Вовлечение в активный образ жизни

Здоровый образ жизни

Олег Смирнов:

В эфире программа «Медицинские гаджеты». Сегодня в студии Илья Коноплёв, руководитель проекта «Фитнес-санаторий».

Илья, мы с тобой познакомились не так давно на просторах Интернета. Меня заинтересовал твой подход к велнесу и к вовлечению в маркетинг фитнес-клубов. Расскажи, чем ты занимаешься в повседневной своей жизни, кроме того, что ты путешествуешь от центра России к югу России и постоянно находишься в пути?

Илья Коноплёв:

В глобальном смысле я, наверное, занимаюсь совращением людей к фитнес-активности, а в бизнес-смысле я веду несколько проектов, которые связаны с созданием фитнес-единиц, или повышением эффективности фитнеса в рамках действующего бизнеса.

Олег Смирнов:

Фитнес-единица – это клуб или что?

Илья Коноплёв:

Клуб, санаторий; есть санаторий, есть фитнес-клуб. Это организации, которые зарабатывают деньги, извлекают доход на фитнес-технологиях.

Олег Смирнов:

То есть, это фитнес, который приносит деньги? Это не биохакинг и не что-то вроде самопознания себя изнутри, а именно про деньги. Хорошо, вовлечение в фитнес довольно странно для России. В советское время зарядку в школе делали, и потом в 1990-е всё сошло на ноль. Были периоды с качалками и с прочими байками про качков. Тоже достаточно сегментарная отрасль, не все туда шли по различным причинам, это был совсем не велнес и не здоровье. Что у нас происходит сейчас на рынке?

Илья Коноплёв:

Фитнес-отрасль в России является одной из самых молодых и статистически это один из немногих растущих рынков на сегодняшний день. Это для нас и зло, и благо. Зло, потому что пока с точки зрения технологичности мы являемся еще очень отсталой отраслью от сопоставимых по, скажем так, принципам потребления услугам медицины, туризма, путешествий, чего-то еще, ― того, где продаются дорогие услуги. Благо наше в том, что мы растем, мы будем расти, и расти еще будем долго-долго, потому что мы только-только заходим на путь технологичности, консолидации и чего-то, чего-то, чего-то.

Олег Смирнов:

Фитнес и технологичность – пока неясно. В реабилитации есть несколько подходов. Есть реабилитация зазорная ― с автоматами, с аппаратами, угол сгибания, угол разбивания, и есть традиционная ЛФК ― палка, мячик, шведская стенка, приседаем под руководством хорошего инструктора. Что из них результативнее ― трудно сказать. Ну, может быть, с палкой и мячиком чуть больше времени понадобится. Там есть наработанные методики, есть сертифицированные лицензированные врачи, которые получали образование, и есть фитнес, который никакой регуляторике не поддается: кто захотел – тот открыл, и кто там работает, не очень понятно.

Илья Коноплёв:

Не очень понятно. Собственно, в этом и заключается одна из основных претензий к отрасли, что вы, ребята, выросшие за последние 20 лет, непонятно, сколько людей покалечили и сколько людей куда вовлекли. Это то, с чем мы на рынке сейчас должны считаться, и с этим, собственно говоря, работать.

Олег Смирнов:

С точки зрения маркетинга, преодолеть барьеры и вовлечь народ, и желательно не покалечить с точки зрения этики – реалистичная идея с тем персоналом и с тем подходом, в котором сейчас существует фитнес-индустрия? Или нужно все перелопатить, снести все и перестроить?

Илья Коноплёв:

Олег, наверное, сносить все не нужно, потому что, все-таки, сделана достаточно мощная база. Люди, которые создали отрасль, прекрасные 12 тысяч объектов, которые сегодня существуют на территории России, и те 3 % населения, которых они вовлекли – это, все-таки, труд и отрасль. Дальше будет расти, как снежный ком. Как развивалась индустрия? Изначально это сделали люди – выходцы из большого спорта, и привлекли туда в качестве тренеров бывших или действующих спортсменов. Традиционно, у нас в России до сих пор фитнес воспринимается как нечто для красивых, совершенных, мускулистых людей. Когда мы проходим мимо рекламы фитнес-клуба, мы видим торсы, прессы, кубики, обтянутые попы и все такое, что, в свою очередь, приводит тому, что люди в массе своей от этого всего открестились и сказали: «Это вообще не про нас. Это где-то там, параллельно ходит. Есть мы, а есть они». Времена меняются, это понимает и отрасль, понимают и люди, что, когда у тебя индекс массы тела на 30 % выше того, что должно быть, тебе чего-то с этим нужно делать. Хорошо, когда на 30 %, у меня в свое время был на 60 % выше. Когда люди начинают в Яндексе чего-то набирать, кто-то начинает одно пробовать, кто-то другое. Отрасль приходит к тому, что вовлекать нужно уже не красивым телом, а, собственно говоря, пользой, призывом.

Олег Смирнов:

Здесь мы постепенно подходим к жиробасам, то, что у тебя в Интернете вызывает различные отклики.

Илья Коноплёв:

Бурю!

Олег Смирнов:

Я не скрываю, я склонен к жиробаству, я жиробас. Но при этом я на протяжении 8-и лет (я тут посчитал, посмотрел фоточки), с весом 85-105 ходил раза три. Была динамика. Что с этим делать, я не очень понимаю. Я прекрасно знаю теоретическую часть, где-то что-то можно корректировать, что-то нет – по питанию, по нагрузке. Да, я человек ленивый. Да, я человек, периодически чем-то злоупотребляющий. Это все приводит меня к таким крайностям. Что с этим делать? Вовлечь меня в клуб? Гипотетически можно…

Илья Коноплёв:

Не надо в клуб! Это, как раз, та крайность, с которой хочется перестать работать, в том числе, на уровне отрасли. Когда мы говорим о том, что нужно вовлекать людей в фитнес, мы почему-то пытаемся их затащить в прекрасный отдел продаж некоего прекрасного клуба и этому человеку пытаться продать годовую карту. Если я Вам сейчас скажу: «Олег, Вы 3 раза пробовали, переходили с 85-ти на 105, пойдемте 4-й», – Вы мне скажете: «Пошел ты, знаешь куда?!», – и сможете аргументировать, почему. И так далее, и тому подобное. И какова гарантия, что я не перестану это делать, потому что я заплатил…

Олег Смирнов:

Гарантия-то, понятно, на мне. Я же уже 3 раза ходил, я знаю, что все от меня зависит.

Илья Коноплёв:

Но, мы же с Вами прекрасно понимаем, что баланс человека – это не фитнес, по большей части, это питание, это активность в целом. Я сторонник того, чтобы мы, как отрасль, людей поднимали в принципе, чтобы люди поднимали попы с дивана и начинали хоть что-то делать: ходить, ездить, вставать. В какой-то момент времени у кого-то возникнет желание, ему надоест ходить, он решит попробовать приседать с гирей. У меня есть прекрасный товарищ в Фейсбуке, который сказал: «Да пошли вы все лесом со своим фитнесом! Мне нравятся гири дома, я ими занимаюсь». Он нормально поддерживает себя в комфортной ему форме, у него энное количество лишних килограммов, но он сказал: «Меня это устраивает». Человек осознал свой уровень активности. Кто-то скажет: «Мне надоели гири, пойду-ка я, чего-нибудь попробую». Тогда уже случится конвертация, которая мне нужна в бизнесе. А орать: «Все жиробасы встали и пошли стройными рядами в фитнес-клуб!», ― это, наверное, не совсем оптимальный путь пропаганды, как видится мне.

Фитнес-отрасль приходит к тому, что вовлекать нужно уже не красивым телом, а пользой.

Олег Смирнов:

И что с этим делать?

Илья Коноплёв:

Дело в следующем. Я сам полноценный жиробас, я раньше был еще более полноценный, сейчас чуть менее полноценный, но жиробас. Я уже 2 раза сходил – сходил, вернулся, сходил и снова вернулся. Мне 37. Мы недавно с мужиками были в бане, сидим 10 мужиков, смотрим замечательный «Ниндзя» по НТВ, и все восхищаемся, какие они там все красивые – с торсами, с прессами, молодые пацаны бегают. Все заговорили: надо на фитнес ходить, надо на фитнес ходить… Все 10 деловых мужиков сидят с осознанием того, что надо что-то делать, но никто не делает. Все покивали головой, что мы жирные, поржали друг над другом, кто бы как красиво откуда упал. То есть у людей нет отрицания того, что да, у меня есть проблемы, но нет действия, потому что действие вызывает отторжение. Маркетинг индустрии отталкивает своим проникновением. Когда маркетолог приходит и говорит: «Приходи к нам, и ты станешь красивым» или «Ты окажешься в среде вот таких красивых», ― 37-летнего мужика это отталкивает: «Я боюсь фитнеса, мне не комфортно там, потому что они – это другая каста, это другой мир людей». До тех пор, пока отрасль не создаст, грубо говоря, комфортные условия для попадания в среду себе подобных, так и будет – такие, как мы с вами, будут сопротивляться: «Что, делать еще один цикл?» То есть комьюнити не происходит.

Олег Смирнов:

Комьюнити нет, не образовывается. У бегунов образовывается.

Илья Коноплёв:

Да, у бегунов. Я сам стал бегуном совершенно случайно. Я ходил-ходил-ходил-ходил-ходил…

Олег Смирнов:

Ходить – без проблем. У меня на браслете в среднем по 10-14 тысяч, но, правда, это ничего не меняет.

Илья Коноплёв:

Кстати, насчет «не меняет»: это должно менять, если при этом перестать есть быстрые углеводы, сахар.

Олег Смирнов:

Не ем я этого!

Илья Коноплёв:

Да ладно! Где-то что-то должно быть.

Олег Смирнов:

Где-то, наверное, что-то наедается.

Илья Коноплёв:

Я первые 10 кг потерял, когда именно ходил, со 107 до 95, наверное, килограмм. Первая вода сливалась, 5, 6, 7 первых килограмм, но потом еще 5 у меня ушли хождением полтора часа. Я тогда еще не знал про пульс, которой при хождении должен быть оптимальным, что его нужно догонять ― разные диапазоны, у каждого человека они свои, плюс-минус. Я просто надевал наушники и по 2 часа ходил. Вес ушел. Потом фитнес пошел, потом уже питание, разные технологичные штуки. Но мы же и ходим-то ведь далеко не все! Если взять наших с вами 10 человек посадить, спросить: «Кто сколько вчера прошел?»

Олег Смирнов:

Большинство еще и на машинке катается.

Илья Коноплёв:

Хотя мы все всё знаем. То есть, уровень сознания происходит тогда, когда появляется среда.

Олег Смирнов:

Есть еще другое – второй звоночек. У нас преподаватель один говорил: «У тебя второй звонок еще не прозвенел. Когда прозвенит, то всё осознаешь».

Илья Коноплёв:

У меня, как раз, со вторых звонков и началось. У меня звонок был, когда я уже плохо спал, когда я не завязывал шнурки и когда у меня начались определенные проблемы в 32 года. Тогда я задумался: что, собственно, происходит? Мой второй звоночек – это врач, тетя-врач, эндокринолог. Она на меня посмотрела, как просканировала, и сказала (ее фразу я никогда не забуду): «Илья, никто не знает, чем и когда это закончится. Вы можете умереть». Врач, говорят, «врачебная этика», они не должны так говорить, ― а она мне вот так, прямо. Я к ней в первый раз в жизни пришел, то есть она не знакомая тётка была, но это был второй звоночек.

Олег Смирнов:

Говоришь, у тебя уже был? У меня еще пока тьфу-тьфу-тьфу. Но я задумываюсь. Я учиться хожу, передачи веду, гаджетами пользуюсь. Но, с другой стороны, у меня все равно очень слабое понимание, что и кто, и с кем мне был бы комфортно влиться в систематическую работу над собой. Даже кому денег принести, я не знаю.

Илья Коноплёв:

Вот! Потому что нет узлов, к которым надо прийти. Если взять отрасль в целом, или, скажем так, фитнес-комьюнити, фитнес-активное сообщество – у нас стало много бегунов, действительно. Но Вам некомфортно бегать? Убрали бег. Есть фитнес-клубы разных масштабов, разных форматов, которым нужно заносить денег и против которых выступает то мнение в обществе, что «фитнес для вышибания бабла» ― к сожалению, этот стереотип есть.

Олег Смирнов:

Вышибание бабла там, безусловно есть. Там с каждой купленной карточки от силы приходится треть.

Илья Коноплёв:

В разных форматах по-разному. В клубы хороших средних форматов ходят больше половины.

Олег Смирнов:

Хорошо, пусть до половины. Но, когда фитнес-клуб начинает агрессивную маркетинговую политику, то получается биточек. И в то время, когда ты хочешь прийти, получается – упс!

Илья Коноплёв:

Вы один раз пришли, обожглись, ошпарились: «Да пошли вы на фиг со своим фитнесом!», и в другой уже не пойдешь. Вот оно, отторжение. Фитнес-клубы, желая затащить к себе легким маркетинговым моментом, даем скидку, сливаем деньги инвестора, заливаем трафик и, по большому счету, получаем негатив.

Олег Смирнов:

Я не знаю, как в регионах, но в Москве, бывает, сливают годовые карты по 4-5 тысяч рублей.

Илья Коноплёв:

Крупные города уже до этого, собственно, дошли: Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Казань спалили. Екатеринбург еще держится, а Ростов и Казань сожгли. Сейчас эту тенденцию переживает, к сожалению, Екатеринбург, когда 3 местных лидера в попытке переманивать… Что происходит? Перетекание трафика, по большому счету.

Олег Смирнов:

По большому счету, да. Ходят одни и те же люди, новые не появляются.

Илья Коноплёв:

В данной ситуации вовлечение происходит значительно меньше, чем хотелось бы, хотя, конечно, происходит. Его можно посчитать в каждом локальном случае, но на рынке нет информации о том, сколько новых людей привлекает ценовое снижение в городе. Пока по городам такой статистики не скажет никто, кроме, разве что, самой сети. К чему мы про это говорили?

Олег Смирнов:

Как заводить людей?

Илья Коноплёв:

Да, про комьюнити! Так вот, у нас есть бегуны, у нас есть фитнес-клубы – извините, всё. Пловцы у нас только-только набирают обороты. В Москве сейчас пловцов больше, чем бегунов. По крайней мере, по данным ребят из I Love Supersport. Я точную статистику не знаю, но ребята мне сказали, что Москва начала плавать, бегать Москве надоело. Триатлонисты – это высшая каста бегунов и пловцов; это продвинутые бегуны, которым стало скучно, и они пошли плавать. Но это еще люди, которые имеют определенный экономический уровень, потому что триатлон – это не дешево с точки зрения костюма, велосипеда, всей оснастки, поплавать.

Олег Смирнов:

Горные лыжи очень сезонные…

Илья Коноплёв:

Вот! То есть все остальное – кустовое. Пока еще не сформирована мода на активный образ жизни. Есть одно исключение в России – Казань. У них есть комьюнити «Зеленый Фитнес», которое поддерживает «Татнефть». Это сообщество создано для того, чтобы проводить тренировки на открытом воздухе. Они набирают тренеров, я уж не знаю, как они им платят, но они проводят в парках Казани очень много бесплатных тренировок. Они притащили «Зеленый Фитнес» в Набережные Челны, сделали в Нижнем Тагиле, то есть начинают размножаться. Ребята эти ― буквально в понедельник я прочитал ― в Восточной Европе получили какую-то супернаграду за вовлечение в здоровый образ жизни. Это очень классный прецедент, который очень хочется популяризировать, рассказывать и показывать, потому что здесь не власть, не чиновники. Это единственный в России пример, когда комьюнити поддерживается корпорацией и его деятельность направлена на вовлечение городских жителей.

Олег Смирнов:

Но, был ещё Adidas по Москве, и сейчас есть. Они так и рассказывают кейсы.

Илья Коноплёв:

Но Adidas ведь имеет коммерческий интерес, он касает людей со своими шубами, трусами и прочими вещами. А «Зеленый Фитнес», наверное, в конце концов будет, как «Гонка Героев», иметь коммерческий интерес продажи лидов с брендами. «Гонка Героев» заявляла в свое время, что «мы зарабатываем не на том, что люди скидываются на участие, а мы бизнес. Но мы бизнесом станем тогда, когда у нас будет бегать очень много людей». В этом плане они тоже большие молодцы – они совращают. Они совратили! Сначала они сделали свои «Гонки Героев», потом они «Гонку Героев» продали во франшизы (это хорошо), потом они делали первый забег для бегунов в одном городе, потом они сделали сразу 11 городов, теперь они что-то еще делают. Совратили! Но это молодежь. Это не я, тем более, не Вы – это мальчишки. У них тренерский состав 20+, они бегают ошпаренные с прикольными значочками по военным полигонам, кашу едят. Для них это прикольно, это emotion.

Олег Смирнов:

С точки зрения государства, у нас ГТО вроде как в школы возвращается?

Илья Коноплёв:

К сожалению, ГТО в очередной раз умерло, не родившись. Знаете, как было с ГТО? В Челябинске в свое время мы пришли в городской комитет по спорту (или областной комитет по спорту), говорим: «Давайте дружить!» Они говорят: «Давайте дружить. Мы хотим, чтобы развивалось ГТО». Мы говорим: «Мы хотим у себя в фитнес-клубе сделать программу ГТО людям, чтобы сдавали нормативы, и всем было классно, прикольно. Мы готовы вкладывать деньги в рекламу, привлекать, не продавать карты – просто приходите, тренируйтесь, сдавайте». Они говорят: «Хорошо, ребята. 2 момента. Первый – сдавать нормативы можно только вот на том стадионе, потому что у нас есть положение. Второе, только сейчас вышло – это франшиза, вы нам должны будете денег заплатить». Мы им сказали: «Вы откуда упали?» Я бы сказал более жесткое слово, но вчера сказали, что, если на власть начинаешь ругаться, то могут что-то сделать. Почему я, бизнес, который приходит с открытой позицией и говорит: «Я готов населению оказывать поддержку в вашем прекрасном госпроекте. Я вижу в этом свой косвенные интерес, потому что они коснутся моего сервиса и, может быть, у меня чего-то купят. Мне от вас ничего не надо, только дайте мне ГТО, логотип». Они говорят: «Денег дай!» Их позиция? Они со своей позицией теперь где-то…

Олег Смирнов:

Мы с тобой вроде основные тенденции определили, и программы какие-то существуют. Не существует концепций, точнее, они разнородные.

Илья Коноплёв:

Не существует системы ― наверное, правильнее так говорить.

Олег Смирнов:

Кто-нибудь есть, явный лидер, который может за собой повести в велнес-фитнес индустрии? Мы про ЗОЖ не будем пока говорить, потому что ЗОЖ – очень странная сфера, которая пока всё за собой топит.

Илья Коноплёв:

Ещё лет, наверное, 4-5 назад я бы сказал: да, есть сетевые лидеры, World Class – компания № 1 в России, которая способна задавать тренд. Но то, как сейчас происходит, как формируется картина потребления фитнеса, как быстро выскакивает онлайн, и как 3 года назад в России появился бренд #Sekta, который в онлайне сформировал культуру потребления фитнеса на диване, то есть дома, то сказать, кто сейчас будет задавать дальше тон – большой вопрос. Да, у нас есть сети, есть классные, крупные компании, которые генерируют по 8 ярдов оборота, по 4 ярда оборота, но эти компании выстроены по определенной структуре и технологии. Эти компании вроде бы и говорят, что готовы новые форматы осваивать.

Олег Смирнов:

Ритейл еще есть.

Илья Коноплёв:

Ритейл? Мы знаем, как «Декатлон» пришел с интересом: «Давайте, попробуем у себя внутри студии запустить». Но они где-то погибли с этой идеей, исчезли с фона. Есть еще другие. Но я уверен в том, что это произойдет, то есть мода на фитнес…

Олег Смирнов:

Кому-то продавать же всё надо, одежку ту же самую. Я больше в ритейл верю.

Илья Коноплёв:

Ритейл раскачает, но вопрос в том, что тот же Adidas свернул все свои инвестиции в сторону вовлечения совращения народа в фитнес, оставил совсем чуть-чуть. Сколько лет назад произошло? По-моему, 2 года, как они свернули активную программу. На сегодняшний день фитнес, фитбиз растет за счет органики. Подрастает молодежь, молодеет средний возраст, они заходят, за счет этого, собственно, снижается и цена входа. Открываются новые форматы типа «Молота», «МетроФитнеса» – это клубы за 6900 в год, они ориентированы на то, чтобы вытаскивать людей из подвальных качалок и формировать первичный спрос. Я очень сильно хлопаю в ладоши, когда они открываются в городах, хотя мои коллеги закатывают глаза и горят: «Как мы будем дальше работать?» Ребята, они для вас формируют базу! Это те личинки фитнеса, которые потом станут регулярными потребителями. Они формируют и заводят туда людей.

Олег Смирнов:

У нас же еще актуальна проблема старения населения. Про стареющее население, активное долголетие сейчас только, наверное, ленивый не говорит. Есть программы в вузах, госпрограммы по Москве, может, в регионах тоже что-то есть – не знаю. Там самая интересная, наверное, и благодатная аудитория, у которой уже второй звонок прозвучал, у некоторых рядышком третий. Они, наверное, всё понимают. Мы с ними? У фитнес-клубов желания работать особо почему-то нет, почему-то они хотят видеть идеал – красивых, 25-летних, стройных, и формируют этот образ. Бабушка 55-60 лет туда придет – наверное, на нее будут не очень здорово смотреть, и она не очень впишется. При этом возрастных групп, честно говоря, единицы. Есть, но очень мало. В основном, кстати, в бассейнах, насколько я знаю. Но там тоже отдельная песня, там по социалке почему-то нельзя пенсионеров купать, им можно только аквааэробику делать. Никто не знает, почему, но почему-то нельзя. Получается, возрастная аудитория есть, по крайней мере, в Москве, на программы для них деньги, я думаю, нашли бы, или Москва бы заплатила, но спортклубы неохотно идут навстречу. Почему?

Илья Коноплёв:

Потому что это сложно. Мне заработать денег, продав карту 25-летнему тестостероновому парню, значительно проще, чем заработать те же самые 30 тысяч рублей на 55-летний бабушке. С одной стороны, количество бабушек, способных заплатить такие деньги, меньше.

Олег Смирнов:

Есть клубы 5000-ные.

Илья Коноплёв:

Погодите! Бабушка ведь не пойдет в тренажерный зал сама заниматься, ее не вовлечь.

Олег Смирнов:

Она, может быть, и пошла бы, если бы с ней работали.

Илья Коноплёв:

Вот! С ней работать – это расходы, себестоимость, это зарплата. То есть мой доход на карту будет снижаться, и мне, фитнесу, проще пока сливать деньги в рекламные кампании и заливать людей. Элементарная бизнес-меркантильность. Мы же бизнес, мы отрасль, и мы сначала будем собирать с рынка сливки, потом мы перегрызем друг другу глотки, потом на рынок придут, откроются еще фитнесы – то, что происходит сейчас. Локальные бизнесы жалуются, что «нас сжирают сети», но при этом мы сидим и ждем, пока трафик зайдет, мы не хотим подумать о том, что, может быть, нам все-таки бабушек завлечь? Как показывает даже мой опыт недавнего касания со взрослой аудиторией на мероприятии, на котором мы вместе с Вами были, у людей деньги есть.

Олег Смирнов:

Есть деньги, есть интерес, и они понимают, зачем.

Илья Коноплёв:

Они способны и готовы заниматься. Вопрос в том, что к ним должен быть подход, и подход, зачастую, должен быть персональным. Персональным глобально. Клубы должны получить медицинские лицензии, потому что нужен скрининг: бабушке нельзя приседать, но ей можно делать…

Олег Смирнов:

…скандинавскую ходьбу.

Илья Коноплёв:

И то, не всем! Мы придем к этому, но должна сместиться парадигма предложения у фитнес-индустрии. Во всяком случае, за последние 2 недели я услышал, что ряд моих коллег из крупных клубов в миллионниках целенаправленно получают медлицензии. Они начинают понимать, что без функциональной диагностики, без нормальной медицинской диагностики мы не сможем продавать ряд определенных услуг. В реабилитацию фитнес пошел, то есть пошёл процесс скрещивания. Я знаю, что эндокринологов начинают набирать под нутрициологию. То есть мы начали думать в эту сторону.

У возрастных людей есть деньги, есть интерес, и они понимают, зачем им фитнес. Но к ним должен быть, зачастую, персональный подход.

Олег Смирнов:

Сколько клубов, у которых есть врачи, нормальные специалисты?

Илья Коноплёв:

Навскидку я держу в голове пока 3-х владельцев, но это я держу в голове, это не рынок. Но, понимаете, если мы об этом задумались на уровне первичного проникновения, года через 3 это станет нормой. Если случится ожидаемая феерия с лицензированием отрасли, то весь процесс пойдет еще быстрее. Но, по-моему, случится лицензирование под фитнес, медицинская часть будет существовать параллельно. В любом случае, формализма хватает. Но, я к чему? Что мы приходим к пониманию, что на этом сегменте зарабатывать можно; мы понимаем, что в этом сегменте нельзя зарабатывать нахрапом, мы начинаем к этому готовиться. То, что говорят на FIBO (FIBO – наше крупнейшее отраслевое сборище, которое проходит в Германии, в Кёльне), там все построено вокруг именно: сначала 60+, потом 50+, 40+, а потом уже разные скачки, пляски и тестостерон.

Олег Смирнов:

Население-то 60+ прибавляется.

Илья Коноплёв:

И какое население прибавляется? Растем мы, мне через 10 лет будет 47 – вот он я, благодатная аудитория, которая уже выросла не на телевизоре и не с сожалением о Советском Союзе, и не на талонах; я уже тот самый активный потребитель, который в свои 47, уже поломанный, побегавший, покалеченный, будет хотеть фитнеса перекошенного, перекособоченного. Скорее всего, отрасль будет развиваться вместе с движением первой и второй волны.

Олег Смирнов:

То есть мы вырастем, и мы же и привнесем.

Фитнес-санаторий. Наверное, одна из самых простых, казалось бы, и одна из самых непонятных тем, непонятно почему не развивающихся? Санатории есть, при них есть врачи, но маркетинг там, мягко скажем, очень странный. Сначала идет продажа койко-места, потом всего остального, как ни крути. Я не знаю, я не вижу активной продажи оздоровительных программ, или дневных программ.

Илья Коноплёв:

Я в тематике, с миссией сан-кура и фитнеса нахожусь, наверное, год.

Олег Смирнов:

Что там интересного? Там, по-моему, даже с реабилитацией все не очень хорошо.

Илья Коноплёв:

Там все плохо с реабилитацией, там ориентация на лечение. Я много санаториев проехал, погружаясь в эту отрасль: я попадаю в больницу, где меня лечат. Я прихожу на прием к врачу, мне говорят: «Что Вас беспокоит?» это проблема! У нас восприятие санаториев – это место, куда ты приехал лечиться, заболевший.

Олег Смирнов:

Но ты можешь мимо врачебного кабинета пройти и спокойно отдыхать. Тебя же никто в лечебный кабинет не затаскивает, если ты идешь не по квоте.

Илья Коноплёв:

Да, но, если вернуться к задаче извлечения из этого денег, мы должны делать так, чтобы люди, приезжая на койко-место, несли еще столько же, а лучше в 2 раза больше денег, но не в кафе-бар, а вот туда. Меня очень многие упрекают, я слышу: «Да вы прежде всего ради денег!» Ребята, мы – бизнес! Покажите мне человека, который скажет: «Я здесь для того, чтобы заниматься оздоровлением населения». Бизнес, мы все здесь за деньги работаем. Мы возим людей, пассажиров за деньги, летаем за деньги, поэтому, когда мы с коллегами начали крутить проект «Фитнес-санаторий» – это тоже про деньги. Мы хотим сформировать отношение у платежеспособного населения, кто способен платить по 3000, по 5000 рублей в сутки за то, чтобы они приезжали, понимая, что их здесь ждет не лечение и не тётя-терапевт с вопросом: «А что у вас здесь лечить?»

Олег Смирнов:

Если там ждет хороший терапевт, который всё расскажет, и ещё диетолог, который скорректирует…

Илья Коноплёв:

…и тётя-фитнес, которая вам расскажет, как с вашим скринингом, с вашим обменом веществ, с вашей кровью, с вашим инсулином, с вашим образом жизни лучше заниматься дома, с чего начать: лучше вам приседания не делать, потому что вас суставчики болят, а постойте в планке, причем у стеночки, на пол не вставайте, вам тяжело будет.

Олег Смирнов:

Неужели это сложно реализовать на имеющейся базе?

Илья Коноплёв:

Нет, конечно, но этим тоже нужно хотеть заниматься, потому что есть себестоимость: тренеру нужно платить.

Олег Смирнов:

Но там есть врач, ставки, что-то уже де-факто есть.

Илья Коноплёв:

Врач, но это врач ЛФК, который получил образование когда-то где-то.

Олег Смирнов:

Молодых нет, что ли?

Илья Коноплёв:

Мы сейчас завели, 5 девочек-тренеров проходят, так сказать, погружение. Но, возвращаясь к вопросу, это действительно непросто. У нас на территории санатория проходит по 5, по 6 разных уроков: йога, другие еще, есть функциональные тренировки. Приходит бабушка и говорит: «Я хочу на йогу». А мы не можем эту бабушку на йогу пустить, потому что мы её не отскринили всю. Мы сейчас выстраиваем эту цепочку, потому что, если бабушка сядет в позу лотоса, она из нее может не встать. Поэтому сейчас основная задача, именно технологическая наша задача – связать цепочку, когда мы, с одной стороны, позиционируемся, вовлекаем, а, с другой стороны, обеспечиваем технологический сервис.

Олег Смирнов:

Но скрининг можно делать до санатория. Можно делать по анкетированию.

Илья Коноплёв:

По анкетированию – нет. Но санаторно-курортная карта – это как раз то, что в идеале должно быть. Но я помню себя, когда я первый раз приехал в санаторий, мы договорились. Мне прислали памятку: Вам нужно получить санаторно-курортную карту. Я в поликлинику, мне там выкатили список, что я должен чуть ли не 2 недели на него потратить, а прекрасная частная медицинская компания, которая прекрасно делает санаторно-курортную карту в ограниченное время, запросила с меня (по-моему, на тот момент времени) 12000 рублей за то, что туда входит, а там же ведь анализы какие-то входят, еще что-то. Я в санаторий: «Друзья мои, а можно как-то сделать?» Они говорят: «Можно, у нас можно сделать». Это стоило дополнительных, но меньших денег. То есть все равно ты получаешь скрининг, и проблему он не решает, как Вы говорите: «Можно всё заранее пройти». С одной стороны, у меня нет времени по госполиклиникам ездить, а с другой стороны, когда возник вопрос, мне быстро всё посчитали, но для меня на тот момент было дорого.

Олег Смирнов:

То есть, опять же, нужно увязать лабораторию, нужно увязать направление и где-то увязать врача?

Илья Коноплёв:

Да, сейчас по этому пути пошел «Инвитро». У них появляются комплексные центры – это лаборатория, но там они уже садят терапевтов, кого-то еще. Идут нормальные тренды, мы дорастем до того.

Отрасль реабилитации – совершенно свободная в России ниша для фитнеса.

Олег Смирнов:

Но полноценной услуги все равно нет нигде, ни в Сочи, ни в Крыму?

Илья Коноплёв:

Утверждать «нет», потому что я все изучил – я, наверное, не возьмусь. Есть медцентры, конечно, частные, крупные, та же самая подмосковная «Верба Майер», где всё в комплексе. То есть ты к ним приезжаешь, они тебе в своих закрытых институтах сделают скрининг. Но это VIP-медицина, премиальная медицина, это не санаторий. Точнее, санаторий, но хорошего уровня, хороший санаторий. Знание обладает технологией, то есть полноценный медцентр, там тебя, пожалуйста, отскринят со всех сторон, поэтому мы и пришли, что следующим шагом мы дадим фитнес, следующим шагом мы еще запустим чекап. То есть человек приезжает, именно у нас проходит весь скрининг: мы у тебя увидим предрасположенность к диабету, например. Кто-то в Москве не может себе позволить этот скрининг пройти, 3 года уже не может доехать – вот тебе рекомендация, займись лечением, но дальше занимайся уже сам. Квик-скрининг можно сделать за 2 дня.

Олег Смирнов:

Программа долгосрочная? Я про концепцию длительного сопровождения.

Илья Коноплёв:

Это в задаче, в стратегии. Это, как раз, тема, которую хочется в длинном периоде реализовать, когда мы касаемся, знакомимся с человеком. Если ты москвич, то, по большому счету, прилетать в Сочи в низкий сезон прекрасно сейчас, октябрь-март, можно из Москвы метнуться туда, что-то там поделать. Стратегический интерес заключается в том, чтобы выстраивать партнерство с клиентом, что мы тебя сопровождаем на этапах вот здесь и вот здесь, а внутри, в своем московском периоде, ты занимаешься сам. Либо, в идеале, когда мы тебя еще и удаленно ведем ― я это хочу сделать и, наверное, у меня получится.

Олег Смирнов:

Гипотетически можно мониторить. Опять же, гаджеты, веди дневничок.

Илья Коноплёв:

Гаджеты нам позволяют, чат в Ватсапе с тренером. Приезжай к нам отдыхать, переключаться, отсыпаться, плавать в бассейне, потом уметайся в свою Москву и носись там, как я сегодня, с 6 утра.

Олег Смирнов:

В принципе, я Ваше видение понимаю, и вроде концепция вполне себе стройная и интересная.

Илья Коноплёв:

И не космическая. Она требует усилий и, наверное, терпения и желания вкладывать временной ресурс. Здесь не нужно оборудование, не нужно 100 миллионов на то, чтобы оборудовать залы, покупать что-то. УЗИ уже оборудовано, центр есть, люди есть, кабинеты есть.

Олег Смирнов:

Аппаратуры по Москве полно. Не знаю, как в регионах, по Москве диагностической аппаратуры очень много закуплено, вопрос лишь её загрузки…

Илья Коноплёв:

…загрузки и позиционирования, даже в Москве. Я недавно со своей медицинской проблемой выходил из медицинской хирургии, мне хирурги говорят: «Вам бы теперь на пару недель куда-нибудь реабилитироваться». Я спрашиваю: «Куда?» – «Мы понятия не имеем, куда. Занимайтесь».

Олег Смирнов:

Медицинский ассистанс и медицинское сопровождение – тоже тема для бизнеса. Опять же, медицинский туризм развивают внутри России, хоть и со скрипом.

Илья Коноплёв:

Он даже не медицинский, я же уже не лечусь, я восстанавливаюсь, это уже не медицина.

Олег Смирнов:

Но, сопровождение по реабилитации.

Илья Коноплёв:

Да, это rehab, уже полуфитнесовое. Но, опять же, не без врача. Я недавно побегал час, у меня заболел бок, я к врачу: «Я тут побегал». Он мне говорит: «Больше так не делай пока». УЗИ сделали – нормально все, грыжи нет. Но это называется «сам дурак», потому что меня технически никакой тренер не вёл. Когда я прихожу к тренеру после травмы, он может меня только поспрашивать, он не смотрит на мои снимки.

Олег Смирнов:

Но он тренер же, не врач.

Илья Коноплёв:

Вот именно! А врача, который меня способен отправить побегать, нет. Мне только хирург сказал: «Ну, пробуй бегать».

Олег Смирнов:

По сути, ты не был у хорошего реабилитолога, который расписал бы тебе комплекс упражнений и назначил бы правильную активность.

Илья Коноплёв:

Я был у гастроэнтеролога, который сказал: «Тут написано 6 месяцев никакой активности – значит, 6 месяцев никакой активности». Я убежал от этого гастроэнтеролога, потому что я понимаю, что я за 6 месяцев снова вернусь в свои «прекрасные» объёмы.

Олег Смирнов:

То есть, до тебя хороший реабилитолог не дошёл?

Илья Коноплёв:

А я его не нашел, причём, я – человек из отрасли.

Олег Смирнов:

Так у них отрасль другая, они же как раз возле санаториев и реабилитационных центров.

Илья Коноплёв:

Нет, на моем горизонте никого нет. В Москве была студия, где ребята сказали: «Приходи», – но я до них не доехал. Одна студия в Москве пришла, хотя я руку поднимал, искал. Маркетинга нет, маркетинг не доходит до людей, которые выходят из больниц, починенные хирургами. Вот, со мной в палате лежали 6 мужиков. Мужики все в возрасте, все обеспечены, все с телефонами, на Ютубе все смотрели, что им надо, по делам все ватсапились и чатились, все с ноутбуками. Доступ к деньгам у всех есть! Но все 6 мужиков, включая меня, вышли из больницы и давай головой по сторонам смотреть, пошли кто куда. Мы друг с другом успели перетереть и про фитнес, кто куда ходит, и про больницы, кто в каких лежал, кто что раньше пил и почему здесь оказался. Обо всем перетерли. Картинка такая, что люди готовы были заплатить за хорошую реабилитацию, но маркетинг реабилитации не пришел.

Олег Смирнов:

Он, наверное, ближе к медицине, а не к фитнесу.

Илья Коноплёв:

А, казалась бы… Ведь, что такое фитнес? Be fit – быть в форме. У нас фитнес воспринимается как некое качковско-здоровое тестостероновое тело. Это тоже, собственно говоря, отраслевая проблема позиционирования. В моем понимании, «быть в форме» – это нормально питаться, нормально гулять, нормальный дышать, иметь нормальную семью, комфортную для себя (хочешь жить один – живи один) – вот он, твой be fit. Психологический комфорт человека – тоже фитнес. Когда я начинаю людям объяснять, что тайм-менеджмент – это тоже фитнес, потому что люди в запаре себя загоняют и начинают нервничать. Когда мы у себя в фитнес-клубе проводили курсы по тайм-менеджменту, у нас тренеры крутили пальцем у виска и говорили: «Ну, где тайм-менеджмент и где фитнес?» Я сторонник того, что все в одну кучу сольётся, рано или поздно.

Олег Смирнов:

Чем правильнее ты себе выстраиваешь режим в течение дня, в течение месяца, тем у тебя будет меньше геморроя впоследствии.

Илья Коноплёв:

И вот теперь мы приходим как раз к тому, что Вы сказали про well-being…

Олег Смирнов:

…когда еще и работодатель задумывается о своих работниках.

Илья Коноплёв:

Там, как раз, и перспектива. Когда мы донесем это до корпоратов, рынок взорвется, потому что, когда они начнут пропагандировать, когда он поймет… Я забыл это слово, не помню, как оно звучит, когда человек вроде работу поддерживает, но он уже без энергии; какой-то полумедицинский термин, у человека состояние, близкое к прокрастинации. Так вот, когда корпорат задумается, что людей нужно ограждать от этого состояния при помощи разных поддержек фитнесом ― кого-то в санаторий, кого-то побегать, кого-то на скандинавскую ходьбу, кому-то психологическую разгрузку, кому-то к свахе сходить, извините, еще куда-нибудь (тоже фитнес), ― вот тогда заживем, тогда о производительности задумаемся.

Олег Смирнов:

А ты не видишь схлопывания в рынке? Если раньше каждая хорошая компания считала для себя не зазорным, а даже большим плюсом оплачивать ДМС, оплачивать фитнес-клуб, то сейчас я вижу, по большому счёту, ― везде, конечно, всё по-разному, но в основном социалку подрезают. По-моему, все опять на персоналии перекладывается.

Илья Коноплёв:

Оно и перекладывается, потому что у корпората нет понимания, что well-being в компании может вызвать…

Олег Смирнов:

Понимание у них есть. У них HR-ы проводят исследования, показывают, говорят, что меньше на больничные ходят, все вроде бы красиво…

Илья Коноплёв:

Да, только организовать фитнес для своей компании, вывести людей в поле побегать, футбол погонять ― на это, по большому счету, денег много не надо.

Олег Смирнов:

Инициаторы нужны. Время нужно.

Илья Коноплёв:

Вот! Нужна энергия. О чем и речь!

Олег Смирнов:

Желательно в рабочий день это делать, потому что в выходной у тебя 2 человека пойдет на футбол.

Илья Коноплёв:

Всё зависит от первого лица. Наша задача – совратить первых лиц! Совратить, а в футбол, в поход, еще куда-то. Не в фитнес-клуб. Мы проводили в одной компании кроссфит-игры, так мы их назвали. Они обратились к нам: «У нас корпоратив. Сделайте нам что-нибудь, но только мы возьмем с собой водку» – «Ребята, мы не ЗОЖники, мы вас не будем ограничивать от водки. Давайте, сделаем так: сначала кроссфит-игры, потом вы час тусуетесь без водки, и только потом делаете, что хотите». Мы, конечно, всё сделали очень лайтово, чтобы людей не перегружать физкультурой.

Олег Смирнов:

Все нормально, корпоратив удался?

Илья Коноплёв:

Конечно! Тут тоже крайность; если у нас начинается пропаганда фитнеса, то это означает: бросаем пить, бросаем есть, бросаем дышать, бросаем заниматься сексом. Все заканчивается, начинаем заниматься фитнесом, но зачем? Не надо говорить людям, что нужно отказаться от потребления и начать вести правильный образ жизни – это очень быстро всех откатывает обратно. Когда мы человека обрезали от всего, он говорит: «Я теперь веду правильный образ жизни с понедельника». Не надо! Бухай ты по пятницам дальше! Как прекратить потребление, если наша компания «Красное&Белое» за четверг и пятницу делает выручку больше, чем за всю остальную неделю? Зачем теперь глаза закрывать на это?

Олег Смирнов:

Я тебя понял. Классно! Мне кажется, мы здорово пообщались. Спасибо за беседу!

 

Какова ситуация в России и мире с гепатитом С?   В России выбор лекарств такой же, как в других странах, или у нас есть ограничения?   Какими препаратами можно лечить геморрой во время беременности?   Мифы отоларингологии: Правда ли, что при насморке носоглотку нужно промыть мочой?   Какова длительность сеанса остеопатии?   Повышенная возбудимость и беспокойство у детей на первом году жизни. Какие могут быть причины?   Какие основные причины возникновения хронического отита?   Проблема преимущества проезда для Скорой помощи – острая?   Как лечить поликистоз почек?   Что такое бремя болезней?   Кто может заниматься мануальной терапией?   Допустимо ли сочетание пилинга и биоревитализации?   С чем можно перепутать отоантрит во время диагностики?   Каким образом может меняться гормональный статус матери во время кормления? Какое влияние оказывает изменившийся гормональный статус на организм матери?   Какие существуют хирургические методы лечения лимфедемы? Насколько они результативны?   Как влияет мужской и женский возраст на плодовитость брака?   Что такое рассеянный склероз? Какая возрастная категория подвержена этому заболеванию?   Рекомендации после коррекции лица с помощью филлеров. На что нужно обратить внимание пациенту?   Для трудоспособного населения выдается больничный лист на один день? Сколько дней пациент нетрудоспособен после лечения варикоза?   Можно ли после перенесенного цирроза, после трансплантации печени рассчитывать на счастливую жизнь?