Медицинские премии в России. Какие задачи они решают?

Фармакология

Название «премия» происходит от латинского слова «premium», что означает отличие, награда. В самом названии фактически кроется вся суть данной концепции. Это система поощрения выдающихся результатов и достижений. История премий достаточно большая. Буквально через 3 года мы будем отмечать 300-летие создания премии в современном виде. Потому что премия, поощрения специалистов, ученых, в том числе медицины, биологии, химии, физики впервые состоялась во Франции.  Премии были учреждены в 1720 году Французской академии наук. Государство всегда являлось основным стержнем, источником развития и продвижения науки, культуры, технологии, в фармации и медицине тоже.

Надо сказать, что и Российская академия наук не отстает. Буквально через 27 лет, то есть в 1747 году Российская академия наук учредила собственную премию. В этом смысле мы фактически выступили одновременно вместе с курской академией наук, с баварской, и вместе с другими самыми передовыми странами Европы. Что касается именных премий, то те люди, которые стали зарабатывать и занимать лидирующие позиции в странах, понимали, что меценатству необходима социальная поддержка науки, технологии. Я очень рад и горд, что одна из первых именных премий в мире возникла у нас в России. Так называемая Демидовская премия, которая была учреждена в 1831 году. Обратите внимание, самая выдающаяся Нобелевская премия фактически была учреждена ровно через 70 лет. То есть первая награда была вручена только в 1901 году. За 70 лет до этого у нас уже была своя родная, отечественная премия.

Основной задачей премии было поощрение. То есть это финансовая поддержка, определенные гранты, которые позволяли бы ученым развиваться, существовать, не думать о хлебе насущном. Более того, использовать те деньги, которые они получили в рамках премий, на собственные нужды, или на развитие тех направлений, которыми они занимались. Советский союз, как преемник Российской империи, тоже достаточно активно этим занимался. С одной стороны, были определенные государственные премии, Ленинская премия, Сталинская. Такие премии выдавались самим государством. С другой стороны, были профильные профессиональные премии, которые учреждались Российской академией наук. Этих премий, в том числе в медицине, было достаточно много, каждая премия вручалась раз в 3 года. Каждая из премий носила имя того или иного ученого, который выделялся в соответствующем направлении. По биологии, по медицине можно назвать Виноградова, Орбели. Комарова, Мечникова. По медицине есть премия имени Пирогова.

Параллельно в середине XX века с развитием рекламы, технологии маркетинга, пиара компании стали понимать, что премия стала иметь не только характер поддержки и стимулирования развития того или иного сегмента рынка. Можно сказать, премии стали определенным пиаром, возможностью продвижения тех или иных решений или достижений, которые были у данных компаний. Явным примером такого подхода можно назвать известную каждому человеку премию Оскар. По своей сути она не носит финансовой составляющей, но ее ценность огромна и велика.  Буквально вчера состоялась очередная премия. Каждый режиссер, актер просто мечтает получить данную статуэтку. И за этим кроется не только фактор того, что его труд оценен его коллегами, но и финансовые составляющие. Ведь не секрет, что лауреат премии Оскар получает в кинотеатрах в 6-7 раз больше, чем номинант. Победа в премии позволяет этим компаниям увеличить доходы в разы, если не на порядок. Поэтому маркетинговая составляющая премий тоже очень важна. Говоря о постсоветском периоде, можно сказать, что большинство премий, которые возникли после 92-го года, преследуют вторую цель. Это система поощрения, система выбора лучших представителей без основной финансовой поддержки. И фактически премия стала носить больше маркетинговый характер, информационный пиар и стратегию.