Лечение рака головы и шеи. Какие последствия лечения?  

Онкология

Мы тут обсудили одну точку зрения, что рак шеи и головы сначала хорошо бы прооперировать, потом подходить к консервативному лечению. Но некоторые врачи считают иначе, что хирургия приводит к непоправимым косметическим и функциональным расстройствам. Что можно себе повредить себе таким образом? О каких расстройствах и дефектах идет речь?

Органы головы и шеи, это огромная социально-значимая проблема, так как любое вмешательство может привести к нарушению функции у человека.

Я думаю, не все понимают, какие конкретно части лица можно потерять.

И, зачастую, именно это пациента останавливает от обращения к врачу. Страх изменить свою внешность, потерять свои функции. Если мы говорим о реконструктивно-пластической стороне опухолей головы и шеи, то здесь мы сейчас имеем колоссальные возможности. Если человеку полностью удалить язык, мы можем его полностью восстановить, есть донорские ткани, мы можем пересадить. Или собственную мышцу человека с кожей, которая имеет свой нерв и путём сшивания нерва трансплантата с нервом, который иннервировал язык, мы можем полностью восстановить человеку язык. Он сможет говорить, питаться, даже работать по своей прежней специальности. Очень значимая утеря гортани, когда нарушается голосовая функция и дыхания, это тоже останавливает, наверное, десятки тысяч больных от обращения к врачу. Но сейчас существуют технологии современные, позволяющие человеку полностью восстановить голос, методика трахеопищеводного шунтирования или протезирования, например. Вплоть до того, что у нас есть хор пациентов, у которых удалена гортань, что было трудно представить себе лет 25-30 назад. Бывают проблемы, что человек не может нормально кушать, у него удалены верхние отделы пищеварительного тракта, шейный отдел пищевода или глотка. И такие пациенты ранее были обречены на питание через гастростому, то есть стому передней брюшной стенки, либо зондовое питание. В настоящее время мы можем пересадить собственные ткани, огромный опыт у нашего подразделения по аутотрансплантации висцеральных комплексов, то есть фрагментов желудочно-кишечного тракта. Это может быть толстая кишка, тонкая кишка, фрагмент желудка, которые мы пересаживаем в область удаления гортани, глотки, пищевода и полностью восстанавливаем человеку способность говорить, кушать. Даже такие калечащие операции, как удаление гортани, глотки, пищевода, сейчас не значат, что человек не будет разговаривать и питаться через рот. Это уникальная технология, разработки, за которые ещё в 1997 году наш институт и большой коллектив соавторов получил государственную премию.

А эти ребята, которые поют в хоре, как они будут отличаться от обычных людей?

Конечно, голос несколько отличается. Но существуют современные приспособления, которые позволяют прикрыть эту зону. Кто-то стесняется, кто-то нет.

Там дырочка?

Там стоит специальный шунтик, который направляет воздух из трахеи в пищевод и он закрывается клапаном, который наклеивается и направляет воздух, куда нужно. Пациенту не нужно закрывать трахеостомическое отверстие пальцем или чем-то, это происходит автоматически, и человек может разговаривать нормально, как обычный человек.

И такие операции проводятся не где-то на западе, а прямо у Вас в институте Герцена в Москве.

Такие операции уже очень много лет проводятся в Москве, не только в нашем центре, но и в других специализированных центрах. И они уже становятся рутинными. Причем полностью финансируются государством, это высокотехнологичная медицинская помощь, так называемая. И каждый может её получить.