Как основатель психодрамы Якоб Морено рассматривал сновидения? Как происходит процесс в психодраме?

Психодрама – технический инструментарий, групповой метод психотерапии. Я, как психодрама-терапевт, в работе опираюсь, в основном, на него. Морено рассматривал сновидение как некое соответствие действия тому, что человек непосредственно видит.

 

Психодрама –  метод действия, чаще группового, сновидение в психодраме разыгрывается на сцене и интерпретируется, что называется, по ходу пьесы. Очень интересна одна из структурированных техник по работе психодрамы. Протагонист – это клиент в психодраме, или сновидец, буквально ложится на сцене, то есть, стелется коврик и он засыпает как будто бы. И начинает припоминать сон – буквально, здесь и сейчас. Затем он последовательно выбирает участников группы в соответствии своим символам, фигурам, персонажам, которые ему приснились, и они начинают действовать. Он сам идёт на каждую роль, он разыгрывает постепенно, последовательно оживляет каждую роль и между персонажами устраиваются коммуникации. Причём, что интересно, в психодраме не обязательно то, что разыгрывается на сцене, повторяет сновидение, а что было в сновидении – не так важно, потому что гораздо важнее то, что здесь и сейчас. И автоматически в этом действии появляются новые смыслы, новые сообщения. Поскольку по Морено роль вообще – это совокупность индивидуального, эмоционально-поведенческого, интеллектуального, то непосредственно в роли проявляется и смысл. Очень часто в психодраматической работе, как в группе, так и в индивидуальной работе с клиентом, уже в роли клиенту приходит инсайт: «Это же про вот эту ситуацию! А это – прямо про то, а вот это мне напоминает третье». Мы даже не доходим до интерпретации, а уже много инсайтов, человек понимает, про что это был сон, понимает: «Это прямо про мою внутреннюю часть», «А вот так со мной всегда происходит, я все время конфликтую по этому поводу!», и так далее, и так далее. А если мы ещё и разбираем, немного работаем в психодраме, то становится более понятен смысл. 

В психодраме самое главное не то, что происходит на сцене, а то, что происходит непосредственно при работе, в которую включается человек. Совершенно не обязательно доходить до самых глубоких деталей сна, до самого конца. Главное, чтобы человек уже во время разыгрывания сцены нашёл некоторые ответы на свои внутренние вопросы. 

Обратите внимание на важный момент: в психодраме мы можем доиграть или переиграть сон, что других методах не часто используется. Мы можем доиграть, и это имеет психотерапевтический эффект. Например, сон с человеком, который застрял у дверей, когда за ним гонится слон, я бы точно доиграл: а что за дверью? А как ты хочешь, чтобы изменилось? Тогда это имело бы эффект разрядки, ему было бы легче.