Действительно, перфекционизм – не специфический, но очень мощный фактор для риска для многих расстройств, как сейчас показывают исследования, и зарубежные, и отечественные. Кстати, мы тоже можем похвастаться хорошими исследованиями. У нас есть два замечательных специалиста – Алла Борисовна Холмогорова и Наталья Георгиевна Каранян, которые проделали огромную работу по изучению перфекционизма и его роли. Мы знаем, что у людей с патологическим перфекционизмом может развиваться депрессия, тревожные расстройства, и много других состояний.
Наверное, очень важно разграничить, что такое патологический перфекционизм и что такое нормальный перфекционизм. В слове «перфекционизм» нет ничего ужасного. Само по себе это стремление к совершенству. Но человек со здоровым перфекционизмом отличается тем, что он может признавать какой-то промежуточный результат. Например, я что-то сделал, условно говоря, на 90%, я могу на этом остановиться, могу похвалить себя, признать, что это хорошо, а далее ставить себе какие-то реалистичные задачи, не сравнивать себя с совершенно недостижимыми фигурами, что я должен обязательно, например, танцевать, как А.Волочкова.
– Здесь уровень какой-то личностной зрелости получается?
В какой-то степени – да, конечно. Человек, который может реалистично смотреть на себя – зрелый человек. Тут я не задумывался. Тогда как патологический перфекционизм отличается тем, что человек ставит себе нереалистичные задачи, не признаёт этапности, у него чёрно-белое мышление – либо я достиг всего, либо я не достиг ничего. Соответственно, не может хвалить себя, и не может остановиться. Именно такой перфекционизм, естественно, никогда не приводит человека к чувству удовлетворения. Поэтому депрессия, пожалуй, на первом месте среди проблем, которые вызываются патологическим перфекционизмом.
© doctor.ru Все права защищены.