Есть ли информация о том, какие инфекции могут прийти к нам через 5-10 лет?

Инфектология

Мы можем замечательным образом отслеживать, например, вспышки кори. Территория нашей страны до 2008-2010 года от кори практически была освобождена, несмотря на гигантские размеры нашей страны, на то, какое количество людей разрознено, и вообще отконтролировать этот процесс вакцинопрофилактики не так-то просто. Но, тем не менее, вакцина – наша, отечественная – была настолько эффективна, что у нас корь практически не встречалась. И далее пошли вспышки уже примерно 2010-2011 года, когда её начали везти к нам из Европы. И получается такая история, что большинство современных вспышек вакциноуправляемых инфекций – это история, которая не у нас рождается.

Есть другая совершенно тема, что ряд инфекций у нас могут протекать в стёртой форме, как тот же коклюш. За рубежом, к примеру, уже более 10-15 лет практически поголовно используется так называемая расщеплённая бесклеточная вакцина против коклюша. Да, она очень хорошо переносится детьми, практически очень редко даёт поствакцинные реакции, которых боятся наши родители, наши неврологи. То есть повышение температуры тела, может быть, какие-то реакции со стороны нервной системы – то, что так или иначе может давать наша вакцина АКДС. Так вот, постоянное использование бесклеточной вакцины привело к тому, что, как и любые другие коклюшные вакцины, они работают только 3-5 лет. Далее дети дошкольного возраста уже могут заболеть. Но получается, история такова, что наши дети, которые прививались нашей вакциной по нашему календарю, болели в достаточно стёртых формах, клиника у них была не так выражена. Плюс это, конечно, связано ещё с тем, что лабораторная диагностика коклюша в нашей стране гораздо менее предметная, чем в странах Западной Европы или США.

К чему я говорю? К тому, что у них в настоящий момент протекают самые настоящие вспышки коклюша, которые потребовали включения этой вакцины для взрослых каждые 5-10 лет, точно так же, как у нас против дифтерии и столбняка, в том числе против коклюша начали прививать беременных женщин. Если вы скажете это какой-либо нашей маме, она может немного неадекватно вас оценить. А в реальности они просто видят заболеваемость, и они должны это как-то контролировать, повторное введение вакцины даёт опять-таки на какое-то время защиту.

И получается такая история, что те вспышки инфекций, которые мы наблюдаем сейчас за рубежом, они однозначно приедут к нам. Например, история с Украиной, которая практически лишилась нормального вакцинального статуса. Там дети не прививаются от туберкулёза, не прививаются от полиомиелита, не прививаются от кори.

Получается, какое-то время могут существовать люди в этих условиях, просто потому, что нет того одного источника. Но, как только он возникнет, все непривитые просто-напросто начнут болеть, заражать окружающих, и это повышает процент тех, кто, к сожалению, даже и не переживёт этой болезни, например, дифтерии. Потому что, как говорят, нашу вакцину использовать не очень хочется, русскую, а зарубежные стоят достаточно много, и всех охватить вакцинациями зарубежными достаточно сложно.