Мы не подталкиваем, мы, скорее, пытаемся клиенту открыть то, что он и так знает, но что находится ещё вне поля его сознания. Например, человек считает, что, посмотревший на него без улыбки его начальник недоброжелателен по отношению к нему; если мы спросим у него: «Какие ещё есть объяснения, почему он посмотрел таким образом?» Человек может подумать и сказать: «Вообще-то, он на всех так смотрит. Вообще-то у нас сейчас отчетная пора. У него, наверное, плохое настроение». До его сознания доходит, что он взял очень узкий фокус своему первому объяснению. Он начинает расширять фокус, и, естественно, когда снимается вот идея, что недобрый взгляд обращен именно ко мне, то настроение улучшается. Это простой пример. Конечно, процедура «сократовского диалога» не так проста, как я описываю, в ней есть много специальных вопросов. Я приведу вам некоторые примеры: «Каковы аргументы за эту точку зрения? Каковы аргументы против этой точки зрения? Есть ли другое объяснение происходящего? Если это правда, что можно сделать с этой ситуацией?» и т.д.
© doctor.ru Все права защищены.