Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в разном возрасте

Неврология

Какие факторы позволяют заподозрить в поведении ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Мне всегда казалось, что синдромы - двойные: дефицит внимания - одна часть синдрома, гиперактивность - другая часть синдрома, они могут существовать как вместе, так и по отдельности. Так ли это? И как родители могут понять, есть у ребенка гиперактивность, или дефицит внимания, или их сочетание? Или это просто особенность ребенка? Это важно потому, что помощь может быть очень разной, и действительно, иногда применяются очень серьезные препараты.

Отвечаю на первую часть вопроса. В последней психиатрической классификации DSM-5, которая вышла в 2013 году, эти синдромы разделены. Три варианта есть: есть вариант с преобладанием гиперактивности, есть вариант с преобладанием дефицита внимания, и вариант смешанный - гиперактивность с дефицитом внимания. Критерии даже для врачей размыты, как уже вы сказали. Что важно для родителей? Два основных блока - внимание и гиперактивность. Первое - по вниманию. Всегда стоит обращать внимание на школу, на то, как ребенок обучается, делает ли он домашнее задания, сам или не сам, получается ли, забывает ли какие-то вещи, забывает ли сделать домашнее задание, делает ли ошибки по невнимательности. Здесь должны быть партнерские отношения с учителем, потому что даже реабилитация включает учителя в свою часть. Второе - что касается гиперактивности: импульсивное поведение, зачастую агрессия определенная бывает. То есть поведение, которое выходит за рамки нашего понимания, понимания родителей. Очень сложный вопрос. Потому, что даже критерии, которые есть, шесть критериев для врачей - они всегда дают пищу для размышлений - есть или нет. Когда степень достигает такой выраженности, что мы обращаем на это внимание, обращают внимание учителя, обращают внимание наши друзья, семьи - тогда проблема требует внимания.

А если у нас школа еще не началась, то СДВГ диагностировать достаточно сложно? Допустим, 5 лет ребенку. Диагноз может быть поставлен, или рановато, или это может быть еще особенностью развития центральной нервной системы? Может, рано говорить о том, что развилось или не развилось заболевание "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью"?

Здесь необходимо оценить другие навыки, которые формируются у ребенка: дислексия, речевые моменты, восприятие, когнитивная развитие ребенка. Здесь в помощь - нейропсихолог.