Вопрос от слушателя: Работодатели не хотят отпускать работников на мероприятия и оплачивать их. Одной из причин является отсутствие нормативной базы по непрерывному медицинскому образованию. Как быть медработникам в данной ситуации, куда обращаться?

Стоматология

Да, к сожалению, эта ситуация пока существует. Связано это со слабостью нормативной базы. Есть трудовой кодекс, который предписывает работодателю обеспечивать условия для повышения квалификации медицинских работников. Но на сегодняшний день 2 основных закона – №323 («Об основах охраны граждан») и №273 («Об образовании в Российской Федерации»), трактуют образование и совершенствование знаний и умений медицинских работников только как освоение ими образовательных программ. То есть, только та часть, которая формализована и то, что они проходят в вузах, различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Здесь работодателя сложно упрекнуть, потому что он действует в строгом соответствии с законом и в частности с №323, который обязывает обеспечивать повышение квалификации. Но повышение квалификации – это программы. Сейчас мы работаем совместно с Минздравом и Национальной медицинской палатой над внесением изменений в федеральные законы №323 и №273, которые бы расширили трактовку процесса повышения квалификации медицинских работников. Программу  ВУЗа  можно сравнить с книгой. Книга всегда устаревает к моменту издания, потому что появляется новая информация. Поэтому и существует периодическая пресса, журналы, в которых эта информация появляется быстрее, и конференции. Есть вузовский компонент, который несет фундаментальные знания и практические умения, определённые мануальные навыки, которые необходимо проявить врачу. Основной целью конференций и семинаров, которые проводятся профессиональными обществами по специальностям, является предоставление новой информации, сведений о тех или иных действиях лекарственных препаратов, новых технологиях или изменении представлений об использовании старых технологий. Поэтому очень важно, чтобы эта деятельность и активность также была легитимизована. Тогда работодателю будет понятно, зачем он отпускает работника. Но это касается не всех работодателей. Есть достаточно прогрессивные работодатели, которые понимают, что конференция может дать сотрудникам. Именно поэтому при оценке мероприятий есть раздел образовательная потребность. Большинство организаторов, к сожалению, не понимают, что это такое и формально заполняют эту графу. На самом деле, это одна из самых важных частей, объяснение, зачем обучаться и почему это важно. Это обоснование той или иной образовательной активности. Когда работодатель смотрит материалы конференции, он понимает, зачем ему отправлять врача на конференцию. Ведь там специалиста научат, как избежать последствий, осложнений при лечении, а также коммуникативным навыкам. Потому что самая основная и частая причина жалоб пациентов – это то, что врачи не умеют общаться, правильно преподносить информацию и разговаривать с больными.