Старость – неизбежность, или ей можно сказать «нет»?

 

Говорить ли старости «нет»?

Я думаю, что нет смысла говорить старости «нет». Это такая же часть жизненного цикла человека, как юность, молодость, пубертатный период, зрелость. Так что старость неизбежна.

Но в последние 200 лет человек стал жить дольше. Это началось после того, как произошла промышленная революция, появились новые технологии очистки воды, приготовления пищи. Потом появились антибиотики, вакцинация, которые защищают нас от многих болезней. Всё это привело к тому, что человек стал жить дольше на 20-30 лет. 

Правила здоровья

Есть такое понятие: эпигенетическая регуляция старения. Некоторые наши гены находятся в активном состоянии, некоторые в пассивном. Наш образ жизни влияет, какие гены работают, а какие не работают.

На первое место я бы поставил питание. Есть очень простое правило: в день надо употреблять 400 г красного, жёлтого, зелёного хрустящего, «хрустящий светофор». Овощи, фрукты разноцветные, яблоки хотя бы. Обязательно хрустящие, потому что это клетчатка, которая поступает в наш кишечник и собирает токсины, которые в пожилом возрасте вырабатываются микрофлорой кишечника.

Второе – в неделю надо двигаться 150 минут. Это должна быть либо ходьба, либо бег, плавание в бассейне, прогулки с собаками, работа на даче. Но есть одно большое «но». Если вы начали двигаться, то продолжительность движения должна составлять более 10 минут. То есть если вы идёте за троллейбусом пешком быстрым шагом 7 минут, это не засчитывается. А если 11, то считается.

На третье место я бы поставил стоматологическое здоровье. Недавно наши друзья из британского гериатрического общества выяснили, что в Великобритании каждый четвертый человек не чистит зубы каждый день. А что у нас – я затрудняюсь сказать. Если у пожилого человека нет 6-ти зубов, не так уж и катастрофично, казалось бы, но это в 8 раз увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, потому что он не может съесть те же свежие овощи и фрукты, которые обладают атеросклеротическим эффектом, способствуют профилактике ишемической болезни сердца и других проблем.

Последние годы мы говорим о том, что большое значение в процессах старения имеет нарушение работы митохондрий. Митохондрии – это своеобразные электронные станции наших клеток. С возрастом они плохо работают и вырабатывают большое количество свободных радикалов – молекул, у которых активный кислород, лишний электрон. Они – как чистильщики нашего организма. С их помощью удаляются плохие молекулы, белки, которые накапливаются с возрастом.  Если у человека есть болезни, скажем, повышенное давление или гиподинамия, низкий уровень физической активности, они начинают плохо работать. Антиоксиданты, свежие овощи и фрукты нужны для того, чтобы митохондрии стали работать лучше. 

Эйджизм

Доказано сейчас, что если человек боится старости, то у него старость будет протекать неблагополучно. У нас общество не очень любит старых людей. Надо создавать положительную атмосферу в отношении старости. Если попросить среднестатистического россиянина нарисовать образ пожилой женщины, то вы получите образ старухи в платке и с клюкой. Почти Баба Яга, сидящая на лавочке, плюющая семечки. А если спросить образ стареющего мужчины, вам вообще ничего не ответят, потому что у нас в стране продолжительность жизни у мужчин на 6-8 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин.

У нас существует эйджизм, дискриминация по возрасту. Клеймо ставят гораздо раньше. Попробуйте в 45 лет устроиться на работу. Вам скажут: «Извините». У нас страна с жёстким эйджизмом, с жёстким неприятием человека по возрастному принципу.

Проедьте в троллейбусе утром: как много нареканий по поводу того, что одни пенсионеры ездят. «Куда им? Мы-то, понятно, на работу, а им куда ехать?» А то, что эти люди тоже заняты, что они помогают ухаживать за внуками, выполняют просьбы своих детей – об этом мы мало говорим. Так что надо с себя начать, с отношения к возрасту.

В тех же Соединенных Штатах люди работают до 65 лет, хотя многие имеют плохое здоровье, потому что страховые системы там включаются только после исполнения человеку 65-ти лет. Если ты закончишь раньше работать, то случись что-то со здоровьем – за тебя никто не будет платить.

Таблетки от старости

Мы разработали клеточные хроноблокаторы. У нас есть лаборатория «ГЕРОНТИОН», по названию стихотворения «Геронтион» Томаса Элиота, известного американского поэта, лауреата Нобелевской премии. В этом стихотворении Элиот предвосхитил гериатрические синдромы, то есть проблемы, с которыми сталкивается пожилой человек.

Мы продолжили работу профессора Владимира Хавинсона, директора Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии, который является автором пептидной теории старения. Мы пошли дальше и, опираясь на его подходы, мировые подходы, разработали группу препаратов, в состав которых входят аминокислоты, которые позволяют улучшить течение возрастной патологии, заболеваний, которые связаны с возрастом. 

Это как нутритивная поддержка. Есть такое заболевание саркопения, когда с возрастом у человека снижается мышечная сила и мышечная масса. Это те наши пожилые люди, которые говорят: «Доктор, год тому назад я вскопала три грядки, а в этом году только одну, со здоровьем всё так же, как и было, но мышцы стали слабые». Такого рода нутритивная поддержка нашими хроноблокаторами позволяет в составе мультимодальных программ реабилитации справляться с определёнными возрастными ситуациями. 

Хроноблокаторы мы разрабатываем совместно с Академией наук Республики Беларусь. Там есть Институт физико-органической химии и отдел лекарственных препаратов. Мы всё разработали в содружестве с ними.

Долговременный уход

Цель геронтологии сейчас - не увеличить продолжительность жизни, а увеличить продолжительность активной жизни, уменьшить красную зону в конце, когда человек мучается, становится беспомощным, обузой. Нет какой-то одной таблетки, которая бы позволила уйти от красной зоны. Существуют мультимодальные программы реабилитации. То есть человек должен быть максимально активным даже в рамках тяжёлого состояния, если он в нём оказался.

В стране развивается такая услуга, как долговременный уход, когда человек нуждается в помощи социальных служб, врачей, родственников. Смысл долговременного ухода – активировать человека. Условно говоря, в процессе ухода не подать ему стакан воды, а сделать так, чтобы он сам до него дотянулся. 

«Полковничья диета»

Это называется Calorie Rescriction, ограничение количества калорий, или «полковничья диета». Ты берёшь завтрак, половину отдаёшь кому-то, съедаешь только половину. Но вы попробуйте поголодать так пару дней, это очень сложно. Нужно иметь сильную мотивацию. Такие рекомендации не для массового человека. Философия в том, что это профилактика атеросклероза. Это на пользу.

Многие пишут о том, что стиль питания Средиземноморья – единственный на современном этапе развития науки доказанный метод профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и смертности. Но есть одно большое «но»: средиземноморская диета наиболее эффективно работает только в районе Средиземноморья. Что ещё имеет значение? И солнце, и фон жизни, и культура жизни. У нас не выработана культура здорового питания. Общество должно прийти к этому. Я не так давно был в Финляндии, мне очень понравилось. У них даже в пиццерии есть шведские столы из зелени, ты можешь к зелёному столу подходить бесконечное количество раз.

Современные исследования

Сейчас приняты многоцентровые клинические исследования, когда большое количество специалистов в разных странах исследуют те или иные препараты. Такие исследования и у нас в стране проводятся. Например, идут исследования такого состояния, как синдром старческой астении. Это когда в последние годы жизни человек становится дряхлым. Оказывается, дряхлость может иметь обратное развитие. Возникает она потому, что есть возрастное снижение мышечной силы. Сейчас испытываются блокаторы андрогеновых рецепторов, мужских половых гормонов, которые находятся в мышцах. Считается, что через несколько лет можно будет о них говорить.

Нас сейчас очень беспокоит проблема деменции – это снижение памяти. Сейчас в экспериментах на животных показано, что введение стволовых клеток позволяет прийти к состоянию, которое называется ременция, то есть восстановление памяти, способности контролировать себя на ранних этапах этого заболевания. 

Есть такое понятие тау-протеин, блокирующий белок, который блокирует связи между клетками. Пока не накопится критическая масса, пока все клетки вдруг не окажутся разобщенными, человек может не иметь клинической картины, у него будет нормальная память. Стволовые клетки нужны для того, чтобы связи между нейронами восстанавливались более интенсивно. Но пока идут эксперименты на животных, это из числа новых исследований. 

Проблема деменции

Что такое деменция? Например, был пожилой человек, который души не чает в своём внуке, балует его, помогает учиться. И вдруг он забывает поздравить своего внука с днём рождения. Странность? Странность. Мы это привыкли списывать на возраст. На самом деле, если в поведении пожилого человека появляются какие-то странности, то это не возраст, это нужно ставить диагноз. Бабушка помнит, в каком платье она выходила замуж, а что было вчера, забывает. Почему-то наша культура никак не может прийти к пониманию того, что это болезнь.

Деменцию важно обнаружить как можно раньше. Деменция сейчас не лечится, имеющиеся препараты радикально память не улучшают, они лишь способствуют тому, чтобы не стало хуже. Например, есть препарат мемантин. Пациент с деменцией его принимает, а родственники говорят, что год тому назад, что сейчас – один и тот же человек, у него проблемы с памятью, ему лучше не становится. Приходится объяснять людям, что «лучше» заключается в том, что ему не стало хуже.

Пациентам с деменцией бывает опасно выходить из дома, потому что они просто забывают, где живут. Но с ними надо гулять. Наш мозг – как мышцы. Пока мы ходим в спортзал, у нас мышцы развиты, как только мы перестаём ходить, снова приходим в ту же форму. Так и мозги надо нагружать. 

Загружать, языки учить и разгадывать кроссворды – это всё надо. Но надо начинать с более простых моментов. Например, подобрать очки. С плохими очками человек меньше читает. Очки хорошие – он читает больше, значит, мозги работают. Если снижен слух – подобрать слуховой аппарат. Тогда больше информации будет поступать через слух, и лучше будут мозги работать. Человек, у которого кружится голова на фоне повышенного давления, боится выйти на улицу, потому что вдруг он упадёт. Дать ему трость в руку, и он уже будет передвигаться, и мозги будут лучше работать, потому что он будет видеть, какая погода, какие люди, что нового в магазине, какие цены. Вот из таких простых вещей складывается важная работа с пациентами, у которых снижена память на фоне деменции. 

Синдром информационного истощения

Мы все сейчас в социальных сетях, и это истощает человека. Мы наблюдали пациентов и пришли к выводу, что страдает память. Ещё очень интересный аспект — одиночество пожилых людей. Представьте себе: раньше, чтобы получить деньги, человек собирался, шёл по улице в сберкассу или в другое место, стоял в очереди, общался с кассиром. Сейчас он общается с банкоматом. То есть цепочка общения у него выпадает из жизни, появилась проблема.

Или есть пожилые родители и их дети. Если раньше дети приезжали два раза в год с внуками, то теперь они ежедневно общаются по Skype. Это суррогатное общение, потому что мы не чувствуем человека издалека. Но когда наступает период отпуска, эти дети думают: «Зачем я поеду, я и так каждый день разговариваю». Так разрываются отношения, появляется одиночество.

Одиночество сейчас расценивается, как клинический синдром. Мы говорим о том, что есть люди, которые окружены людьми, но у них есть острое чувство одиночества. Это то же самое, что иметь ожирение, выкуривать в день 15 сигарет – настолько плохо влияет на состояние здоровья. Мы ведем разные блоги, общаемся в социальных сетях, и всегда, особенно накануне праздников, мы пишем: «Посмотрите, кто рядом, на ваших соседей – нет ли среди них одиноких людей?» Потому что одиночество, когда все вокруг веселятся, обостряется. 

Есть разные типы восприятия старости. Некоторые не воспринимают свою старость, некоторые впадают в депрессию. Немногие люди воспринимают ее адекватно.

 

По материалам программы «Медицина будущего» на Радио Медиаметрикс

 

Приглашенный эксперт - Андрей Ильницкий, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой терапии, гериатрии, антивозрастной медицины ИПК ФМБА