Какие существуют определенные нормы развития ребенка? Что должен уметь ребенок по годам?

Оториноларингология

До года происходит доречевое развитие, где мы отслеживаем гуление и лепет и смотрим как они проистекают. Активно или нет, перерастает ли потом лепет в первые слова в возрасте около одного года. Потом мы немножечко имеем такое замирание в речевом плане и ближе к двум годам у ребенка появляется простая фразовая речь. Эта простая фразовая речь может быть совсем не похожа на речь взрослого: «мам, ди гуя?», «дай мако!»,  «дай себа.» и т.д. И звукопроизношение, и грамматические формы, все здесь может быть нарушено до определенного периода, но это все укладывается в рамки нормы.

К трем годам ребенок не просто общается простым предложением, но он уже грамматически согласует между собой все основные слова в этом предложении. И можно сказать, что к трем годам таким образом заложены все основы будущего развития речи именно как вида речевой деятельности.

Дальше, на протяжении дошкольного возраста, у ребенка происходят колоссальные изменения. Они происходят во всем. Они происходят и в физическом развитии, и в психическом развитии, и, конечно, в речевом развитии тоже.

Возраст от 4-х до 5-ти лет, примерно так, называется периодом детского словотворчества и периодом «почемучек». Это показатели того, что у вашего ребенка все благополучно. Если в возрасте от 4-х до 5-ти лет он вам активно задает вопросы, пытается сам на них отвечать, интересуется всем происходящим и обо всем расспрашивает и занимается словотворчеством, то значит, что у ребенка все хорошо с развитием речи.

 К 6-ти годам, словотворчество затухает, уступает место нормативному использованию грамматических форм слов. И к 5-ти-6-ти годам речь ребенка выглядит практически как речь взрослого человека. Исключением можно назвать лишь отдельные звуки, самые-самые трудные. Например, звук «Рэ». Он имеет право быть нарушенным до 5,5, а иногда и до 6-ти лет. Но это самый крайний случай. Все остальное к 6-ти годам у ребенка, в плане речи, должно полностью соответствовать речи взрослого.