В каких случаях ребенка с ДЦП необходимо отвести к нейрохирургу на операцию?

Нейрохирургия

Это обычно видно в ближайшие несколько недель и месяцев, до двух-трех месяцев. Видно, как ребенок развивается, как работают ручки-ножки, есть ли отставания. Обе ножки плохо работают, тонус в ручках-ножках высокий или низкий. Делает ли он попытку держать голову, в два-три месяца ребенок начинает держать активно голову. Открыт ли у него рот, вываливается ли язык, есть ещё некоторая мелкая неврологическая симптоматика. Заподозрить можно, это очевидно для матери и для лечащего врача.

Если симптоматика по детскому церебральному параличу явная, и с первых дней начато лечение, оно идет в положительном ключе. Массаж, ЛФК, лекарственные препараты, физиотерапия приносят улучшения, есть явная положительная динамика. Восстанавливаются движения, восстанавливается тонус, ослабевает тонус, который был повышен, ребенок делает попытки держать голову, идет явная положительная динамика, которая видна всем: лечащему врачу, матери, родственникам. Тогда, скорее всего, к нейрохирургу показывать нет никакого смысла, если есть положительная динамика от консервативных мер. А если идет стабилизация этого состояния, нет динамики, нарастает симптоматика, показано более серьёзное обследование. Надо показать ребенка нейрохирургу.

На сегодняшний день расширился круг исследований, которые показаны при подозрении на ДЦП. Это УЗИ через большой родничок, секторное ультразвуковое сканирование, BI сканирование, нейросонография. Тысячи названий одному и тому же методу. Если идет подозрение на более серьёзное поражение мозга, всегда делается КТ или МРТ. МРТ лучше, МРТ и КТ делаются с участием анестезиолога, под наркозом или под седацией, как сейчас модно говорить. Надо делать на тех аппаратах, где имеется возможность работы анестезиолога, который способен кратковременно обездвижить ребёнка, получается реальная картина того, что происходит в головном мозге.

Есть и более современные исследования МРТ в частности диффузно-тензорное исследование головного мозга. Это выведение трактов, это двигательных путей в данном случае пирамидного тракта выведения его путей, можно увидеть, имеется ли механическое анатомическое повреждение этого тракта, есть ли разрыв двигательных путей. Если разрывов путей нет, большие возможности в целом для реабилитации, для лечения, в том числе для нейрохирургического. А если идет разрыв этого анатомического пути, проводящие пути, кабели порвались – это самое страшное. На сегодняшнем уровне знаний, понимания проблемы эти вещи связаны с плохим прогнозом. Пока у нас диффузно-тензорное исследование мало выполняется, это часть магнитно-резонансной томографии, потому что аппаратов таких у нас не очень много.

Есть исследования кровотока. Если есть однофотонная эмиссионная томография, это очень важный и хорошо информативный способ диагностики. Позитронно-эмиссионная томография в плане метаболизма тоже применятся у детей с ДЦП с раннего возраста. И транскраниальная ультразвуковая допплерография – это исследование кровотока по магистральным артериям, которые находится в полушариях и на основании мозга. Возможностей очень много, и классические методы диагностики, и электроэнцефалография, и консультация офтальмолога. Потому что ДЦП часто пересекается с другой патологией гипоксико-ишемического генеза. Это сочетание ДЦП и эпилепсии. ДЦП и зрительные нарушения с частичной атрофией диска зрительного нерва на глазном дне. Утрата части зрения, функции зрения, могут быть самые невероятные сочетания двигательных расстройств, расстройств речи, эпилептические синдромы.