Правда и мифы о голосе

 

С точки зрения физики голос – это колебания определённой частоты и силы, которые укладываются в определённые математические измерения, частота измеряется в Герцах и сила в децибелах. Колебания генерируются голосовыми складками, которые находятся в гортани, усиливаются за счёт наших резонаторов, каковыми являются придаточные пазухи носа, грудная клетка, и таким образом рождается голос.

С общечеловеческой точки зрения голос ― это средство коммуникации, средство общения между людьми, передачи информации, средство социального существования.

55% информации человек воспринимает по своему первому впечатлению о говорящем собеседнике, то есть каким тоном он говорит, насколько сильный и приятный или неприятный голос, 35% – это эмоциональная окраска голоса, то есть все наши внутренние мысли, и только 7% информации – это семантика, то есть смысловое содержание фразы. Голос абсолютно индивидуален, так же, как и отпечатки пальцев у человека.

Фониатрия

Голосом и проблемами нарушения голоса занимается врач-фониатр. Фониатрия ― отдельная наука, которая является областью оториноларингологии, конкретно – ларингологии, то есть доктор должен хорошо ориентироваться в патологии гортани.

В большинстве стран врачи-фониатры – это врачи-оториноларингологи, которые имеют специальную дополнительную подготовку по неврологии, логопедии, психологии. То есть врач-фониатр должен ориентироваться в абсолютно всех смежных областях человеческого организма, потому что всё влияет на качество голоса. Врач должен быть ориентирован в очень многих сферах, потому что иначе ты не поймёшь, в чём суть проблемы.

Допустим, достаточно распространённое заболевание хронический отёчный полипозный ларингит, когда происходит определённое изменение голосовых складок, которое чаще всего встречается у курильщиков. С точки зрения обычного врача-отоларинголога это два образования в гортани, которые мешают процессу голосообразования. Они могут перекрывать голосовую щель, мешать дыханию, их нужно обязательно удалить. С точки зрения врача-фониатра нужно посмотреть ещё массу нюансов: насколько велики полипы, насколько они мешают процессу голосообразования, как у человека идёт процесс голосообразования, и если встаёт вопрос об операции, сколько нужно удалять, чтобы человеку сохранить голос.

Из чего состоит голосовой аппарат

Генератором голоса являются голосовые складки, которые расположены на уровне в гортани на уровне щитовидного хряща. Мы захотели сказать ― наш мозг посылает сигналы одновременно и на диафрагму, которая является дыхательной мышцей, и на голосовые складки, то есть одновременно идёт смыкание голосовых складок, и при этом снизу идёт поток воздуха, который вызывает их колебания. Причём как на самом деле происходит процесс голосообразования до конца на 100% не установлено.

Чем отличается голос профессионала

Во-первых, диапазоном. Если прикладывать нотный стан, то разговорный голос по тонам может быть в пределах октавы, то есть 7 нот и соответствующий частотный диапазон. В профессиональном, поставленном голосе при разговорном голосе минимум полторы октавы, певческий голос подразумевает наличие тонального диапазона более двух октав. Были уникальные вокалисты, у которых диапазон был 3-4 октавы, наиболее известное имя ― певица 1960-х годов Има Сумак, у которой диапазон был 4 октавы. Голос был потрясающий, она могла петь чуть ли не басом и уноситься высоко вверх.

Профессиональным голосом занимаются либо педагоги по речи, либо вокальные педагоги. С нашими пациентами занимаются фонопед, то есть логопед, который ориентирован ещё и в проблемах функционального нарушения голоса, как работает голосовой аппарат при заболеваниях.

Можно ли изменить голос?

Если по каким-либо причинам человек разговаривает напряжённо, или более высоким голосом, то в процессе жизни можно позаниматься с фонопедом, найти определённое положение гортани, определённый стиль дыхания, когда тональность голоса поменяется. Голос можно улучшать. Если приходится сталкиваться с глобальными ситуациями, когда речь идёт о людях, которые меняют свой пол, то существует ряд определённых хирургических методик. Одна из них – истончаются голосовые складки.

Вспомним физику: чем тоньше и короче складка, тем голос выше, чем она толще и длиннее – тем голос ниже. Когда меняется объём голосовой складки – либо уменьшается её механический объём, либо механически они сшиваются, уменьшается длина голосовых складок, либо вводятся препараты типа коллагена, собственного жира, гиалуроновой кислоты, которые увеличивают массу голосовых складок – то за счёт физики можно менять тональность голоса. Даже в какой-то степени можно поменять частоту основного тона, но основные частотные характеристики всё равно остаются. У вас появятся дополнительные призвуки, обертоны, которые изменят голос, но нервно-мышечный аппарат останется тем же.

Методы исследований голоса

Классическая непрямая ларингоскопия, когда голосовые складки смотрятся зеркалом – это самый первый метод, который был изобретён в XIX веке, применялся очень долго и применяется до сих пор. Сейчас все больше переходят на использование высокотехнологичных методов, на использование эндоскопической оптики, когда можно в деталях рассмотреть голосовые складки, оценить их работу. С подключением ларингостробоскопии мы можем в деталях осмотреть, как колеблются голосовые складки, есть ли изменённые участки, которые могут влиять на качество голоса. Также подключаются нейрофизиологические методы, когда можно посмотреть тонус голосовых мышц. Используется спектральный анализ голоса, потому что это позволяет более точно выставлять диагноз, проводить дифференциальный диагноз между функциональными органическими заболеваниями голосового аппарата и оценивать адекватность проводимого лечения при определённой патологии.

Что может повредить голосу?

Голосу может повредить абсолютно все. У современного человека этих факторов становится с каждым годом все больше. Во-первых, это постоянный стресс. Когда человек напряжён, нервничает, так он генетически устроен, что происходит напряжение верхнего плечевого пояса, шеи, плеч, потому что надо защититься, нужно броситься на врага. Сразу зажимается гортань, и для того чтобы даже просто сказать слово, вы должны прикладывать гораздо больше усилий, голос садится, устаёт, изнашивается. Влияет высыпаемся мы или не высыпаемся, потому что если человек не спит достаточное количество времени, не восстанавливается нервная система, не восстанавливаются голосовые мышцы, и голос тоже устаёт.

Состояние желудочно-кишечного тракта, состояние эндокринной системы ― функция щитовидной железы и половые гормоны контролируют состояние слизистой оболочки и тонус голосовых мышц. Также состояние позвоночника: если у вас остеохондроз, сколиоз, перенапряжение мышц в любом отделе позвоночника, значит, рефлекторно у вас меняется полностью весь позвоночный столб, напрягается гортань, и всё зажимается.

Постоянное перенапряжение голоса, объем голосовой нагрузки. Естественно, если человек с не поставленным голосом даёт очень большую нагрузку, то мы получаем проблемы с голосовым аппаратом. Социальные факторы: многодетные матери, особенно с детьми от мелкого до подросткового возраста, которых нужно постоянно строить и до которых хоть ты тресни, но не достучишься, тоже имеют проблемы с голосовым аппаратом. Если дома есть слабослышащие пожилые родственники или плохо слышащие люди, то человек вынужден постоянно напрягать голос.

Очень горячая, раздражающая пища, большое количество специй, газированные напитки вредят слизистой оболочке, провоцируют проблемы желчного-кишечного тракта, провоцируют возникновение хронических заболеваниях гортани.

И, конечно, курение. Это 100° температуры, это вся таблица Менделеева, канцерогенные вещества. Сейчас электронные сигареты, вейпы – там содержатся определённые вещества, которые сами по себе могут давать гораздо более сильное раздражающее действие, нежели никотин. Кроме того, ароматизаторы могут быть достаточно сильными аллергенами и провоцировать отёк голосовых складок, хроническое воспаление.

Мы рекомендуем всем людям голосо-речевых профессий прислушиваться к своим ощущениям. Есть вокалисты, которые могут тоннами есть шоколад, и при этом голос не садится, хотя считается, что шоколад небезразличен для слизистой оболочки. Кто-то может выпить бокал красного вина и потерять на время голос, кому-то, наоборот, нужно перед выступлением бокальчик выпить, чтобы получить тонус. Если вы съедаете кусок перчёного мяса, запиваете его коньяком, и у вас голос идёт – пожалуйста, можете использовать, но не злоупотреблять. Если у вас после манной каши пропадает голос – значит, вы перед выступлением не едите манную кашу.

Ингаляции

Работа в замкнутом пространстве, в кондиционированном воздухе, жизнь в Москве, где достаточно загазованный воздух, ведёт к пересушиванию, раздражению слизистой оболочки, естественно, она требует ухода. Если для глаз применяют искусственную слезу, то мы рекомендуем абсолютно элементарные ингаляции через небулайзер всем лицам голосо-речевых профессий и даже людям, которым не нужен профессиональный голос, но в зимний период, когда пересыхает слизистая. Ингаляции либо со щелочной минеральной водой, либо обычный физиологический раствор, который даёт прекрасное увлажнение. Утро, вечер, по 10 минут, и вам жить будет намного легче.

Пение – это талант или ему можно научиться?

Если голос околдовывает, очаровывает слушателей, мы можем его слушать – это, конечно, природа и Божий дар. Насколько бы роскошным не был голос, всё равно нужна техника, чтобы голос не загнать. Можно ли человека научить петь? Конечно, можно научить любого человека, если у него есть слух, если он может адекватно интонировать. Другой вопрос в том, что насколько это всё можно слушать.

Слуху, к сожалению, научить нельзя. Если есть проблемы со слухом, то могут быть проблемы с голосом. Это одна из проблем людей со сниженным слухом, когда человек себя адекватно не слышит, когда он вынужден постоянно форсировать голос, чтобы получить адекватный ответ на свой слуховой анализатор, и в результате возникают заболевания голосового аппарата.

Как правильно дышать

Базовая дыхательная техника есть. Говоря научным языком, это диафрагмальный тип дыхания. То есть мы дышим, работаем во время дыхания передней брюшной стенкой, а не грудной клеткой, не работая плечами, это мягкая манера голоса – ведение-смыкание. Если у вас существует проблема такого плана, конечно, нужно заниматься с фонопедом, потому что всё абсолютно индивидуально. Мы всегда говорим про очные занятия, потому что человек не в состоянии адекватно себя оценить.

Надо обращаться к специалисту, потому что голос – достаточно тонкая материя. Лучше потратить время на контакт со специалистом, получить правильные, адекватные рекомендации. Потом мы можем человека отпустить на самостоятельные занятия с периодическим контролем, и он получит хороший результат.

Критерии для обращения к фониатру

Если у вас изменилась тональность, если простое изменение голоса после простуды, если в течение 10 дней - максимум двух недель у вас сохраняется охриплость, дискомфортные ощущения в горле, обязательно нужно показаться специалисту. Если голос садится на фоне полного здоровья, нет никаких простуд, но вдруг меняется тональность голоса, тембр, сила, обязательно нужно идти к специалисту. Курящие пациенты обязательно должны наблюдаться отоларингологом, потому что у всех есть хронический ларингит, который является предраковым заболеванием и требует наблюдения.

Люди, которые находятся в группе риска, помимо курильщиков, это люди, работающие в неблагоприятных условиях, повара в горячих цехах, люди, работающие в условиях повышенной температуры, загазованности, запылённости. То есть всё, что может провоцировать хроническое воспаление и более серьёзные заболевания.

Полезные советы

Максимально ограничивайте голосовую нагрузку. Мы немножко снижаем силу голоса, разговариваем в полголоса, постоянно тёплое питье, которое смягчает горло, и за счёт глотания вы рефлекторно снимаете напряжение. Любые растительные препараты, леденцы, которые дают смягчающий, противовоспалительный эффект. Если вы заболеваете, то великолепный эффект дают ингаляции с антисептиками, которые в некоторых ситуациях позволяют поймать воспаление на начальном этапе и не дать ему развиться. У нас сейчас достаточно насыщенный рынок различными фармакологическими комплексными препаратами, которые позиционируются как препараты для лечения именно голоса, охриплости. Препаратов достаточно много, они все имеют неплохой эффект, но как любое лекарственное средство, одному подойдёт одно, второму подойдёт другое. Если сухой воздух, естественно, стоит ставить увлажнитель.

Существует древний рецепт вокалистов и артистов, который называется гоголь-моголь, когда смешиваются желток, сахар и коньяк. Смесь даёт неплохой смягчающий, обволакивающий, разогревающий эффект, но всё абсолютно индивидуально: кому-то он может помочь, у кого-то голос может попасть напрочь.

Мифы о голосе

Два мифа, которые достаточно распространены в профессиональной среде, особенно у вокалистов и драматических артистов. Первый – ни в коем случае нельзя удалять миндалины, потому что меняется тембр голоса, и второй – ни в коем случае нельзя трогать кривую носовую перегородку, потому что вы меняете резонатор, нарушается её функция и меняется тембр. И то, и другое является абсолютным вымыслом.

Тонзиллэктомия – даже не обсуждается, потому что эта операция выполняется по жизненным показаниям, если есть показания к тонзиллэктомии, то операцию нужно выполнять. Валентина Исаевна Фельдман-Загорянская, она была ведущим фониатром Большого театра и вообще Советского Союза, на достаточно большом числе исследований доказала, что правильно выполненная тонзиллэктомия и адекватно проведённый реабилитационный период никаким образом не влияет на качество голоса. Что касается операции септопластики по выправлению носовой перегородки, то правильно сделанная операция позволяет восстановить носовое дыхание, избежать развития хронических воспалительных процессов верхних дыхательных путей, и улучшается работа резонатора.

 

По материалам программы «Профилактика заболеваний» на Радио Медиаметрикс.

 

Приглашённый эксперт - Олег Павлихин, оториноларинголог, фониатр, ведущий научный сотрудник отдела микрохирургии гортани и фониатрии НИКИО им Л.И. Свержевского, фониатр Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, к.м.н.