Как помочь ребенку нормально относиться к плохим оценкам, вообще к любым оценкам?

Психология

Наталья: «У меня очень ранимый ребенок, любую критику воспринимает близко к сердцу. Очень переживает из-за отметок в школе. У меня у самой были «тройки», и я очень спокойно отношусь к его отметкам, мне все равно. Главное, чтобы хорошие оценки он получал в старших классах. Но впереди еще 7 лет. Как мне помочь ребенку нормально относиться к плохим оценкам, вообще к любым оценкам? Не хочу, чтобы он плакал из-за такой ерунды». Пожалуй, Наталья больше исключение, чем классический пример отношения родителей к оценкам детей.

 

Я тоже удивилась, когда услышала: мама воспринимает спокойно, а ребенок волнуется. Вероятнее всего, где-то он сталкивался и сталкивается с не очень хорошей оценкой своих успехов.

– Кроме отношения мамы, правильного или доброго, есть же еще общество. Возможно, кто-то из членов семьи тоже даёт свою оценку.

Было бы хорошо, чтобы другие члены семьи разделяли взгляды мамы. Маме самой, конечно, нужно продолжать любить ребенка, не взирая ни на что.

– Предположим, со стороны общества, в школе идет формирование неких стереотипов: если у тебя «двойки» и «тройки», то ты плохой. Воздействие, буквально, на личностном уровне. Это же неправильно? Ты, как личность, от школьных оценок не зависишь.

Конечно, неправильно. Двойки и тройки совершенно не показатель того, что ребенок плохой. Это не показатель того, что он потом в жизни не состоится. Есть много примеров того, что троечники и двоечники становились замечательными людьми и много чего добивались.

– Как Наталье защитить ребенка от таких стереотипов?

Защитить от социума, от окружения очень сложно, мы не можем повлиять на каждого. Самое главное для ребенка – его мама, его ближайшее окружение, насколько они ребенка поддерживают.

– На ребенка явно кто-то оказывает еще дополнительное влияние, причем, такое мощное, что оно мощнее влияния мамы. Может быть, у вас в запасе есть какой-то совет или какая-нибудь волшебная формула, что Наталье предпринять, чтобы ребенок спокойнее относился к своим оценкам?

К сожалению, нет волшебной формулы. Если бы она была, я бы ей поделилась. Я думаю, что Наталья уже что-то предприняла, поговорила с учителями, возможно, с детьми из класса, окружения, если есть данные, что они влияют на самооценку ребенка. Поговорить о том, что тройки – это нормально.

– Может быть, на самом деле никто не влияет? Может, так устроена психология ребенка?

Возможно, есть какая-то особая чувствительность. Мне кажется, в таком случае сложно разобраться в этом самостоятельно. Желательно сводить ребенка к детскому психологу. Игровая терапия хорошо помогает. Есть ограничение, в котором родители могут разобраться.