Я недавно встретила статью, в которой говорилось, что уже в 2015 году каждый двадцатый запрос в Google был запрос по медицине, из них треть – запросы по тяжелым хроническим заболеваниям. Вероятно, запросы делали либо тяжелые хронические больные, либо их родственники.
Говорить о необходимости телемедицины в будущем времени в отношении таких пациентов, по-моему, некое лукавство. Поскольку невозможно отрицать, что уже на сегодняшний день телемедицина вошла в жизнь таких пациентов. Во всяком случае, значительной их части. Без этой поддержки им жить гораздо хуже, они существуют гораздо менее качественно. В качестве иллюстрации можно привести знаменитый, наверное, для всего мира понятный пример Стивена Хокинга. Великий ученый, человек, который абсолютно обездвижен, тяжко инвалидизирован и при этом он жив. Человек 1942 года рождения, с конца 1960-ых прикован к инвалидной коляске из-за бокового амиотрофического склероза. У него, фактически, на сегодняшний день из мышц, которыми он может управлять, работает одна-единственная мышца щеки. При помощи этой единственной мышцы он общается с внешним миром только благодаря телемедицинским технологиям.
– Получается, скорее, не телемедицина пришла к этому пациенту, а новые способы общения, развивается коммуникация.
Да, конечно. Это индивидуализированная коммуникационная система, разработанная под одного человека с его непосредственным участием. Это, скорее, взгляд в будущее, чем реальность для каждого больного. Но мы можем оценивать, что может телемедицина для подобных тяжелых пациентов, глядя на тяжелейшего больного и при этом интереснейшего человека и ученого, который живет качественной и полноценной жизнью. Это определенная форма социализации.
© doctor.ru Все права защищены.