, при этом витать в своих далеких мыслях, а то, о чем Вы говорите, не каждому дано.
Армена Аракелова:
Согласитесь, мы все были в таких ситуациях, когда человек заканчивает монолог, и мы не то, что не помним, мы даже не слушали, потому что в этот момент были в своих мыслях. И это тоже показатель неотрегулированного эмоционального интеллекта, что я в моменте, в диалоге не могу вовлечься в другого человека. Вовлечься не значит провалиться, а проявлять живой, искренний интерес к тому, что мне говорят.
Андрей Реутов:
А что за техника «Люстра»?
Армена Аракелова:
Для того чтобы хорошо понимать, что происходит с точки зрения моих эмоций и эмоций моего собеседника, очень классное упражнение, называется техника «Люстра», «Муха на стене», как только ее не называют, высший пилотаж осознанности, когда я могу как будто со стороны посмотреть на происходящее, что здесь происходит, диссоциация — это патологическое состояние в экстренной ситуации: где я, что я, защитный механизм психики, произошла авария, и человек не понимает, что с ним. Психика защищает от того ужаса, который надо принять. А если это осознанная диссоциация, то это высший пилотаж научений, и иногда можно потренироваться, это очень помогает в конфликтах, когда человек, прежде чем ответить что-то грубое, сказать что-то резкое или вовлечься в неконструктивный диалог, делает паузу и как будто смотрит со стороны. На самом деле это очень сложно сделать, даже сейчас у нас спокойный разговор, и можно представить со стороны, что сидят два человека, о чем они разговаривают, как они выглядят.
Андрей Реутов:
У меня сейчас процесс активного слушания.
Армена Аракелова:
На самом деле процесс многозадачности, потому что Вы параллельно думаете над тем, как задать вопрос, мы в прямом эфире, следите за временем, и у нас сейчас немножко душно в студии, это тоже про эмоциональный интеллект. Я понимаю, что мне сейчас не очень комфортно, я в стрессе, в напряжении, потому что здесь камера, прямой эфир, и я параллельно думаю, что мне сказать, как я при этом выгляжу. Эта составляющая, многокомпонентная история, тоже про эмоциональный интеллект. Я после рабочего дня, устал, снег на улице, а еще на летней резине — я понимаю это, мы закончим, и я об этом подумаю после завершения, либо я не буду вникать в тему, потому что у меня параллельно есть проблема, которую я не решил, и умение отследить даже эту тревогу и сказать себе: я подумаю об этом через час, потому что сейчас у меня задача провести эфир, даже это про эмоциональный интеллект.
Андрей Реутов:
Ваше традиционное напутственное слово для наших уважаемых зрителей в конце эфира.
Армена Аракелова:
Мы еще не успели сказать про четвертый компонент, это коммуникативные навыки, и я нам всем желаю максимально с пользой для себя и окружения научиться использовать свой эмоциональный интеллект во всех 4 компонентах: понимать эмоции, распознавать их, управлять ими, нарабатывать навыки эмпатии и уметь это все использовать в коммуникации с людьми, потому что только это залог качества нашей жизни с точки зрения процветания, зарабатывания денег, построения карьеры, взаимоотношений с близкими людьми, родственниками, соседями, партнерами. Казалось бы, что особенного, никакого же лекарства не дали, опять поговорили целый час, но ничего конкретного. На самом деле, если внимательно переслушать эфир и взять для себя хотя бы 1-2 упражнения и научиться замечать, быть более внимательным к себе, это первый шаг к большому успеху и благополучию.
Андрей Реутов:
Но это могут сделать только люди с высоким эмоциональным интеллектом или те, кто хотят их развить. А я процитирую Аристотеля из книжки «Эмоциональный интеллект»: «Каждый может разозлиться, это легко, но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, это дано не каждому». Спасибо огромное, что были с нами, всего доброго.
© doctor.ru Все права защищены.