Как повысить заниженную самооценку?

Психология

Аня: «Мне 16 лет, я очень неуверенный в себе человек. Люди через 5 минут общения со мной начинают мной или командовать, или учить жизни. Все вокруг говорят, что я в себя не верю, мне нужно повышать самооценку, потому что я слишком обидчивая. Я не понимаю, как я могу это сделать, как вообще это происходит? Гордиться мне особенно нечем, мысленно я говорю себе, что я достойна уважения, что меня есть, за что любить, но как-то это не очень помогает».

 

Я сразу услышала фразу, «гордится мне особенно нечем». Здесь у меня есть сомнения: так ли нечем? Потому что гордиться нужно не обязательно только какими-то невероятными достижениями, красотой и т.д., гордиться нужно обязательно тем, что ты хороший человек, порядочный, прекрасная подруга, просто, что ты есть. Это необходимо замечать в себе.

– Рискну предположить, что здесь есть еще какие-то сложности, потому что прозвучала фраза: «Мысленно я говорю себе, что я достойна уважения, что меня есть, за что любить». Просто режет слух. Не кажется ли вам, что здесь есть еще некая отправка к другому пласту вопросов? На что это похоже? В 16 лет важно проанализировать разные моменты. Еще вся жизнь впереди, еще столько возможностей.

Если бы ко мне человек пришел с такой проблемой, то я бы обязательно поинтересовалась, как это было в родительской семье, как она ощущала, когда ее любят и ценят. Если здесь что-то не состоялось или человеку, ребенку в тот период не хватило той же самой любви и поддержки, тогда это один момент. Если же это просто связано с очень юным возрастом, потому что иногда в 16 лет мы не знаем, какие мы, и нам еще предстоит узнать, что мы замечательные друзья, что мы прекрасные члены коллектива и просто порядочные люди.

– Постараюсь представить себя Аней. Первый вопрос: как мне начать себя осознавать или понимать, кто я? Наверное, мне нужно сконцентрироваться на положительных качествах, то есть, пройтись по всем сферам моей жизни или как это делается? С чего ей начать Анне?

Вполне можно взять ручку и бумажку и записать всё то, что в себе нравится. Очень простой, но очень действенный совет. Можно разделить этот лист на несколько частей и написать, какая я, когда наедине с собой, со своими родителями и семьей, какая я в школе, какая я с друзьями. Когда человек произвел эти действия, он уже проделал определенную работу. Это можно проделывать чаще, ведь человек меняется, изменяется каждый раз, появляются новые достоинства, достижения.

– Почему, на ваш взгляд, люди через 5 минут с момента начала общения с Анной, начинают ею командовать или учить жить? Они чувствуют её неуверенность?

Да, конечно. Возможно, какие-то адаптивные, нужные защиты еще у нее не созрели, она оказывается очень незащищенной. Любое воздействие, любая критика, даже просто при общении окружающие чувствуют, насколько она не защищена, насколько она еще не знает, какая она.

– А где ей научиться защитным механизмам, может быть, даже внешним проявлениям уверенности в себе? Предположу, что в семье этого не получилось, раз мы имеем такой вопрос. Куда обратиться Ане, может быть, что-то порекомендуете почитать? Как увеличить количество знаний в этой области?

Можно много чего почитать. Мне бы все-таки хотелось, чтобы Аня поработала сама над собой. Можно посетить множество тренингов, но не выработать уверенности в себе. Главную работу личности придется проделать над самой собой самостоятельно. Тот замечательный листочек со списком сильных сторон Ане предстоит защищать. Ей предстоит выстроить защиту в общении с близкими или с другой социальной средой.  Также она может обратиться к своим друзьям, просто спросить, кто что думает по поводу её сильных сторон.

– Обратная связь может быть очень жестокой.

Ей предстоит научиться отстаивать свое хорошее.

– В таком возрасте хорошо иметь наставника, в идеале это родители. Может быть, все-таки к психологу обратиться?

Да, к психологу можно сходить.