Почему мы сравниваем себя с другими

Психология

Светлана Ходукина:

Канал «Медиадоктор», программа «Час с психотерапевтом Хачатуряном». В студии психотерапевт Гурген Хачатурян, психолог Зара Арутюнян и Светлана Ходукина. Мы сегодня будем говорить про сравнение, о том, что как со сравнениями жить. Мы все очень хорошо знаем, что сравнивать нужно только себя с самим же собой, но не всегда получается. Вообще, где нормальное сравнение? Как вообще жить, выживать, когда ты видишь, что всё вокруг по-разному, и как с самим собой нормально себя чувствовать? Может, сравнивать и хорошо, и в этом есть какие-то...

Зара Арутюнян:

В этом есть хорошее, безусловно.

Гурген Хачатурян:

Хорошую тенденцию сравнивать себя с собой вчерашним нам завещал Зигмундушка наш Фрейд, и молодец, очень правильно всё сказал.

Светлана Ходукина:

Скучно сравнивать только с собой вчерашним.

Гурген Хачатурян:

Ну да, почему бы не сравнивать себя с кактусами или с другими овощами?

Зара Арутюнян:

Ты начал с шутливой интонации, я немножко поддержу, а потом перейдем на серьез. Была прекрасная шутка про то, как в школе для зверей ставят оценки за то, кто быстрее бегает, а в забеге участвуют рыбы, белки, змеи и так далее – животные с различными навыками. Ещё была прекрасная шутка про то, кто быстрее залезет на дерево. Понятно, что рыба будет совершенно провальна в этой школе, и она получит все двойки, её скоро выгонят. Мне кажется, это очень хорошая метафора, что да, действительно, с одной стороны, очень глупо сравнивать. С другой стороны – не сравнивать нельзя, потому что мы все не рыбы, ужи и динозавры, потому что мы выглядим одинаково: мы двуногие, прямоходящие, и в том большая сложность. Я считаю, что в этом есть проблематизация, почему, собственно, Зигмундушка ваш, батюшка психоанализа, и придумал идею: сравнивай себя со вчерашним. В чём была его задача? Несмотря на все странности его нрава, его задача была в том, чтобы людям становилось легче жить. Если тебе хочется легче жить, немного повысить своё качество жизни, то перестань равняться на Ксению Анатольевну Собчак по качеству ботинок. Мне кажется, именно в том терапевтическая идея, но она сложно заходит в головы.

Гурген Хачатурян:

Тут, наверное, стоит задать важный вопрос: а зачем мы сравниваем себя с кем-то? Сравнение – это процесс, он каким-то образом появляется, и у него есть разное целеполагание. Очень часто, по крайней мере, я сталкиваюсь в работе с тем, что сравнение происходит с подсознательной мотивацией найти свои минусы, укрепиться в них. Тогда это, безусловно, будет проблема, которая будет проявляться постоянным состоянием дисфории, депрессии и чем-то плохим, чем мы так любим заниматься. Поэтому да, первая рекомендация – задать вопрос: зачем вы себя с кем-то сравниваете?

Светлана Ходукина:

Я бы тогда конкретизировала наш эфир. Возможно, надо поговорить о том, как правильно сравнивать? С точки зрения математики я могу рассказать, как правильно сравнивать числа: берешь, сравниваешь, одно больше другого, всё понятно. А как вообще сравнивать? Если заметил, что что-то у кого-то по-другому, какой внутри у тебя есть способ размышлять, и какой он бывает нездоровый?

Гурген Хачатурян:

Кстати говоря, как раз к теме, с которой начала Зара. По большому счету, сравнивать хуже-лучше – это сравнение, а сравнивать «по-другому» – это уже не сравнение, «по-другому» – это просто по-другому.

Зара Арутюнян:

Эта шутка мне очень нравится, потому что она метафорична и глубока, потому что вот то, с чего надо начинать. Я сейчас притащу, вполне возможно, левую повестку, про которую мало кто знает, но крайне важно: сравнивает себя с равными, равными не по количеству рук, ног и носа, и глаз, а сравнивать в социальном смысле.

Мы живем в социуме. Все эти успешности, вся эта конкуренция придумана понятно, кем и когда, – уж не буду сейчас в политические теории уходить, в капитализм и как он работает, – он так и работает. Я вынуждена говорить, это будет мой левый текст, но очень важно понять, ты рыба или тигр, который бегает. К сожалению, уж сколько лет я работаю в кабинете, это неистребимо, потому что парадигма социума настолько сильна, что человек годами может ходить в кабинет, и это будет сквозить, сквозить и сквозить. Поэтому да, мы будем сравнивать, это неизбежность, поэтому сравниваем, как в математике – мы сравниваем равное с равным. Никто в математике не сравнивает тысячу с единицей. Условно говоря, будет очень странно. Мы сравниваем, когда мы пишем знак тождества, 1=1; мы всегда пишем 1=1, мы не можем написать 1=1000, потому что в математике это очень ярко видно. Когда мы сравниваем себя с кем-то в социуме, мы должны немножко заглядывать за кулису того кого-то, и смотреть на привилегии, потому что мы все рождаемся разными в смысле обременённости или не обременённости привилегиями или дискриминацией. Это как a и b, и важно, чтобы люди понимали. Миллионы людей приходят в кабинет и сравнивают себя с любым селебрити. Я тогда начинаю рассказ про Ленина, я сажусь и говорю: «А давай посмотрим: ты родился в сибирской глубинке, и ты гей, дискриминируемый человек. Ты родился в семье алкоголика, тебя били всё детство», – я привожу очень яркие диаметральные примеры.

Светлана Ходукина:

Достаточно распространенные, не редкие.

Зара Арутюнян:

Не редкие. Он просто ничего не знает про тему, реально. «Ты вырос в очень бедной семье, в очень тяжелой, сложной семье, где алкоголизм и насилие были реальностью твоей жизни. Кто-то другой, с кем ты себя сравниваешь, родился в профессорской семье, внутри Садового кольца, на старте имел репетиторов, педагогов, гувернанток и так далее. Поэтому любое сравнение себя с этим человеком будет математическим провалом. У вас стартовые возможности были настолько разными», что нельзя сказать про того самого гея из Сибири; если он в принципе живой, живёт в Москве, имеет работу – я считаю, безусловно, таких людей победителями. То есть, есть очень дискриминируемые группы, есть очень привилегированные группы. Я специально привожу такие крайние примеры, я могу туда добавить ещё и чернокожего, но с Сибирью не сойдётся. «Какой путь тебе надо пройти из пункта А в пункт В?»

Вопрос в том, где мы стартовали. Опять же, возвращаемся к математике (я очень люблю математику, первый раз даже чуть не выучилась на математика). Из какой точки стартовали автобусы и куда мы пришли? Если мы будем очень внимательны, будем постоянно задавать себе вопрос: «Были ли у меня привилегии?», что тоже очень важно для людей, которые не понимают про привилегии. Например, одному достаточно быть привилегированным человеком; если ты, условно, белый, цисгендерный, гетеронормативный – это уже привилегия, которую никто не рефлексирует. Родиться в Москве – уже привилегия, потому что по сравнению с другими людьми тебе не надо платить за аренду квартиры, выбирая работу, ты будешь выбирать ту работу, которая тебе более симпатична, более карьерно тебе приятна, в то время как приезжим людям вынь да положь в месяц полтинник на квартиру и так далее, и так далее. Есть очень много микродеталей, но я очень хочу показать схему, тогда мы можем сравнивать. Если ты должен себя сравнивать, то сравнивай себя с равными, с равным количеством привилегий и с равным количеством дискриминаций.

Гурген Хачатурян:

С Зарой нельзя не согласиться, хотя я бы, конечно, добавил со своей колокольни.

Зара Арутюнян:

Ты же обожаешь Советскую власть, почему ты не согласишься с Зарой в левой повестке? Какая правая повестка? Ты коммунист, обожаешь Сталина, где ты взял правую повестку? Давай, поехали справа, трампист, заходи со стороны Трампа!

Гурген Хачатурян:

Итак, идя следующим шагом. Даже если ты, условно говоря, гей из глубинки, из Сибири, можно себя сравнивать с кем-то с другими привилегиями, но надо сравнивать не с конкретным образом, а, условно говоря, с деталями этого образа. Если ты, например, хочешь петь как Карузо, то можно сравнивать свой голос нынешний с тем, к чему ты стремишься – петь как Карузо.

Зара Арутюнян:

Обращаю твоё внимание, мы говорим не о разработке вокальных навыков; это ты можешь сделать, но без хороших педагогов сложно. Мы о том, чтобы не только петь, как Карузо, но и, став Карузо вокально, ты бы оказался на тех же сценах, был так же успешен и так же уместен.

Гурген Хачатурян:

Вопрос успешности, опять-таки, зависит от человека; может быть, он не хочет быть успешным.

Зара Арутюнян:

Мы же говорим, если я не ошибаюсь, если у меня нет деменции, мы продолжаем тему глянца, сравнения, успеха.

Светлана Ходукина:

Мы из неё немного вышли. Вроде начали с неё, дальше куда пойдём – туда пойдём. В принципе, говорим про тенденцию сравнивать себя с другими не в свою пользу, и переживания на этот счет. Это большая проблема.

Зара Арутюнян:

Мне кажется, нет ни одного человека, который будет сидеть, гнобить себя, иметь фрустрацию, депрессию, дисфорию из-за того, что он не поёт как Карузо, нет такого. Люди сравнивают обычно успех; честно, это очень социально.

Гурген Хачатурян:

Ещё раз говорю: раз уж у нас тема сравнения, как я понял, вопрос в сравнении, где сравнение, бывает, идет на пользу, если что-то есть у кого-то, чего ты тоже для себя хочешь. Кто-то хочет петь, как Карузо, рисовать, как Пикассо, то ― да, это направление движения, это хорошо как цель, где ты можешь отслеживать своё продвижение. Понятно, что надо сразу заниматься вот этой занимательной гигиеной, психогигиеной, и говорить о том, что, вообще-то, цель не стать вторым Карузо, а первым Васей Ивановым. Мы все, когда идём к какой-то своей цели, так или иначе, начинаем с подражания, а затем уже ищем себя. Как этап, подражание, сравнение – очень здоровое сравнение.

Светлана Ходукина:

Попробую сформулировать, как я услышала. Получается, что, в целом, абсолютно нормально ходить по улице, что-то наблюдать, и сравнивать информацию: большой дом ― маленький дом, вот такой человек – другой человек. Нормальный, скажем так, навык человека, опция – всё время наблюдать, что происходит в мире.

Гурген Хачатурян:

Это один из этапов идентификации, когда мы ищем свою точку, своё место в окружающей нас действительности. Но, поскольку это понятие очень динамичное, то мы должны следить за тем, как мы движемся в этом мире.

Светлана Ходукина:

Добавлю, интересная мысль может быть. Получается, что проблема возникает тогда, когда я не просто обозреваю, как всё это работает, для того, чтобы понять, чего мне хочется, не когда я наблюдаю и собираю информацию, а когда я обязательно занимаюсь сравнением: вот это большой дом, а у меня маленький дом – значит, я хуже; это маленький дом, а у меня большой – значит, я лучше. Ты всегда, всё время смотришь, не как устроен мир, как интересно у всех всё работает, а когда включается именно соревновательный момент, всё время конкуренция, и ты по данному поводу всё время можешь находиться в стрессе.

Гурген Хачатурян:

Вопрос конкуренции нельзя рассматривать целиком как негативный элемент, есть и здоровая конкуренция.

Светлана Ходукина:

Безусловно. Хочется, кстати, отметить, где она здоровая, а где она уже становится нездоровая?

Гурген Хачатурян:

Скажем так, если ты идёшь и видишь большой дом, а у маленький, и ты говоришь: «Пойду-ка я, сожгу этот большой дом», – это конкуренция курильщика. Конкуренция здорового человека – это: «Я хочу себе такой же дом», или «Я хочу себе дом побольше». Это, может быть, тоже не самая здоровая конкуренция, потому что...

Зара Арутюнян:

Очевидно здоровее, чем жечь дома.

Гурген Хачатурян:

…потому что следующим шагом уже будет ответ на вопрос: а зачем тебе дом ещё больше? Иногда покатаешься по некоторым районам ближайшего Подмосковья, посмотришь там, – зачем?

Светлана Ходукина:

Людям на своём уровне тоже надо между собой конкурировать.

Зара Арутюнян:

В этом смысле, конечно, я больше склоняюсь, понимаю и отслеживаю, рефлексирую, что в этой идее есть польза, она существует, потому что это то, что заставляет нас двигаться. Кто-то, например, поёт, как Карузо, кто-то делает нам point, точку, куда идти. Очень важно говорить про то, что это доходит иногда до безумных вещей в капиталистическом мире, те же самые особняки. Так было и в феодальном мире, безусловно. Это свойство человека – мериться, мериться, мериться. Но не человечьим. Гурген знает.

Гурген Хачатурян:

Здесь, в нашей компании я выигрываю. Без обид.

Зара Арутюнян:

Ты не один. Обращаю внимание – мы не мерили, ты выигрываешь по весу, но всё остальное мы не мерили. Всегда дело в деталях.

Важно понимать, что мы всё-таки считаем себя цивилизованным обществом в отличие от феодализма, от вассализма, от первобытнообщинного и так далее, и цивилизация предполагает разумное потребление, на мой взгляд. Это социально ориентированный способ устраивать свою жизнь. Возможно, это моя идеалистически-романтическая картина мира, но, тем не менее, мне кажется, что если ты обладаешь многими благами, то ты вовсе не обязан построить самый большой особняк в Подмосковье. Для меня это характеристика человеческой глупости. Я понимаю, что человек живет в том, что он умыл всех своих корешей по бизнесу, но я понимаю, что у человека настолько узкий кругозор и так мало культуры, глубокой культуры, которая свойственна другим людям; избыточное потребление ― бескультурно.

Светлана Ходукина:

Это, к сожалению, детские переживания. Надо быть очень взрослым, чтобы в таком обществе ездить на машине низкого класса, потому что тебе так ок.

Зара Арутюнян:

Мне очень нравятся примеры людей, которые ездят как нынешний Папа Римский. Он всегда ездил на трамвае, потому что это очень человечно, очень нормально; более того, если немножко сузить мир понтов, оторваться от глянца и всего, о чем мы говорили, от этой повестки, то совершенно понятно, что для того, чтобы добраться из пункта А в пункт Б обычным троллейбусом – это нормально, не так плохо, не обязательно, чтоб тебя вез целый караван машин. В них есть статусность, паранойя, меряние размерами разных предметов, но для меня это показатели бескультурья (мне почему-то это слово всё время лезет в голову). Я ничего не имею против качественного потребления; хороший дом — это красиво, хорошие вещи — это хорошо, но – мера! Бог есть мера. Грубо говоря, если ты живешь вдвоём со своим партнером, очевидно, что тебе не нужно больше, чем одноэтажный дом, даже если к тебе приедут гости. Мера. Мера важна, потому что избыточное потребление. Когда мы замеряем, проводим соревнования в области разных частей тела, – для меня это всегда показатели культуры, интеллигентности, цивилизованности, больше ничего. Плюс, я понимаю – да, денег много.

Гурген Хачатурян:

Тут ещё есть важный, наверное, аспект – это самокритика, критика к себе в каждой конкретной точке.

Зара Арутюнян:

Разум.

Гурген Хачатурян:

Да, какая критика без разума или какой разум без критики? В каждой конкретной точке, в которой ты находишься, безусловно, должна быть обратная связь с самим собой, ответы на самые простые, самые элементарные вопросы – хочу ли я этого, надо ли мне это?

Светлана Ходукина:

Зачем я это делаю сейчас? Зачем мне это нужно?

Гурген Хачатурян:

Здесь очень важна искренность, о которой мы сейчас очень часто говорим. Если ты всю жизнь идёшь к тому, чтобы петь, как Карузо, то очень часто сложно лет через 20 признаться себе, что на самом деле ты хотел строгать болванки из дерева. Здесь тоже заложен большой аспект внутренних страхов о том, что ты куда-то шёл и пришел не туда. В итоге ты занимаешься тем, что молодежь называет «натягивать сову на глобус». Моя любимая книга, одно из любимых произведений А. Чехова «Крыжовник», когда ты сидишь, трескаешь кислый крыжовник и нахваливаешь его, хотя все понимают, что это невкусно. Человек мечтал, что у него будет дом, сад и крыжовник, он получил желаемое и давится, ест и нахваливает. Это то, к чему мы очень часто приходим, если нет честности, критики к себе в каждый момент.

Светлана Ходукина:

Сейчас очень гениально, очень важные мысли. Если я не задаюсь вопросом в каждый момент времени «А зачем я сейчас я это делаю, что я хочу?», то, наверное, в большинстве случаев все достижения ради того, чтобы мама меня полюбила, условно, так часто бывает. Зачем ты это всё получил, если процесс был тебе не интересен, или из-за рефлексии. Задать себе вопрос: «А насколько мне нужна именно сейчас такая машина? Что произойдет?» Вероятно, я куплю эту машину, буду на ней ездить, но, по сути, удовольствия-то я не получу, потому что я хотел чего-то другого.

Зара Арутюнян:

Я вообще плохо понимаю, как можно получать удовольствие от машины, хотя я завзятый автомобилист. Мне нравятся хорошие машины, но, когда я вижу машину, которая стоит 10 миллионов рублей, у меня очень много вопросов. Вопрос: кратно ли удовольствие деньгам? Хорошая машина нормально едет; если мы не сели в Жигули (прости, Родина), то, в целом, вы нормально едете. Дальше начинаются микронюансы, в которых гораздо больше статуса, нежели действительно потребительских качеств автомобиля.

Светлана Ходукина:

Прикольно, когда человек на эту тему в курсе, понимает, как всё работает.

Гурген Хачатурян:

В общем и целом, в статусе как таковом я тоже не вижу больших проблем. Зара правильно говорит: бог есть мера, даже в статусе не надо выходить за рамки.

Светлана Ходукина:

Грубо говоря, если ты король, но тебе приходится это доказывать, то достаточно глупо. Достаточно чувствовать себя таким внутри и ехать в троллейбусе.

Гурген Хачатурян:

Нам всем, безусловно, важно. В условно идеальном обществе машина за 10 миллионов, так или иначе, свидетельствует о том, что ты заработал 10 миллионов.

Зара Арутюнян:

Или украл.

Гурген Хачатурян:

Я про идеальное общество, я знал, что ты именно так и скажешь. Ты должен сам ценить труд, который ты вложил, если ты хочешь уважать свой труд именно таким образом. Люди, которые заработали 10 миллионов, я думаю, что они не первым делом побегут покупать эту машину. Если они заработали больше, они могут себе позволить машину за 10 миллионов. Почему бы этого не делать как знак уважения к своим успехам, как показатель статуса и достижений, которые ты прошёл?

Зара Арутюнян:

Мне кажется, нам надо вернуться к простым людям, которые нас слушают, 4481 человек. Я не думаю, что среди них очень много олигархов, которые сейчас сидят и внимательно вслушиваются: всё-таки, 10 миллионов за тачку. Давай вернёмся на землю и поговорим о простых людях, которые испытывают депрессию, дисфорию, страдания и стресс из-за того, что они не добежали в соревновании, из-за того, что они были рыбой, а надо было летать. Мне кажется, в том наша с тобой профессия, а не пропаганда той или иной социальной повестки.

Гурген Хачатурян:

Если это наша с тобой профессия, то мы сделаем плавненький переход и скажем тем, кто не добежал: знайте, что те, кто добежал, в 80 % случаев добежали не туда.

Зара Арутюнян:

Добежали израненными, покалеченными, забыв, о чем они мечтали. Да, это хорошая интенция. Ещё немаловажно сказать, что, если вам кажется, что все добежавшие люди, которые своими машинами, бриллиантами и подписчиками бряцают вам в лицо, – давай откроем страшную тайну: у них всех есть психологи, им тоже очень сложно. Это обратная сторона Луны, которую вы никогда не видите. У них очень много страданий иного рода, они не счастливчики. Картинка абсолютного счастья обладания камушками натурального происхождения очень фальшива, ни одного человека в мире камушки не сделали счастливее, правда, я уверена в этом.

Гурген Хачатурян:

Меня сделали.

Зара Арутюнян:

Серьезно?

Светлана Ходукина:

Классный сейчас опять был переход. Мы упомянули, что сравнивать, вообще смотреть, что у кого есть – это тенденция человека. Он всё время смотрит, что в мире происходит, но здорово не уходить в сторону постоянного безумного сравнения, калькулирования, а через вопрос «А что мне нравится, чего я сам хочу?» возвращаться к самому себе. Неважно, что у кого есть. Если ты даже кого-то обгонишь, приложишь усилия, тебе счастья это не принесет, если это не твоё.

Зара Арутюнян:

В нашей прекрасной профессии это называется контакт с собой; будьте в контакте с собой, когда вы делаете что бы то ни было, потому что это хорошо. У каждой машины за 10 миллионов есть цена, и эта цена – не деньги, цена – это путь, которым заработали 10 миллионов. Не забывайте про путь, что прошёл человек за это обладание – он тоже то, о чём вам никогда не расскажут звезды в Твиттере; они не скажут, каков был их путь, а он бывает порой очень тернистым. Я за взрослость, я всегда за то, что давайте будем реалистами, давайте смотреть со всех сторон, есть у тебя ролевая модель – и следуй. Мы живем в прозрачном мире, можно копнуть в интернете и понять многое про свою ролевую модель, опять же – какие были привилегии, где в пути помогали.

Кто-то из наших великих артистов, из старшего поколения, условно, это был не Михалков, я помню точно; то ли Бондарчук, сын великого человека, то есть фамилии не Иванов, не Петров, значимая большая фамилия ещё из киномира Советского Союза. Он сидит и на голубом глазу даёт интервью. Я сидела, я была готова швыряться чашками в телевизор. Сидит такой важный маленький молодой наследник фамилии, и интервьюер фантастически тупо задаёт ему вопрос: «Скажите, пожалуйста, а ваш папа, народный, Бондарчук, помогал вам поступить во ВГИК?» Он смотрит, хлопает глазами и говорит: «Никогда». В этом месте я просто стекаю со стула, потому что я понимаю, что вопрос задан для молодых людей, которые поступают во ВГИК для того, чтобы они подумали, что они живут в справедливом мире. При этом я понимаю, что, если моя фамилия Бондарчук, а отчество Сергеевна – когда я подаю свои документы в вуз, мне не надо, чтобы мой папа хлопотал, это на уровне среднего артиста ТЮЗа надо, чтобы папа включил все связи. А тут – не надо. Бондарчук – прости, господи – Зара Сергеевна поступает во ВГИК. Понятно, что зеленый свет, ну, о чем мы вообще говорим? Такого рода вопросы надо понимать, потому что после такого интервью наивные юные люди давятся у дверей ВГИКа, поверив в то, что... Да, можно, но совсем другой исход.

Гурген Хачатурян:

Всё-таки, центрируя зарин социализм, давайте всё-таки...

Зара Арутюнян:

Какой социализм? Здравый смысл.

Гурген Хачатурян:

Здравый смысл заключается том, что в этом потоке поступил один сын Бондарчука, остальные, всё-таки, наверное...

Зара Арутюнян:

Мне кажется, ты плохо следишь за статистикой. У меня очень много актёров-клиентов, очень много. Процент Бондарчуков зависит только от того, сколько в потоке было их детей – всё. Иногда они бодро размножались, иногда они не бодро размножались. В советское время был анекдот про то, что я хочу быть генералом, у генерала есть свои сыновья, они будут генералами; это так.

Гурген Хачатурян:

Почему тогда у нас нет? По этой логике у нас должно быть 5 фамилий, каждое поколение одна и та же фамилия, только отчество меняется.

Зара Арутюнян:

Цех большой, страна большая. Опять мы ушли от психологии. Так вот, когда вам сын Бондарчука говорит, что его папа не хлопотал, в любом мире, сын банкира, наши все сыновья чиновников почему-то невероятно успешные бизнесмены.

Светлана Ходукина:

Нет, на самом деле не врёт. Правда же не хлопотал, не соврал.

Зара Арутюнян:

Впрямую нет, впрямую не звонил, ему не надо. Не врёт, но не говорит правду.

Гурген Хачатурян:

То, что говорит Зара, то, о чём хочу поговорить я – это две стороны одной и той же монеты. Зара с того и начинала: сравнивайте себя с кем-то более торжественным, потому что, ещё раз говорю: хорошо, был чей-то сын, за него хлопотали, но было ещё 50-60 % людей, которые с вами вровень. Сравнивайте с ними. Тут действительно вопрос очень важный: зачем мы себя сравниваем? Как часто сталкиваешься с тем, что идёт сравнение с тем, что называется предсказуемым результатом. Результат, к которому бессознательно стремишься, чтобы лишний раз доказать себе. Ты себя сравниваешь с кем-то, для того чтобы, условно говоря, либо оправдать свой провал, либо лишний раз доказать самому себе, что ты говно, если у тебя есть какие-то такие внутренние тенденции. Так тоже часто бывает, и с этим тоже надо работать. Если я буду сравнивать себя с дочкой Трампа, я всегда проиграю по всем статьям.

Зара Арутюнян:

Вандербильдиха – был такой прекрасный образ у Ильфа и Петрова, помните? Прекрасная Эллочка-людоедочка конкурировала с Вандербильдихой на той стороне океана, покупала каждый номер журнала и смотрела, что та надела. Нынешний мир Твиттера, о котором мы говорим, очень похож на конкуренцию Эллочки-людоедочки с Вандербильдихой.

Светлана Ходукина:

Мне кажется, у меня родилась метафора. Если предположить некий фантастический мир, где есть люди с некоторыми суперспособностями, как в кино – человек умеет летать, человек проходит через стены; если бы мы понимали, что проходить через стены – очевидная суперспособность, то мы его не рассматривали бы как конкурента, он всё равно быстрее добежит из столовой до кабинета, потому что ходит через стены. Если у некоторых другая базовая комплектация, так получилось, то как быть, когда у человека возникает боль на тему: почему у меня так, а у другого иначе? Наверное, чаще всего люди сталкиваются с болью: почему так, почему я родился в такой семье, а кто-то в другой семье? С этим, конечно, сложно сталкиваться.

Гурген Хачатурян:

Потому что так бывает.

Зара Арутюнян:

Да, с этим сложно сталкиваться. «Так бывает», – очень хорошо произнесут сыны рублевского мира, они высокомерно сядут, скажут: «Так бывает». Мир несправедлив. В моём примере чернокожему гею из Сибири это «так бывает» просто костью в горле, почему всё случилось именно с ним? Это боль.

Гурген Хачатурян:

«Так бывает» – хороший ответ для всех слоёв населения. Одна из моих любимых цитат из мультика «Симпсоны», Гомер рассказывал своему сыну, что «мир – это куча херни, которая просто происходит».

Зара Арутюнян:

Да, согласна. Shit e pancetta, хорошая фраза.

Гурген Хачатурян:

Есть вещи, которые действительно просто происходят, в них нет правых, нет виноватых, а есть закономерности, которые есть, которые надо принимать.

Зара Арутюнян:

С ними надо уметь справляться, чем мы, собственно, и занимаемся. Иногда мы помогаем справиться с ужасными событиями, которые происходят с людьми, и бывает не так просто самому пережить какой-то ужасный ужас.

Знаете, что хочу сказать, отчаянно хочу сказать про мой любимый праздник 8 Марта. Я скажу одну реплику. Последние несколько лет мы приближаемся к исконному смыслу праздника, все, кто поздравляет, говорят: будьте красивыми, будьте вечно нежными и радуйте наш глаз. Призыв ко всем поздравляющим: будьте аккуратны, вокруг вас могут быть женщины, которые категорически не так воспринимают этот праздник; поскольку такая повестка пока стигматизирована, но уже каждая вторая женщина считает, что это праздник борьбы за равноправие. Таких стало гораздо больше, поэтому будьте аккуратнее, лучше поздравляйте с чем-нибудь более значимым, чем красота, запах и цветочки. Я, как часть этого движения, безумно горда, что в России меняется конфигурация, что всё больше женщин не стесняются сказать, что для них 8 Марта – день равноправия, а не для того, чтобы муж подарил кастрюлю. Если кто-то меня слышит – пожалуйста, поздравляйте! Я понимаю, что будут девушки, которым будет нравиться тюльпанчик и красота, но делайте это аккуратно, мягко, нежно, потому что для многих поздравление будет болью и оскорблением целого движения, частью которого они являются.

Зара Арутюнян:

Потому что это правда, во всём мире это выглядит совсем иначе. В прошлом году в Испании 4 миллиона женщин вышли поддержать друг друга в борьбе за права. Это то, что происходит, про что у нас не знают.

Гурген Хачатурян:

Борьба борьбой, это здорово, есть большое количество. Большая повестка, когда наши дорогие, любимые женщины, нежные, вкусно пахнущие... В этой борьбе есть очень важные вопросы, которые я всей душой поддерживаю, всегда готов выйти на их стороне, но, в общем и целом, в глубине моей души я всё-таки думаю, что даже женщин, которые борются, тоже можно называть красивыми, нежными, ласковыми.

Светлана Ходукина:

И мужчин можно называть красивыми, нежными и ласковыми.

Гурген Хачатурян:

Вообще, всех можно. Боритесь за равноправие, но оставляйте за другими право видеть в вас тех, кого они видят – красивых женщин.

Зара Арутюнян:

Нет, я не могу вырвать всем глаза. Я скажу другое. Вышел прекрасный фильм «Скандал» про то, как создавали красивых женщин, как это работает. Совершенно волшебный фильм, честный и справедливый.

Гурген Хачатурян:

Давайте говорить про здоровые отношения. Если кого-то называют красивыми, не обязательно, что интересуют только на голые ноги или выше.

Зара Арутюнян:

Ты посмотрел фильм «Скандал», я чувствую, снятый отдельной камерой, которая снимала ноги через стеклянный стол.

Гурген Хачатурян:

Я посмотрел фильм, он, действительно, хороший, но, всё-таки есть ещё люди, которые в красоте видят красоту, давайте их тоже ценить.

Светлана Ходукина:

Я попробую подвести маленький итог. Поздравляя, держите в голове, что есть девушки и мужчины, кому важно внимание, кто любит цветы и кому они будут приятны, но имейте ввиду, что есть те, кому это может быть неприятно.

Зара Арутюнян:

И нас немало.

Светлана Ходукина:

Можно просто спросить, уточнить.

Зара Арутюнян:

Ура! Света, как всегда, – лучший коуч среди двух экзальтированных психологов, ты всегда нас примиряешь!

Светлана Ходукина:

Я тоже посмотрю фильм и подумаю, какую тему мы могли бы обсудить в следующий раз.

Зара Арутюнян:

Большая тема, называется сексизм.

Светлана Ходукина:

Мы можем её и обсудить. На сегодня мы заканчиваем, время подошло к концу. В студии были Светлана Ходукина, Зара Арутюнян и Гурген Хачатурян.

Какие препараты, материалы и технологии используются в гнойной хирургии для перевязок?   Как происходит взаимодействие врачей приемного отделения со службой скорой помощи?   Если у пациента трубчатое зрение, то после операции оно так и останется?   Что такое Общество молодых урологов России?   Правда ли, что хирурги настаивают на открытом методе?   Реконструкцию груди не делают бесплатно? Она не покрывается ОМС?   Какие особенности лечения методом остеопатии беременных женщин?   Если ребёнок обратился за помощью к взрослому, то с ним он может идти, или он должен настаивать на том, что здесь потерялся и хочет здесь ждать маму?   Кто может заниматься мануальной терапией?   Существует ли понятие сезонности в пластической хирургии?   Будет ли окончательно побеждён остеопороз?   Какие заболевания возникают на фоне конфликтных отношений в семье?   Какова система медицинского менеджмента в клиниках Atlas?   Верно ли, что на слизистой оболочке полости рта возникает больше всего заболеваний?   Какая ситуация у мужчин?   В чем специфика гнойной травматологии? Лечат ли в отделении гнойной травматологии остеомиелит?   Достаточен ли набор исследований при диспансеризации? Нужно ли его расширять?   Бывают ли рецидивы после лечения опухоли головы и шеи? Должен ли наблюдаться пациент после лечения?   Лечение хронического тонзиллита. Когда нужна операция?   Неспецифический язвенный колит может проявляться на фоне приема антибиотиков?