Вряд ли бывает. Обычно у человека есть некое базовое образование, на которое наслаивается что-то ещё. У меня базовое образование по системной семейной терапии; сколько бы я дальше не учился, я всё равно базово мыслю в этом ключе. То есть, когда ко мне приходит человек, я всегда его вижу не в контексте только его самого, а в контексте семейной системы: откуда он появился, как он вырос, какую роль играет в своей семье. Потому что это очень важно. Потом уже наслаивается что-то ещё. У меня так сложилось, что позже наслоился определённый психоаналитический взгляд, потом наслоился определённый когнитивно-поведенческий взгляд. В реальности, когда человек долго работает, он владеет каким-то набором определённых техник, взглядов. Он просто видит, понимает, что лучше подойдёт пришедшему человеку.
– То есть, происходит интуитивно. Нельзя сказать, что каждый психотерапевт, который так себя называет, прошел определённую одинаковую школу, так не бывает. Специалист выбирает для себя то или иное направление, исходя из своих личностных качеств. К чему тяготеет душа, с чем сам поработаешь.
Это совершенно нормально. Я совершенно без каких-либо проблем, если вижу человека, которому нужно, по моему мнению, что-то, чем я не владею, например, телесная терапия, я отправляю его к коллегам. Потому что я не владею методом, я знаю, что человеку он лучше поможет и перенаправляю. Так работает большинство моих коллег. Мы не можем владеть всем, мы не можем помогать всем пациентам. Обычно есть какие-то профили у каждого, есть профили, с которыми получается, есть с которыми не получается работать. Лучше просто перенаправить к коллегам, которым он доверяет, чтобы человеку помогли лучшим образом.
– Очень замечательное качество. Если видишь, что не тянешь, не знаешь, это большое мужество и самоуважение, уважение к клиенту, сказать, что ему грамотнее и полноценнее поможет мой коллега.
© doctor.ru Все права защищены.