Почему депрессий становится все больше
ВОЗ прогнозирует, что к 2030-му году депрессия выйдет на 1-е место над сердечно-сосудистыми заболеваниями и всем пулом расстройств. Человечество впервые за все века цивилизации сталкивается с таким огромным ростом изменений в мире. Человеку в современном мире нужно постоянно пластично изменяться под новые изменения в среде. И поэтому происходит психоэмоциональный сбой, а также вегетативный сбой на уровне тела.
Раньше все было регламентировано: традиции, устои, этапы жизни, сейчас традиционное общество как понятие отошло в прошлое, а человечеству приходится учиться все новому и новому, что оно никогда еще не испытывало. Поэтому все разговоры об искусственном интеллекте, о человеке будущего, новых профессиях, о том, что много профессий уйдет в прошлое, большинству людей не будет, чем занять себя – это как раз про умение адаптироваться.
Тревога и депрессия: какая связь?
Есть чисто тревожные расстройства, есть чисто депрессивные. К чисто тревожным относятся паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, всевозможные фобии, например, социофобия, когда человеку тяжело находиться на публике, монофобии, когда человек боится чего-то одного. Если говорить о депрессивных расстройствах, то их бывает безумно много, от самых простых и легких до входящих в другие психические расстройства (биполярное аффективное расстройство, серьезные депрессии).
Депрессия
Депрессия – это плохое настроение стабильно не менее 2-х недель, пациенту сложно жить, работать, думать, у него плохое настроение, идея вины, отчаяние. И по контрасту у него могут развиваться состояния зеркально противоположные, они называются гипоманиакальные либо маниакальные, когда он развивает непомерно огромную активность, у него ускоряется скорость мыслей, появляются идеи грандиозности. Нарушается ряд вегетативных функций, снижается аппетит, нарушается сон, человек может похудеть, замедляются физиологические процессы, то есть депрессия вовлекает весь организм. И по степени дезадаптации, то есть как изменяется в худшую сторону его жизнь, мы судим о степени тяжести этой депрессии. Легкую депрессию чаще всего лечат психотерапевтически, умеренной степени тяжести и тяжелую уже нужно лечить препаратами.
Тревожные состояния
Тревожимся мы обычно не по хорошему поводу, в тревоге заложен негатив. Тревожные состояния становятся тревожными расстройствами, когда они серьезно мешают человеку, когда человек начинает переживать из-за мелочей. Это может быть в его характере, но это может быть настолько занимающее состояние всю его голову, что ему сложно отвлечься, переключить внимание, сконцентрироваться и целенаправленно выполнить какое-то действие.
Он может крутить негативные мысли о самом себе, и тогда уже мы говорим о стыке с депрессией, когда тревожные мысли превращаются в самоуничижение, гнобление. Чем больше и дольше это сохраняется в голове, тем больше риски возникновения депрессивных расстройств с тревогой в их структуре.
Характер и генетика
Характер – это и генетика, то, что нам привнесено от мамы и папы, и то, что мы наращиваем по ходу воспитания. Характер с точки зрения нейробиологов – это те мысли и связи, которые человек формирует с детства: представление о мире, о себе, о том, как жить, что делать, как себя самого воспринимать.
Психотерапевтическая работа отсылается к тому воспитательному базису, который был заложен в детство человека изначально генетически тревожного. Если говорить про депрессии, то сейчас тема тревоги и депрессии с точки зрения нейробиологии, иммунологии и разных смежных медицинских дисциплин изучены максимально хорошо по сравнению с другими психическими отклонениями. И считается, что нет единого гена, кодирующего депрессию, потому что у нас в мозге огромная и очень сложная система, посвященная регуляции настроения.
С точки зрения нейробиологии
Для того чтобы мы хорошо себя чувствовали эмоционально, не тревожились и не грустили, об этом заботится целая колоссальная система. Это разные зоны в мозге: лобная кора, префронтальная кора, височные, заднетеменные, глубинные структуры, лимбическая система.
Над корой будет работать психотерапевт, там гнездится наш сознательный характер – та доля характера, которую мы можем исправить. Психотерапевт занимается тем, что он помогает пациенту пересоединить нейрончики между собой.
Раньше говорили только о биохимии в головном мозге, серотонин, дофамин у всех на слуху. Но у нас в голове не суп из серотонина и дофамина. У нас целая система, внутри которой серотонин, дофамин, норадреналин и глутамат в разных ее частях по-разному задействованы.
Серотонин является посредником и для дофамина, и для норадреналина. С его помощью улучшается нервная импульсация.
Сейчас исследователи огромные ставки делают на работу миндалины, гиппокампа. Информация, фильтрующаяся через эти центры, еще более нагнетается как негативная. Миндалина посылает импульсы в тело, что мы в стрессе, все плохо. У нас активизируется симпатическая нервная система, она отвечает за то, чтобы мы мобилизовались, у нас повысилось давление, перераспределилась кровь по телу, мы бы стали чаще дышать. То есть человек мобилизуется для того, чтобы совершить короткий скачок и убежать из зоны опасности. Но скачка не происходит, конца нет этой ситуации, потому что в голове у человека крутятся негативные тревожно-депрессивные мысли, и наши системы сбоят.
Физиологические проявления депрессии
У пациенток с депрессиями или тревогой нарушается цикл на фоне стресса, и психосоматическое бесплодие нередко возникает. У кого-то с кишечником проблемы, сердечно-сосудистые функциональные нарушения, кардионеврозы, ипохондрические состояния, когда человек чрезмерно переживает о состоянии своего организма.
Панические атаки
При панических атаках депрессии нет, у человека есть внезапные вегетативные кризы. Это целый комплекс симптомов. Человеку внезапно становится очень страшно. Чаще всего бывает какой-то стрессовый триггер: попал в незнакомую обстановку, или в метро пришел, где раньше испытывал подобное. Повышается частота сердечных сокращений, повышается давление, в голове выраженный страх, как правило, это страх смерти от инсульта или инфаркта. Человек думает, что он сейчас потеряет сознание, это приравнивается к страху смерти, и он накручивает себя еще больше, пока его внимание приковано к телесным симптомам.
Паническая атака длится от нескольких секунд до нескольких минут. Если она длится больше 15-ти минут, это атипичная паническая атака. Бывает состояние, когда паника размазана по всему дню, тогда мы уже говорим о генерализованном тревожном расстройстве. Человек постоянно в тревоге, всего боится, или его внимание приковано к состоянию его организма.
Заниматься нужно нашим мышлением, и это возможно сделать в большей мере, если расстройство легкое. Если уже серьезное, то нужны сначала лекарства, а потом психотерапевтическая работа.
Профессиональное выгорание или депрессия?
В современной классификации синдром выгорания вносится как отдельная категория в рамках расстройств адаптации, но на самом деле, это размазанная депрессия. В пересмотрах 9-ой МКБ это еще называлось невротическая депрессия. Здесь все то же самое, у человека есть хроническая идея: «У меня не получается моя работа, я непригоден, меня все замучило, я не вижу ценности, я не вижу результата». Критика или недостаточное поощрение начальства поддерживает и усугубляет это состояние. Очень большое количество депрессий такого характера у офисных работников, перфекционистов, которые с детства научились все делать идеально, хорошо учиться и искать мамочкино одобрение. У таких людей бывают и психосоматические расстройства.
Можно говорить и о маскированных депрессиях. Психика вытесняет свое реагирование посредством лимбической системы на уровень функциональных нарушений. Как это выглядит? Очень много болевых расстройств. Врачи крутят-вертят пациента, не могут найти, откуда у него боли в спине, в животе, головные боли, невротические, астенический синдром, кардионеврозы, но все это можно приравнять к маскированной депрессии.
Психотерапия в лечении депрессии и тревожных состояний
Тревожные расстройства – это следствие того нерешенного, что накопилось годами, вашего тревожного мышления, когда вы ваши мысли не обновляли, когда вы не учились новому. Тревожные и депрессивные расстройства – это значит, что человек не учится новому. Психотерапия тревожных и депрессивных расстройств сводится к работе над взрослением личности.
Если представить себе кору головного мозга и все связи, то с помощью какой-то работы мы где-то что-то улучшим, навык улучшится, но останутся старые связи (обиды на родителей, травмы, полученные в детстве). Это может генерализоваться, и никакая новая работа и отвлечение не помогут. Поэтому психотерапия должна заниматься зернами тревоги. Мы строим карту личности, человек учится себя изучать, слушать себя. Мы не тревожимся о том, что нам не важно.
По материалам программы «Медицина будущего» на Радио Медиаметрикс
Приглашённый эксперт - Виктория Читлова, психиатр, психотерапевт, специалист в области тревожно-депрессивных и психосоматических расстройств, к.м.н.
© doctor.ru Все права защищены.