Куда движемся мы? У нас есть тенденции к проектному образованию? Что вообще происходит?

Психиатрия

У нас есть тенденции. У нас с вами есть Постановление Правительства №1050, согласно которому всё образование в стране переводят на проектные рельсы. В каждом субъекте федерации должны появиться проектные офисы, управление должно стать программно-проектным – создается программа, под программу создается проект. Проектировать не все умеют и все под этим разные вещи понимают. Мы идем туда же, куда идет весь мир. Поэтому и болонский процесс, и туринский процесс внедрены в образовании, и остальные. Вопрос – как? Все системы идут, на самом деле, в одном направлении. Разными путями пытаются нащупать, что можно сделать. Здесь, скорее, работа психологов, чем наша, потому что для меня загадка, как для педагога. Нам предлагают по-новому учить и новым вещам, но никто не знает – как? Потому что мы сами продукт старой системы.

– Что значит «По-новому учить»? Что имеется в виду?

По-новому значит подниматься над предметами, говорить о целостности мира. В предметном образовании, при всех его плюсах, мы достаточно глубоко ныряем в предмет, но у нас получается разорванная картина мира. Ребенок не связывает кипение чайника с другими процессами. Попытка увязать и привязать к практике есть, безусловно.

– Но здесь я вижу непосредственную необходимость учитывать интересы индивида, если я верно понимаю. Ребенок сам нащупывает, куда он хочет, что ему интересно, потом развивает или модифицирует свою историю. Ведь здесь нет императивных посылов. Получается, здесь какой-то интуитивный выбор направления, куда пойдет развитие личности. Что вы на этот счет скажете?

У нас ребенка в своём интуитивном выборе никогда и не ограничивали, ни в советской системе, ни в последующей российской. Вопрос, где он его проявляет?

Проект должен существовать в неком пространстве времени. У нас есть некие пожелания, есть некие ограничения. Например, у нас достаточно жесткое ограничение – СанПиНы. У ребенка не может быть учебных занятий больше, чем определено СанПиНом в соответствии с возрастом. Поэтому, когда у нас следует предложение: «Давайте введем этот предмет, давайте еще вот это добавим, или давайте будем заниматься проектами», – нужно очень четко понимать, что есть СанПиНы, ограничивающие по медицинским и психологическим показателям. Мы не можем ребенка перегружать даже самыми замечательными проектами.