Бывают случаи, когда ребёнку со взрослым разговаривать нельзя, нельзя отвечать на его просьбы и предложения. Как подобные ситуации объяснить ребёнку?

Психология

– Практически в любой ситуации, кроме бездомных собак, ребёнок должен не бояться просить помощи, не стесняться обращаться к взрослым людям за помощью. Но есть иная ситуация, в которой ребёнок должен понимать, что он не должен разговаривать или идти куда-то с незнакомым человеком. Наверное, это самый большой страх любого родителя. Что делать, как научить ребёнка, если к нему подошёл с разговором, с каким-то предложением незнакомец? Пример, приведённый психологом в телепередаче, оказался ужасающим, на мой взгляд: из 10 детей 9 ушли. Причём, каждому ребёнку мама, участвовшая в эксперименте, перед уходом сказала: я сейчас вернусь, никуда и не с кем не ходи. То есть, она проговорила ещё раз. Но каждый раз человек, который подходил, это был психолог, находил слова, находил повод взять ребёнка за руку и уйти. Что нужно сказать детям?

Да, они могут воспользоваться тем, что некоторые дети хотят, например, сниматься в кино. Многие дети хотят быть известными, участвовать в программе "Голос" и так далее, участвовать в конкурсах. Нужно объяснить ребёнку: что бы тебе ни говорили, ни предлагали, никуда и ни с кем идти нельзя. Если тебе предложили стать знаменитым и популярным, то мы можем всё обсудить. Мы можем сделать вместе, обратившись, куда нужно. Объяснить, что никакой чужой человек не может такое решить и куда-то его увести. Также могут сказать, что мама сейчас отошла, но она мне сказала тебя позвать и к ней отвести. Может быть, есть смысл договориться по поводу какого-то пароля, кодового слова. 

– Да, кодовое слово, на которое ребёнок должен отреагировать.  То есть, он прямо спрашивает напрямую, что мама сказала? Причём, надо придумать что-то совсем личное, домашнее, а не популярное слово. 
Да, может пригодиться, когда по телефону звонит родитель не со своего номера, могут быть ситуации. На просьбу выйти также может пригодиться кодовое слово. Конечно, нужно объяснить ребёнку, что его не надо никому рассказывать, вообще никому, совсем, – ни другу, ни по секрету, никак. Сделать его нашей тайной, чтобы было безопасно. Никому сообщать нельзя. Конечно, лучше пользоваться уже совсем в каких-то крайних ситуациях, чтобы он оставался дома, никуда не выходил и ни с кем не шел. 

С детьми помладше можно это проигрывать в играх; когда они играют, говорят за животных, за игрушки, то можно это проигрывать. Вообще, любые непонятные ситуации с детьми можно проигрывать. Опять же, чтобы узнать, что происходит в детском саду, достаточно поиграть в «садик». Допустим, ребёнок – воспитатель, то, скорее всего, он будет произносить именно те фразы, которые у них произносятся в саду. Так же с безопасностью тоже можно проиграть: зайчик потерялся, плачет, что зайчик должен сказать и сделать? В играх, в рисунках обыгрывать по поводу безопасности. В мультфильмах, фильмах показывать с разных сторон безопасность, о том, что может произойти, показать на конкретных примерах, а не просто словами проговаривать. Проговаривать во время доверительной беседы, не когда ребёнок играет, а ты между делом сказал, ребёнок может этого вообще не услышать, если он увлечен игрой. Или в машине вдруг вспомнил родитель, что надо сказать, а ребёнок увлечённо играет на планшете, телефоне, то есть, просто не поймёт. Важно ответить на все его вопросы; если он задаёт вопросы, значит, он это осознаёт и запомнит. То есть, будет какой-то толк. 

– Я слышала замечательный совет касательно того, как проговаривать с ребёнком ситуацию с незнакомцем, который обратился, предложил что-то, проезжал на машине, сказал: ой, у меня собачка убежала, помоги поймать, неси сюда, молодец.  И всё, ребёнок через секунду уже в машине. Очень хороший совет был: рассказать ребёнку о том, что никогда чужой взрослый не должен обращаться за помощью к ребёнку. Ребёнок должен понимать, что его может мама попросить выйти, прийти, принести, подать – всё, что угодно. Дойти отсюда туда, выйти из школы самому. Но ни один взрослый не должен просить помощи у маленького ребёнка. Если к тебе обращается человек за помощью, то ты должен реагировать единственным способом – нет. А если обращается слишком настойчиво, то ты должен привлечь внимание окружающих.