Ингибиторы протонного насоса повышают риск преждевременной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний и рака

Прием ингибиторов протонного насоса, или протонной помпы (ИПП) - лекарств, используемых для лечения кислотного рефлюкса, язвы и изжоги, - связан с повышенным риском преждевременной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, хронических заболеваний почек и рака желудочно-кишечного тракта. Результаты исследований ученых Медицинского факультета Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) показывают постоянное превышение причинно-­специфической смертности даже среди пациентов без документированных желудочно-кишечных показаний для приёма препаратов, подавляющих кислоту.

Кроме того, исследование показало, что риск увеличивается с продолжительностью использования ИПП, даже когда лекарства принимаются в низких дозах.

Ингибиторы протонного насоса широко используются в качестве рецептурных или безрецептурных препаратов для снижения выработки желудочной кислоты. В России разрешены к применению шесть ИПП: омепразол, пантопразол, лансопразол, рабепразол, эзомепразол и декслансопразол. В США одобрены также шесть ИПП (указаны торговые наименования лекарств во время первых регистраций): омепразол (Losec), лансопразол (Prevacid), рабепразол (AcipHex), пантопразол (Protonix), эзомепразол (Nexium) и декслансопразол (Kapidex).

Исследователи проанализировали анонимные медицинские записи базы данных Департамента по делам ветеранов США, полученные с июля 2002 года по июнь 2004 года. Исследователи выделили 157 625 человек - в основном мужчин в возрасте 65 лет и старше - которым недавно были назначены ИПП, и 56 842 человека, которым недавно был назначен другой класс кислотоподавляющих препаратов - блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов. Наблюдения за пациентами - всего 214 467 человек - продолжались в течение 10 лет.

Исследователи установили, что:

•    В группе ИПП риск смерти был увеличен на 17% по сравнению с группой, принимавшей Н2-блокаторы.

•    Было зарегистрировано 45,20 избыточных смертей на 1000 пациентов, принимающих ИПП.

•    Использование ИПП было связано со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний, хронических заболеваний почек и рака желудочно-кишечного тракта. В частности. 15 на 1000 пользователей ИПП умерли от болезней сердца: 4 на 1000 - от хронического заболевания почек и 2 на 1000 - от рака желудка.

•    Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составила 88 в группе ИПП и 73 в группе Н2-блокаторов. Для рака желудка смертность была 6 в группе ИПП и 4 - в группе Н2-блокаторов. Смертность от хронического заболевания почек составляла 8 и четыре в группах ИПП и Н2, соответственно.

•    Среди пациентов без документированных показаний к применению препаратов, подавляющих кислоту (116 377), прием ИПП был связан с избыточной смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний (22.91%, доверительный интервал 11,89-33.57), хронических заболеваний почек (4.74; 1,53-8.05) и рака желудочно-кишечного тракта. (3.12; 0,91-5,44)

•    Прием ИПП не был связан с избыточной смертностью, связанной с язвенной болезнью (в качестве контроля отрицательных результатов).

•    Более половины людей, принимающих ИПП, делали это без медицинской необходимости, хотя данные не указывали, почему пациентам были назначены ИПП. Среди этой группы еще чаще встречались случаи смерти, связанные с ИПП: почти 23 человека на 1000 человек умирают от болезней сердца, почти пять на 1000 - от хронических заболеваний почек и три - от рака желудка.

Результаты подчеркивают важность того, что ИЦП следует применять только при наличии медицинских показаний и в течение минимально необходимой продолжительности.

 

https://www.bmj.com/content/365/bmj.l1580