Как родители должны реагировать на регулярные случаи самоповреждения их детей-подростков?

Психология

– Самоповреждения, зачастую, бывают средством коммуникации и, порой, формируется определенная доминанта и определенный рефлекс: дети периодически повреждают себя, чтобы вызвать ответную реакцию родителей.

 

Очень хороший и очень серьезный вопрос, потому что родители оказываются, по сути, между двух огней. Отреагировать на происшествие уступкой ребенку во всех требованиях, начать ходить вокруг на цыпочках – значит подкреплять его поведение и увеличивать риск повторения поведения. С другой стороны, полностью игнорировать это поведение – еще худший вариант, потому что самоповреждающее или суицидальное поведение – это поведение отчаяния, если его игнорировать, то градус экстремальности коммуникации может нарастать. Прежде всего, надо понимать, что если подобные вещи начинают происходить, то это, как правило, не спринт, а марафон; это не срочная ситуация, которую надо здесь и сейчас порешать, иначе вот прямо сейчас случится трагедия, хотя иногда бывает и так. Ключевой момент в том, что изменения, которые нужно сделать, должны быть системными, в них не должно быть некой поспешности и ажиотажа. Поступил сигнал, что нужно изменять вообще систему взаимодействия с ребенком или взаимодействия в семье. Важно понять вообще, какая потребность ребенка остается неудовлетворенной и чего ребенок в данном случае либо недополучает, либо переполучает, где провал, в чём дефицит, который пытается восполняться такими экстремальными формами коммуникации. Точно скажу, чего не надо делать в этой ситуации – это увеличения контроля, естественная реакция у многих родителей в ситуации самоповреждения или суицидального поведения со стороны ребенка. Мы говорим про детей, но речь и про взрослых абсолютно так же. Это может проявляться в паре, может проявляться просто среди взрослых людей, среди друзей, не обязательно родители – дети. Просто с детьми ситуация наиболее очевидная, потому что один человек оказывает заботу, другой человек ее получает, роли очевидным образом распределены. Не надо увеличивать контроль.

Пару лет назад, наверное, появилась ажиотажная тема с группами смерти, и среди родителей были вопросы: «Что нам теперь, проверять всю переписку? Нам теперь заглядывать в карманы, смотреть сообщения и так далее?». Проблема состоит в том, что по мере нарастания контроля растет отчуждение. По мере роста отчуждения потенциально растет ощущение эмоциональной изоляции, ощущение неудовлетворенности, растет ощущение дефицита собственной свободы. Это основные причины, по которым основные потребности остаются незакрытыми у большинства детей, прибегающих к таким формам поведения. То есть, это либо форма протестного поведения против ограничения свободы, либо поиск поддержки, помощи и заботы. Рост контроля зачастую приводит к усилению экстремальной коммуникации и к поиску альтернативных форм, таких, через которые ребенок все-таки сможет добиться этой поддержки.