Как Вы относитесь к технологиям класса Big Data?

Организация здравоохранения

Это то, на что надо сейчас бросить внимание. Сейчас достаточно хорошо развиты технологии, нейросети, искусственный интеллект развивается очень быстро. Так как очень сильно удешевились носители, то всё получается достаточно неплохо. Но у нас нет полноценной статистической информации. У нас очень мало хорошо структурированных медицинских данных. Мои студенты вошли в 10% лучших в конкурсе по определению меланомы, чтобы это сделать, им пришлось покупать британскую базу, потому что российской не было. Сейчас при поддержке департамента в мы получаем доступ к этой базе, ситуация меняется в лучшую сторону. Но глобально этот вопрос не решен. Я понимаю, есть политические вопросы и вопросы безопасности страны в плане доступа к медицинским данным. Но для вузов, которые занимаются этой работой, данные надо открыть. Какой смысл работать с британским данными? С российскими данными надо работать, тогда эффект будет больше.

В отдаленных регионах с дерматологами совсем напряженно, им хватает работы и в крупных городах. Количество меланомы увеличивается с каждым годом, мы делали программу для распознавания меланомы по фотографии. Пациенты фотографируют, отправляют ее дерматологу. Она автоматически оценивается машиной, стоит на нее обратить внимание или нет. Если есть какие-то вопросы, неправильная форма и так далее, это идёт дерматологу, получается профилактика развития онкологии. Очень важно иметь полноценную статистику, чтобы принимать правильные решения. Если грамотно обрабатывать данные, иметь правильно собранные данные, можно предполагать развитие эпидемий, заранее к этому готовиться, улавливать другие проблемы.

Я вообще считаю, что на базе MФТИ можно было бы создать Национальный центр биоинформатики. Он бы занимался обработкой данных, это не просто хранение, это ещё и обработка данных, поиск связей, это первый шаг для создания новой модели здравоохранения – прецизионная медицина. Когда лекарство подбирается под конкретную проблему, конкретного пациента, конкретной опухоли с ее мутациями.

Я бы хотел сделать систему статистики более достоверной. У Минздрава в этом смысле всё в порядке, вопрос в том, какие данные туда поставляют. Сказали, что надо снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. И тут же увеличился процент смертности от неизвестных причин. Минздраву это нужно контролировать, для этого ему надо помочь.