Насколько эффективно медицинское образование в России, что можно улучшить, каким образом выстраивать взаимодействие с кадрами, которые оканчивают медицинские вузы?

Организация здравоохранения

Я не очень доволен результатами существующего медицинского образования. Я провел анкетирование врачей, которые проходят повышение квалификации, я сделал анкету с достаточно простыми вопросами, касающимися понятий, используемых в биотехнологиях и высоких технологиях. Очень низкий процент правильных ответов. При этом людям было разрешено пользоваться гаджетами. В исследовании участвовало несколько сотен человек. Это будет статья, которая войдет в мою следующую научную работу.

Наш президент совершенно правильно сказал, что надо повышать уровень квалификации врачей, людей, которые уже окончили институт и работают. Надо давать новые знания, учитывая развитие той же там биоинформатики, новых биотехнологий и высоких технологий в медицине. Это целая переподготовка, целая программа, которую надо реализовать. Проблема заключается в том, медицина очень сильно изменилась. Когда я учился, Первый мед был лучшей школой. Во Втором меде был факультет подготовки, медико-биологический факультет. Сейчас время изменилось, медицина очень сильно технологизировалась. Очень много новых знаний, которые не даются врачам в достаточном объеме. Потому что существует замкнутый круг: преподают те же люди, которые преподавали 20-30 лет назад, подаются те же знания. Они ценные, но появились новые знания, которые могут дать специалисты в своей области, ученые, физики, математики, химики. Я бы увеличил роль именно этих людей в преподавании. 

На мой взгляд, существует два проблемы. Первая проблема – это здравоохранение сегодняшнего дня, нехватка врачей, медсестер. Это то, что решают медицинские вузы, это первая задача Минздрава. Мы сюда не лезем. Есть и другая проблема: что будет завтра? Завтра будет немного другая медицина, которая требует гораздо больших знаний. Чтобы подготовить полноценного врача для работы с высокими технологиями, нужно увеличивать время подготовки до 8 лет как в большей части западных систем. При этом давать гораздо больше базовых знаний, физику, химию, биологию.

Но чтобы не нанести вред тому, что у нас и так врачей не хватает, должна быть небольшая группа врачей, которая будет готовить этих специалистов. Это именно те люди, которые будут заниматься медицинской наукой, а не первичной практикой, будут обучать молодых врачей следующего поколения. Нам нужны новые преподавательские кадры, которые будут учить врачей, как использовать по полной технологии, которые уже есть.

Я очень оптимистично рассчитываю, что через 10 лет мы получим первый полноценный результат. Надеюсь, что наша экономика будет лучше, мы будем в порядке и сможем конкурировать хотя бы с Европой. Народ не будет уезжать так активно. Государство тратит деньги на образование, если мы хотим подготовить элитных специалистов, можем, надо обязать их потом хотя бы года три отработать. Нет никакого рецепта, чтобы люди не уезжали из страны. Если у человека есть стремление, ничего с этим не сделаешь.