Как любить ребёнка? Любовь бывает разная.

Психиатрия

Как понять, как любить? Просто любить. Вообще любовь, как и дружба, не предполагают каких-то рамок. Любят просто так, не за что-то. Мать любит ребенка безусловной любовью. Другое дело, что она не должна быть слепой. Самый сложный вопрос в психологии и в педагогике, если говорить о детской психологии – не любовь. Любить, на самом деле, ребенка просто, особенно матери. Я бы сказал, что самая сложная проблема, она обозначена – это умение отпустить ребенка. Умение отпустить его, чтобы он выбрал собственный путь, выбрал собственную жизнь. Помню, когда у меня был в школе первый выпуск детей, к которым я очень привязался, я валялся больной месяц. У меня отрезали кусок. Я думал, что не выживу. Дальше шкурка нарастает, ты становишься толстокожим. Пытаешься пустить слезу…

– В психологии это называется проблема созависимости. Вы впали в созависимое отношение.

Я уже выпал из него, нарастил броню на груди.

– Тем не менее, вы говорите о модели материнской любви. Она безусловная. Все психологи наперебой говорят, что очень важно понимать, что когда-то придется отпустить свое дитя, когда-то детский этап для матери должен завершиться.

 

Я бы хотела обозначить некоторые вехи, которые очень сходны в нашей работе, чуть-чуть стать причастной к вашей профессии. Я приведу цитату из Януша Корчака и, собственно, она и есть та модель, о которой мы сейчас говорим, которая касается и психотерапии, и воспитания в целом, и педагогики в частности. «Вы не любите ребенка своего или чужого, если не видите в нем самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя».

 

Позвольте, я разберу эту цитату? Любить ребенка своего или чужого – безусловная любовь не только к своему ребенку, а вообще, к людям в целом. То есть, некая открытая доброжелательная позиция, в которой подразумевается подспудная любовь, она не написана словами, что вы и себя тоже любите. Ведь, не любя себя, других людей любить невозможно.

 

«Если не видите в нем самостоятельную личность». Здесь нужно иметь в том числе внутреннюю свободу, чтобы понять, что маленький человечек, на которого вы смотрите, или, как в моей практике – человек, который пришел ко мне с вопросом, он такой же человек, как и я. Он привносит в мою личную жизнь, вообще в целом, нечто новое, чего я никогда в жизни не видела, даже если оно по модели подходит под то, что я где-то изучала или видела ранее.

 

«Обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой». Это значит, что и педагог, и воспитатель, родитель или психотерапевт обозначает себя, как человека не строго направляющего, а наблюдающего, может быть, даже подглядывающего, поддерживающего, модерирующего. В любом случае, дающего некую свободу самостоятельного выбора человеку, которого мы сопровождаем.

 

«Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя». Здесь очень важно подчеркнуть, что педагогу, воспитателю, психотерапевту всегда следует работать над собой, учась у своих детей или подопечных в том или ином виде, и понимать, что какая-то конкретная ситуация или будущая ситуация может возникнуть. Они обязательно будут и что они несут какой-то смысл, как любят говорить экзистенциалисты: «Зачем мне эта история, ситуация в жизни дана, что я должен из нее понять?»  

Хотелось бы подчеркнуть: воспитатель должен стремиться к личной зрелости и к работе над собой. Когда ты наблюдаешь за человеком, которого любишь и хочешь ему помочь, безусловно, сталкиваешься с таким вопросом, как одиночество. Очень часто бывает, что мы сталкиваемся с неприятием со стороны тех людей, которые нам не безразличны. Здесь нужна немалая выдержка, понимание и прогнозирование.