Как общаться с ребёнком, чтобы выстроить доверительные отношения?

Психология

– Чтобы он точно знал, что мама возьмёт его сторону, а не скажет: «Воспитательница тебя наказала, а я тебе ещё и дома добавлю». Или хотя бы он не думал, что мама так может сказать.

 

В любом случае, с ребёнком должны быть доверительные отношения, чтобы он мог поделиться с вами. Для этого нужно находить время. Понятно, что все работают, взрослые заняты, но обязательно нужно какое-то время находить, отложить все свои дела, сесть и пообщаться с ребёнком. Часто бывает, что дети перед сном или вечером любят делиться своими какими-то делами, которые у них происходили, даже если днём, приходя из школы, садика, скажут, что всё нормально, ничего не было. Важно, чтобы родители при общении с ребёнком отложили телефоны и всё остальное, полностью посвятили себя ребёнку. Желательно, чтобы был контакт глаз, чтобы ребёнок видел, понимал, что его слушают. Родители строят доверительные отношения, действительно, каждый день и от души выслушивают ребёнка заинтересованно, не считая, что это какие-то неинтересные детские проблемы, пустяки и так далее. Для ребёнка важно и интересно, если он об этом рассказывает и переживает. Можно какие-то привести примеры, может быть, из своего детства, или из жизни старшей сестры, брата. 

– Вообще, все дети очень любят слушать, что у тебя то же самое было в детстве. Начинаешь говорить: «А вот у меня…», и все затихают. Точно так же дети любят слушать, какие они маленькие были.

 Да, проговаривать с ними какие-то ситуации и главное – не обвинять их сразу. Почему ребёнок может бояться говорить родителям? Потому что он рассказывает им, а первая их реакция: «Ты такой-сякой, что же ты так сделал, ты же ты меня так подвёл!». Родители сразу с критикой на него кидаются и пытаются его обвинять; конечно, ребёнок в следующий раз подумает, вообще, говорить или нет маме об этом, папе.

Важно сначала выслушать ребёнка, спросить его, что он при этом чувствовал, чтобы он попробовал объяснить ситуацию, почему и как это произошло. Также это касается школы, даже чаще. Учителя пишут замечания, бывает, что им некогда просто разбираться в ситуации, прав ребёнок или виноват. Но важно проговорить это с ребёнком; опять же, не критиковать его, а выслушать и попробовать понять, почему он так поступил. Обсудить с ним, может быть, на каких-то своих примерах объяснить, как можно было бы поступить. Не давать конкретно оценку, что он плохой, а именно с ним обсуждать. Чтобы такие доверительные отношения складывались, это необходимо делать каждый день. 

– Чтобы были доверительные отношения, ребёнок должен чувствовать и понимать, что его родители всегда, в первую очередь выберут, займут его сторону и будут его защищать. Конечно, они разберутся, если он будет виноват, возможно, он понесёт наказание. Но, в первую очередь, они являются его защитниками – это надо донести, начиная с самого маленького возраста.