И снова с наступающим

Фармакология

Олег Гончаров:

Друзья, коллеги, единомышленники, и снова здравствуйте. Канал Mediametrics, программа «Фармакология», и тема нашего сегодняшнего эфира «И снова с наступающим». Традиционное название, я думаю, вы даже догадываетесь, кто сегодня у нас в гостях, потому что такой эфир был уже не один, и у нас всегда присутствовал определенный человек. Но сегодня их будет двое, и я чуть позже их представлю. О чем мы хотим поговорить? Подвести итоги, вспомнить самые яркие моменты уходящего года, сделать вывод, обсудить главный опыт нашего фармацевтического рынка, я бы сказал многострадального фармацевтического рынка. Поговорим о трансформации, которая уже началась и что нас ждет в будущем, потому что все в один голос утверждают, что рынок точно будет другим, что он точно меняется. Безусловно, коснемся темы появления новых игроков, новых форматов. И самая обсуждаемая тема – это прогнозы по объему онлайн-рынка, и в том числе о мифах и легендах, которые вокруг этого крутятся. И хочется, чтобы наши гости сделали интуитивный прогноз на грядущие годы – что же нас ждет? Я представляю наших гостей: Александр Кузин – генеральный директор розничного подразделения ПАО Аптечной сети «36,6», Москва, и Евгений Паперный – руководитель проектов «Здоровье» и «Дети» MailRuGroup, тоже город–герой Москва.

Целых 5 лет мы внимательно следили за карьерой Александра, которая стремительными темпами развивалась, но на стороне производителя, хотя большую часть своей фармацевтической жизни он был замечен в розничном сегменте. Но потом так случилось, наверное, свой среди чужих или чужой среди своих, и сейчас мы видим возвращение в розницу. Александр, почему?

Александр Кузин:

Это мое пятое место работы за всю мою жизнь. Не скрою, первое, что привлекло в аптечной сети «36,6» – это те амбициозные задачи по эффективности, по прибыли, по лидерству, которые поставлены акционерами. Второй момент, который бы мне хотелось отметить – это очень сильная команда, которая собралась за последние год–полтора. Это и Нестеренко Владимир, и Ковалев Олег, и Телятников Андрей, Евгения Ламина, Екатерина Успенская, Владимир Кондратьев, всех хочется перечислить. Но это действительно профессионалы, которые пришли в эту сеть для того, чтобы вывести ее на новый уровень, и я счастлив присоединиться к этой сильной команде. И, наконец, третий момент, который принципиальный в данной ситуации для того, чтобы наша сеть стала одной из самых эффективных в нашей стране, – это то, что было принято решение о том, что каждый сегмент самодостаточен, каждый сегмент должен быть прибылен, и теперь как и в других фармацевтических холдингах, так же и в холдинге «36,6» дистрибуция самостоятельно идет к этой цели, и ритейл самостоятельно идет к этой цели.

Соответственно, есть несколько ключевых моментов, которые мы изменили в работе с дистрибуторами: у нас будет торговая площадка, и закупаться мы будем в ежедневном режиме на этой торговой площадке по минимальным ценам. И второй момент – это наша работа с производителем. Никаких закупов не будет, только селл-аут, или маркетинговые услуги. И мы готовы предоставлять фискальные данные любым нашим контрагентам, и надеемся, что это лишний раз подтвердит, что мы полностью прозрачны и полностью готовы быть комплаентными.

Олег Гончаров:

Звучит очень убедительно. Александр, я понимаю, что нам надо ждать каких-то новостей, удивительных, прорывных событий, а со своей стороны могу пожелать лишь одного: 7 футов под килем. Тем более, когда рядом такая команда.

Евгений, Вы в нашей программе первый раз, хотя я знаю, что на Медиаметрикс Вы уже участвовали в эфирах. У нас есть традиция для тех, кто к нам приходит впервые, я прошу немножко рассказать о себе. Какое базовое образование? Может быть, оно близко к фарме, а может быть нет, потому что сейчас у Вас проект, который специализируется и очень близок к фармрынку. Как развивалась Ваша карьера? Есть ли события, вехи, которыми Вы горды, хотели бы похвастаться? И почему все-таки Вас занесло на проект, который относится к фарме, да еще и MailRuGroup?

Евгений Паперный:

Я закончил первый мед, я врач по образованию и достаточно много занимался различным медицинским Интернетом. Наверное, ничего более характерного, чем поставить самих себя с тем, что проекту «Здоровье Mail.ru» в этом году исполнилось 10 лет, и это 10 лет достаточно успешной профессиональной работы. Ничего ярче и не скажешь. Я присоединился к проекту 6,5 лет назад, и с тех пор мы продолжаем оставаться самым популярным медицинским ресурсом в России, и временами становимся самым популярным неанглоязычным ресурсом в медицинским мире. Хотя мы соревнуемся с сайтом doctissimo.fr, французским.

Олег Гончаров:

Предлагаю тогда пуститься в обсуждение нашей темы. Александр, самые яркие курьезные события уходящего года?

Александр Кузин:

Когда мы с моими коллегами размышляли по поводу уходящего 2019 года, то вспомнился фильм «Космос как предчувствие». Вот 2019-й год был весь в ожидании, в предчувствии, то есть вот-вот что-то должно происходить. Главные герои ходят из одной комнаты в другую, встречаются, разговаривают друг с другом, но вроде как ничего не происходит. Мы все ждем маркировку. Уже известно, что она откладывается до 1 июля, но пока ничего не произошло. Мы все ждем отмену ЕНВД. Пока вроде не отменили, и Олег в той группе повстанцев, в Телеграмме, которая теперь не прослушивается и не просматривается ненужными гос. органами, как раз живо обсуждается. И насколько я вижу и слышу, никто до сих пор понять не может – с 1 января ЕНВД сохраняется или нет? Можно его применять или нельзя применять? Новое ценообразование на ЖВ препараты. Я помню, чуть ли не полтора года назад Владимир Христенко, выступая на одной из конференций, говорил: «Это будет цунами, которое многих смоет просто с этого рынка». Мы все ждем этого нового ценообразования по ЖВ.

Олег Гончаров:

Кого в первую очередь? Производителей?

Александр Кузин:

Да, это касается в первую очередь производителей. Но если все пойдет по жесткому сценарию, то объем рынка может уменьшиться достаточно значительно на десятки процентов, а соответственно, и экономика как дистрибуторов, так и ритейла тоже пострадает. И еще один момент – это разрешение на интернет-торговлю лекарствами, которое мы тоже ждем. Но наше правительство высказало некие возражения, потому что есть огромные пробелы. Несмотря на то агрессивное лобби, которое есть у электронной коммерции, все же смогли что-то противопоставить этому электронному лобби. И таким образом все же мы получили некую отсрочку и передышку, и я надеюсь, что разум в отношении этого решения возобладает.

Олег Гончаров:

Евгений, Ваше отношение? Александр сказал, что идет мощное лобби.

Евгений Паперный:

Я удивляюсь, как можно занимать такую ответственную позицию в крупном фармацевтическом ритейлере, при этом будучи жертвой таких теорий заговора. Если есть какое-то лобби – назовите хотя бы одного лоббиста электронной торговли лекарствами, который бы представлял контору, сопоставимую по масштабу с финансовыми возможностями и в целом влиянием на благополучие населения, какое есть у современных аптечных сетей.

Александр Кузин:

А я могу назвать. Я посмотрел на лондонской бирже отчетность Mail.ru. Прибыль Mail.ru растет на 22% к 9 месяцам. Судя по всему, прибыль Mail.ru превысит прибыль всех аптек и аптечных сетей за этот год, то есть прибыль обалденная. И если к этому лобби прибавить еще господина Воложа, других монстров из электронной коммерции, то понятно, что наш маленький фронтический рынок с трудом противопоставляется таким огромным монстрам. У вас выручка больше, если посмотреть всех электронных игроков, чем весь фронтический рынок. Например, тот же Alibaba, но заметьте, в Alibaba нет нигде в мире продажи лекарственных препаратов.

Евгений Паперный:

Вы в Германии бывали когда-нибудь?

Александр Кузин:

Я говорил с представителем Alibaba и спрашивал у девушки…

Евгений Паперный:

Вы в Великобритании бывали когда-нибудь?

Александр Кузин:

Конечно, бывал. Я спрашивал у представителя Alibaba, который в России работает: «У вас это первый опыт или вы где-то уже…», – потому что такой монстр. Он говорит: «Нет, мы нигде в мире лекарства не продаем, это просто не разрешено, и Россия будет для нас экспериментальной площадкой». Может быть, найдем какую-то другую экспериментальную площадку.

Евгений Паперный:

Гипотеза о том, что лекарствами нельзя торговать в Интернете, не очень поддерживается реальностью, потому что вы можете прекрасно заказывать лекарства в интернете в Германии, Англии, Соединенных Штатах Америки. Они будут доставлены тем или иным способом, то есть по факту. Да что там далеко ходить, в Казахстане есть интернет-торговля лекарственными препаратами, введенная несколько лет назад без особого шороха. И ничего не произошло трагического. В медицинской среде всякий доклад должен начинаться с описания того, что называется «конфликт интересов». Очевидно, что Ваша профессиональная деятельность автоматически заставляет Вас делать те высказывания, которые Вы делаете, но по факту интересы пациента – это то, что должно стоять во главе угла. И интернет-заказ лекарственных средств способствует и ужесточению ценовой конкуренции, и исчезновению такого понятия, как дефектура, то есть расширение ассортимента, в том числе в отдаленных регионах, снижению экспозиции пациентов к различным вирусным агентам.

В аптеку ходить опасно с медицинской точки зрения. Вы стоите в очереди с больными людьми. Если вы кормящая мать, то, возможно, вам хотелось бы получить препараты на дом. И тут мы скорее говорим о доставке, а не о том, как она конкретно работает. С точки зрения пациента, не может быть двух мнений, все очень легко заказывать через приложение, дешево, без дефектуры. Какие при этом могут возникнуть проблемы? Взгляд на это разный, в зависимости от того, с какой стороны Вы находитесь.

Олег Гончаров:

Евгений, Вы же доктор?

Евгений Паперный:

Да.

Олег Гончаров:

Вы же хорошо понимаете, что в мире есть понятие «ответственное самолечение». А у нас есть понятие «российское самолечение», когда основным экспертом в вопросах заботы о собственном здоровье выступает сосед с лестничной клетки в трениках с вытянутыми коленками, или Малышева, или того хуже, Геннадий Малахов с чесноком на пузе. Вопрос только в том, что когда мы делаем более доступным, мы заботимся о нашем пациенте, но не благие ли намерения…

Евгений Паперный:

То есть Вы боитесь, что интернет-заказ лекарственных средств и доставка их домой сделает лекарства более доступными?

Олег Гончаров:

Безусловно.

Евгений Паперный:

Вот населению в лицо скажите, что увеличение доступности лекарственных препаратов – это плохо. Но это просто народная позиция.

Александр Кузин:

Вот я, Саша Кузин. Нужно ли мне, чтобы была доставка лекарств? Мне, Саше Кузину, конечно, нужна, это удобно. Я – житель мегаполиса, зарабатываю нормально, мне точно хватает, мне крайне удобно. Мне неохота останавливаться у аптеки, парковаться, еще заберут, оштрафуют. Поэтому для меня это удобно. И мне кажется, для жителей мегаполисов это чертовски удобная позиция. Теперь давайте подумаем про всех остальных.

Евгений Паперный:

Их 20%. У нас степень урбанизации в стране 80%. Вот этих «остальных», на самом деле, 20%?

Александр Кузин:

Мы же не берем все города. Я сам из города, в котором 200 тысяч население. Мне понятно, что Россия не в МКАДе, она дальше, за МКАДом начинается. Теперь давайте посмотрим с такой точки зрения: мы с Вами защищаем, вольно или невольно, не только интересы пациентов, все равно Вы работаете в одной компании, я работаю в другой компании. А давайте посмотрим, какова экономика происходящих событий. Возьмем аптеку: в аптеке продаются otc-препараты с одной стороны и rx-препараты с другой стороны. Rx-препараты практически все входят в ЖВ. Там ценообразование задавлено государством, там много не заработаешь. Поэтому понятно, что лакомый кусочек otc, на который уже FMCG -ритейлеры рот раскрывали. Алишеру Бурхановичу мало маркировки, он же к 50 копейкам свою руку приложил. Он еще хочет и в другой карман, через электронную коммерцию тоже немножко пощипать фармрынок.

Понятно, прибыль чертовски важна для человека из топ-10 Форбса. Поэтому совершенно очевидно, что это правильное желание, но к чему это приведет? Это приведет к тому, что большее количество аптек станет убыточным, и они начнут закрываться. У нас же не будет сразу же доставки рецептурных препаратов, таким образом доступность rx-препаратов естественным образом уменьшится, поэтому для населения целиком она уменьшится. Это первый пункт.

Евгений Паперный:

За те полгода, которые отделяют по текущему плану доставку, очень сильно доставку rx…

Александр Кузин:

В том законопроекте, который есть, rx разрешается с 2022-го года, не полгода, а полтора. Полтора года для компании – не срок, но я думаю, что для конкретных людей это может быть ой как болезненно.

Теперь давайте посмотрим на второй момент. Национальная служба Великобритании предупреждает о риске, который существует при заказе в интернет–аптеках. За последние несколько лет уже зафиксировано 52 смерти от приема препаратов, доставленных из интернет-аптек. И это зарегистрированные смерти. Можем представить, сколько сотен и тысяч людей погибло при доставке из этих интернет–аптек. Это, между прочим, только Великобритания. А давайте посмотрим на весь мир.

Евгений Паперный:

Вы торгуете в своей сети препаратом «Лирика».

Александр Кузин:

Это ПКУшный препарат, соответственно, там особые условия продажи.

Евгений Паперный:

Как Вы думаете, много людей гибнет из-за препарата, который Вы продаете? То есть это не дико критическая проблема, это нормально. В аптеках продаются лекарственные средства. Эти лекарственные средства можно использовать неправильно. Очевидно, что до того момента, когда объем продаж в офлайновых аптеках превышает объем продаж в онлайновых аптеках, вред, который наносят препараты, которые покупаются в офлайновых аптеках, будет больше. Но это вообще не проблема формы продаж. Это механизмы продажи.

Александр Кузин:

Евгений, у Вас же офис на Ленинградке?

Евгений Паперный:

Да.

Александр Кузин:

Вы видите, девушка стоит с пониженной социальной… Как это Владимир Владимирович называл?

Евгений Паперный:

Да не стоят, все уже давно в Интернете.

Александр Кузин:

Но это не значит, что это надо легализовывать.

Евгений Паперный:

Почему? Есть примеры стран, где это легализовано, и никто не пострадал.

Александр Кузин:

А есть наркотики, есть оружие. Давайте наркотики легализуем.

Евгений Паперный:

Знаете, где смертность меньше от героина – в России или в Испании, или в Португалии, где все можно хранить легально?

Александр Кузин:

У меня немножко другая точка зрения на этот вопрос.

Евгений Паперный:

А здесь не надо точку зрения, хватает фактов.

Александр Кузин:

Я хотел участникам нашей небольшой вечеринки показать сайт «Фарм - стандарт». Это ложный сайт ложного «Фарм – стандарта». Хочу зачитать: «Интернет-аптека без рецептов в Москве, в которой огромный список лекарств, часто труднодоступных. У нас Вы можете купить лекарства без рецепта, не выходя из квартиры…»

Евгений Паперный:

Ваш аргумент понятен. Ножами убивают, поэтому нужно запретить ножи.

Александр Кузин:

«…не идя в эти ужасные поликлиники, не давая взятки за нужный медикамент, не отстаивая унизительные очереди в государственных фармацевтических магазинах». Что мы здесь видим? Пожалуйста, «Лирика» продается.

Евгений Паперный:

А к нашему бизнесу это какое отношение имеет?

Александр Кузин:

Потому что сейчас беспредел в интернете. Таких сайтов десятки. И даже когда у нас запрещена доставка рецептурных препаратов, уже сейчас эта вакханалия происходит.

Евгений Паперный:

Что ухудшится с разрешением доставки?

Александр Кузин:

Прекратим это безобразие. Я просто понимаю контролирующие органы – они с этим не могут разобраться.

Евгений Паперный:

Значит то, что у нас беспомощные контролирующие органы…

Александр Кузин:

Так вот надо с этим разобраться и после этого уже сделать следующий шаг.

Евгений Паперный:

Вы констатируете, что у нас: первое – законодательство устроено таким образом, что на полтора года снизится доступ к rx-препаратам. Это проблема законодателя. Это низкое качество государственного управления, что вводятся такие нормы.

Александр Кузин:

А MailRu куда доставляет лекарства?

Евгений Паперный:

MailRu никуда не доставляет лекарства.

Александр Кузин:

А OZON?

Евгений Паперный:

OZON доставляет лекарства на дом.

Александр Кузин:

В деревню?

Евгений Паперный:

Можно и в деревню.

Александр Кузин:

Да нет, конечно.

Евгений Паперный:

Смотря какая деревня.

Александр Кузин:

Я просто изучал их сайт, и они доставляют только по мегаполисам.

Евгений Паперный:

Сейчас да, но и почта России будет развозить препараты.

Александр Кузин:

В мегаполисе стоимость доставки 100-200 рублей. Какая бабушка может себе позволить столько потратить на доставку?

Евгений Паперный:

Та бабушка, которая сэкономит эти 100-200 рублей на цене препарата, потому что бабушки у нас покупают бессмысленный Терафлекс, и поскольку он стоит 600-700 рублей, будет он 500 стоить и 100 рублей доставка.

Александр Кузин:

При пенсии в 10 тысяч рублей вряд ли она покупает за 600 рублей. О чем мы говорим?

Евгений Паперный:

Очень плохо, что у нас в стране пенсия 10 тысяч рублей, это проблема. Это вопрос не к Алишеру Бурхановичу Усманову, не Алишер Бурханович Усманов украл деньги из пенсионного фонда. Не Алишер Бурханович Усманов так ведет себя с бюджетом, что приходится замораживать пенсионные накопления. Это другая проблема, которую Вы ставите. Вы все время напираете на то, что у нас низкое качество государственного правления и что у нас плохо работают правоохранительные органы. Очень большая проблема, я полностью с Вами согласен. Значит ли это, что развитие того немногого бизнеса, который еще остался в России, должен сдерживаться из-за того, что у нас, видите ли, никто не может справиться с нелегальными аптеками? Не умеют люди интернетом пользоваться в правоохранительных органах, это спорное утверждение.

Александр Кузин:

У меня сайт сохранен – «Лирика» без рецепта, пожалуйста.

Евгений Паперный:

Какое это имеет отношение к легальной торговле лекарственными препаратами?

Александр Кузин:

Очень просто. Потому что если к этим десяткам нелегальных интернет-аптек присовокупится еще миллион легальных, тогда в этой воде точно ничего нельзя будет найти.

Евгений Паперный:

Миллиона легальных не будет. Как Вы думаете, больше «Лирики» продается нелегально через Интернет или офлайн в России?

Александр Кузин:

Не знаю, у меня нет такой статистики. У Вас есть гипотеза?

Евгений Паперный:

У меня есть гипотеза, что большая часть упаковок «Лирики» в России продается нелегально офлайновым образом через аптечные пункты и полулегальные аптеки. Что теперь, закрыть аптеки из-за того, что там «Лирикой» торгуют?

Александр Кузин:

Вы сейчас упомянули «Лирику», и я вспомнил один свой опыт в предыдущем месте работы, в предыдущей сети, где до сих пор генеральный директор Александр Павлович. Лет 7 или 8 назад к нам пришел один человек, наш новый сотрудник, и сказал, что есть поликлиника, в которой нам каждый месяц будут давать 200 рецептов на «Лирику», то есть это не нелегальная продажа «Лирики». Это совершенно легально. И в этот момент, за что я очень Александра Павловича уважаю, он сказал, что у каждого из нас есть дети (вот у меня трое детей), и несмотря на то, что есть рецепты, и аптека ничего не нарушает, мы не будем этого делать. И мы не пошли в эту историю.

Олег Гончаров:

Я внимательно слушал вас и хочется вернуться к началу этого разговора. Друзья мои, офлайн/онлайн – так ли страшен черт, как его малюют? Евгений, какие Ваши прогнозы? Действительно сбудется та самая страшная пугалочка, которой нас иногда страшат и говорят, что если придет онлайн, то офлайна не станет? Либо у Вас другие ожидания? Какой Вы прогнозируете объем рынка, когда уйдет полностью в онлайн?

Евгений Паперный:

Я считаю, что стратегически онлайн будет занимать большую долю, но эти процессы не будут развиваться так быстро, как иногда опасаются наши коллеги из офлайновых аптек. Мы не перейдем 10% в деньгах через год после разрешения онлайна в легальные доставки. Я считаю, что 10% через год – это верхняя оценка, через 5 – может быть.

Олег Гончаров:

А что будет сдерживать?

Евгений Паперный:

Сдерживать будет то, что, во-первых, логистически в России не так просто построить сети, и доставка лекарств зачастую будет экономически не эффективна. Кроме того, потребительские привычки тоже не так быстро меняются. Даже такая суперуспешная история перевода офлайнового в онлайновый бизнес, как такси, там тоже годами был не очень обвальный рост. Так что мой горизонт такой: с появлением ots станет получше, с появлением rx станет расти быстрее, потому что там уже появятся подписные модели, когда курьер сам приходит каждый месяц и приносит то, что постоянно нужно пациенту, и это уже будет поинтереснее.

Олег Гончаров:

Александр, Ваш прогноз?

Александр Кузин:

Мы смотрели, сколько у нас сейчас занимает подобного рода, мы же буккируем лекарства в наших аптеках – где-то 6-7%. Сколько из них будет доставляться, пока сказать достаточно сложно. Но здесь я бы хотел Евгения дополнить, помимо той черноты, которую я упоминал в первой части нашей передачи, сейчас есть доставка лекарств, и рецептурных лекарств. И я предлагаю прямо сейчас совершить звонок и заказать какой-нибудь антибиотик.

Евгений Паперный:

Все мы знаем этот прекрасный сервис и с удовольствием им пользуемся. Очень удобно.

Александр Кузин:

И сейчас мы позвоним и посмотрим, как это произойдет.

Звонят… Слушают приветствие автоответчика. Ждут, пока ответят на том конце и беседуют между собой.

Олег Гончаров:

То есть у тебя есть время заказать для меня антибиотик?

Александр Кузин:

Конечно. Нажимаем двоечку, смотрим – Аугментин заказываем?

Олег Гончаров:

Не отзываются, заняты.

Александр Кузин:

Видимо, так много заказов.

Евгений Паперный:

А может быть, Антон Буздалин смотрит эту передачу и вычислил этот звонок. В общем и целом мы сейчас обнаружим, что есть сервис, который эффективен, который работает, который помогает людям. Его единственная проблема заключается в том, что законодательство России не позволяет ему нормально функционировать, такая проблема действительно существует.

Александр Кузин:

А я бы посмотрел на этот вопрос немножко по-другому. На самом деле, уже сейчас есть доставка лекарств…

Дозвонились…

Александр Кузин:

Алло, добрый день! Скажите, пожалуйста, а у вас Аугментин суспензия есть?

Оператор из аптеки: Давайте посмотрим, а город у Вас какой?

Александр Кузин:

Москва

Оператор из аптеки: Аугментин суспензия, Вам какая дозировка нужна?

Александр Кузин:

Мне дозировка 600, ребенок уже подрос.

Оператор из аптеки: Такой нет… А подождите, нашла, это Аугментин-ЕС написано, суспензия 600.

Александр Кузин:

Да-да-да, вот он и нужен.

Оператор из аптеки: 100мл объем, 453 рубля стоит. Сколько хотите штук?

Александр Кузин:

Мне одной пока достаточно. Скажите, пожалуйста, а Вы как быстро доставите?

Оператор из аптеки: Давайте посмотрим. А раньше делали у нас заказы?

Александр Кузин:

Нет, не делал.

Оператор из аптеки: Вам доставку на дом?

Александр Кузин:

Да, верно.

Оператор из аптеки: Метро, улица, дом?

Александр Кузин:

Метро «Парк Победы», Василисы Кожиной, д.1.

Оператор из аптеки: У нас с 19-23 ч. есть доставка, хотите?

Александр Кузин:

Да, нормально. А я сегодня в командировку уезжаю, ничего, если жена примет?

Оператор из аптеки: Ничего страшного, там необязательно Ваше присутствие. У нас бесплатная доставка идет от 1500, а у Вас пока что 453. Что-то еще нужно добавить?

Александр Кузин:

Знакомый хотел «Лирику» заказать. У вас можно?

Оператор из аптеки: «Лирики» нет. Может быть, что-то еще посмотреть?

Александр Кузин:

Ой, жалко.

Оператор из аптеки: У нас сейчас Ношпа-форте подешевела, там 80мг 24 штуки по 155 рублей.

Александр Кузин:

Спасибо Вам большое, извините за беспокойство. Все. Рецептурка доставляется.

Евгений Паперный:

Я вообще не вижу никакой проблемы в том, что Вы сейчас...

Олег Гончаров:

То есть Вы считаете это не проблема?

Евгений Паперный:

Я считаю, это супер, это и есть сервис, это то, что нужно людям.

Александр Кузин:

А ничего, что это немножко сейчас не в рамках законодательства существует?

Евгений Паперный:

Да, законодательство должно быть изменено.

Александр Кузин:

Озон.ру, доставляя ots, нарушает или действует в правовом поле?

Евгений Паперный:

Я считаю, что в России сложно говорить о правовом поле. Я объективно знаком с ситуацией в стране. Я не специалист по праву, но медицинское право было у меня в ВУЗе. Я плохо учился, но я помню предисловие и первое предложение, там было написано, что право – это продукт общественного консенсуса. Если общественный консенсус сейчас заключается в том, что человек должен иметь возможность не отходить от своего ребенка с отитом, а получить Аугментин на дом, если этот Аугментин, предположим, выписал даже просто участковый, который пришел с визитом, то есть самым легальным образом, то законодательство должно быть исправлено, чтобы дать такую возможность.

Александр Кузин:

Заметьте, у меня рецепт не спросили. И он на самом деле не потребовался. И не потребуется. И получается, что уже сейчас, если Вас послушать, всех механизмов уже достаточно. А зачем Вам вообще тогда этот закон? Доставляйте так, как Озон это делает.

Евгений Паперный:

Да, это тоже возможный вариант, но мы бы хотели, чтобы законодательство было приведено в соответствие с практикой.

Олег Гончаров:

Александр, можно же и без рецепта купить в аптеке, это же тоже сейчас есть.

Евгений Паперный:

Конечно, можно.

Олег Гончаров:

Здесь я поддержу Евгения, тут проблема системная.

Александр Кузин:

Я слушал в первой части Евгения, и в одном моменте я с ним там совершенно согласен. Безусловно, доставка лекарств может быть, должна быть и она обязательно будет. Но как эта система должна работать? Почему это работает в других странах и не должно быть запущено у нас? Потому что первое, что должно быть – это доступность самих лекарств. Доступность не в наличии, а доступность в том, чтобы человек имел возможность это купить. Как это сделать? За счет лекарственного страхования, как это существует во всем мире. Врач выписывает рецепт, этот рецепт попадает в некую аптеку, из этой аптеки без участия этого человека он попадает в службу доставки. Мало того, ему выписали на 6 дней антибиотик, ему 18 таблеточек в блистер положили, на 7 дней – 21 таблеточку положили, и уже в индивидуальной упаковке доставка ему доставляет. Вот тогда мы решим эту проблему. А сейчас мы делим маленький шоколадный кексик между такими гигантами, как Яндекс, Mail.ru, еще где-то сбоку крошки собирают аптечные сети и аптеки. На самом деле, надо не кексик делить, а должен быть торт или пирог. И только таким способом от этого выиграет в первую очередь население и мы, как сервисные участники этого процесса, сможем в этом поучаствовать.

Олег Гончаров:

Александр, по Вашим прогнозам, когда это случится?

Александр Кузин:

Примерно 10 лет назад была такая дискуссия, и тогда они согласились…

Олег Гончаров:

Мне кажется, обещали 2015 год, что будет лекарственное страхование.

Александр Кузин:

Второй момент, когда это случилось, когда были майские указы, и мы должны вступить в «клуб 80». На самом деле, во всех странах, в которых продолжительность жизни больше 80 лет, есть лекарственное страхование. Поэтому если мы хотим реально вступить в «клуб 80+», то мы обязаны у себя ввести лекарственное страхование. Вроде эксперименты сейчас собираются проводить. И в такой жесткой связке врач-аптека-доставка-пациент, то есть пациент даже и не хочет, чтобы ему это доставляли, но ему будут это привозить на дом. Тебе выписали, будь добр пролечись, а иначе потом лишишься страховки. Вот так это будет работать. Не надо людей наказывать и заставлять. Почему люди в аптеки приходят иногда без рецептов? Да потому что врачей недостаточно, потому что если нужно будет обязательно идти за рецептом, врачи просто с этим не справятся. Система здравоохранения к такому не готова.

Олег Гончаров:

Это правда. У нас же есть еще одни игроки, про которых мы незаслуженно забыли, это «Аптека.ру» и «Здравсервис». Разные оценки того, что они делают, они достигли достаточно интересных результатов, не так давно ее уже так и назвали, что она реально паразитирует на аптечной истории.

Александр Кузин:

Мне эта история напоминает Яндекс и их взаимоотношения с таксопарками. На Ютубе я встречал ролик, редакция делала по этому поводу сюжет о том, что таксомоторные парки капитально от этого проиграли. Выиграл Яндекс, он получает свою большую комиссию, и система так и работает. И то, к чему сейчас стремится и «Аптека.ру», и «ЗдравСити» – это история-витрина, на которой будут конечные потребители завязаны, а как дальше будут выживать таксопарки (а в данном случае аптеки), это уже их не очень сильно касается. Поэтому, на мой взгляд, это путь, который обогатит того, кто владеет этой витриной, но будет крайне тяжело получить коммерческую эффективность от тех, кто в этом участвует в более низшем звене. Именно эта логика пугает меня и в нашей аптечной сети, и в других аптечных сетях, потому что в интернете идет соревнование по цене. Готовясь к эфиру, я посмотрел, почем Айфоны продаются в интернете, и те, кто продает авторизованным образом Айфоны, те продают их по нормальной цене, так же, как и «Ристор», и «МТС», и «Сотовик», у всех уровень один и тот же. И они в дискаунтер не превращаются, даже в интернете. А то, во что сейчас превращается и «Аптека.ру», и «ЗдравСити» – это жесткие дискаунтеры. От этого, безусловно, выигрывает конечный потребитель, но бизнес-модель, в которой другие участники будут проигрывать, неустойчива. Так не должно и не может долго существовать.

Олег Гончаров:

Вы воспринимаете «Аптека.ру», как конкурента?

Евгений Паперный:

Нет, конечно. Мы построили агрегатор, мы направляем заказы и в «Аптека.ру», и в «36.6», на нашем сайте все аптеки, можно ими воспользоваться.

Олег Гончаров:

А к самой этой бизнес-модели как Вы относитесь?

Евгений Паперный:

Для нас она не несет никакого негатива в отличие от аптечных сетей, но мне тоже кажется, что динамика какая-то будет, аптеки будут отказываться работать в качестве ПВЗ или возникнет новая категория аптек, сфокусированных только на выдачу заказов. То есть вот таким, как сейчас рынок не будет через год, он будет меняться.

Олег Гончаров:

По традиции, я попрошу каждого из вас дать некие пожелания нашим слушателям. Многие задают себе вопрос: надо делать, надо туда идти, надо формировать свои собственные интернет-аптеки, если я собственник небольшой аптечной сети региональной, или не надо? Либо примкнуть к каким-то агрегаторам?

Александр Кузин:

Мне Евгений глубоко симпатичен, мне кажется, он очень хорошо разбирается в этой теме. Поэтому, Евгений, пока наш Алишер Бурханович не слушает, вот тебе моя визитка, приходи к нам на работу, мы будем это направление развивать, там мой прямой сотовый телефон, адрес. Приходи!

Евгений Паперный:

В прямом эфире я еще не получал таких предложений.

Олег Гончаров:

В первую очередь делать. А то, что Mail.ru, Яндекс, все прочие?

Александр Кузин:

Главное, ведущих специалистов к себе пригласить.

Олег Гончаров:

То есть обезглавить эти направления.

Александр Кузин:

Я видел, что у Вас на сайте ищут директора фармнаправления.

Евгений Паперный:

Мы действительно ищем такого специалиста. Друзья, работайте в Mail.ru, это очень круто!

Олег Гончаров:

Спасибо вам огромное, друзья, за то, что пришли, за то, что получилась такая яркая и порой даже горячая дискуссия. Спасибо и вам, уважаемые слушатели. Спасибо, что были все это время с нами. До новых встреч. Всего доброго.