Что делать ребёнку в ситуации, если он находится один дома, в дверь ему позвонили, или что-то непонятное произошло внутри дома?

Психология

– Есть ситуации, которые, действительно, требуют чёткого исполнения инструкции. Ребёнок один дома, у него дома что-то происходит, что именно – он не понимает, будь то запах неприятный, дым или что-то ещё. Или что-то происходит за дверью, и он не знает, как ему реагировать. Такие ситуации вполне возможны, все мы можем выбежать за хлебом, оставив дома школьника семи лет, это нормально. Что нужно объяснить ребёнку, какую инструкцию ему дать для, чтобы он не растерялся? 

Конечно, все рассказывали детям сказку «Семеро козлят», и вроде они думают: да, конечно, я всё знаю, я большой, я понимаю, я не буду никому ничего открывать. Но, к сожалению, сейчас мошенники используют более хитрые способы, о которых тоже желательно ребёнку рассказать.  Например, они могут позвонить, сказать, что у меня котёнок или щенок, зная, что дети очень любят животных.  Или акция какая-нибудь, розыгрыш, нужно всего лишь заполнить что-то. Иногда говорят, что мама попросила занести сумки, сейчас она подойдёт, или представляются другом папы, папа сказал, что сейчас подойдёт, пусти меня, я его подожду. Разные ситуации могут возникать, в основном расчёт на психологию детей. 

– Иногда бьют по самому больному, говорят, что маме стало плохо, открой. Ребёнок пугается за здоровье мамы и в этот момент уже не способен соображать, или даже понимает: если маме плохо, то я не могу позвонить маме. Что объяснить? 

Желательно, чтобы дома был список основных телефонов, его можно повесить на видное место и объяснить ребёнку, что в непонятных ситуациях он может позвонить. Понятно, что в мобильном телефоне эти номера тоже желательно иметь, но мобильный телефон может быть недоступен, или его надо искать. 
– У детей они бывают очень часто разряжены в данный момент. 
Городским телефоном воспользоваться. Если у него есть часы-телефон, то это хорошо, он позвонит, сообщит. Желательно, чтобы были телефоны близких родственников, мамы, папы, бабушек, дедушек, тех, к кому он может обратиться за помощью. Может получиться, что он кому-то не дозвонился, тогда чтобы был другой телефон.  Опять же, у взрослого телефон может быть недоступен или разряжен. Поэтому должно быть несколько вариантов.

Дети постарше могут из любопытства выглянуть за дверь, когда что-то непонятное происходит за дверью – объяснить, что всё равно нельзя. Они должны знать телефон полиции, пожарной, если какое-то задымление происходит. Или дома что-то непонятное, а он до близких родственников дозвониться не смог, то тогда он должен знать телефоны экстренной помощи. Надо заранее научить, что нужно говорить по существу. То есть, сказать: меня зовут так-то, адрес такой-то, у меня происходит то-то. В стрессовой ситуации ребёнок может растеряться, позвонить и начать плакать, например, или эмоционально пытаться что-то объяснить, а нужно, чтобы люди понимали, что происходит. Для детей 6-7 лет можно повесить памятку, чтобы он чётко знал, как и куда звонить, сказать адрес, ситуацию, и тогда ему помогут.