Почти два десятка экспериментальных методов лечения, нацеленных на иммунную систему, проходят клинические испытания при болезни Альцгеймера, что является отражением растущего признания того, что иммунные процессы играют ключевую роль в повреждении головного мозга, которое приводит к спутанности сознания, потере памяти и другим изнурительным симптомам.
Многие разрабатываемые лекарства от болезни Альцгеймера, ориентированные на иммунитет, нацелены на микроглию, резидентные иммунные клетки мозга, которые могут повредить ткань мозга, если они активируются в неподходящее время или неправильным образом. Новое исследование, проведенное учеными из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе, показывает, что микроглия взаимодействует с другим типом иммунных клеток — Т-клетками — и вызывает нейродегенерацию.
Изучая мышей с повреждением мозга, подобным болезни Альцгеймера, из-за тау-белка, исследователи обнаружили, что микроглия привлекает мощные убивающие клетки Т-клетки в мозг, и что большей части нейродегенерации можно избежать, блокируя вход или активацию Т-клеток. . Результаты, опубликованные 8 марта в журнале Nature , предполагают, что нацеливание на Т-клетки является альтернативным путем предотвращения нейродегенерации и лечения болезни Альцгеймера и связанных с ней заболеваний, связанных с тау-белком, известных под общим названием таупатии.
«Это действительно может изменить наши представления о разработке методов лечения болезни Альцгеймера и связанных с ней состояний», — сказал старший автор Дэвид М. Хольцман, доктор медицинских наук, заслуженный профессор неврологии имени Барбары Бертон и Рубена М. Морриса III. «До этого исследования мы знали, что Т-клетки были в увеличенном количестве в мозге людей с болезнью Альцгеймера и другими таупатиями, но мы не знали наверняка, что они вызывают нейродегенерацию. Эти открытия открывают захватывающие новые терапевтические подходы. Некоторые широко используемые лекарства нацелены на Т-клетки. Финголомид, например, обычно используется для лечения рассеянного склероза, который является аутоиммунным заболеванием головного и спинного мозга. Вполне вероятно, что некоторые препараты, действующие на Т-клетки, могут быть перенесены в клинические испытания для лечения болезни Альцгеймера.
Болезнь Альцгеймера развивается в две основные фазы. Сначала начинают формироваться бляшки бета-амилоида белка. Бляшки могут накапливаться десятилетиями без явных последствий для здоровья мозга. Но в конце концов тау также начинает агрегировать, сигнализируя о начале второй фазы. Оттуда болезнь быстро ухудшается: мозг сморщивается, нервные клетки умирают, распространяется нейродегенерация, и люди начинают испытывать трудности с мышлением и запоминанием.
Микроглия и ее роль в развитии болезни Альцгеймера интенсивно изучались. Клетки активируются и перестают функционировать по мере накопления амилоидных бляшек и тем более, когда тау начинает агрегировать. Дисфункция микроглии усугубляет нейродегенерацию и ускоряет течение заболевания.
Первый автор Сяоин Чен, доктор философии, преподаватель неврологии, задался вопросом о роли других, менее изученных иммунных клеток в нейродегенерации. Она проанализировала иммунные клетки в мозге мышей, генетически модифицированных для имитации различных аспектов болезни Альцгеймера у людей, ища изменения в популяции иммунных клеток, которые происходят в течение болезни.
Отражая раннюю фазу заболевания у людей, у двух линий мышей образуются обширные отложения амилоида, но не развивается атрофия головного мозга. У третьего штамма, представителя более поздней фазы, к 9,5-месячному возрасту развиваются клубки тау, атрофия головного мозга, нейродегенерация и поведенческие нарушения. У четвертой линии мышей не образуются амилоидные бляшки, тау-клубки или когнитивные нарушения; он был изучен для сравнения. Наряду с Ченом и Хольцманом в исследовательскую группу входили, среди прочих, Максим Н. Артемов, доктор медицинских наук, профессор патологии и иммунологии, пожертвованный выпускниками, и Джейсон Д. Ульрих, доктор медицинских наук, доцент неврологии.
Исследователи обнаружили гораздо больше Т-клеток в мозге тау-мышей, чем в мозге амилоидных мышей или мышей сравнения. Примечательно, что Т-клетки были наиболее многочисленны в частях мозга с наибольшей дегенерацией и самой высокой концентрацией микроглии. Точно так же Т-клетки были в изобилии в местах агрегации тау и нейродегенерации в мозгу людей, умерших от болезни Альцгеймера.
Дополнительные исследования на мышах показали, что два вида иммунных клеток работают вместе, создавая воспалительную среду, способствующую повреждению нейронов. Микроглия высвобождает молекулярные соединения, которые привлекают Т-клетки из крови в мозг и активируют их; Т-клетки выделяют соединения, которые подталкивают микроглию к более провоспалительному режиму.
Устранение либо микроглии, либо Т-клеток разорвало токсическую связь между ними и значительно уменьшило повреждение мозга. Например, когда мышам тау давали антитело для истощения их Т-клеток, у них было меньше воспалительной микроглии в их мозгу, меньше нейродегенерации и атрофии, а также улучшалась способность выполнять такие задачи, как строительство гнезда и запоминание недавних событий.
«Что меня очень взволновало, так это тот факт, что если вы предотвращаете попадание Т-клеток в мозг, это блокирует большую часть нейродегенерации», — сказал Хольцман. «Ученые приложили много усилий, чтобы найти методы лечения, которые предотвращают нейродегенерацию, воздействуя на тау-белок или микроглию. Как сообщество, мы не смотрели, что мы можем сделать с Т-клетками, чтобы предотвратить нейродегенерацию. Это выдвигает на первый план новую область, которую нужно лучше понять и терапевтически исследовать».
© doctor.ru Все права защищены.